7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Устройство галеры. Весла

Теги: галера

Содержание.

Весельное устройство как главное средство движения галер и галеасов не только занима­ло большое место на этих судах, но оно так­же определяло их общий вид. Для гребныхсудов действуют два основных правила: первое, уже упоминавшееся, - корпус судна, по возможности, должен быть длинным и узким, и второе - чтобы весла были как можно длиннее, чтобы они могли захватывать воду подальше от судна. Поэтому для работы с ними точку вращения весла следует вынести тоже наружу, чтобы выгоднее использоватьпринцип рычага.

 

Проблему как при узком корпусе точку вращения весла отнести как можно дальше от судна уже в античное время решили так же, как в настоящее время ее решают в гребном гоночном спорте - посредством уключин, установленных на выносных кронштейнах.Применение последних существенно расширяет корпус над ватерлинией, а чтобыменьше влиять на осадку судна, выносное устройство большей частью выполняют в виде легкой балочной конструкции. Этот строительный принцип, поскольку он касается галер, и воспроизведен в многочисленных вариантах и исполнениях1. На биремах античности и средневековья нижний ряд весел, которые были короче верхних, обычно проводили через борт, в то время какосновное количество длинных весел верхнего ряда проводили через выносные уключины. Когда же гребцов и весла стали располагать не друг над другом, а рядом друг с другомв одной горизонтальной плоскости, все весла стали вести через выносные уключины, установленные на мощной продольной балке - постице. На чертеже II видно, как постица, лежащая на поперечных балках - бакалярах, смонтирована вне корпуса судна. Когда же в дальнейшем число бакаляр увеличилось, то банки стали ставить непосредственно на них, а по их внешним бокам настилать доски, образовавшие узкий проход, так называемый постичный мостик (франц. Соигплг) и вплоть до XIXв. в принципе ничего не меняли в этом способе постройки(рис. 8, справа).
Необходимая длина весел в отношении длины и ширины судна оставалась секретом каждой семьи судостроителей и каждой верфи.

 

ф. X. Чапман в 1768 г. написал работу для Шведской академии наук под заголовком <О проблеме нахождения правильных пропорций для весел, особенно для галер>, в которой он математически обосновал идеальную длину весел. Однако что Чапману недоставало, так это практического опыта, который в истории судостроения часто значил значительно больше, чем теория. Поэтому чаще старались полагаться на опыт и интуицию, чем на математические формулы. Исходным пунктом для всех расчетов являлась ширина корпуса, по которой рассчитывали отстояние постицы от внешнего края куршеи. Венецианский галерный мастер Пре Теодоро Николо для судна шириной в 7,5 м приводит расстояние между куршеей и постицей 4,4 м, при этом сама куршея имеет ширину 0,9 м. Тем самым расстояние между постицей и корпусом (1,1 м) составляло точно V, расстояния между внешним краем корпуса и внешним краем куршеи (3,3 м). Соответствующий расчет для <Вгасёпе>, являющейся галерой конца XVII - начала XVIII в., составляет: расстояние между куршеей и постицей 4,0 м, ширина корпуса 6,4 м, ширина самой куршеи 1,0 м, и, следовательно, расстояние между постицей и корпусом около 7 м расстояния между внешним краем корпуса и внешним краем куршеи. Расстояние между постицей и внешним краем куршеи одновременно было внутренней длиной весла до точки его вращения. На внутреннем конце весла были установлены захваты для рук, так как само весло было слишком толстым, чтобы руки гребцов могли непосредственно его удерживать. Отметим, что количество захватов было на одно меньше, чем гребцов на весло, так как внутренний гребец прямо держал суженный нок весла.

 

Основные пропорции весла приблизительно были следующие: общая длина весла составляла 1,5 ширины судна, считая ее по постицам, на <Вгасёпе> - 13,5 м. Внутренняя длина весла на <Вгасёпе> - расстояние постицы от куршеи - 4,0 м, поэтому на внешнюю длину приходилось 9,5 м, т. е. около 2,4 внутренней длины. На галерах же XVI в., по-видимому, это соотношение равнялось 2,5.Лопасть весла <Вгасёпе> имела длину 3,25 м.Вообще же ее длина обычно колебалась от 0,3-0,35 внешней длины весла. Наибольшаяширина лопасти составляла приблизительно0,1 ее длины, раньше несколько шире. Толщина весла в точке вращения около 0,011-0,012его общей длины; к лопасти сужалась приблизительно на V. Так, весло <Вгасёпе> в точке вращения имело диаметр 15 см, а в своем тончайшем месте - около 10 см.

 

Весло галеры

Французское весло

Итальянское весло

 

 

Следует отметить, что все приведенные соотношения являются лишь приблизительными. Они основаны на наших измерениях около двух дюжин различных весел, средние соотношения которых и приведены выше, однако следует подчеркнуть, что приблизительно четверть всех измеренных весел не соответствовали приведенным пропорциям.В зависимости от типа галеры и страны веслатакже выполнялись по-разному. У галеры-зензили первые весла в группах были наибольшими; их гребцы сидели непосредственно рядом с куршеей и тем самым имели наилучший рычаг. Вторые весла были короче - их гребцы сидели в середине. Внешние же гребцы имели наихудший рычаг и поэто­му их задние весла были самыми короткими из весел группы (рис. 10). В то время на веслах еще не ставили захваты для рук, так как на одном весле работал только один, в крайнем случае два гребца, державшие весло прямо за нок.
Аналогично галере-зензили были расположены весла на фусте, только здесь вместо группы из трех весел - длинного, среднего и короткого, группа состояла только из двух весел - одного длинного и одного короткого. Основное различие между веслами французских и итальянских галер состояло в том, что французы весла в месте их вращения усиливали наложенными планками (рис. 11), а итальянцы в этом месте весло утолщали и делали его круглым или фигурным, чтобы воспрепятствовать выскальзыванию (рис. 12 и ил. 7, с. 23).
Упомянем еще о креплении весла: за редким исключением их крепили к уключинам при помощи тросовой петли. На старинных галерах, наверное, эти петли крепили просто на постице (ил. 1). Однако вскоре начинают применять уключины - вертикальные деревянные или металлические колки, вбитые в постицу, к которым теперь и крепят весла. В конце XVIII - начале XIX в. весла иногда снабжали мощным рымом, который надевали прямо на уключину. Чтобы не потерять весло, часто применяли и трос, который от нока весла шел к рыму на куршее (ил. 7).

 

 

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>


Статьи на тему:
05.01.0003Устройство галеры. Цикл статей
01.01.1970Римская боевая галера, пластиковая модель
01.01.1970Reale De France