HMS Vanguard
Модераторы: Roman Roganov, FreeLander, Valentin Demin
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
Re: HMS Vanguard
Барка корабля третьего ранга всегда была красиво оформлена и богато оснащена. Барку часто использовали на различного рода праздниках и в церемониях.
Рыбины лежали, как обычно, на шпангоутах, зазоры между ними были минимальны. Рыбины образовывали слегка вогнутый (а не прямой, как предлагает Амати!) «полик». На «полике» барок и пинасов размещали специальную многослойную пропитанную ткань, напоминающую современный линолеум, с рисунком в виде шашечек. Поэтому рыбины были не видны, так же, как и кильсон.
И вновь мы встречаем уникальную деталь адмиральской/капитанской барки или пинаса. По обе стороны от «полика», прямо по краю линолеума (я это говорю, чтобы вы пригляделись к фотографиям в эти места, фотографии надо открывать в новой вкладке и увеличивать), вдоль ДП шлюпки располагались небольшие брусья с выступающими зубьями. Зубья обычно были под банками, и их трудно заметить. Эти зубья являлись упорами для съёмных горизонтальных планок, называемых подножки. Подножки, как нетрудно догадаться, служили для упора ног тех гребцов, которые сидят на соседней банке впереди. Подножки характерны для барок и пинасов: из-за более округлого сечения корпуса, «полик» не позволял ступням гребцов располагаться на одном уровне. Сечение подножек круглое, в районе зубьев – квадратное.
На кормовом пайоле (напомню, пайол - съёмная палуба под ногами пассажиров) так же присутствовала ткань - «линолеум», часто шашечки на пайоле отличались расцветкой от шашечек «полика». На кормовом пайоле иногда вместо линолеума стелился паркет из разных пород древесины, с рисунком в виде традиционной розы ветров. Носовой пайол (если он присутствовал) имел линолеум с украшением в виде шашечек. Понятно, что видимых рустерных решёток у пайолов не было.
После спуска барки с корабля на воду, на пассажирские сидения и на заспинник, а так же на волноотбойные бортики в районе пассажирских мест, укладывали ковры или атласную ткань с бахромой по окантовке, причём, ткань могла пафосно свисать с бортов, почти касаясь воды.
Ещё одна интересная деталь у барок и пинасов: пояс ширстрека не заканчивался на транце, а продолжался далее, наружу шлюпки за транец, и к этому поясу прикреплялся декоративно-фасонного вида щит, и к нему не крепилась никакая остальная обшивка шлюпки, кроме ширстрека. Этот щит, установленный на досках ширстрека, вынесенный за руль, весьма шикарно украшался витиеватой росписью. Данный декоративный элемент выполнял своеобразную роль герба. На него наносились вензеля и прочая геральдическая роспись. Щит просуществовал довольно долго, он есть на 32-футовой барке, перевозившей тело погибшего адмирала Нельсона (1805, хранится в музее Портсмута), он встречается так же на чертеже 34-ф барки 1808 года. Моделистам, кто вынужден делать 32-футовый пинас (т.е. 1800), делать декоративный щит не надо. После 1809 года уже все 32-ф барки и 32-ф пинасы полностью лишились этого щита.
Транец барки отличался от транцев других шлюпок наличием металлических хомутов, расположенных внутри, чуть в стороне от линии ДП, чтобы не мешать румпелю. В эти хомуты вставлялся флаг. Так же флаг мог располагаться в носовой части барки, он устанавливался флагштоком в отверстие для мачты в первой гребной банке.
Рыбины лежали, как обычно, на шпангоутах, зазоры между ними были минимальны. Рыбины образовывали слегка вогнутый (а не прямой, как предлагает Амати!) «полик». На «полике» барок и пинасов размещали специальную многослойную пропитанную ткань, напоминающую современный линолеум, с рисунком в виде шашечек. Поэтому рыбины были не видны, так же, как и кильсон.
И вновь мы встречаем уникальную деталь адмиральской/капитанской барки или пинаса. По обе стороны от «полика», прямо по краю линолеума (я это говорю, чтобы вы пригляделись к фотографиям в эти места, фотографии надо открывать в новой вкладке и увеличивать), вдоль ДП шлюпки располагались небольшие брусья с выступающими зубьями. Зубья обычно были под банками, и их трудно заметить. Эти зубья являлись упорами для съёмных горизонтальных планок, называемых подножки. Подножки, как нетрудно догадаться, служили для упора ног тех гребцов, которые сидят на соседней банке впереди. Подножки характерны для барок и пинасов: из-за более округлого сечения корпуса, «полик» не позволял ступням гребцов располагаться на одном уровне. Сечение подножек круглое, в районе зубьев – квадратное.
На кормовом пайоле (напомню, пайол - съёмная палуба под ногами пассажиров) так же присутствовала ткань - «линолеум», часто шашечки на пайоле отличались расцветкой от шашечек «полика». На кормовом пайоле иногда вместо линолеума стелился паркет из разных пород древесины, с рисунком в виде традиционной розы ветров. Носовой пайол (если он присутствовал) имел линолеум с украшением в виде шашечек. Понятно, что видимых рустерных решёток у пайолов не было.
После спуска барки с корабля на воду, на пассажирские сидения и на заспинник, а так же на волноотбойные бортики в районе пассажирских мест, укладывали ковры или атласную ткань с бахромой по окантовке, причём, ткань могла пафосно свисать с бортов, почти касаясь воды.
Ещё одна интересная деталь у барок и пинасов: пояс ширстрека не заканчивался на транце, а продолжался далее, наружу шлюпки за транец, и к этому поясу прикреплялся декоративно-фасонного вида щит, и к нему не крепилась никакая остальная обшивка шлюпки, кроме ширстрека. Этот щит, установленный на досках ширстрека, вынесенный за руль, весьма шикарно украшался витиеватой росписью. Данный декоративный элемент выполнял своеобразную роль герба. На него наносились вензеля и прочая геральдическая роспись. Щит просуществовал довольно долго, он есть на 32-футовой барке, перевозившей тело погибшего адмирала Нельсона (1805, хранится в музее Портсмута), он встречается так же на чертеже 34-ф барки 1808 года. Моделистам, кто вынужден делать 32-футовый пинас (т.е. 1800), делать декоративный щит не надо. После 1809 года уже все 32-ф барки и 32-ф пинасы полностью лишились этого щита.
Транец барки отличался от транцев других шлюпок наличием металлических хомутов, расположенных внутри, чуть в стороне от линии ДП, чтобы не мешать румпелю. В эти хомуты вставлялся флаг. Так же флаг мог располагаться в носовой части барки, он устанавливался флагштоком в отверстие для мачты в первой гребной банке.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
Re: HMS Vanguard
Существует модель 32-футовой адмиральской барки, изготовленная для дополнения к модели корабля Виктори по состоянию на проект 1758 года, предположительно в модельной мастерской Чатемской верфи под контролем непосредственно Сюрвейера Флота, автора проекта корабля Виктори, сэра Томаса Слэйда.
У барки модели Виктори другое цветовое оформление внутренней поверхности бортов. Вместо железного сурика показана имитация окраски минеральной охрой. Модель барки потемнела от времени (ей уже 260 лет!) и покрылась патиной, отчего можно подумать, что цвет внутренних деталей коричневый. Понятно, что 1758 году желтый цвет внутреннего убранства модели был светлее и ярче. Секции «филёнок» распределены по всему корпусу, они присутствуют даже на рулевом посту, и, что уж совсем редкость, они видны под банками – до «полика», есть они и на заспиннике кормового пассажирского сидения. Обращает на себя внимание окантовка секций, проведённая черными и желтыми линиями. Цвет секций – красный. На секциях нарисован орнамент батальной тематики, столь популярный в те годы в украшении кораблей. Секции «филёнки» под банками гребцов сделаны скорее для зрительной иллюзии силового набора и не имеют орнамента. Этот приём имитации фальшивых каркасов широко использовался в архитектуре, в росписи стен дворцов и прочих. Нельзя не отметить малую толщину заспинника и орнамент на нём. Ящики под пассажирскими сидениями для вещей офицеров не имеют передней стенки, и на фото заметны треугольные раскосы, поддерживающие сидения.
Ну, а в музее Портсмута можно полюбоваться "дочкой" этой барки. Эта шлюпка известна как "барка Нельсона":
У барки модели Виктори другое цветовое оформление внутренней поверхности бортов. Вместо железного сурика показана имитация окраски минеральной охрой. Модель барки потемнела от времени (ей уже 260 лет!) и покрылась патиной, отчего можно подумать, что цвет внутренних деталей коричневый. Понятно, что 1758 году желтый цвет внутреннего убранства модели был светлее и ярче. Секции «филёнок» распределены по всему корпусу, они присутствуют даже на рулевом посту, и, что уж совсем редкость, они видны под банками – до «полика», есть они и на заспиннике кормового пассажирского сидения. Обращает на себя внимание окантовка секций, проведённая черными и желтыми линиями. Цвет секций – красный. На секциях нарисован орнамент батальной тематики, столь популярный в те годы в украшении кораблей. Секции «филёнки» под банками гребцов сделаны скорее для зрительной иллюзии силового набора и не имеют орнамента. Этот приём имитации фальшивых каркасов широко использовался в архитектуре, в росписи стен дворцов и прочих. Нельзя не отметить малую толщину заспинника и орнамент на нём. Ящики под пассажирскими сидениями для вещей офицеров не имеют передней стенки, и на фото заметны треугольные раскосы, поддерживающие сидения.
Ну, а в музее Портсмута можно полюбоваться "дочкой" этой барки. Эта шлюпка известна как "барка Нельсона":
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
Re: HMS Vanguard
На поздних барках и пинасах внутренняя обшивка могла ограничиваться лишь внутренним фризом – сказывалось урезание бюджета после войны. Повторю: исчезает щит на корме. Однако адмиралы и капитаны могли себе позволить улучшить казённую шлюпку на свой вкус и вес кошелька.
На фотографиях изометрических изображений барки, созданных Аланом МакГоуэном, барки показаны совсем бедными, с внутренним оснащением, как у простых шлюпок, то есть, без внутренней обшивки, фриза и герба. Коллеги, кто будет пользоваться этими картинками, учтите, что они показывают барку и пинас на период после окончания наполеоновских войн. Учтите так же, что наши 74-х пушечные корабли в 1812-14 годах массово выводились в запас, списывались, продавались, переделывались в халки, плавучие тюрьмы, лазареты, склады или разбирались на дрова – их век закончился. А значит, примеры шлюпок более позднего периода для них не совсем корректны.
Работами МакГоуэна удобно пользоваться для изучения конструкции корпусов шлюпок. Но сами изометрии не являются призывом к действию. Как бы там ни было, исторические чертежи показывают поздние 32-ф барки в разной степени оснащения.
После 1800 года для 74-х пушечных кораблей 3 ранга вместо 32-ф адмиральской барки теперь поставлялся 32-ф пинас. Правда, это не совсем сходится с тем обстоятельством, что и после 1800 года 74-х пушечные корабли продолжали служить флагманами, и на их борту находились адмиралы, вице- и контр-адмиралы. Понятно, что таким образом Адмиралтейство стремилось сэкономить. Отличие пинасов от барок в данном случае расплывчато, единственное, что я отмечу, это отсутствие внутренней обшивки на участках от банок до «полика» и исчезновение щита и планширя. По деталировке можно воспользоваться данными Д. Стила. Учтите, что Регламент 1800 года не запрещал дооснащать шлюпки самостоятельно, и 32-ф пинасы какого-нибудь «Беллерофона» или «Рамиллиеса» порой могли щеголять убранством покруче, чем 32-ф барка у соседа: адмиралы и капитаны любили похвастать друг перед другом. Есть исторические подтверждения, что 32-ф пинасы по оформлению не уступали 32-ф баркам (даже в случае упомянутого Беллерофона).
На фотографиях изометрических изображений барки, созданных Аланом МакГоуэном, барки показаны совсем бедными, с внутренним оснащением, как у простых шлюпок, то есть, без внутренней обшивки, фриза и герба. Коллеги, кто будет пользоваться этими картинками, учтите, что они показывают барку и пинас на период после окончания наполеоновских войн. Учтите так же, что наши 74-х пушечные корабли в 1812-14 годах массово выводились в запас, списывались, продавались, переделывались в халки, плавучие тюрьмы, лазареты, склады или разбирались на дрова – их век закончился. А значит, примеры шлюпок более позднего периода для них не совсем корректны.
Работами МакГоуэна удобно пользоваться для изучения конструкции корпусов шлюпок. Но сами изометрии не являются призывом к действию. Как бы там ни было, исторические чертежи показывают поздние 32-ф барки в разной степени оснащения.
После 1800 года для 74-х пушечных кораблей 3 ранга вместо 32-ф адмиральской барки теперь поставлялся 32-ф пинас. Правда, это не совсем сходится с тем обстоятельством, что и после 1800 года 74-х пушечные корабли продолжали служить флагманами, и на их борту находились адмиралы, вице- и контр-адмиралы. Понятно, что таким образом Адмиралтейство стремилось сэкономить. Отличие пинасов от барок в данном случае расплывчато, единственное, что я отмечу, это отсутствие внутренней обшивки на участках от банок до «полика» и исчезновение щита и планширя. По деталировке можно воспользоваться данными Д. Стила. Учтите, что Регламент 1800 года не запрещал дооснащать шлюпки самостоятельно, и 32-ф пинасы какого-нибудь «Беллерофона» или «Рамиллиеса» порой могли щеголять убранством покруче, чем 32-ф барка у соседа: адмиралы и капитаны любили похвастать друг перед другом. Есть исторические подтверждения, что 32-ф пинасы по оформлению не уступали 32-ф баркам (даже в случае упомянутого Беллерофона).
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
Re: HMS Vanguard
Итак, рассмотрим некий теоретический 32-ф пинас 1800 года в абстрактной «бедной комплектации».
32-футовый пинас.
Количество банок и вёсел, а так же многое другое – аналогично 32-ф барке. Основные размеры деталей, указанные в разделе «32-ф барка», применимы и для 32-ф пинаса, равно как те данные, что я приведу чуть ниже для 32-ф пинаса, годны для 32-ф барки.
У 32-ф пинасов продольная банка на тех более-менее детализированных изображениях, что встречались мне, присутствует. Думаю, для столь многочисленного личного состава экипажа 74-пушечного корабля (включая офицеров минимум двух рот морской пехоты), уместно иметь на пассажирской шлюпке как можно больше посадочных мест. Продольная банка имеет фасонные кромки, аналогично гребным банкам.
Планширь на 32-ф пинасе мог отсутствовать (на барке – присутствует).
Первая банка (она может быть соединена с носовым пассажирским сидением) и шестая банка имеют отверстия для мачт,
Ширина всех банок 3,53 мм
Толщина 1,06 мм
Первая, шестая (на миделе) и последняя банка имели кницы толщиной 0,79 мм, остальные банки – съёмные и без книц. Поздние кницы – металлические полосы.
Пассажирские сидения на корме
Ширина 3,88 мм
Толщина 0,44 мм
Подлегарс
Ширина 2,29 мм
Толщина 0,35 мм
Брештук – аналогичен брештуку баркаса, но имеет более острый угол размаха рук, потому что обводы носовой части барки или пинаса более острые, чем у баркасов. Брештук располагался на высоте привального бруса.
Длина 7,76 мм
Толщина 0,71 мм
Ширина рук брештука при виде сверху (в плане) 1,41 мм
Киль
Толщина 1,32 мм
Высота ниже шпунта 1,76 мм
Шпангоуты
Ширина 0,62 мм
Толщина 0,53 мм
Кильсон
Ширина 3,7 мм
Толщина 0,53 мм
Рыбины
Ширина - переменная
Толщина 0,35 мм
Планширь (у барки, а на пинасе - если был)
Ширина 1,85 мм
Обшивка
Толщина 0,31 мм
Ширстрек
Ширина 2,82 мм
Толщина 0,31 мм
Ширстрек барок и пинасов имел более богатую роспись, чем аналогичный элемент у баркаса. После 1800 года роспись ширстрека на пинасах могла отсутствовать.
Привальный брус. Повторю, что на шлюпках так называют пояс на внутренней поверхности борта, проходящий прямо под планширем, удерживающий шпангоуты и планширь, ответная деталь ширстреку. На 32-ф барках и 32-ф пинасах, как я говорил, привального бруса не видно: от планширя до банок проходил декоративный пояс панелей внутренней обшивки, внутренний фриз. Если декоративная обшивка «внутренний фриз» отсутствует, то привальный брус виден, по данным Стила, его размеры в нашем масштабе будут таковы:
Ширина 0,88 мм
Толщина 0,71 мм
Подширстрековый пояс
Ширина 2,87 мм
Толщина 0,4 мм
Транец
Толщина 0,71 мм
Кницы транца в плане довольно «худые», что явно связано с особенностью расположения сидений рулевого. А вот толщина книц нормальная, 0,71 мм
Руль
Толщина 0,44 мм
Рули барок и пинасов выделялись замысловатым фасонным профилем пера и причудливо изогнутым румпелем.
Ранние барки и пинасы не имели отбойников на планшире, могли не иметь и сам планширь. К середине 18 века появились носовые и кормовые волноотбойные бортики, в конце века к ним добавились съёмные отбойники в центральной части, в начале 19 века эти волноотбойные бортики стали постоянными.
32-футовый пинас.
Количество банок и вёсел, а так же многое другое – аналогично 32-ф барке. Основные размеры деталей, указанные в разделе «32-ф барка», применимы и для 32-ф пинаса, равно как те данные, что я приведу чуть ниже для 32-ф пинаса, годны для 32-ф барки.
У 32-ф пинасов продольная банка на тех более-менее детализированных изображениях, что встречались мне, присутствует. Думаю, для столь многочисленного личного состава экипажа 74-пушечного корабля (включая офицеров минимум двух рот морской пехоты), уместно иметь на пассажирской шлюпке как можно больше посадочных мест. Продольная банка имеет фасонные кромки, аналогично гребным банкам.
Планширь на 32-ф пинасе мог отсутствовать (на барке – присутствует).
Первая банка (она может быть соединена с носовым пассажирским сидением) и шестая банка имеют отверстия для мачт,
Ширина всех банок 3,53 мм
Толщина 1,06 мм
Первая, шестая (на миделе) и последняя банка имели кницы толщиной 0,79 мм, остальные банки – съёмные и без книц. Поздние кницы – металлические полосы.
Пассажирские сидения на корме
Ширина 3,88 мм
Толщина 0,44 мм
Подлегарс
Ширина 2,29 мм
Толщина 0,35 мм
Брештук – аналогичен брештуку баркаса, но имеет более острый угол размаха рук, потому что обводы носовой части барки или пинаса более острые, чем у баркасов. Брештук располагался на высоте привального бруса.
Длина 7,76 мм
Толщина 0,71 мм
Ширина рук брештука при виде сверху (в плане) 1,41 мм
Киль
Толщина 1,32 мм
Высота ниже шпунта 1,76 мм
Шпангоуты
Ширина 0,62 мм
Толщина 0,53 мм
Кильсон
Ширина 3,7 мм
Толщина 0,53 мм
Рыбины
Ширина - переменная
Толщина 0,35 мм
Планширь (у барки, а на пинасе - если был)
Ширина 1,85 мм
Обшивка
Толщина 0,31 мм
Ширстрек
Ширина 2,82 мм
Толщина 0,31 мм
Ширстрек барок и пинасов имел более богатую роспись, чем аналогичный элемент у баркаса. После 1800 года роспись ширстрека на пинасах могла отсутствовать.
Привальный брус. Повторю, что на шлюпках так называют пояс на внутренней поверхности борта, проходящий прямо под планширем, удерживающий шпангоуты и планширь, ответная деталь ширстреку. На 32-ф барках и 32-ф пинасах, как я говорил, привального бруса не видно: от планширя до банок проходил декоративный пояс панелей внутренней обшивки, внутренний фриз. Если декоративная обшивка «внутренний фриз» отсутствует, то привальный брус виден, по данным Стила, его размеры в нашем масштабе будут таковы:
Ширина 0,88 мм
Толщина 0,71 мм
Подширстрековый пояс
Ширина 2,87 мм
Толщина 0,4 мм
Транец
Толщина 0,71 мм
Кницы транца в плане довольно «худые», что явно связано с особенностью расположения сидений рулевого. А вот толщина книц нормальная, 0,71 мм
Руль
Толщина 0,44 мм
Рули барок и пинасов выделялись замысловатым фасонным профилем пера и причудливо изогнутым румпелем.
Ранние барки и пинасы не имели отбойников на планшире, могли не иметь и сам планширь. К середине 18 века появились носовые и кормовые волноотбойные бортики, в конце века к ним добавились съёмные отбойники в центральной части, в начале 19 века эти волноотбойные бортики стали постоянными.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
Re: HMS Vanguard
28-футовый пинас.
Семь банок
Восемь вёсел
Двадцать два шпангоута, один из них – поворотный (в носу).
Обязательная пассажирская шлюпка кораблей высших рангов английского флота. Этим пинасом пользовались младшие офицеры, мичманы и др.
Схож по конструкции с 32-футововой баркой или с 32-футовым пинасом, но в более скромном исполнении. Корабли рангом ниже так же имели 28-ф пинас, обычно снаряженный как капитанский.
У 28-ф пинаса под кормовыми пассажирскими сидениями тоже были ящики для вещей офицеров и инвентаря шлюпки. Пассажирские сидения кормы имели заспинник/заспинную доску. Этот пинас мог иметь только один пояс декоративный панелей внутренней обшивки, фриз. Поэтому шпангоуты, рыбины, кильсон, подлегарс были видны. Декоративного щита зачастую не было. Точно известно, что в 1798 году у 28-ф пинаса всё ещё были только носовой и кормовой отбойники (напротив пассажирских сидений), а остальные волноотбойные бортики отсутствовали.
28-ф пинас строился массово и был очень распространённой шлюпкой, и поэтому мог заметно отличаться в деталях в зависимости от производителя и даты изготовления.
28-ф пинас «вынужден быть» в некотором роде универсальной шлюпкой и мог перевозить грузы.
Есть три варианта исполнения кромки борта у 28-ф пинаса: 1) привальный брус и планширь являлись одной массивной деталью; 2) присутствовал только планширь, привального бруса не было; 3) привальный брус и планширь присутствовали оба (поздний вариант).
Киль
Ширина 1,32 мм
Высота от шпунта вниз 1,41 мм
Транец
Толщина 0,71 мм
Кницы транца толщиной 0,53 мм
Шпангоуты
Ширина 0,49 мм
Толщина 0,44 мм
Кильсон
Ширина 3,70 мм
Толщина 0,397 мм
Рыбины
Толщина 0,26 мм
Подлегарс
Ширина 1,46 мм
Толщина 0,309 мм
Банка на миделе (с отверстием для мачты)
Ширина 3,35 мм
Толщина 0,53 мм
Банки остальные и съёмные
Ширина 2,65 мм
Толщина 0,397 мм
Кницы банок толщиной 0,35 мм или железные полосы
Пассажирские сидения на корме
Ширина 3,88 мм
Толщина 0,397 мм
Обшивка
Толщина 0,31 мм
Ширстрек
Ширина 2,29 мм
Подширстрековый пояс
Ширина 2,29 мм
Привальный брус
Ширина (высота) 1,23 мм
Толщина 0,53 мм
Брештук
Ширина рук 0,71 мм
Толщина 0,53 мм
Планширь (если есть)
Ширина 1,41 мм
Руль
Толщина 0,35 мм
При изготовлении модели 28-ф пинаса вы можете смело оперировать вариантами деталировки, аргументируя это большим количеством построенных шлюпок и отсутствием точной документальной информации по деталировке пинасов хоть какого-либо корабля данного периода.
Что хорошо: нет проблем с историческими чертежами! Сохраните и вы себе:
Семь банок
Восемь вёсел
Двадцать два шпангоута, один из них – поворотный (в носу).
Обязательная пассажирская шлюпка кораблей высших рангов английского флота. Этим пинасом пользовались младшие офицеры, мичманы и др.
Схож по конструкции с 32-футововой баркой или с 32-футовым пинасом, но в более скромном исполнении. Корабли рангом ниже так же имели 28-ф пинас, обычно снаряженный как капитанский.
У 28-ф пинаса под кормовыми пассажирскими сидениями тоже были ящики для вещей офицеров и инвентаря шлюпки. Пассажирские сидения кормы имели заспинник/заспинную доску. Этот пинас мог иметь только один пояс декоративный панелей внутренней обшивки, фриз. Поэтому шпангоуты, рыбины, кильсон, подлегарс были видны. Декоративного щита зачастую не было. Точно известно, что в 1798 году у 28-ф пинаса всё ещё были только носовой и кормовой отбойники (напротив пассажирских сидений), а остальные волноотбойные бортики отсутствовали.
28-ф пинас строился массово и был очень распространённой шлюпкой, и поэтому мог заметно отличаться в деталях в зависимости от производителя и даты изготовления.
28-ф пинас «вынужден быть» в некотором роде универсальной шлюпкой и мог перевозить грузы.
Есть три варианта исполнения кромки борта у 28-ф пинаса: 1) привальный брус и планширь являлись одной массивной деталью; 2) присутствовал только планширь, привального бруса не было; 3) привальный брус и планширь присутствовали оба (поздний вариант).
Киль
Ширина 1,32 мм
Высота от шпунта вниз 1,41 мм
Транец
Толщина 0,71 мм
Кницы транца толщиной 0,53 мм
Шпангоуты
Ширина 0,49 мм
Толщина 0,44 мм
Кильсон
Ширина 3,70 мм
Толщина 0,397 мм
Рыбины
Толщина 0,26 мм
Подлегарс
Ширина 1,46 мм
Толщина 0,309 мм
Банка на миделе (с отверстием для мачты)
Ширина 3,35 мм
Толщина 0,53 мм
Банки остальные и съёмные
Ширина 2,65 мм
Толщина 0,397 мм
Кницы банок толщиной 0,35 мм или железные полосы
Пассажирские сидения на корме
Ширина 3,88 мм
Толщина 0,397 мм
Обшивка
Толщина 0,31 мм
Ширстрек
Ширина 2,29 мм
Подширстрековый пояс
Ширина 2,29 мм
Привальный брус
Ширина (высота) 1,23 мм
Толщина 0,53 мм
Брештук
Ширина рук 0,71 мм
Толщина 0,53 мм
Планширь (если есть)
Ширина 1,41 мм
Руль
Толщина 0,35 мм
При изготовлении модели 28-ф пинаса вы можете смело оперировать вариантами деталировки, аргументируя это большим количеством построенных шлюпок и отсутствием точной документальной информации по деталировке пинасов хоть какого-либо корабля данного периода.
Что хорошо: нет проблем с историческими чертежами! Сохраните и вы себе:
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
Re: HMS Vanguard
25-футовый катер.
Катера относились к шлюпкам, предназначенных для действий в открытом море, в отличие от «прибрежных» барок и пинасов. У катеров были универсальные задачи, но преимущественно они служили для доставки грузов, связи, перевозки личного состава. Катер отличается от пинаса, барки и баркаса наиболее заметной деталью, это обшивкой, так называемой «клинкерной», то есть, поясья обшивки были положены «внакрой», «внахлёст». Клинкерную обшивку имели так же ялы.
Интересная особенность: на катерах подширстрековый пояс, из-за укладки поясьев обшивки клинкером, визуально не отличался от другой обшивки. Порой, его можно узнать по традиционной окраске этого пояса в черный цвет (после 1800 г). Ещё одна особенность: могли отсутствовать буртики. Тогда положение поясьев обшивки снаружи «сверху вниз» выглядело так: волноотражающие бортики, планширь, ширстрек, подширстрековый пояс, простая обшивка, киль.
Шесть вёсел.
Шесть банок гребцов, из них четвёртая – с расширением и хомутом для мачты; первая банка соединена с носовым пассажирским сидением, над носовым пассажирским сидением могла быть съёмная балка для малой мачты и бушприта. Кницы присутствуют на первой, четвёртой и шестой банках гребцов, остальные банки гребцов – съёмные. Пассажирские сидения на корме имеют заспинник/заспинную доску, отделяющий места для пассажиров от поста управления.
Киль.
Высота от шпунта вниз 1,23 мм
Толщина 1,32 мм (это не опечатка: киль толще своей высоты, видимой нам до обшивки)
Транец
Толщина 0,53 мм
Шпангоуты
Ширина 0,49 мм
Толщина 0,4 мм
Кильсон
Ширина 0,35 мм
Толщина 0,4 мм
Рыбины
Толщина 0,26 мм
Подлегарс
Ширина 1,41 мм
Толщина 0,31 мм
Банка четвёртая (на миделе)
Ширина 3,18 мм
Толщина 0,53 мм
Банка первая
Ширина 3,53 мм
Толщина 0,71 мм
Банка кормовая (шестая)
Ширина 2,82 мм
Толщина 0,62 мм
Толщина книц первой, четвёртой, шестой банок 0,4 мм
Кормовые пассажирские сидения
Ширина 3,88 мм
Толщина 0,44 мм
Обшивка
Толщина 0,26 мм
Обшивка клинкерная, но надо учитывать, что к моменту захода поясьев в шпунт стема, а так же на транце и на шпунте дейдвуда обшивка становится гладкой.
Ширстрек
Ширина 2,12 мм
Толщина 0,26 мм
Подширстрековый пояс
мог отсутствовать, или
Ширина 1,76 мм
Толщина 0,27 мм
Привальный брус
Высота 0,26 мм
Толщина 0,79 мм
(так у Д. Стила: привальный брус очень мал по высоте при необычно большой толщине)
Планширь
Ширина 1,76 мм,
или планширь отсутствует
Руль
Толщина 0,35 мм
Нам нужно сделать два 25-футовых катера, и увы, с нуля. Поэтому ловите чертежи. Отличаться эти шлюпки "в пределах своего корабля" могут, по утверждению некоторых авторов, цветом ширстрека и узором на ширстреке. После 1800 года катера подвешивали на шлюпбалки в районе бизань-русленей.
Катера относились к шлюпкам, предназначенных для действий в открытом море, в отличие от «прибрежных» барок и пинасов. У катеров были универсальные задачи, но преимущественно они служили для доставки грузов, связи, перевозки личного состава. Катер отличается от пинаса, барки и баркаса наиболее заметной деталью, это обшивкой, так называемой «клинкерной», то есть, поясья обшивки были положены «внакрой», «внахлёст». Клинкерную обшивку имели так же ялы.
Интересная особенность: на катерах подширстрековый пояс, из-за укладки поясьев обшивки клинкером, визуально не отличался от другой обшивки. Порой, его можно узнать по традиционной окраске этого пояса в черный цвет (после 1800 г). Ещё одна особенность: могли отсутствовать буртики. Тогда положение поясьев обшивки снаружи «сверху вниз» выглядело так: волноотражающие бортики, планширь, ширстрек, подширстрековый пояс, простая обшивка, киль.
Шесть вёсел.
Шесть банок гребцов, из них четвёртая – с расширением и хомутом для мачты; первая банка соединена с носовым пассажирским сидением, над носовым пассажирским сидением могла быть съёмная балка для малой мачты и бушприта. Кницы присутствуют на первой, четвёртой и шестой банках гребцов, остальные банки гребцов – съёмные. Пассажирские сидения на корме имеют заспинник/заспинную доску, отделяющий места для пассажиров от поста управления.
Киль.
Высота от шпунта вниз 1,23 мм
Толщина 1,32 мм (это не опечатка: киль толще своей высоты, видимой нам до обшивки)
Транец
Толщина 0,53 мм
Шпангоуты
Ширина 0,49 мм
Толщина 0,4 мм
Кильсон
Ширина 0,35 мм
Толщина 0,4 мм
Рыбины
Толщина 0,26 мм
Подлегарс
Ширина 1,41 мм
Толщина 0,31 мм
Банка четвёртая (на миделе)
Ширина 3,18 мм
Толщина 0,53 мм
Банка первая
Ширина 3,53 мм
Толщина 0,71 мм
Банка кормовая (шестая)
Ширина 2,82 мм
Толщина 0,62 мм
Толщина книц первой, четвёртой, шестой банок 0,4 мм
Кормовые пассажирские сидения
Ширина 3,88 мм
Толщина 0,44 мм
Обшивка
Толщина 0,26 мм
Обшивка клинкерная, но надо учитывать, что к моменту захода поясьев в шпунт стема, а так же на транце и на шпунте дейдвуда обшивка становится гладкой.
Ширстрек
Ширина 2,12 мм
Толщина 0,26 мм
Подширстрековый пояс
мог отсутствовать, или
Ширина 1,76 мм
Толщина 0,27 мм
Привальный брус
Высота 0,26 мм
Толщина 0,79 мм
(так у Д. Стила: привальный брус очень мал по высоте при необычно большой толщине)
Планширь
Ширина 1,76 мм,
или планширь отсутствует
Руль
Толщина 0,35 мм
Нам нужно сделать два 25-футовых катера, и увы, с нуля. Поэтому ловите чертежи. Отличаться эти шлюпки "в пределах своего корабля" могут, по утверждению некоторых авторов, цветом ширстрека и узором на ширстреке. После 1800 года катера подвешивали на шлюпбалки в районе бизань-русленей.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
Re: HMS Vanguard
25-ф и другие различные катера в картинках
Последний раз редактировалось Игорь Тараканов Пн июн 25, 2018 5:24, всего редактировалось 1 раз.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
Re: HMS Vanguard
продолжение
18-футовый катер или 18-футовый ял.
Быстрые и лёгкие 18-ф катера и ялы хорошо зарекомендовали себя как средство скорой доставки сообщений или посыльных чинов между кораблями в море и в порту. Ялы отличались от катеров той же длины меньшим количеством вёсел или количеством банок. Ялы, в отличие от катеров той же длины, могли иметь обшивку вгладь.
Шестнадцать шпангоутов
Четыре банки для яла-четвёрки (третья банка не имеет книц),
как поздний (но не исключающий) вариант, три банки для яла-четвёрки, центральная банка с кницами. У трёхбаночного яла необычно длинные кормовые сидения. Мне не попадались изображений трехбаночного яла, датируемых ранее 1800 года.
Четыре весла для яла-четвёрки.
Четыре банки для яла-шестёрки (третья банка без книц), или как поздний вариант, три банки для яла-шестёрки, центральная банка с кницами.
Шесть весел для яла-шестёрки
Как вариант, шесть банок для 18-ф катера в четырёх- и шестивёсельном варианте.
Уключины у всех перечисленных вариантов могли располагаться как симметрично, так и в шахматном порядке.
Обшивка 18-ф катеров клинкерная, переходящая вгладь у шпунта стема, дейдвуда и на транце. Ялы тоже щеголяли клинкерной обшивкой, но могли встречаться 18-ф ялы с гладкой обшивкой.
18-ф ял и 18-ф катер – очень распространённые шлюпки рассматриваемого периода, потому что они поставлялась на корабли всех рангов. Поэтому можно встретить самые разнообразные варианты исполнения этого гребного судна. Шлюпки могли отличаться: уключинами, бортиками, наличием или отсутствием носового пассажирского сидения, наличием заспинника кормового пассажирского сидения, количеством шпангоутов, планширем или его отсутствием, количеством буртиков, наличием/отсутствием отбойников, конструкцией пайолов, рыбинами и тд.
Киль
Высота до шпунта 0,97 мм
Толщина 1,06 мм
Транец
Толщина 0,44 мм
Шпангоуты
Ширина 0,4 мм
Толщина 0,31 мм
Кильсон
Ширина 2,82 мм
Толщина 0,31 мм
Рыбины
Толщина 0,22 мм
Подлегарс
Ширина 1,23 мм
Толщина 0,26 мм
Все банки
Ширина 2,47 мм
Толщина 0,53 мм
Кницы банок (при четырёх банках третья банка книц не имела) толщиной 0,35 мм
Кормовые пассажирские сидения
Ширина 3,53 мм
Толщина 0,4 мм
Обшивка
Толщина 0,22 мм
Ширстрек
Высота 1,59 мм
Толщина 0,22 мм
Подширстрековый пояс
Высота 1,41 мм
Толщина 0,27 мм
Привальный брус
Высота 0,53 мм
Толщина 0,71 мм
Планширь
Ширина 1,59 мм
Руль
Толщина 0,31 мм
Я не буду перегружать сообщение картинками, потому что 18-футовые ялы и катера очень распространены, и найти их фотографии несложно.
На этом по деталировке шлюпок, пожалуй, всё.
18-футовый катер или 18-футовый ял.
Быстрые и лёгкие 18-ф катера и ялы хорошо зарекомендовали себя как средство скорой доставки сообщений или посыльных чинов между кораблями в море и в порту. Ялы отличались от катеров той же длины меньшим количеством вёсел или количеством банок. Ялы, в отличие от катеров той же длины, могли иметь обшивку вгладь.
Шестнадцать шпангоутов
Четыре банки для яла-четвёрки (третья банка не имеет книц),
как поздний (но не исключающий) вариант, три банки для яла-четвёрки, центральная банка с кницами. У трёхбаночного яла необычно длинные кормовые сидения. Мне не попадались изображений трехбаночного яла, датируемых ранее 1800 года.
Четыре весла для яла-четвёрки.
Четыре банки для яла-шестёрки (третья банка без книц), или как поздний вариант, три банки для яла-шестёрки, центральная банка с кницами.
Шесть весел для яла-шестёрки
Как вариант, шесть банок для 18-ф катера в четырёх- и шестивёсельном варианте.
Уключины у всех перечисленных вариантов могли располагаться как симметрично, так и в шахматном порядке.
Обшивка 18-ф катеров клинкерная, переходящая вгладь у шпунта стема, дейдвуда и на транце. Ялы тоже щеголяли клинкерной обшивкой, но могли встречаться 18-ф ялы с гладкой обшивкой.
18-ф ял и 18-ф катер – очень распространённые шлюпки рассматриваемого периода, потому что они поставлялась на корабли всех рангов. Поэтому можно встретить самые разнообразные варианты исполнения этого гребного судна. Шлюпки могли отличаться: уключинами, бортиками, наличием или отсутствием носового пассажирского сидения, наличием заспинника кормового пассажирского сидения, количеством шпангоутов, планширем или его отсутствием, количеством буртиков, наличием/отсутствием отбойников, конструкцией пайолов, рыбинами и тд.
Киль
Высота до шпунта 0,97 мм
Толщина 1,06 мм
Транец
Толщина 0,44 мм
Шпангоуты
Ширина 0,4 мм
Толщина 0,31 мм
Кильсон
Ширина 2,82 мм
Толщина 0,31 мм
Рыбины
Толщина 0,22 мм
Подлегарс
Ширина 1,23 мм
Толщина 0,26 мм
Все банки
Ширина 2,47 мм
Толщина 0,53 мм
Кницы банок (при четырёх банках третья банка книц не имела) толщиной 0,35 мм
Кормовые пассажирские сидения
Ширина 3,53 мм
Толщина 0,4 мм
Обшивка
Толщина 0,22 мм
Ширстрек
Высота 1,59 мм
Толщина 0,22 мм
Подширстрековый пояс
Высота 1,41 мм
Толщина 0,27 мм
Привальный брус
Высота 0,53 мм
Толщина 0,71 мм
Планширь
Ширина 1,59 мм
Руль
Толщина 0,31 мм
Я не буду перегружать сообщение картинками, потому что 18-футовые ялы и катера очень распространены, и найти их фотографии несложно.
На этом по деталировке шлюпок, пожалуй, всё.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
Re: HMS Vanguard
Фотографии, не уместившиеся в сообщения:
25-футовый катер:
34-футовый барказ:
Обшивка яла:
Ещё один чертёж 18-ф яла:
Поздний 32-ф пинас середины 19 века с диагональной обшивкой:
Пинас:
Размещение барказа Виктори по состоянию на 2017 год:
Ковёр для 28-ф пинаса, снаряженного как капитанский:
25-футовый катер:
34-футовый барказ:
Обшивка яла:
Ещё один чертёж 18-ф яла:
Поздний 32-ф пинас середины 19 века с диагональной обшивкой:
Пинас:
Размещение барказа Виктори по состоянию на 2017 год:
Ковёр для 28-ф пинаса, снаряженного как капитанский:
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
Re: HMS Vanguard
Хранение шлюпок.
До появления шлюпбалок на корме, все шлюпки ставились на шкафуте, на кильблоки, прикрученные болтами к скид-бимсам. Скид-бимсы располагались на шкафутных мостиках. Теоретически, можно было во время плавания переставить кильблоки на скид-бимсе немного в сторону при необходимости, или вообще снять кильблоки при работе с запасным рангоутом.
До 1782 года скид-бимсы являлись самостоятельными элементами и размещались на мостиках шкафута в кронштейнах, для чего кницы мостиков имели посадочное место для штифтов металлических вилкообразных брекетов, удерживающих скид-бимсы. С 1782 года скид-бимсы постепенно становились частью силового набора шкафута, они заметно выросли в толщине, а шкафутные мостики теперь проходили сверху по этим бимсам. К сожалению, зачастую не представляется возможным узнать, какой тип скид-бимсов, съёмные или встроенные, были на том или ином корабле в определённый период.
Скид-бимсы с брекетами (т.е, ранние, до 1782 года) были съёмные. Эти бимсы опирались, по аналогии с обычными палубными бимсами, на съёмные пиллерсы. Пиллерсы ставились на комингсы люков опердека. Не сохранилось достаточно толкового исторического изображения скид-бимсов с пиллерсами. Сколько пиллерсов было у съёмных скид-бимсов, и как они располагались, остаётся предположением. На исторических моделях пиллерсы под скид-бимсами отсутствуют.
Съёмные (ранние) скид-бимсы имели очень слабую, почти незаметную погибь верхней грани при ровной нижней грани, и это встречается на музейных моделях. Скид-бимсы, являющиеся составной частью силового набора шкафута (т.е. поздние, после 1782 года), имели погибь, аналогичную бимсам форкастля и квартердека.
Кильблоки имели выемки по бокам для запасного рангоута. Фирма Амати этот важный момент упустила. Губки кильблоков имели амортизационные накладки из нескольких слоёв старой парусины, иногда обитые кожей, чтобы не повредить тонкую обшивку шлюпок.
После установки на кильблоки, шлюпки закреплялись найтовами. Найтов представлял собой толстый трос с коушами на концах. Один коуш имел крюк (гак), которым найтов прицепляли к рыму на скид-бимсе. Через второй коуш талрепом осуществлялась обтяжка найтова ко второму рыму на скид-бимсе. Обтяжка талрепом найтова напоминает обтяжку талрепами фордунов брам-стеньг. Был вариант обтяжки найтовов при помощи талрепа и юферсов, но он к описываемому времени уже устарел.
Малые шлюпки ставились на банки больших шлюпок, для чего существовали специальные съёмные кильблоки с широкими опорами, устанавливаемые на банки нижних шлюпок. Теоретически, английские шлюпки могли храниться «матрёшкой», для уменьшения высоты, при этом убирались все банки большей шлюпки, как на континентальных вариантах, но мне не попадались такие изображения рассматриваемого периода.
В 1800 году появились шлюпбалки. Они располагались в районе русленей бизань-мачты и имели систему растяжек. К такелажу шлюпбалок следует отнести топенанты (позволяли поднимать-опускать балки), шпрюйт топенантов, бакштаги (удерживали балки в продольном направлении), тали для работы со шлюпками. На шлюпбалки подвешивались, как правило, катера и ялы, что способствовало быстрому спуску на воду этих часто применяемых шлюпок.
Позже, примерно после 1805 года, появились шлюпбалки, выступающие за гакаборт. Эти конструкции, как это часто бывало, сначала возникли на малых кораблях. Дата появления гакабортных шлюпбалок у рассматриваемых 74-х пушечных кораблей мне неизвестна. Есть по крайней мере два изображения 74х-пушечного корабля Беллерофон, на которых нарисованы эти гакабортные шлюпбалки. Картины показывают посадку Наполеона на борт корабля перед отплытием на остров Святой Елены, - для нас это хоть какая-то привязка к дате. Правда, на других картинах, рассказывающих об этом же событии, у Беллерофона никаких шлюпбалок в районе гакаборта нет. Так что… делать их, или нет, решайте для себя сами, уважаемые коллеги.
Чтобы шлюпки, подвешенные к шлюпбалкам, не раскачивались и не бились о корабль, использовались найтовы. В данном случае, найтовы представляли собой широкие тканевые полосы, охватывающие корпус шлюпки и перекрещивающиеся. Кроме того, между шлюпкой и корпусом корабля подвешивался брус с надетыми на него набитыми ветошью кранцами. Мне не удалось найти подтверждение наличия бруса с кранцами на шлюпбалках, расположенных в районе русленей бизань-мачты. Однако, для шлюпбалок, встроенных в гакаборт, такой брус с кранцами обязателен.
Конструкция и время появления шлюпбалок отличались на разных кораблях. Наши 74х-пушечные корабли к 1800 году уже не строились, и поэтому добавление этих элементов совпадало лишь с ремонтом корабля на верфи.
Конец.
До появления шлюпбалок на корме, все шлюпки ставились на шкафуте, на кильблоки, прикрученные болтами к скид-бимсам. Скид-бимсы располагались на шкафутных мостиках. Теоретически, можно было во время плавания переставить кильблоки на скид-бимсе немного в сторону при необходимости, или вообще снять кильблоки при работе с запасным рангоутом.
До 1782 года скид-бимсы являлись самостоятельными элементами и размещались на мостиках шкафута в кронштейнах, для чего кницы мостиков имели посадочное место для штифтов металлических вилкообразных брекетов, удерживающих скид-бимсы. С 1782 года скид-бимсы постепенно становились частью силового набора шкафута, они заметно выросли в толщине, а шкафутные мостики теперь проходили сверху по этим бимсам. К сожалению, зачастую не представляется возможным узнать, какой тип скид-бимсов, съёмные или встроенные, были на том или ином корабле в определённый период.
Скид-бимсы с брекетами (т.е, ранние, до 1782 года) были съёмные. Эти бимсы опирались, по аналогии с обычными палубными бимсами, на съёмные пиллерсы. Пиллерсы ставились на комингсы люков опердека. Не сохранилось достаточно толкового исторического изображения скид-бимсов с пиллерсами. Сколько пиллерсов было у съёмных скид-бимсов, и как они располагались, остаётся предположением. На исторических моделях пиллерсы под скид-бимсами отсутствуют.
Съёмные (ранние) скид-бимсы имели очень слабую, почти незаметную погибь верхней грани при ровной нижней грани, и это встречается на музейных моделях. Скид-бимсы, являющиеся составной частью силового набора шкафута (т.е. поздние, после 1782 года), имели погибь, аналогичную бимсам форкастля и квартердека.
Кильблоки имели выемки по бокам для запасного рангоута. Фирма Амати этот важный момент упустила. Губки кильблоков имели амортизационные накладки из нескольких слоёв старой парусины, иногда обитые кожей, чтобы не повредить тонкую обшивку шлюпок.
После установки на кильблоки, шлюпки закреплялись найтовами. Найтов представлял собой толстый трос с коушами на концах. Один коуш имел крюк (гак), которым найтов прицепляли к рыму на скид-бимсе. Через второй коуш талрепом осуществлялась обтяжка найтова ко второму рыму на скид-бимсе. Обтяжка талрепом найтова напоминает обтяжку талрепами фордунов брам-стеньг. Был вариант обтяжки найтовов при помощи талрепа и юферсов, но он к описываемому времени уже устарел.
Малые шлюпки ставились на банки больших шлюпок, для чего существовали специальные съёмные кильблоки с широкими опорами, устанавливаемые на банки нижних шлюпок. Теоретически, английские шлюпки могли храниться «матрёшкой», для уменьшения высоты, при этом убирались все банки большей шлюпки, как на континентальных вариантах, но мне не попадались такие изображения рассматриваемого периода.
В 1800 году появились шлюпбалки. Они располагались в районе русленей бизань-мачты и имели систему растяжек. К такелажу шлюпбалок следует отнести топенанты (позволяли поднимать-опускать балки), шпрюйт топенантов, бакштаги (удерживали балки в продольном направлении), тали для работы со шлюпками. На шлюпбалки подвешивались, как правило, катера и ялы, что способствовало быстрому спуску на воду этих часто применяемых шлюпок.
Позже, примерно после 1805 года, появились шлюпбалки, выступающие за гакаборт. Эти конструкции, как это часто бывало, сначала возникли на малых кораблях. Дата появления гакабортных шлюпбалок у рассматриваемых 74-х пушечных кораблей мне неизвестна. Есть по крайней мере два изображения 74х-пушечного корабля Беллерофон, на которых нарисованы эти гакабортные шлюпбалки. Картины показывают посадку Наполеона на борт корабля перед отплытием на остров Святой Елены, - для нас это хоть какая-то привязка к дате. Правда, на других картинах, рассказывающих об этом же событии, у Беллерофона никаких шлюпбалок в районе гакаборта нет. Так что… делать их, или нет, решайте для себя сами, уважаемые коллеги.
Чтобы шлюпки, подвешенные к шлюпбалкам, не раскачивались и не бились о корабль, использовались найтовы. В данном случае, найтовы представляли собой широкие тканевые полосы, охватывающие корпус шлюпки и перекрещивающиеся. Кроме того, между шлюпкой и корпусом корабля подвешивался брус с надетыми на него набитыми ветошью кранцами. Мне не удалось найти подтверждение наличия бруса с кранцами на шлюпбалках, расположенных в районе русленей бизань-мачты. Однако, для шлюпбалок, встроенных в гакаборт, такой брус с кранцами обязателен.
Конструкция и время появления шлюпбалок отличались на разных кораблях. Наши 74х-пушечные корабли к 1800 году уже не строились, и поэтому добавление этих элементов совпадало лишь с ремонтом корабля на верфи.
Конец.
- Игорь Тараканов
- Сообщения: 6979
- Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 5:31
- Благодарил (а): 73 раза
- Поблагодарили: 1220 раз
-
- Сообщения: 392
- Зарегистрирован: Пт фев 20, 2015 7:39
- Откуда: Обнинск
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 22 раза
Re: HMS Vanguard
ювелирная работа!!! - красотища!!!!Михаил Комаров писал(а):Закончил с противовесом . Осталась крыша.
На стапеле: Шлюп Восток http://forum.modelsworld.ru/topic14340.html
Сошли со стапеля:
Шхуна Полоцк (+), Бригантина Феникс, Тендер Авось
______________________________________________________________
Никого нельзя обязать сверх его возможностей.
С уважением,
Дмитрий
Сошли со стапеля:
Шхуна Полоцк (+), Бригантина Феникс, Тендер Авось
______________________________________________________________
Никого нельзя обязать сверх его возможностей.
С уважением,
Дмитрий
- Иван Карпушкин
- Сообщения: 1425
- Зарегистрирован: Ср авг 15, 2012 18:51
- Благодарил (а): 618 раз
- Поблагодарили: 246 раз
Re: HMS Vanguard
Игорь, спасибо, очень интересно было прочитать! Такой материал, да в отдельную тему, затеряется ведь здесь!Игорь Тараканов писал(а):Вот и обещанный сюрприз.
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: Ср дек 14, 2011 9:08
- Откуда: Беларусь Минск
- Благодарил (а): 67 раз
- Поблагодарили: 117 раз
Re: HMS Vanguard
Игорь однако сильно....
В статью все это целиком обязательно!!!
В статью все это целиком обязательно!!!
... Летать не умеют. Стрелять тоже... пока не умеют... Но, орлы! /Титаренко/
Я не моделист я только учусь, с уважением Павел
Я не моделист я только учусь, с уважением Павел