Модели из набора. Цикл статей по постройке для начинающих.Установка палубных элементов
Содержание.
- Построение корпуса. Первые шаги
- Построение корпуса. Обшивка корпуса
- Сгибание дерева
- Построение корпуса. Настил палубы
- Установка палубных элементов
- Мачты и реи
- Изготовление такелажа
- Подставки, паруса и т.д.
Установка деталей на палубе
Тип и качество палубных элементов различно в разных наборах и приемы, описанные в этой части, описывают процессы изготовления различных элементов. Так как палубные элементы в Вашем наборе могут быть отличны от описываемых здесь, для большей ясности Вы должны обратиться к инструкции Вашего набора деталей.
Все палубные элементы на модели должны быть установлены до того, как будут установлены мачты. Следовательно, нужно проявить большую внимательность, чтобы не пропустить ни одной детали, даже единственного крючка или штырька, так как все элементы служат своей конкретной цели и все они будут абсолютно необходимы. Вы не сможете качественно установить недостающие элементы после того, как установили мачты и такелаж!
Цель каждого элемента и приспособления (плюс некоторые общие фотографии) будут описаны в этой части только для общего развития. Это не полное описание всех элементов, которые могут быть в любом комплекте, и Вы должны это помнить.
Для склеивания всех палубных элементов можно использовать клеи на основе ПВА. Если понадобиться другой клей, это будет специально указано.
Кнехты и утки.
Кнехты, или швартовные тумбы - средства для закрепления толстых канатов и веревок, идущих от осей, лебедок, воротов, рей и т.д. Они построены весьма просто, хотя тут необходима точность при их изготовлении, как и со всеми мелкими деталями. Посмотрите на рисунки, на которых показаны этапы их изготовления; как только деталь собрана, положите ее под груз на ровную поверхность или поместите ее в зажим или тиски для устранения любого искривления.
Для увеличения прочности приклеивания этих деталей к палубе, используйте маленькие шпунты, которые должны быть вклеены в отверстия, просверленные в палубе в нужном месте. Они помогут избежать отрыва детали при сильном напряжении закрепленных на них нитей.
Рубки.
Конструкция и форма рубок отличались на каждом судне, но некоторые их типы для ясности все же показаны на рисунках. Перед креплением к палубе каждая рубка должна быть полностью закончена, включая лакировку или покраску.
Люки.
Конструкция погрузочных люков очень проста и большинство деталей для них поставляются уже вырезанными нужной формы. Люк можно показать открытым или закрытым. Если Вы предпочли открытый люк, нужно вырезать соответствующее отверстие в палубе, так как это будет видно через открытый люк. Тут необходима большая осторожность для точной формы отверстия.
Лебедки и брашпили.
До появления клиперов лебедки не применялись на судах, особенно на малых. Некоторые их типы показаны на рисунках и их конструкция весьма проста, если Вы работаете аккуратно .
Брашпили использовались для подъема больших якорей. Они не использовались на малых судах. 200 тонное судно имели якорную цепь длиной 30 метров и нужно было бы 8-10 человек, чтобы втянуть ее без использования брашпиля. Типичные примеры брашпилей показаны на рисунках, но они отличались друг от друга в различное время.
Румпели, рулевые механизмы и штурвалы.
Малые суда управлялись с помощью румпеля. Он был прикреплен к вершине руля и отклонялся в противоположную от той стороны, в которую нужно было повернуть судно. Большие суда не могли управляться румпелем и нужен был механизм для помощи рулевому.
Постепенно румпель был заменен штурвальным колесом. Сначала этот механизм было не сложнее, чем канат, идущий от румпеля до в <бочки>, соединенной с колесом. На эту <бочку> и наматывался канат. Тип рулевого механизма, показанный на рисунках, применялся на Endeavor Капитана Кука и Resolution.
Решетки.
Большинство судов имело решетки. Они использовались, чтобы обеспечить вентиляцию и свет. Во время плохой погоды они могли быть закрыты смазанным или просмоленным холстом. Решетки, включенные в комплект, должны быть собраны с небольшим запасом по длине и ширине и они точно отрезаются уже по чертежу. Собирать решетки очень просто, хотя осторожность и здесь не помешает.
Лестницы.
Лестницы, включенные в комплект, обычно уже вырезаны и нуждаются только в склейке. Дополнительные элементы, типа перил, могут быть также включены в комплект. Их нужно собрать и закрепить до установки лестниц на модели. На некоторых моделях нужны лестницы с перекладинами, а не со ступеньками, поэтому они тоже показаны на рисунке.
Кранбалки.
Название этой специфической части происходит от слова
Пушки.
Рисунки, показывающие строительство этих элементов, понятны. Вспомогательные инструменты и веревки, показанные на фотографиях, могут быть установлены по Вашему желанию. Для приклеивания пушки к палубе, можно приклеить снизу в глубине лафета маленькую деревянную прокладку, а ее уже приклеить к палубе. Применяя этот способ, Вы получите крепкое и аккуратное соединение.
Якоря.
Большинство якорей, включенных в комплект, весьма точно выполнены в нужном масштабе. Некоторые из них сделаны из материалов, которые не гнутся, а ломаются при применении к ним усилий, поэтому будьте осторожны при работе с якорями и при исправлении их формы (если это потребуется). При размещении якоря в походной позиции, веретено якоря нужно положить вдоль борта, а лапы должны быть подвешены и закреплены.
Сборка руля.
Установку руля лучше всего делать в конце. Петли, которые позволяют рулю свободно двигаться, прикреплены и к ахтерштевню, и к рулю. Схема крепления руля показана на рисунке.
Посмотрите на свои схемы и чертежи и найдите в своем комплекте все необходимые детали для сборки этого узла. Если в петлях не сделаны крепежные отверстия, то просверлите их.
Приложите петли на руль и ахтерштевень и, используя тонкое сверло, сделайте небольшое отверстие в местах крепления петель. Они должны позволить гвоздикам втыкаться с небольшим усилием. Затем нужно с одной стороны почти до конца вставить все гвоздики. Повторить то же самое на противоположной стороне руля. Потом положить руль на твердую поверхность и очень мягко постучать по петлям молотком. При этом шляпки гвоздиков с обеих сторон аккуратно встанут в нужное положение. Можно использовать для этой цели и тиски. Замечу, что я не упомянул клей. Опыт показал, что если все части собраны правильно, они не требуют клея. Как только все петли на руле и ахтерштевне установлены, нужно их скрепить вместе осью. Это действие лучше всего сделать за один раз. Почти невозможно отделить руль от ахтерштевня, не сделав небольшие дефекты после того, как хотя бы одна ось была вставлена.
И Вы теперь должны решить, показать ли подвижный руль или неподвижный. Если Ваш выбор - подвижный руль, то нужно сделать отверстие в палубе для верхней части руля или румпеля.
Установка бушприта.
Эта деталь больше подходит для следующей части, где описана установка рангоута, но, из-за ее тесной связи с палубой, будет более правильно установить ее перед установкой остального рангоута.
Бушприт должен быть собран, используя нужные детали, как описано в Вашей инструкции к набору. В носовой части судна просверлите отверстие маленького диаметра под будущий бушприт. Нужно тщательно проверить угол наклона бушприта и его положение относительно остальных мачт. Если все правильно, увеличьте это отверстие под размер бушприта. Нужно чтобы он плотно входил туда. Для этой работы идеально подходит маленький круглый надфиль или развертка. Здесь не надо спешить.
Поскольку на бушприт влияет весьма сильное напряжение такелажа, очень важно, чтобы он был прочно закреплен. Для этого он должен глубоко входить внутрь корпуса и, если это возможно, его нужно закрепить гвоздиками.
Вспомогательное оборудование.
В предварительно просверленные отверстия нужно установить мелкие части. Это всевозможные крючки, штырьки, клеммы и т.д. Части, к которым прикрепляются элементы такелажа, нужно приклеить с помощью Суперклея, чтобы избежать их самопроизвольного выскакивания на последнем этапе постройки модели.
Нужно полностью проверить все чертежи и рисунки, чтобы убедиться что все элементы находятся на своих местах и Вы ничего не забыли. Если Вы удовлетворены, корпус нужно прочно закрепить на подставке.
Можно покрыть корпус одним или более слоями Вашего любимого лака и дать ему полностью высохнуть.