7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Модели из набора. Цикл статей по постройке для начинающих. Построение корпуса. Первые шаги

Модели из набора. Цикл статей по постройке для начинающих. Построение корпуса. Первые шаги

Содержание.

Общие советы

Самая большая часть любой модели - корпус. От его конструкции и формы будет зависеть вид конечной модели. Не пытайтесь начинать новый этап, не закончив предыдущий. Давайте клею достаточное время для сушки, чтобы он полностью высох. Используйте круглые резинки, прищепки, зажимы, провода и т.д. чтобы дать частям, которые будут склеены, плотно прижаться друг к другу. Все методы, которые вы пробовали и проверяли, они все имеют право на использование. Нужно стремиться к методу работы, который оставляет обе руки свободными во время высыхания клея. Экспериментируйте, чтобы найти самый легкий способ для Вас. Некоторые методы, описанные в этой статье, могут быть трудны для Вас, но легки для другого моделиста. И наоборот.

Кроме того, левша не будет использовать те же самые методы, что и правша. Рекомендуется, чтобы рабочая доска основы (стапель), была сделана до того, как вы начнете строительство модели. Но можно, и даже удобней, использовать <инструмент для резки реек вдоль> (см. статью про специнструменты) в качестве стапеля. Он отлично подходит для закрепления корпуса во время строительства. Идентифицируйте все части, необходимые для сборки конкретной секции и держите их в одно месте. Всегда храните неиспользуемые части модели в коробке, чтобы избежать их потери. Выделите, насколько это возможно, большое место в комнате для работы. Далее вся последовательность работы для любого этапа для ясности снабжается рисунками и фотографиями (правда черно-белыми).

 

Первые этапы

Найдите все части, нужные для постройки каркаса корпуса. Это будет <ложный> киль, шпангоуты, возможно некоторые палубные стрингеры (или усиливающиеся части), и различные другие блоки корпуса. В большинстве наборов деталей обозначают части, начиная с 0 или 1 для киля, и доходя до 10 или 12 для шпангоутов. Обратитесь к схемам и инструкциям набора деталей для точной последовательности номеров. Может быть необходима некоторая точная доделка киля и щелей в шпангоутах, чтобы эти части стыковались без деформации или зазора. Подгоняйте (без склеивания) соединение частей до тех пор, пока оно не будет хорошим. Сделайте это для каждого шпангоута. Эта процедура известна как <пригонка всухую>, и будет упомянута всюду при строительстве модели. Каждый шпангоут должен быть перпендикулярен к килю, и быть в вертикальном положении, когда Вы смотрите со стороны.

Каркас корпуса модели

Посмотрите на рисунок для положения <стрингеров> (если они используются в наборе деталей). Любые дополнительные щели и пазы в стрингерах должны быть сделаны до вклеивания их в пазы шпангоутов.

Установка стрингеров

Стрингеры помещены в нужное положении после того, как была сформирована линия палубы, но до того, как сделать палубу.

 

Начиная с носа или кормы, намажьте клеем каждый паз, и, тщательно работая, поместите каждый шпангоут в нужное место и положение. Как только все шпангоуты размещены на своих местах, помещают всю конструкцию на стапель, проверяют, чтобы каждый шпангоут стоял правильно. До начала любой другой работы, оставьте всю эту конструкцию, чтобы она смогла полностью высохнуть.
Проверьте, чтобы клей не попал на стапель - это создаст позже трудности. Избыток любого нормального клея прежде, чем клей начинает высыхать, может быть вытерт, используя влажную ткань

 

Листы с шаблонами деталей

Некоторые наборы содержат листы фанеры или дерева с отпечатанными на них контурами деталей. Используйте для их вырезания или маленькую пилку (лобзик), или модельный нож с очень крутым лезвием.
Не делайте попытку вырезать все сложные кривые одним действием. Вырежьте несколько блоков, обработайте начерно формы, затем обработайте кривые линии. Здесь необходима осторожность, но это действие простое. Пазы могут быть точно вырезаны при помощи малой прямой стамески или долото. Как только части вырезаны, продолжайте собирать каркас, как описано выше.

 

Цельнодеревянные корпуса

Цельнодеревянные (предварительно вырезанные) корпуса требуют очень небольшой работы на начальном этапе, поэтому это идеальный тип корпуса для новичков. Корпус - обычно нужного сечения и формы, и нуждается только в шлифовании. Может быть, будет нужна некоторая маркировка, чтобы отметить положение различных частей (например киля, подставки или волнореза), и вы должны для этого обратиться к инструкциям.
Дополнительную информацию по обшивке бортов и палубы, по созданию необходимого оснащения вы найдете в следующих статьях. При строительстве модели из цельнодеревянного корпуса используются те же самые методы, что и для модели <рейки-на-шпангоутах>, когда начальный <скелет> корпуса у нее уже закончен. Но если будет необходима специальная инструкция для цельнодеревянного корпуса, это будет отмечено.

 

Дополнительные блоки

В некоторых наборах в конструкции корпуса предусмотрены дополнительные деревянные блоки в носовой и (или) кормовой части. Положение различных блоков показано на рисунках. Блокам нужно позволить выдаваться немного выше уровня палубы и уровня обшивки корпуса, и все блоки лучше всего устанавливать на место за один раз. Здесь можно использовать или ПВА или Суперклей (циакрин). Части, которые клеятся, должны быть крепко прижаты друг к другу, используя зажимы различной формы (в основном С-зажимы).

Использование блоков

Использование блоков

 

Поскольку корпус должен иметь устойчивую и крепкую конструкцию, для будущей работы важно дать блокам достаточное время сушки - по крайней мере 12 часов. Вы можете использовать это время чтобы ознакомиться со следующими этапами постройки корпуса или с конструкцией некоторых других, более мелких частей. Работая по этому методу, вы найдете, что необходимая <задержка> - не такая уж и помеха.
После полного высыхания каркаса необходимо вывести на уровень палубы все блоки и (если необходимо) шпангоуты. Затем необходимо приклеить <ложную> палубу. Как правило она дается или их толстого (2 мм) шпона, или из тонкой (1,5мм) фанеры. Поскольку палуба чаще всего должна будет следовать кривым вдоль корпуса, и, в большинстве случаев, поперек корпуса (для ската воды), необходимо существенное усилие, чтобы заставить палубу принять нужный профиль (изогнуться нужным образом). Этого можно было бы достичь, выдерживая палубу в горячей воде (см. статью про сгибание древесины) и затем крепя палубу к шпангоутам большим количеством булавок или гвоздиков. Но, как правило, палуба слишком большая и она может деформироваться при сушке и деформировать весь корпус. Чтобы устранить эту опасность, процарапайте нижнюю сторону палубы острым ножом или острой иголкой на глубину приблизительно 1/3 толщины (если палуба из шпона) или на толщину одного слоя фанеры (если палуба из фанеры). Это должно быть сделано и вдоль и поперек.

Процарапывание палубы

Присоедините всухую палубу к шпангоутам, проверяя обе кривые (поперечную и продольную). Не используйте слишком большое усилие в процессе пригонки всухую, поскольку палуба может расколоться. Продолжите подгонку, пока палуба не будет правильно следовать кривым, касаясь и киля в центре и грани каждого шпангоута. После этого отметьте на верхней стороне палубы центральную линию от носа до кормы, и положения каждого шпангоута. Это поможет правильно установить булавки или гвоздики, когда будете приклеивать палубу.
Используя ПВА, намажьте каждый шпангоут в месте, где его коснется палуба. Прикрепите сначала палубу к килю по всей его длине, чтобы установить самую трудную кривую. Затем закрепите палубу к каждому шпангоуту. Проверьте что палуба касается каждого шпангоута до самого края. Закрепите палубу в этом положении, используя большие круглые резинки или длинные провода, крепко обернутые вокруг каркаса корпуса, чтобы гарантировать нужный прижим пока сохнет клей.

 

Фасонирование блоков и шпангоутов

Фотографии и рисунки должны дать вам необходимую информацию о типичных методах фасонирования шпангоутов и блоков ниже уровня палубы. Причина длительного времени сушки должна теперь стать очевидной. Вы это оцените, узнав, какой прочный корпус у вас получился. Это, в свою очередь, должно дать вам уверенность при использования того, что может казаться вам <зверскими> инструментами (чтобы сделать необходимые кривые).
Поскольку обшивка корпуса должна будет идти по сделанным вами на этом этапе кривым, важно максимально качественно сделать этот этап, особенно в носу и корме судна.
Надо помнить, что линии корпуса на реальном судне должны иметь гладкий, четкий профиль. Не должно быть никаких <бугров> или <ям>. Длинный рашпиль, напильник, длинный шкурник, и даже небольшой рубанок будут гарантировать, что обрабатываемая область согласуется с прилежащими областями. Используйте одну рейку из набора деталей (как показано на рисунке) для проверки линий поверхности и продолжайте шлифовать и проверять поверхность пока не получите удовлетворяющий вас результат.

Проверка линии палубы

Проверка линии палубы при помощи единственной рейки. Тоже самое нужно делать и с линиями корпуса

 

Советы

Во время строительства, особенно при планировании крепежа палубы будет неоценимо использование имеющего форму палубы шаблона. Это лучше всего сделать, когда поверхность палубы еще чистая и не загромождена. Для этого можно использовать любой гибкий лист (например тонкий пластик) ; просто разместите лист на столе, переверните модель килем вверх и прочертите контур вокруг корпуса. Вырежьте эту форму. Она пригодится вам при изготовлении различных надстроек на палубе.
Чтобы точно передавать контуры крепежа различных деталей со схем, просто нарисуйте их на прозрачной кальке, используя мягкий карандаш. Переверните кальку <вверх ногами>, и наложите на шаблон. Прочертите с обратной стороны кальки по нужным вам контурам. На шаблоне останется слабый след, затем достаточно еще раз точно прочертить контур. Таким образом положение, форма и взаимное расположение деталей на палубе может быть проверено, не используя настоящий корпус; это позволит избежать маркировки дощатой обшивки палубы и т.д.
Если во время фасонирования шпангоутов и блоков произойдет несчастный случай и киль или шпангоут расколется, не отчаивайтесь - просто используйте любой кусочек из отходов, чтобы приклеить его поперек трещины, используя тот же самый клей что и раньше. Удостоверьтесь, что любое такое соединение не будет выступать за пределы дощатой обшивки, особенно в киле. Такой ремонт виден на первой фотографии, около шпангоута №6 на модели. Это было необходимо, потому что ложный киль был случайно расколот.

 

Следующая статья >>