7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Устройство галеры. Якоря и шлюпки

Устройство галеры. Якоря и шлюпки

Теги: галера, якорь, шлюпка

Содержание.

Традиционно на галерах в качестве якорей использовали большие кошки (нем. Вга§-§еп). Они видны на наиболее ранних известных изображениях средневековых галер (рис. 3). И когда последние галеры при Наполеоне III были выведены со службы, в форме их якорей ничего существенного не произошло, если не считать, что с течением столетий якоря стали больше, тяжелее и длиннее.
Ставили кошки перед баком или, полностью втянув их, на бак сбоку орудий и закрепив между двух кнехтов. Вне бака кошки крепили при помощи якорного каната и тросовой петли, вокруг одного из рогов якоря. Второй способ в основном применяли на французских галерах после введения кранбалок (ил. 11). Когда появились кранбалки, точно неизвестно, установлено лишь, что в начале XVI в. они уже были.
Кранбалки на французских галерах представляли собой два бревна, слегка изогнутых и установленных на плоской палубе корпуса перед баком. Якорный канат проходил в них через простой шкив-гат или через глубокий вырез на переднем конце балки. Конструкция итальянских кранбалок была немного сложнее. Особенно хорошо они видны на ил. 20, а на оригинальной модели венецианской галеры XVI в. (ил. 5) заметны их остатки. Якорный канат через люк на баке проходил под палубу, где его и укладывали в корпусе. Битенг-балок на галерах не было, а только два кнехта, на которых и крепили якорный канат. Шпиля на галере не имелось и ничего неизвестно о брашпиле, который мог служить для поднятия якорей и рей. Вероятно, на борту находилось достаточно людей, чья мускульная сила вполне заменяла различное техническое оборудование.
Галеасы частично несли якоря со штоком, как и парусные суда. Их крепили по бокам бака, и, конечно, они не были такой величины, каким показан якорь у галеаса из Лепанто (ил. 23). Определенных правил для расчета величины якорей, как, например, у голландцев, у которых вес и величина плехт-анкера рассчитывалась по простой формуле в зависимости от длины и ширины судна, не существовало. По сравнению с английским трехпалубником <8оуеге1§п огЧЪе 8еаз>, имевшим восемь якорей, из которых наибольший весил 2,75 т, в Средиземном море на эту часть обеспечения судов, по-видимому, не обращали должного внимания. Так, кошки вообще были слишком малыми и прежде всего слишком легкими по сравнению с судами. Количество их никогда не превосходило четырех, если даже считать, что где-то еще находились два резервных якоря. Как уже подчеркивалось, галеры были <судами хорошей погоды>, которые при шторме или волнении спешили укрыться в безопасной гавани или бухте. В тихую же погоду и легкие кошки были достаточными.

 

Шлюпки.

С уверенностью можно утверждать, что с XIII в., а возможно, еще и раньше, галеры по меньшей мере имели по одной шлюпке. Само собой разумеется, что эти шлюпки не являлись спасательными, как и на прочих судах вплоть до XIX в. Для этого они были слишком малы, даже если заранее исключить гребцов. Их использовали для движения в гавани, связи между судами флота, высадки на берег и взятия грузов.
Так как внутри судна не оставалось места для установки шлюпки, то ее буксировали - прием, который был обычен для парусных судов вплоть до XIX в., так как поднимать шлюпку и устанавливать на шкафуте было слишком тяжело. Только на больших Кеа1е и галерах конца XVII - начала XVIII в. стало возможным поднимать шлюпку на борт посредством <виселицы> (нем. Са1§еп) и устанавливать ее над гребцами, хотя и тогда чаще предпочитали ее тащить на буксире. В то время как на больших парусниках количество шлюпок, которых они несли на борту, все увеличивалось - в конце XVIII в. их в среднем было от шести до восьми, на больших галерах их находилось только две и это количество никогда не превышали. Речь при этом идет как о большой шлюпке, во Франции называвшейся каика (Са^^ие), в Италии - барка (Вагса), ее использовали и для подъема якоря, так и о малой шлюпке, по-французски канот (Сапог), по-итальянски палишермо (РаНзсЬегто). Гребцами на этих шлюпках были не галерники, а 10 или 12 вольнонаемных моряков или членов команды. Большие шлюпки имели и чисто парусное вооружение.

 

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>


Статьи на тему:
01.10.2013Самая лучшая шлюпка
26.01.2011Обзор постройки модели шлюпки в масштабе 1:72
19.09.2008Лучший wooden kit для начинающего моделиста
18.12.2007Изготовление барказа для модели San Juan Nepomuceno
03.02.2005Литье якоря в форму из силикона
03.09.2003Изготовление якорей. Часть 4
03.09.2003Изготовление якорей. Часть 3
03.09.2003Изготовление якорей из металла
03.09.2003Изготовление якорей. Часть 2
28.07.2003Изготовление шлюпки. Часть 9