+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Навивка канатов для такелажа

Теги: такелаж

Прежде всего хочется выразить огромную благодарность Дмитрию Калмыкову, предоставившего нехитрый тросомот, Светлане Бугаевой из минской компании 'Метолит' за должное понимание, терпение, помощь в выборе, и , конечно же, за предоставленные образцы нитей. Дмитрию Лучину и Денису Калашникову за консультации, рецензию и некоторые предоставленные материалы из их собственного опыта. Валентину Демину за рецензию.

 

Более подробно почитать о теории навивки канатов можно здесь. Альтернативный способ навивки канатов описан здесь.

По опыту изготовления моделей из наборов, и по многочисленным отзывам моделистов, оказалось, что нитки, идущие в наборе требуют замены. Если, конечно, хочется оживить модель и сделать ее более правдоподобной, а не игрушкой. Итак, вот основные недостатки ниток из наборов:

  • имеют большой ворс, приходится с этим как-то бороться;
  • не обладают достаточной прочностью, особенно тонкие;
  • как правило, набор диаметров скуден;
  • диаметр нитей обычно не соответствует заявленному (например, артезаньевские 0,15мм реально больше, чем 0,3мм);
  • не имеют четкой структуры и по виду лишь отдаленно напоминают канат;
  • цвет далеко не всегда соответствует реальности;
  • имеют тенденцию заканчиваться, когда еще сделан не весь такелаж.

В связи с этим возникает потребность в самостоятельном изготовлении канатов, лишенных вышеперечисленных недостатков.

 

Чем.

Инструмент для навивки троса

Вот такое нехитрое устройство попало мне в руки. Принцип его действия довольно прост. Каждая из 3-х (или 4-х) нитей закручиваются в одну сторону тросомотом, все же вместе они завиваются в другую сторону благодаря силам природы. Работать можно как в горизонтальное плоскости, так и в вертикальной.

Инструмент для навивки троса

Мне было удобнее делать это вертикально. Один из минусов вертикального способа - объективное ограничение по длине получаемого каната.

Инструмент для навивки троса

Крутим ручку по часовой стрелке. Нить закручивается против часовой. Нити же в канат будут скручиваться по часовой стрелке.

Бобышка

Бобышка (диаметр 14мм) необходима в месте скрутки нитей, чтобы не давать им скручиваться раньше времени, а угол скручивания зависит от равномерности изначального натяжения нитей и степени их последующего закручивания.

  

Как.

конструкция

Городим вот такую конструкцию. Сверху в тисках тросомот. Снизу груз, который должен быть достаточно большим, чтобы не давать нитям при закрутке собираться в барашки, но и не достаточно большим, чтобы нити не рвались. Его величина подбирается экспериментальным путем. В данном случае я использовал патрон из набора Unimat 6in1. В месте свивки - бобышка из фторопласта. 

конструкция

Крутим тросомот до тех пор, пока груз сам не начнет вращаться. В этот момент интенсивность вращения ручки тросомота можно значительно уменьшить так, чтобы частота вращения нити примерно совпадала с частотой вращения груза.

Момент скрутки нитей

Момент скрутки нитей.

Готовый канат

В результате получаем вот такой канат.

 

Что.

Один из самых больших вопросов - какие нитки использовать. Я остановился на полиэфирных. У них есть несколько довольно весомых достоинств по сравнению с другими нитями. Не ворсистые, очень крепкие, палитра цветов довольно большая, четко различаются пряди в готовом тросе, что делает его красивым, текстурным, наглядным.

Основной показатель размера нити, который нас интересует - ее диаметр. Однако в подавляющем большинстве случаев производители используют линейную плотность как основную характеристику нити. Целью данного обзора было найти некую зависимость между линейной плотностью используемых нитей и конечного диаметра получаемого каната. Линейная плотность измеряется в тексах (tex) и показывает сколько грамм весит 1 км нити. Также используется децитекс (dTex), где 1Tex=10dTex. Как можно легко догадаться, что чем больше тексов, тем толще нить.

Из нити каждого размера навивалось до 5-ти разных канатов тросовой работы. Диаметр полученного каната измерялся следующим образом: канат наматывается на стержень, делается порядка 10-30 шлагов, в зависимости от его толщины. Измеряется полученный линейный размер и делится на кол-во шлагов.

 

Испытания проводились над нитями трех разных производителей.

НитьdTexСвивкаДиаметр, мм НитьdTexСвивкаДиаметр, мм
Skala 360801x30.19 22Л2201x30.33
Skala 360802x30.26 22Л2202x30.55
Skala 360803x30.38 22Л2203x30.68
Skala 2401201x30.22 70Л (1/3)2301x30.33
Skala 2401202x30.35 70Л (1/3)2302x30.50
Skala 2401203x30.48  70Л7001x30.62
Skala 2001501x30.26  70Л7002x31.00
Skala 2001502x30.42  70Л7003x31.22
Skala 2001503x30.48 130Л (1/3)4301x30.48
Tera 80 (1/3)1151x30.27 130Л (1/3)4302x30.70
Tera 80 (1/3)1152x30.36 130Л13001x30.88
Tera 803501x30.43 130Л13002x31.50
Tera 803502x30.65 170Л (1/3)5601x30.60
Tera 803503x30.84 170Л (1/3)5602x30.85
Tera 60 (1/3)1601x30.25 170Л17001x31.15
Tera 60 (1/3)1602x30.42 170Л17001x41.30
Tera 605001x30.62 170Л17002x31.70
Tera 605002x30.78     
Tera 605003x30.95     
Tera 40 (1/3)2501x30.31     
Tera 40 (1/3)2502x30.50     
Tera 407501x30.62     
Tera 407502x30.95     
Tera 407503x31.25     
Tera 30 (1/3)3301x30.38     
Tera 30 (1/3)3302x30.57     
Tera 3010001x30.72     
Tera 3010002x31.00     
Tera 3010003x31.45     
Tera 20 (1/3)5001x30.50     
Tera 20 (1/3)5002x30.75     
Tera 2015001x31.00     
Tera 2015002x31.50     
Tera 10 (1/3)10001x30.68     
Tera 10 (1/3)10002x30.95     
Tera 1030001x31.30     
Tera 1030002x31.94     

 

Примечание:

1/3 означает, что нить распускалась на составляющие ее стренги и из них навивался канат;

1х, 2х, 3х - количество каболок в стренге;

х3, х4 - количество стренег в канате;

реальный канат измеряется по длине окружности, здесь приведены диаметры;

 

Зависимость диаметра каната

Черной линией на графике показан степенной тренд.

 

Более полную информацию об отечественном производителе можно почерпнуть из приведенных ниже графиков, любезно предоставленных Дмитрием Лучиным. Графики теоретические, незаменимы для ориентировки, и на практике на них вполне можно полагаться.

На левом графике видна зависимость диаметра трехстренгового каната тросовой работы (по вертикале) от толщины используемой каболки (тип нити марки 'Л') и количества каболок (нитей) в стренге (по горизонтали). На правом соответственно для четырехстренгового каната.

Четырехстренговый канат скручиваться плотно не может, поэтому он может быть с браком. Чтобы этого не было, надо вводить сердечник толщиной примерно в половину толщины стренги.

Кроме того, по этим графикам можно довольно просто для любой нити спрогнозировать диаметр получаемого каната в зависимости от количества каболок. Например, намотав пробный канат 1х3 (три стренги в одну каболку), получился канат диаметром 0.6мм. Ставим точку на плоскости левого графика. Она попадает между линиями для 42Л и 70Л. От этой точки по образу соседних линий (42Л и 70Л) рисуем подобную им кривую. В результате получим примерную зависимость диаметра каната от количества используемых нитей данного типа в каболке.

зависимость диаметра трехстренгового каната

Вот необходимые цвета:

- по каталогу Gutermann:
черный - 0000;
темно-коричневый - 696 (Skala 360, 240, 200) и 452 (Tera);
рыжий - 180 (Skala 360, 240, 200) и 448 (Tera);
бежевый - 464 (Skala 360, 240, 200) и 131 (Tera).

 

- по каталогу ПНК Кирова, Питер:
темн-кор - 5312;
беж - 5304;
рыж - 4612;
телесный - 4604;

 

- по каталогу ЗАО Моснитки, Москва:
темн-кор - 104;
беж - 099;
рыж - 097;
телесный - 094.

 

Для примера качества получаемых канатов приведу фотографию брюка, сделанного из 1/3 70Л в три стренги, бензель сделан из 22Л, сначала распущенной на две нити по 11Л, а потом заново свитой в две стренги.

брюк

Также в качестве справочной информации приведу таблицы расчета стоячего и бегучего такелажа. (Источник - Хоккель. Т.е данные для усредненного корабля 18го века). В колонке 'Реальный диаметр' приведены цифры для масштаба 1:90 в случае, если толщина грот-мачты составляет 10мм. Вот готовые таблицы для расчета, достаточно подставить заранее просчитанный размер грота-штага, все остальное пересчитается автоматически.

<Обсудить на форуме, задать вопрос автору>

© Алексей Доманов, Минск
3 мая 2005 г.
© shipmodeling.ru


Статьи на тему:
02.07.2014Гаки своими руками
10.07.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging Period Fore-and-Aft Craft "
05.04.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging period ship models"
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
23.12.2006Приспособление для обвязки блоков
08.06.2004Технология изготовления блоков путем заливки смолы в формы
19.02.2004Изготовление миниатюрных блоков
17.12.2003Клетневание троса
25.09.2003Изготовление тросов
14.09.2003Станок для изготовления крученого троса
Мы работаем по субботам
?>