7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Клипера. Заключение

Содержание.

При описании клиперов, их конструкции и оборудования я часто прибегал к таким выражениям, как <обычно>, <типичный>, <как правило> и т. п., которые заключают в себе оттенок неопределенности. Во многих вопросах абсолютной ясности нет - чем больше изучаешь материал, тем чаше наталкиваешься на различные отклонения от нормы.
Сравнивая английские и американские суда, я обнаруживаю, что иногда различия между ними не слишком ощутимы. Существует, например, много видов набора деревянного корпуса и некоторые характерны для обеих стран. Это объясняется тем, что американские верфи постоянно пополнялись рабочими из Англии, которые приносили с собой свои традиционные приемы и методы. Я попытался всесторонне раскрыть наиболее типичные признаки, которые позволяли <морским волкам> с первого взгляда определить, где построено судно, в Англии или Америке.
Время появления многих механических судовых устройств и приспособлений зафиксировано в патентных документах, но и здесь ясная картина отсутствует. Патент мог существовать долгие годы, пока, наконец, не был принят на вооружение, и, наоборот, - какое-либо устройство могло применяться на отдельных судах задолго до его патентования.
В те времена обмен информацией был довольно ограничен; особенно это относится к верфям, расположенным вдали от густонаселенных районов. О подобной разобщенности свидетельствует один пример. В спецификации одного судна значился фальшборт с ветроотбойником - точно такой же, какой был на <Куин Мэри> в 1930-е годы. Директор небольшой английской верфи, изучая спецификацию, заявил, что никогда не видел подобной вещи и даже о ней не слышал. Исследователи, занимающиеся изучением английского военного кораблестроения, иногда находят приказы Адмиралтейства о введении в конструкцию кораблей какого-либо усовершенствования, но очень часто оказывается, что к тому времени на некоторых верфях это усовершенствование уже введено, а Адмиралтейство лишь официально признало удачную идею.
В начале своего существования страховое общество Ллойда не выпускало правил постройки судов. Оно лишь требовало от своих инспекторов, чтобы они проверяли, не применяются ли методы, признанные негодными. Постепенно на основе докладов инспекторов был сформулирован свод правил. Для железных судов этот процесс затянулся, поскольку судостроители постоянно совершенствовали методы постройки и сами конструкции, а Ллойд одобрял усовершенствования не сразу, чем вызывал постоянное недовольство судостроителей. Эта осторожность была обоснованна, и, в конце концов, появились правила, дававшие свободу для использования усовершенствований.
Не все знаменитые и вызывающие восхищение суда отличались высоким качеством, о чем свидетельствуют сметы на их ремонт. Что же касается чайных клиперов, то наш интерес и восторг вызывает их внешний вид, с которым мы знакомы по гравюрам и картинам.
Имена некоторых проектировщиков чайных клиперов сохранились. Это были люди высокой квалификации; они, как правило, приглашались верфью или судовладельцем для постройки конкретного судна. Но большинство авторов этих шедевров безвестны, а в памяти остались лишь верфи, где они создавались.
Сегодня многое из опыта постройки чайных клиперов может показаться неэкономичным и необязательным с позиций нашего отношения к жизни. Все ускоряющийся темп жизни ставит перед нами новые задачи и, прилагая все усилия к их достижению, мы теряем ценности, которые могли бы иметь для нас большое значение. Гордость, с какой моряк шел служить на судно, выбранное им, несмотря на известные ему неудобства, в наши дни встретишь редко. Впрочем, я знал стюардов и даже пассажиров, которые отказывались от роскошной каюты на новом судне и переходили на старое, но изящное, снимок которого они носили с собой и с гордостью показывали друзьям.
Безусловно, судно должно доказать свое право на существование с экономической точки зрения, однако это не все. Судно - это арена, на которой разворачивается драма жизни, и произведение искусства, демонстрирующее себя людям в разных странах в противоположность произведениям архитектуры или промышленного строительства, почитатели которых спешат к ним сами. Наиболее красивые части судна - низ корпуса и днище. К сожалению, их можно увидеть только в доке. Изысканные обводы, которые в то же время глубоко функциональны, вызывают удивление даже у того, кто не видит разницы между красотой и уродством.
Великолепные обводы корпуса чайного клипера - от вогнутых носовых шпангоутов к немного заваленным внутрь бортам в средней части и вновь к вогнутой корме со всеми сложными кривыми, плавно сходящимися к килю, стоят в одном ряду с наисовершеннейшими формами, созданными человеком.

 

<< Предыдущая статья