Обзор модели куттера Bremen фирмы Artesania Latina. Часть 2
Теги: Artesania Latina, AL20145, Рыболовецкое судно
Часть1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Фальшборта
Если посмотреть на фотографию Bremenа в магазине shipmodeling.ru,
Фото с сайта
то можно заметить отчётливо видные отверстия для слива воды (шпигаты). А в инструкции об этом ни слова. Решил, что это не есть хорошо и делать шпигаты однозначно надо. Удобнее всего было бы вырезать их ещё до сгибания и установки фальшбортов. Но я побоялся, что во время сгибания фанера из-за этого может треснуть или сломаться, поэтому шпигаты на фальшбортах я только наметил карандашом.
Разметка фальшборта
Сгибал опять же утюгом, предварительно немного отмочив в кипятке. Если будете изгибать так же как я, то советую касаться фанеры только ребром утюга, а то она может расслоиться. А вообще гнётся без проблем, только торопиться не надо. Если б я их гнул поспокойнее, то фальшборта прилегали бы к палубе идеально, а я как-то нервничал, и поэтому остались зазоры, хотя и не смертельные, - ватервейсом закроются.
Фальшборт установлен
Затем начал прорезать шпигаты. Рассверливал бормашинкой, затем ровнял надфилем.
Прорезание шпигатов
Чистовая обшивка
Корпус по инструкции обшивается рейками красного дерева, а фальшборта – теми же светлыми рейками, что и палуба (рамин). Как раз к началу чистовой обшивки возник вопрос о гвоздевании бортов. По моим впечатлениям, на большей части моделей в сети никаких имитаций пробок на бортах не делается, хотя на самом деле они, конечно же, есть. Поднял этот вопрос в своём посте на форуме, и по совету решил все-таки показать пробки на бортах. В этом же посте Борис Волхонский подсказал примерную длину используемой доски и подтвердил мои догадки насчёт зауживания реек обшивки к корме и носу. Итак, прояснив все интересующие меня моменты, приступил к делу.
Чтобы впоследствии не рисовать карандашом линии шпангоутов на уже обшитом корпусе, я решил нарисовать их на этом этапе, а в дальнейшем, приклеивая очередную рейку, сразу намечал на ней точки на местах будущих пробок.
Мнимые шпангоуты, по ним пойдут линии нагелей
Рейки зауживал ножом №5 с 26-м лезвием (тем же, которым обрезал пробки палубы). Накладывал нож сверху и сильно надавливал, в один - два приёма получал длинный, ровный срез. Правда, к моменту завершения обшивки лезвие было совершенно тупым. Я его попытался было заточить на брусочке, но ничего путного из этого не получилось, пришлось докупать новые.
Многие моделисты, насколько я понял по форуму, прижимают рейки чистовой обшивки механически по месту установки на модель. Полумиллиметровой толщины рейки, размоченные в кипятке, сравнительно легко гнутся даже на ребро, но лишь до тех пор, пока их не заузишь. При попытке изгиба узкие концы ломаются гораздо чаще, поэтому я решил воспользоваться тем же способом, что и при черновой обшивке: кипяток и утюг. Кстати, для тех, кому небезразлична реакция супруги: махагони очень прилично пачкает тефлоновое покрытие утюга (это обстоятельство позволило мне лишний раз убедиться в том, что моя лучшая половина – просто ангел). Также нужно стараться, чтобы рейка была приклеена по всей ширине – неприклееные края через некоторое время могут загибаться. Да и вообще размоченная в кипятке рейка махагони при высыхании несколько искривляется в сечении. Это надо учитывать, я старался не оставлять размоченную рейку на завтра, а использовать в этот же день.
Слева уже подогнанная и изогнутая рейка, в неё будет врезаться последующая. Это одна из двух врезок на модели, в принципе их можно было избежать, но мне хотелось попробовать сделать потеряйные поясься. А справа тоже уже изогнутая, подогнанная по месту, но обычная рейка без врезки
Процесс идёт и модель преображается
Здесь, если приглядеться, видны карандашные наметки будущих нагелей
Черновую обшивку делал равномерно по обоим бортам, чтобы не перекосило корпус, а когда делал чистовую, не терпелось увидеть полностью обшитый борт, поэтому вывел сначала один
После завершения внешней обшивки, проделал в ней отверстия шпигатов.
Нехитрый способ не промахнуться со шпигатами, изнутри-то их резать неудобно. Подсветил,- наружняя рейка тонкая, просвечивае. Можно смело прорезать.Также тут можно видеть, что обшивка не очень гладкая, некоторые рейки выступают. Это будет вылечено шлифовкой.
Шпигаты прорезаны
По прошествии где-то двух недель после приклеивания реек чистовой обшивки, в некоторых местах между ними стали появляться зазоры толщиной примерно 0.5 мм. То ли корпус окончательно высох, то ли ещё какие-то таинственные процессы сделали своё дело, я так и не понял, но заделывать щели пока не стал, а занялся пробочками.
Я уже сказал, что будущие точки пробок на корпусе намечал сразу, как только приклеивал рейку. Так вот, друзья, где-то к середине обшивки корпуса до меня стало доходить, что пробок на корпусе гораздо больше, нежели на палубе. К тому же небольшое их количество располагаеться в местах, где корпус вогнут (это в районе кормы). Так что фронт работ, на который я прежде отводил от силы 3-4 дня, сильно разросся, превратившись в почти месяц работы. Итак, сначала сверлим дырочки под пробки. Я несколько усовершенствовал технологию, делая дырку сначала при помощи сверла 0.5 мм и лишь затем придавая ей коническую форму шарожкой, конечно так дольше, зато отверстия получаются ровнее. Примерно в это время приобрёл односторонние лезвия фирмы Excel, и нашёл их чрезвычайно удобными для обрезки зубочисток (конечно, можно пользоваться и самыми обыкновенными опасными лезвиями для бритвы, а можно вообще самому изготовить эти самые односторонние лезвия. Но кому незнакомо здоровое желание потратить денег на хобби? Да и стоят они не дорого).
Отверстия под нагели: слева уже рассверленные шарошкой, справа - пока ещё нет, в середине пробная линия уже вклееных и обрезанных зубочисток, смотрятся они не очень, потому как опять же, ещё не отшлифованы
Только отверстия под будущие нагели я готовил несколько дней, а на сами нагели времени ушло гораздо больше
В результате небольшая модель потребовала имитации почти двух с половиной тысяч нагелей – это вместе с палубным настилом. Делал я их с каким-то мазохистским удовольствием и даже немного пожалел, когда работа была окончена.
Кончики зубочисток, забитых в фальшборт с внешней стороны, выходит с внутренней стороны, поэтому обшивку фальшборта изнутри я делал только после завершения внешней и стачивания выступающих концов зубочисток. Когда закончил, вновь сделал отверстия шпигатов, - теперь уже изнутри.
Видны несточенные концы зубочисток на фальшборте
Обшиваем борт изнутри
Далее стал заделывать щели во внешней обшивке, о которых писал выше. Работа очень деликатная, потому что нужно мудриться вмазать клей в тонюсенький промежуток между стыками реек, не замарав им поверхность самих реек, иначе это будет видно в дальнейшем при вощении корпуса.
Для заделывания щелей очень пригодились обрезки реек, которые я, как Плюшкин, собирал в течение всей постройки
Наконец пришло время шкурить всё это великолепие. Тут без фанатизма, если конечно, есть желание избежать проплешин во внешней обшивке. Сначала, я аккуратно шкурил нестыковки и места заделки щелей обычным шкурником от Amati (удобная штуковина, мне понравилась, – для тех кому лень самостоятельно сделать шкурник из дерева). А затем перешёл к работе со всем корпусом. Пригодились купленные задолго до этого шкурники на основе губки (их часто можно увидеть фоном в галерее DryDockModels). Форма корпуса изогнутая, и губка пришлась как нельзя кстати, она облегает изгибы и шлифует поверхность, снимая слой равномерно и не образуя проплешин.
Шкурники на основе губки случайно обнаружил в хозтоварах
Ватервейс, привальники и т.п.
Заготовка для ватервейса, если верить инструкции, яблоневая. Древесина твёрдая и гнётся не очень, особенно когда надо выгнуть длинную планку, но нет ничего невозможного. Тут снова нужно позаботиться о шпигатах, ведь если просто приклеить ватервейс, то отверстия шпигатов окажутся слепыми. Поэтому, чтобы не проделывать их в уже приклееном ватервейсе толщиной 3 мм, решил вырезать заранее. Наметил, прорезал, приклеил.
Ватервейс с отверстиями под шпигаты
Теперь комингсы фальшборта (не знаю правильный ли термин, но по инструкции они зовутся именно так).Это уже совсем не проблема, отрезай себе да приклеивай. Только аккуратно с наклоном, есть соблазн сделать их перпендикулярными палубе, а она изогнутая, и комингсы получатся непараллельными друг другу.
Самая противная и, как следствие, неудачная часть моего Бремена - планширь. Родной, фанерный, как водится, не подошёл по форме, наверное из-за самодеятельности с размерами палубы и с фальшбортами, поэтому нужно было делать свой. Конечно, по-хорошему, он вырезается из фанеры или толстого шпона, но т.к. это представлялось нереальным с точки зрения реализации, то решил гнуть рейки. Взял липовые 1,5х6мм. После работы с раминовыми рейками черновой обшивки была уверенность, что с этой задачей справлюсь без проблем. Но выгибать липу оказалось достаточно тяжело – большая ширина и крутой изгиб на ребро ближе к форштевню и на корме. Носовую часть худо-бедно ещё удалось согнуть, а вот корму, изрядно помучавшись и испортив несколько реек, набрал из кусочков. В целом вышло достаточно коряво. Увы.
Часть1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
© www.shipmodeling.ru, 2007
Статьи на тему: