7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Суда викингов. Ладья из Хьертшпринга. Судно из Нидама

Суда викингов. Ладья из Хьертшпринга. Судно из Нидама

Теги: корабль античности

Содержание.

 

Рассмотрим теперь некоторые особенно хорошо сохранившиеся суда и лодки-ладьи, которые викинги и их предшественники строили в Дании и Норвегии. На рис. 11 кроме мест находок показаны и города, в музеях которых выставлены реконструированные суда.

 

Места обнаружения судов

Рис. 11. Места обнаружения судов. Здесь же указаны города, в музеях которых выставлены их реконструкции.

 

Ладья из Хьертшпринга

На севере датского о. Альс находилось поместье Хьертшпринг (<Прыжок оленя>). В 1921 г. там землечерпалкой рыли ров через небольшое торфяное болото (размером всего 45×50 м), находившееся в 3 км от Балтийского моря. В вычерпываемом грунте встречались многочисленные остатки предметов прошлого, о чем было сообщено в датский Национальный музей в Копенгагене. В 1921-1922 гг. его сотрудники исследовали найденный на болоте жертвенник. В сообщениях, опубликованных Г. Розенбергом, перечисляются находки: старейшее оружие из стали (железа), обнаруженное в Скандинавии (8 однолезвийных мечей и 140 наконечников копий различной формы), 30 костяных наконечников для копий, 50 длинных щитов с бляхами из дерева - умбонами, выточенные из дерева тарелки, коробки и сосуды, а также бронзовая накладка и бронзовая игла. Болото у Хьертшпринга оказалось самым древним жертвенником в Скандинавии, т. е. местом жертвоприношения военной добычи в IV и III вв. до н. э.
Особое значение эта находка имеет благодаря обнаруженной лодке-ладье, которая была разрушена на месте жертвоприношения: во время работы землечерпалки она сильно пострадала (рис. 12). Остатки ладьи в настоящее время находятся в Национальном музее в Копенгагене (рис. 13).

 

Составленный из отдельных кусков ахтерштевень ладьи из Хьертшпринга

Рис. 12. Составленный из отдельных кусков ахтерштевень ладьи из Хьертшпринга.

 

Остатки ладьи из Хьертшпринга

Рис. 13. Остатки ладьи из Хьертшпринга, закрепленные на листах фанеры, позволяют понять их назначение.

 

Главные размерения ладьи (рис. 14): наибольшая длина 15,3 м, наибольшая ширина 2,07 м и высота борта 0,78 м. Интересно, что длина внутренней части ладьи вследствие особой формы штевней составляет 13,28 м.
Ладья состоит из днищевой доски, к которой с каждой стороны привязаны по две бортовые доски. По опубликованным данным, эти доски имели выпуклую форму, хотя последнее маловероятно, так как потребовалась бы очень сложная обработка досок. Наша постройка модели этой ладьи показала, что ее можно изготовить и из прямых бортовых досок (рис. 15). Однако рис. 16 соответствует описаниям в печати.
Доски для ладьи из Хьертшпринга изготовлены из липы. Они положены внакрой на 20 мм и имеют отверстия через 70-80 мм. Сквозь отверстия, которые с обеих сторон покрыты варом, пропущены связки из лыка (рис. 17).
С внутренней стороны борта пояса имеют 10 рядов выступов - планок или клампов, идущих поперек ладьи и выполненных как одно целое с доской. На трех нижних поясах обшивки в ряду - по пять клампов, а на двух верхних - по три. Через каждый кламп просверлено отверстие. С клампами соединены выгнутые ребра - шпангоуты, изготовленные из ореха-лещины толщиной около 35 мм. Шпангоуты вместе с банками из ясеня, просверленными на концах для прохождения ребер, и вертикальными ясеневыми подпорками банок - пиллерсами - обеспечивали поперечную прочность ладьи. Продольная же прочность увеличена планширем шириной 65 мм, выполненным из доски.

 

Чертеж ладьи из Хьертшпринга

Рис. 14. Чертеж ладьи из Хьертшпринга.

 

Модель ладьи из Хьертшпринга

Рис. 15. Модель ладьи из Хьертшпринга.

 

Мидель-шпангоут ладьи из Хьертшпринга

Рис. 16. Мидель-шпангоут ладьи из Хьертшпринга.

 

Шов, связывающий доски ладьи

Рис. 17. Шов, связывающий доски ладьи (вид изнутри) и покрытый внутри и снаружи варом.

 

Характерными для ладьи из Хьертшпринга являются ее штевни (рис. 18), которые в корме и в носу почти одинаковы. Связанный с досками обшивки штевневый брус и штевневая доска, клювообразно удлиненная днищевая доска и подобной формы планширь и составляют штевень. О назначении таких штевней высказывались разные мнения. Вряд ли их использовали в качестве тарана, так как доски корпуса тонкие, толщиной всего лишь 15 мм, об этом же говорит и общая форма штевней. Вероятнее всего, двойной штевень играл роль защитного при высадке на берег и поддержки при креплении культовых символов.

 

Конструкция штевня

Рис. 18. Конструкция штевня.

 

1 - удлиненный планцирь; 2 - штевневая доска; 3 - штевневый брус; 4 - планширь; 5 - верхняя доска обшивки; 6 - шов; 7 - нижняя доска обшивки; 8 - днищевая доска; 9 - накладка; 10 - внешняя штевневая доска; 11 - защитный штевень.

 

Для движения ладьи использовали гребки, которые имели относительно узкую лопасть - шириной от 50 до 95 мм (рис. 19). Для управления служили два свободных рулевых гребка с шириной лопатки 215 мм. Длина рулевых гребков - около 1,45 м, а остальных - в среднем 1,70 м.

 

Рулевой гребок и гребки с ладьи из Хьертшпринга

Рис. 19. Рулевой гребок и гребки с ладьи из Хьертшпринга.

 

На ладье имелось 20 мест для гребцов. Масса команды из 25 человек и снабжения составляла 2200 кг, из расчета 90 кг на человека, включая оружие. Сама ладья, по оценке исследователя Йоханессена, весила 530 кг, а по оценке Тиммермана, экстраполировавшего массу по модели, выполненной в 1/10 натуральной величины, - 700 кг. При водоизмещении 2800 кг осадка хьертшпрингской ладьи составляла 0,32 м, а высота надводного борта - 0,46 м.
Ладья из Хьертшпринга имеет сходство с ладьями свионов, которые описал Тацит, и с судами на ряде наскальных рисунков.

 

Судно из Нидама

В 1863 г. в болоте Нидам у деревни Эстерсоттруп у Альсензунда велись раскопки под руководством С. Энгельгарда, в ходе которых были найдены остатки трех судов. Одно из них довольно хорошо сохранилось - это так называемое судно из Нидама. Оно выставлено в музее доисторической и ранней культуры Шлезвига в замке Готторп (рис. 20-24).
В процессе работ Энгельгард и его сотрудники вначале натолкнулись на дубовую лодку, полностью разрушенную при жертвоприношении. Расстояние между шпангоутами у нее составляло 1,05 м. Для весел имелись только петли, а не уключины. Из-за сильных разрушений пришлось отказаться от восстановления лодки, тем более что опыта реконструкции судов тогда еще не было.
18 августа 1863 г. сотрудники Энгельгарда обнаружили судно из Нидама. Параллельно ему лежала еще одна лодка, выполненная из сосны, которая к концу октября была расчищена. После снятия эскизов с обшивочных досок, положенных внакрой и скрепленных стальными заклепками, а также клампов на киле и бортовых досках, уключин по борту и штевней, конструкция которых до сего времени не ясна, эта лодка была снова засыпана. Позже она погибла во время датско-прусской войны 1864 г.

 

Судно из Нидама

Рис. 20. Судно из Нидама.

 

Кормовая оконечность и руль

Рис. 21. Кормовая оконечность и руль.

 

Судно из Нидама относится ко второй половине IV в. При датировке значительную роль сыграли восемь бронзовых булавок для одежды - фибул, найденных на судне вблизи форштевня.
Болото вблизи Нидама, как выяснилось, было местом приношения жертв в течение почти трех столетий. Особенно многочисленные находки были сделаны в 1863 г. и позднее, спустя 30 лет, было обнаружено 106 мечей, 552 наконечника копий, 70 стальных и бронзовых умбон для щитов, древки стрел и копий, а также многочисленные украшения.
Судно, пролежав столько времени в болоте, распалось. Дубовые доски обшивки лежали отдельно друг от друга, а от шпангоутов остались только отдельные части. Поэтому интересны реконструкции этого судна, выполненные С. Энгельгардом в 1865 г., X. Шетелигом и Ф. Йоханессеном в 1930 г. и X. Акерлундом в 1961 г., которые опубликовали свои чертежи. Из них наиболее важен чертеж Йоханессена. Основные размерения судна из Нидама (рис. 25): максимальная длина 22,85 м, максимальная ширина 3,26 м и высота борта 1,09 м.
На открытом судне предусмотрено 30 мест для гребцов. Устройство для несения паруса отсутствовало, судя по остойчивости судна, оно и не могло бы нести парус.

 

Носовая оконечность

Рис. 22. Носовая оконечность.

 

Модель судна из Нидама

Рис. 23. Модель судна из Нидама.

 

Судно построено на килевой доске длиной почти 15 м и шириной в середине 0,56 м. Собственно киль, вырезанный из этой доски, имеет ширину 180 мм, а высоту только 20 мм (рис. 26). Посредине килевой доски между 10-м и 11-м шпангоутами находилось небольшое сквозное отверстие, закрытое от попадания морской воды деревянной пробкой, через которое спускали накопившуюся воду, когда судно вытаскивали на берег. Оконечности килевой доски имели ширину всего 280 мм. К ним при помощи двух деревянных нагелей и горизонтальной накладки, приложенной снизу, крепили штевни (рис. 27).
Оба штевня, изготовленные из дуба, почти одинаковы; хорошо сохранившийся форштевень, выполненный из одного куска дерева, имеет длину около 5,4 м. В нижней части штевень обработан так, чтобы к нему можно было приклепывать доски обшивки (рис. 28).

 

Внутренняя часть судна из Нидама

Рис. 24. Внутренняя часть судна из Нидама.

 

Чертёж судна из Нидама

Рис. 25. Чертёж судна из Нидама.

 

Килевая доска судна из Нидама с клампами и шпангоутом; на виде сверху шпангоут отсутствует

Рис. 26. Килевая доска судна из Нидама с клампами и шпангоутом; на виде сверху шпангоут отсутствует.

 

Горизонтальная накладка для соединения киля (1) со штевнем (2)

Рис. 27. Горизонтальная накладка для соединения киля (1) со штевнем (2).

 

Обшивка выполнена внакрой - в клинкер: с каждой стороны имеется пять досок (рис. 29). Доски обшивки изготовлены из дуба, не имеют сучков и при длине 20 м и ширине свыше 0,5 м цельные. Только верхний пояс является составным. На хорошо сохранившемся левом борту стык приходится между 13-м и 14-м шпангоутами. Доски притыкаются друг к другу под прямым углом, и скрепляет их только усиленный планширь (рис. 30).
Доски перекрывают друг друга на 70 мм. Стальные заклепки с клинк-шайбами (четырехугольные шайбы) установлены на килевой доске на расстоянии 150 мм, на верхних поясах - через 160-180 мм, а вблизи штевней - через 110 мм. Для заделки щелей между досками применялась шерсть, пропитанная клейкой массой.
Килевая доска, да и прочие доски имели клампы, выполненные как одно целое с доской (см. рис. 26). К клампам привязаны 19 шпангоутов, которые устанавливали только после завершения сборки обшивки. Реставрационные работы показали, что шпангоуты, вплоть до 3-го, были выполнены из одного куска сосновой кокоры (кривули) и имели различное поперечное сечение (рис. 31). На верхней доске (рис. 32) - только один кламп, к которому привязан шпангоут; одновременно этот кламп служил опорой для банки, крепившейся, вероятно, деревянными нагелями. Гребные банки дополнительно имели вертикальные опоры, установленные на шпангоутах.

 

Поперечный разрез штевня с креплением обшивочных досок на заклёпках

Рис. 28. Поперечный разрез штевня с креплением обшивочных досок на заклёпках.

 

Мидель-шпангоут судна из Нидама

Рис. 29. Мидель-шпангоут судна из Нидама.

 

Стык двух половин верхней обшивочной доски и его крепление

Рис. 30. Стык двух половин верхней обшивочной доски и его крепление.

 

Поперечные сечения 12, 15, и 17-ого шпангоутов вблизи килевой доски.

Рис. 31. Поперечные сечения 12, 15, и 17-ого шпангоутов вблизи килевой доски.

 

К верхней доске обшивки были привязаны уключины, изготовленные из сучков-вилок (рис. 33). Уключины имели отверстия, через которые проходил кожаный ремень, удерживавший весло.
Для управления судном на правом борту висел большой руль длиной около 3,3 м с головкой особой формы (рис. 34). Как соединялся руль с судном, неясно. Возможно, он удерживался только тросом, закрепленным на одном из шпангоутов и проходившим сверху через планширь, иначе бы руль был совершенно свободным.
Найденные весла имели длину от 3,05 до 3,52 м (рис. 35).

 

Верхние пояса обшивки со шпангоутом и клампами

Рис. 32. Верхние пояса обшивки со шпангоутом и клампами.
(На рисунке отсутствует банка, которая накладывалась на верхний кламп и крепилась двумя деревянными нагелями)

 

Уключина, вырезанная из сучка-вилки

Рис. 33. Уключина, вырезанная из сучка-вилки.

 

Уключина, вырезанная из сучка-вилки

Рис. 34, 35. Дубовый руль длиной 3,3 м и весло судна из Нидама.

 

На судне были обнаружены камни, что вызвало недоумение. Первоначально их приняли за балласт, но он нужен был бы судну из Нидама при плавании по воде. Балласт же из камней общей массой почти 1000 кг на судне, находящемся на берегу, был явно лишним. Поэтому предположили, что найденные камни как-то связаны с жертвоприношением. Такое судно в свое время представляло очень большую ценность, поэтому церемония его погребения была не совсем обычной. Вероятно, на дотянутое до болота судно были погружены камни, к ним добавили оружие и другие жертвенные дары. Затем к штевням привязали канаты, при помощи которых судно затянули в болото, где оно при открытом отверстии на килевой доске под грузом камней медленно затонуло.
Собственную массу судна из Нидама Йоханессен оценивает в 3300 кг, а Тиммерман по модели в 1/10 натуральной величины - немногим более 3900 кг. Полезный груз, т. е. масса экипажа из 50 человек с оружием и продовольствием, должна была составлять почти 5000 кг. При полной массе 8800 кг осадка судна равнялась 0,5 м, а высота надводного борта - почти 0,6 м. Происхождение судна из Нидама, представлявшего военную добычу и найденного на месте поселений англов и саксов, до конца не выяснено.

 

 

Источник: Издательство <Судостроение>. Ленинград, 1982. Перевод с немецкого А. А. Чебана, рецензент доктор исторических наук М. А. Коган.

 

OCR: Shel (сайт ShelTon Vikings Page)

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>


Статьи на тему:
14.09.0003Суда викингов.Цикл статей
01.01.1970Greek Galliot
01.01.1970Viking Ship (Mantua)
01.01.1970Viking ship (Корабль викингов)
01.01.1970Caesar, Roman Galley
01.01.1970Egyptian ship
01.01.1970Viking Boat
01.01.1970Greek Bireme
01.01.1970Чертеж греческой биремы