7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Обзор модели куттера Bremen фирмы Artesania Latina. Часть 2

Обзор модели куттера Bremen фирмы Artesania Latina. Часть 2

Теги: Artesania Latina, AL20145, Рыболовецкое судно

Часть1 Часть 2 Часть 3 Часть 4

Фальшборта

Если посмотреть на фотографию Bremenа в магазине shipmodeling.ru,

Artesania Latina Bremen

Фото с сайта

 

то можно заметить отчётливо видные отверстия для слива воды (шпигаты). А в инструкции об этом ни слова. Решил, что это не есть хорошо и делать шпигаты однозначно надо. Удобнее всего было бы вырезать их ещё до сгибания и установки фальшбортов. Но я побоялся, что во время сгибания фанера из-за этого может треснуть или сломаться, поэтому шпигаты на фальшбортах я только наметил карандашом.

 

Artesania Latina Bremen Фальшборта

Разметка фальшборта

 

Сгибал опять же утюгом, предварительно немного отмочив в кипятке. Если будете изгибать так же как я, то советую касаться фанеры только ребром утюга, а то она может расслоиться. А вообще гнётся без проблем, только торопиться не надо. Если б я их гнул поспокойнее, то фальшборта прилегали бы к палубе идеально, а я как-то нервничал, и поэтому остались зазоры, хотя и не смертельные, - ватервейсом закроются.

 

Artesania Latina Bremen Фальшборта

Фальшборт установлен

 

Затем начал прорезать шпигаты. Рассверливал бормашинкой, затем ровнял надфилем.

 

Artesania Latina Bremen Фальшборта

Прорезание шпигатов

 

Чистовая обшивка

Корпус по инструкции обшивается рейками красного дерева, а фальшборта – теми же светлыми рейками, что и палуба (рамин). Как раз к началу чистовой обшивки возник вопрос о гвоздевании бортов. По моим впечатлениям, на большей части моделей в сети никаких имитаций пробок на бортах не делается, хотя на самом деле они, конечно же, есть. Поднял этот вопрос в своём посте на форуме, и по совету решил все-таки показать пробки на бортах. В этом же посте Борис Волхонский подсказал примерную длину используемой доски и подтвердил мои догадки насчёт зауживания реек обшивки к корме и носу. Итак, прояснив все интересующие меня моменты, приступил к делу.

Чтобы впоследствии не рисовать карандашом линии шпангоутов на уже обшитом корпусе, я решил нарисовать их на этом этапе, а в дальнейшем, приклеивая очередную рейку, сразу намечал на ней точки на местах будущих пробок.

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Мнимые шпангоуты, по ним пойдут линии нагелей

 

Рейки зауживал ножом №5 с 26-м лезвием (тем же, которым обрезал пробки палубы). Накладывал нож сверху и сильно надавливал, в один - два приёма получал длинный, ровный срез. Правда, к моменту завершения обшивки лезвие было совершенно тупым. Я его попытался было заточить на брусочке, но ничего путного из этого не получилось, пришлось докупать новые.

Многие моделисты, насколько я понял по форуму, прижимают рейки чистовой обшивки механически по месту установки на модель. Полумиллиметровой толщины рейки, размоченные в кипятке, сравнительно легко гнутся даже на ребро, но лишь до тех пор, пока их не заузишь. При попытке изгиба узкие концы ломаются гораздо чаще, поэтому я решил воспользоваться тем же способом, что и при черновой обшивке: кипяток и утюг. Кстати, для тех, кому небезразлична реакция супруги: махагони очень прилично пачкает тефлоновое покрытие утюга (это обстоятельство позволило мне лишний раз убедиться в том, что моя лучшая половина – просто ангел). Также нужно стараться, чтобы рейка была приклеена по всей ширине – неприклееные края через некоторое время могут загибаться. Да и вообще размоченная в кипятке рейка махагони при высыхании несколько искривляется в сечении. Это надо учитывать, я старался не оставлять размоченную рейку на завтра, а использовать в этот же день.

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Слева уже подогнанная и изогнутая рейка, в неё будет врезаться последующая. Это одна из двух врезок на модели, в принципе их можно было избежать, но мне хотелось попробовать сделать потеряйные поясься. А справа тоже уже изогнутая, подогнанная по месту, но обычная рейка без врезки

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Процесс идёт и модель преображается

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Здесь, если приглядеться, видны карандашные наметки будущих нагелей

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Черновую обшивку делал равномерно по обоим бортам, чтобы не перекосило корпус, а когда делал чистовую, не терпелось увидеть полностью обшитый борт, поэтому вывел сначала один

 

После завершения внешней обшивки, проделал в ней отверстия шпигатов.

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Нехитрый способ не промахнуться со шпигатами, изнутри-то их резать неудобно. Подсветил,- наружняя рейка тонкая, просвечивае. Можно смело прорезать.Также тут можно видеть, что обшивка не очень гладкая, некоторые рейки выступают. Это будет вылечено шлифовкой.

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Шпигаты прорезаны

 

По прошествии где-то двух недель после приклеивания реек чистовой обшивки, в некоторых местах между ними стали появляться зазоры толщиной примерно 0.5 мм. То ли корпус окончательно высох, то ли ещё какие-то таинственные процессы сделали своё дело, я так и не понял, но заделывать щели пока не стал, а занялся пробочками.

Я уже сказал, что будущие точки пробок на корпусе намечал сразу, как только приклеивал рейку. Так вот, друзья, где-то к середине обшивки корпуса до меня стало доходить, что пробок на корпусе гораздо больше, нежели на палубе. К тому же небольшое их количество располагаеться в местах, где корпус вогнут (это в районе кормы). Так что фронт работ, на который я прежде отводил от силы 3-4 дня, сильно разросся, превратившись в почти месяц работы. Итак, сначала сверлим дырочки под пробки. Я несколько усовершенствовал технологию, делая дырку сначала при помощи сверла 0.5 мм и лишь затем придавая ей коническую форму шарожкой, конечно так дольше, зато отверстия получаются ровнее. Примерно в это время приобрёл односторонние лезвия фирмы Excel, и нашёл их чрезвычайно удобными для обрезки зубочисток (конечно, можно пользоваться и самыми обыкновенными опасными лезвиями для бритвы, а можно вообще самому изготовить эти самые односторонние лезвия. Но кому незнакомо здоровое желание потратить денег на хобби? Да и стоят они не дорого).

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Отверстия под нагели: слева уже рассверленные шарошкой, справа - пока ещё нет, в середине пробная линия уже вклееных и обрезанных зубочисток, смотрятся они не очень, потому как опять же, ещё не отшлифованы

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Только отверстия под будущие нагели я готовил несколько дней, а на сами нагели времени ушло гораздо больше

 

В результате небольшая модель потребовала имитации почти двух с половиной тысяч нагелей – это вместе с палубным настилом. Делал я их с каким-то мазохистским удовольствием и даже немного пожалел, когда работа была окончена.

Кончики зубочисток, забитых в фальшборт с внешней стороны, выходит с внутренней стороны, поэтому обшивку фальшборта изнутри я делал только после завершения внешней и стачивания выступающих концов зубочисток. Когда закончил, вновь сделал отверстия шпигатов, - теперь уже изнутри.

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Видны несточенные концы зубочисток на фальшборте

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Обшиваем борт изнутри

 

Далее стал заделывать щели во внешней обшивке, о которых писал выше. Работа очень деликатная, потому что нужно мудриться вмазать клей в тонюсенький промежуток между стыками реек, не замарав им поверхность самих реек, иначе это будет видно в дальнейшем при вощении корпуса.

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Для заделывания щелей очень пригодились обрезки реек, которые я, как Плюшкин, собирал в течение всей постройки

 

Наконец пришло время шкурить всё это великолепие. Тут без фанатизма, если конечно, есть желание избежать проплешин во внешней обшивке. Сначала, я аккуратно шкурил нестыковки и места заделки щелей обычным шкурником от Amati (удобная штуковина, мне понравилась, – для тех кому лень самостоятельно сделать шкурник из дерева). А затем перешёл к работе со всем корпусом. Пригодились купленные задолго до этого шкурники на основе губки (их часто можно увидеть фоном в галерее DryDockModels). Форма корпуса изогнутая, и губка пришлась как нельзя кстати, она облегает изгибы и шлифует поверхность, снимая слой равномерно и не образуя проплешин.

 

Artesania Latina Bremen Чистовая обшивка

Шкурники на основе губки случайно обнаружил в хозтоварах

 

Ватервейс, привальники и т.п.

Заготовка для ватервейса, если верить инструкции, яблоневая. Древесина твёрдая и гнётся не очень, особенно когда надо выгнуть длинную планку, но нет ничего невозможного. Тут снова нужно позаботиться о шпигатах, ведь если просто приклеить ватервейс, то отверстия шпигатов окажутся слепыми. Поэтому, чтобы не проделывать их в уже приклееном ватервейсе толщиной 3 мм, решил вырезать заранее. Наметил, прорезал, приклеил.

 

Artesania Latina Bremen Ватервейс

Ватервейс с отверстиями под шпигаты

 

Теперь комингсы фальшборта (не знаю правильный ли термин, но по инструкции они зовутся именно так).Это уже совсем не проблема, отрезай себе да приклеивай. Только аккуратно с наклоном, есть соблазн сделать их перпендикулярными палубе, а она изогнутая, и комингсы получатся непараллельными друг другу.

Самая противная и, как следствие, неудачная часть моего Бремена - планширь. Родной, фанерный, как водится, не подошёл по форме, наверное из-за самодеятельности с размерами палубы и с фальшбортами, поэтому нужно было делать свой. Конечно, по-хорошему, он вырезается из фанеры или толстого шпона, но т.к. это представлялось нереальным с точки зрения реализации, то решил гнуть рейки. Взял липовые 1,5х6мм. После работы с раминовыми рейками черновой обшивки была уверенность, что с этой задачей справлюсь без проблем. Но выгибать липу оказалось достаточно тяжело – большая ширина и крутой изгиб на ребро ближе к форштевню и на корме. Носовую часть худо-бедно ещё удалось согнуть, а вот корму, изрядно помучавшись и испортив несколько реек, набрал из кусочков. В целом вышло достаточно коряво. Увы.

 

Часть1 Часть 2 Часть 3 Часть 4

© www.shipmodeling.ru, 2007


Статьи на тему:
15.08.2014Обзор постройки китайской джонки "Red Dragon". Советы опытного судомоделиста.
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
28.06.2010Обзор постройки модели Palamos фирмы OcCre. Часть 2.
27.06.2010Обзор постройки модели Palamos фирмы OcCre. Часть 1.
19.09.2008Обзор модели корабля Santa Ana фирмы Artesania Latina
14.03.2008Обзор постройки модели парусника San Juan Nepomuceno (Artesania Latina)
16.08.2007Обзор модели куттера Bremen фирмы Artesania Latina
29.05.2007Обзор шхуны Scottish Maid фирмы Artesania Latina
23.12.2006Постройка модели галеона San Francisco II от фирмы Artesania Latina
23.12.2006Whaleboat (набор от Artesania Latina). Обзор по постройке/модификации набора