7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Модель Sovereign of the seas фирмы Mantua

Модель Sovereign of the seas фирмы Mantua

Теги: Mantua, MA787

Многие знания – многие печали
 (народная мудрость)

Ты помнишь, как все начиналось?

SOVEREIGN OF THE SEAS от Mantua Да-а-а. Давно это было…. Кажется, Наполеон на Москву шел. Али нет? А, вспомнил. Шла холодная зима 2003 года. Декабрь. Уже с месяц в доме было тихо, спокойно и не пыльно. По ночам раздавалось только мирное посапывание домочадцев, и соседи не затыкали уши, пытаясь заглушить такие приятные звуки, издаваемые такими умильными станочками и всякими разными Дримелями. Никто не чихал, пытаясь пробиться на кухню, чтобы чего-нибудь перекусить. Перестали приходить глюки от запахов лака.

Нет! Так более нельзя! Надо что-то менять в своей жизни! Дайте мне что-нибудь зашкурить! отпилить! приклеить! Ну, хоть чего-нибудь, а? А глаза такие грустные – грустные.

- Что-то ты загрустил, - сказала жена. (Ура! Заметила!) - Может, порадуешь нас еще какой моделькой, масенькой? Хочешь, мы тебе к Новому году организуем?

- Ой, да-да. Я тут присмотрел на выбор несколько вариантов. Как раз скромненькие, маленькие, много места не займут. Только съездить надо – посмотреть. И денежки малость возьмем? А?

Вид при этом, примерно, такой:

Жизнь становилась серой и убогой…

- Ну что с тобой делать – поехали.

 

И вот темной-темной ночью двое ненормальных ввалились домой к Валентину Дёмину. Взгляд членов его семьи говорил: ну что с убогих возьмешь? А коробочка тем временем уже стояла готовая к демонстрации. Ее размер вызвал легкое подозрение у жены (В магазине на фото внизу полное ощущение, что ребенок может в нее спокойно лечь): что-то не тянет на масенькую (как она была права!). А цена заставила задуматься о сроках приобретения шубы. Но дело было сделано, и коробка успешно перекочевала в багажник машины.

Ну, все! Сейчас начнется! Но сначала надо помучить себя месяц, другой. Чертежи поизучать, информацию нарыть. Но дотерпеть удалось только до конца января. И в один прекрасный день на кухне образовался небольшой …

…Каркас.

Тут же выяснилось, что убирать его на холодильник, как ранее всегда происходило, не получится. Ну не помещается он там никак!

 

- А какого он был размера?
- Примерно с меня.
- Мой любимый размер, – вздохнул ослик Иа.

 

Надо отметить, что даже килевая рамка состояла из двух половинок. Что поначалу вызывало опасения – а не сложится ли все это пополам. Однако нижние палубы, оказавшиеся практически такой же толщины, что и шпангоуты, намертво закрепили конструкцию во всех плоскостях.

Каркас SOVEREIGN OF THE SEAS

 

Лазерная резка по точности оказалась на высоте – практически не пришлось ничего подгонять. Однако образовалась другая проблема. Все срезы фанеры, как быстро выяснилось, были подпалены и имели приятный коричневый цвет. Сама фанера была многослойная. Причем внутренние слои сделаны из светлого дерева. Но из-за подпалин казалось, что фанера однородная. Для внутренних конструкций это было не принципиально, да и сделаны они целиком из светлой фанеры. А вот для киля, и как потом оказалось, для многих других деталей, например лафетов, обработка стала просто невозможна. Любая попытка зашкурить что-либо приводила к появлению белых проплешин на ребрах. Пришлось браться за морилку и обрабатывать подготовленные детали ею. Полностью это не скрывало многослойность, но значительно помогало.
Из других особенностей каркаса следует отметить прямые и негнущиеся нижние палубы. Изготовитель предлагает вклеить в них держатели орудий. Однако способов подогнать высоту держателей под изгиб палубы не дает. Да, если честно, в тот момент я даже и не вспомнил про это – приклеил все на одной линии – позор на мои седые волосы.

На фото видно, что средние шпангоуты торчат выше палубы. Инструкция предполагает после обшивки корпуса их срезать. Наверное, это нормально для тех, кто сначала полностью обшивает корпус, а затем кладет палубы. Но у меня такой метод вызывает опасения по поводу аккуратной заделки внутренних углов. Поэтому я предпочитаю сначала обшить палубы, сточить их по нужному контуру, а затем строить стенку бортов. Здесь же пришлось думать, что делать с выступающими шпангоутами. Срезать их вровень с палубой нельзя – они дают определенную кривизну борта, и оставить как есть стремно. Это же потом пустые места от них надо будет заделывать палубной обшивкой! На всякий случай обточил выступающие концы до минимально возможной толщины.

Итак, все палубы в данной модели выполняются сначала из фанеры, а затем обшиваются рейками. Для имитации конопатки палубы применил следующий способ. Сначала наклеивал рейки палубной обшивки не впритык, а с небольшим зазором. Зазор можно регулировать, вставляя между рейками что-нибудь достаточное по толщине. Я, в конце концов, приноровился и стал делать зазоры на глаз. Далее полученную поверхность покрываем темной шпатлевкой. Сначала, опасаясь, что вотру темную шпатлевку в светлое дерево, обрабатывал палубные рейки слоем светлой шпатлевки. Однако вскоре понял, что опасения беспочвенны и ограничился только темной. Особо старательно требуется забить шпатлевкой швы между планками. Затем зашкуриваем и получаем результат. По-моему, вполне приличный. При этом можно давать любой необходимый зазор для конопатки, граница светлого и темного получается гораздо более естественной, чем при чернении краев досок, да и нужный цвет шпатлевки подобрать не проблема. Конечно, данный способ годится только в том случае, если у палубы есть сплошная основа.

Палуба SOVEREIGN OF THE SEAS

 

На фото видно, что доски положены через одну. Не бейте меня!!! Так на чертежах было. А все, что есть на сайте по этому поводу – я увидел позже.

Вот тут и надо сказать по поводу эпиграфа. Хуже нет, когда что-то новое узнаешь, понимаешь, что у тебя не правильно, а переделывать уже поздно. Иногда думаешь: эх, лучше бы и не знал ничего. Делал бы спокойно по инструкции, и в ус не дул. Надо отметить, что подобные мысли появлялись по ходу постройки этой модели с завидной регулярностью. Так что тезис: 'чем меньше знаешь, тем лучше спишь', оправдывает себя на все 100.

Осталось сказать только, что на данном этапе палубы гальюна и галерей не устанавливаются, так как будут мешать дальнейшей работе и начать строить …

 

… Орудийные порты.

Почему на данном этапе? Да просто вспомнились все мучения с вырезанием портов на полностью обшитой модели. Нахождением точного места порта, проваливанием планок внутрь и отсутствием шанса на ошибку. Поэтому решил попробовать свой способ. Т.е. до обшивки корпуса поставить на место короба, благо держатели для орудий уже установлены на места.  Итак, изготавливаем короба. По длине они должны быть такими, чтобы выступать за первую обшивку. Тогда мы сможем после первой обшивки их точно сточить до нее, а вторую обшивку пустить внахлест, а затем зачистить и ее до коробов. Короба делаются с помощью простейшего кондуктора – рейки, квадратной в сечении (хотя кондуктор можно и усложнить).

Тут же выяснилось, что квадратных портов на корабле практически не бывает! И все что нам предлагают в виде металлических рамок портов с крышками – фикция. Почему? Да потому, что кривизна борта меняется вдоль всего судна.

Однако вернемся к нашим портам. Изготовив короба, приклеиваем их к держателям орудий. Выдержать уровень на данном шаге достаточно легко. (Эх! Здесь бы мне и вспомнить про изгиб палуб!!!)
Далее обшиваем все это хозяйство планками первого слоя. Т.е. фактически начинаем первую обшивку. На самом деле, на этом этапе вполне достаточно пустить одну планку сверху порта, другую снизу и зашить промежутки между портами. О плотном прилегании планок к коробам пока беспокоиться не стоит – это лишь первая обшивка.

Орудийные порты SOVEREIGN OF THE SEAS

 

Ну и, наконец, остается обрезать лишнее, замазать шпатлевкой и зашкурить. Результат получается вполне приличный. Конечно, если заглядывать внутрь порта, то короб неестественно длинный по глубине. Однако, если уж туда заглядывать, то и держатели для орудий не слишком отвечают тому, что на самом деле там должно быть видно.

Так потихоньку обшив порты, у нас появляется …

 

… Внутренняя обшивка.

Вообще-то, надо сказать, что производитель пустил на обшивку некий странный материал. Что это, я так и не знаю до сих пор. На красное дерево не похоже по фактуре, но похоже по цвету. По фактуре очень похоже на орех. Однако ужасного качества. Трескается, ломается, одна планка может быть различна по влажности по своей длине и т.д. Ну, в общем, намучался. Причем производитель решил не экономить и пустил на внутреннюю и внешнюю обшивку один и тот же материал (видимо за дешево достает), хотя вполне мог на внутреннюю дать липу. Единственное различие – на внутреннюю обшивку идут планки несколько толще. Что, учитывая качество материала, создает дополнительные трудности при изгибе реек. Эх, помню как замечательно гнулась липа на Сан Франциско!
Здесь надо отметить, что несмотря на великое множество рецептов, предназначенных для изгиба реек, я пользуюсь самым простым из них – инструментом для изгиба реек. И никаких замачиваний, нашатырей, отпариваний и т.д. Данный девайс делает насечки на стороне планки, внутренней к изгибу. За счет этих насечек планка начинает загибаться. Конечно, такой метод применим в основном только для изгибов с внутренним радиусом, т.е. когда насечки оказываются внутри. Хотя я пробовал и с внешним. Просто надо насечки зашкурить.

Зато есть у меня одно подозрение. Дело в том, что у меня совершенно нет проблем с винтом. Ну не крутит корпус, и все! И не только на этой модели. Так вот, подозреваю, что его не крутит именно потому, что изгиб планок осуществляется насухую. Т.е. сухая планка принимает нужную форму еще до посадки на место и в дальнейшем никаких напряжений в корпусе не возникает. Нет планок, которые, высыхая, пытаются разогнуться или еще как изменить форму.

При обшивке использовались С-зажимы, как самодельные, так и покупные. И те и другие полностью себя оправдали, обеспечивая очень плотное прилегание планок к шпангоутам. И никаких гвоздей!

Осталось заметить, что на этом этапе пора вклеивать основу для кормовой галереи и приступать к …

 

… Внешней обшивке.

Технологии сайта - в жизнь!!! Вторую обшивку делал по методике, рассказанной в одном из обзоров сайта. Сначала приклеивается каждая третья планка обшивки. Только потом подрезаются и вклеиваются промежуточные планки. Для того чтобы выдержать правильное расстояние между планками, я сделал три специальных шаблона, с помощью которых и клеил направляющие одну за другой. Шаблоны представляли собой отрезки планок обшивки примерно по 1-1,5 сантиметра длиной, склеенные попарно между собой. Один шаблон ставился на мидель шпангоут, а два других разводились на такое расстояние, чтобы примеряемая планка изгибалась без пропеллеров. Т.е. между двумя крайними шаблонами расстояние между направляющей планкой и приклеиваемой всегда равно двум планкам.

Что плохо в таком методе. Как ни подгоняй, оставить расстояние между направляющими планками ровно в 2 планки никак не получится. Ширина планок не бывает идеальной, поэтому в результате в некоторых местах образовывались щели.

Но плюсов у такого метода все-таки больше. Меньше шансов сделать карман (когда планка уходит не по требуемой кривой и никак не хочет состыковываться со следующей). Однако возможность напортачить остается и здесь.

Обшивка SOVEREIGN OF THE SEAS

 

На фото видно, что планка, крайняя к килю, длиннее, чем все соседние. Это я поторопился и приклеил ее раньше времени. Когда ее надо клеить - с этим вопросом еще надо разбираться. Однако при переходе к носу эта планка явно пошла не тем путем. И с ней пришлось бороться отдельно.

Здесь же видно, что порты, как бы это сказать, “не дорезаны”.  На данном этапе я только лишь подрезал планки у каждого порта, чтобы не потерять соответствующую точку, с таким трудом подготовленную ранее. И только когда вторая обшивка была готова, а места соединения ее планок с коробами портов окончательно просохли, мы смело берем в руки нож и начинаем отрезать излишки, закрывшие порты. Затем все как всегда: шпатлевка, надфиль и подгоняем, подгоняем, подгоняем….

Закончив с обшивкой и портами, я попробовал провести первый опыт с …

 

…Окраской данной модели.

В магазине “Мир дерева”, тогда еще работавшем, были закуплены разного цвета морилки (ну не лежит у меня душа к акрилам там всяким). Одна из них обещала радикально красный цвет (контрабандный товар!), который я захотел воспроизвести внутри орудийных портов. Однако, морилка, видимо, была произведена на Малой Арнаутской. И порты приобрели веселенький фиолетовый окрас. Так провалился мой первый опыт с морилкой. Пришлось брать в руки обычную краску и банально выкрашивать все в красный цвет.

Второй облом случился значительно позже. Посмотрев по Интернету на произведения других коллег по палате N6, я заметил, что корпус SOVEREIGN’а красят в некий оттенок желтого. Видимо, чтобы соответствовать кличке “Золотая смерть”, которую он носил. И здесь я решил, что немного желтизны – это есть хорошо. И покрыл корпус желтой морилкой. И так все было замечательно! Ну, просто загляденье! И радовалось сердце мое…. Ровно до той поры, пока я не навощил корпус. Этот стойкий, не убиваемый желтый оттенок испарился мгновенно!

Но все-таки опыты с морилками были и положительными. Так замечательно проявила себя черная морилка “под палисандр”. Могу рекомендовать всем, у кого есть проблемы с черным деревом. Ею были обработаны бархоуты и киль. Ну и стандартная морилка “под красное дерево”, которой я пользовался в некоторых случаях, описанных в разделе “Каркас”. Замечание здесь только одно. Пользоваться морилками можно только при полностью готовой детали, как и при обычной покраске. Иначе любая попытка обработать мореную деталь снимает слой с морилкой, и образуются проплешины.

Ну и не обошлось без красок. Здесь производитель дает четкие указания по поводу покраски в синий цвет. Проба с синей краской из “Мира дерева” (уже и не помню, что это была за краска такая), которая должна была проявить всю структуру дерева, привела к ядовито изумрудному оттенку и была отметена сразу. И пришлось вернуться к обычным модельным краскам. Синий окрас вызвал сильные нарекания у зрителей, да и у меня тоже. Грела только одна мысль – планируется на него навесить столько золота, что оно явно затмит всю синеву.

Остается добавить, что цветовая гамма материалов, предложенных производителем, достаточно бедна, что и вызывало желание поэкспериментировать с различными красителями. Тут Мантуа далековато до Артезании. Нет, я не требую такого же сюрреализма как у Корел на мачтах. Но хоть как-то разнообразьте! Ну а на выходе имеем вот такое чудо:

Окраска SOVEREIGN OF THE SEAS

 

Итак, база готова. На все про все ушло 4 месяца вечерних посиделок по 2-3 часа с перерывами на отпуска и разные культурные мероприятия. И пришла пора заняться…

… Детализацией палуб.

Разные эмоции возникали по ходу этой работы. Так, некоторые решетки по чертежам должны прикрывать трапы и быть съемными. Однако размер решеток вызывает, так скажем, сомнение, что человек, поднимаясь снизу, в состоянии поднять такую решетку (да и опускаясь сверху).

Помпы - порадовали. Практически воду качают.… А вот шпиль удивил – жуткая конструкция на гайках. Зачем такие сложности?! Я не понял.

Инструкция предлагает делать не двери, а оставлять сквозные отверстия. С видом на неотделанные глубины палуб. Бр-р-р-р. Я решил, что это не есть хорошо и стал изобретать собственные двери.

Здесь подоспела статья про изготовление металлических шкивов. Естественно, это надо было опробовать, да и испытательный полигон подвернулся – битенги. Срочно были изготовлены шкивы. И тут встал во всей красе следующий вопрос - а как же прорезать аккуратные посадочные места под шкивы? Ну, если шкив один, то еще куда не шло. А если их рядышком два? В результате в битенгах пришлось с мучениями прорезать пазы. А некий метод родился, когда подошел к изготовлению крамболов. Метод оказался на удивление прост. Бралась не рейка нужного сечения, а полоски шпона (остатки той же обшивки), которые склеивались межу собой. В местах, где должны располагаться шкивы, полоски не прокладывались, т.е. делался разрыв. На выходе получалась деталь с идеально ровными пазами. Сначала были сомнения в ее крепости, но они оказались напрасными. По поводу опасений в том, что слоеность будет заметна, могу сказать следующее: может быть будут видны слои с клеем на светлом дереве, однако на темных породах, да если склеить под небольшим давлением, да взять заготовку чуть большего размера, чтобы можно было как следует обработать, результат более чем приличный. Хотя надо заметить, что я данные детали еще и покрывал морилкой для сохранения некоторого стиля, потому что рядом находились детали, обработанные морилкой из-за ранее описанных сложностей. И, кроме того, были наклеены украшения. Так вот, после выше описанных операций, думаю, что на глаз определить, что деталь слоеная, не удастся никому.
Осталось сказать, что попытка сточить такую слоеную заготовку на круг вполне увенчалась успехом, т.е. похоже, что таким способом можно делать и мачты. Так что планирую в будущем развивать данную методику.

Палуба SOVEREIGN OF THE SEAS

 

При изготовлении всякой палубной мелочевки, решил не трогать орудия. Почему? Да сейчас уже и не вспомню. Сие дело было отложено на потом. Зато я подошел к самому прекрасному и ужасному, к…

 

Часть 2


Статьи на тему:
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
18.12.2007Обзор модели HMS Victory фирмы Mantua в масштабе 1/78
07.08.200412-ти фунтовая пушка наполеоновской армии. Модель фирмы Mantua
15.04.2004Яхта Royal Caroline. Модель фирмы Mantua. Часть 2
15.04.2004Яхта Royal Caroline. Модель фирмы Mantua
18.03.2004104-пушечный корабль San Felipe фирмы Mantua
01.01.1970ROMAN BATTERING RAM
01.01.1970Mantua Каталог
01.01.1970English Whaleboat
01.01.1970French Xebec