+7 495 120-75-76 пн-сб с 10:00 до 18:00, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Ваш ID загружается...
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Практические советы по обшивке корпуса и палуб

Теги: корпус

Итак, читая форум, не утерпел, решил изложить свое мнение по поводу некоторых основных приемов.

 

Обшивка

 

1) Подготовка рейки к изгибу.

Про это много уже писали и в форуме и на сайте. Есть даже очень интересное приспособление для распаривания реек от Димы Лучина. И первую модель с двойной обшивкой - Golden Hind я собирал, обжигая руки паром над чайником. (Побочный эффект - теперь могу долго держать кружку с кипящей водой голой рукой:)
Но держать на столе булькающее, извергающее пар... Опять же - отмокшая штукатурка:
Есть более простое решение - нашатырный спирт! (Раствор аммиака 10%, в аптеке. Или в хозмаге. Пол-литровая бутыль. Она воняет сильнее.)
Минус - запах. Но если нос держать не строго над рейкой, а в стороне, то терпимо. Опять же, бодрит и обморок не грозит.
Плюс - промочил несколько раз кисточкой рейку (она потемнела при этом, после высыхания это пройдет) и ее можно, при небольшой тренировке, завязать узлом (я косослой в расчет не беру. Рейка - клен).
Попробуйте, понравится. И вот рейка размякла, можно приступать к следующему этапу.

 

2) Изгибаем
Ну, это просто. Приложили рейке по месту, прижали ее парой резинок, чтоб на пол не падала.
Не держится, расправляется? Правильно делает. Теперь берем у жены фен. И греем им рейку, прижимая ее по месту. Пальцами. Если сильно горячо - палочками.
(Тут жена на днях: <спалишь, новый купишь!>. Посмотрел, сколько стоит ее фен и купил себе свой, самый дешевый китайский. 350р)
Этот этап можно пропустить и приступить сразу к третьему.

 

3) Приклеиваем
Мажем корпус клеем типа ПВА из шприца или кистью, накладываем на свое место рейку. Если она не вполне изогнута - кладем на одном из окончаний (корма или нос). Я начинаю с носа. Мажем не только шпангоуты, но и торец ранее приклеенной рейки.
Берем утюг (самый маленький. Насадка на паяльник лучше, но руки еще не дошли ее сделать.), сильно его греем и начинаем прижимать рейку. Постепенно, двигаясь от одной оконечности к другой. Давим на утюг только на шпангоутах. Между ними только нежно греем.
При этом клей сохнет, плавится и намертво схватывает рейки. Поэтому, если изгиб не сильно большой и рейку не надо было подгонять по месту ПОСЛЕ изгиба, ее можно клеить мокрую. Нашатырный спирт не мешает, с ПВА не конфликтует.
Замечание про обработку (подгонку) рейки: на Golden Hind делал это я <шкурником> - наклеенном на линейку кусочком шкурки.
(Кстати! В книгах пишут клеить шкурку к основе эпоксидкой, казеином: Брррр. Не надо. Есть материал лучше - двусторонний скотч. Из хозмага. Тонкий. Его предлагают клеить на пол, чтоб кавролин не ездил.)
Повторять эти подвиги фигурного шлифования одной рукой (в другой - рейка) мне не улыбалось. Из двигателя от вентилятора родилось это устройство:

 

Устройство из вентилятора

Диск из текстолита диаметром 45 мм, 20 Ватт, но море оборотов. Шкура - №600 на скотче. Вибраций нет, диск после установки на вал отшлифован <по месту>.
Очень нежное устройство: если прижать посильнее, не рвет планку на части, срезая половину ее в миг (как Проксон FBS с тем же диском), а просто встает. Поэтому с ним можно работать только не торопясь, обстоятельно. Но можно сделать даже так:

 

Возможный вариант

Планировалось обрабатывать торцы толстых реек черновой обшивки, но оказалось, что ему можно доверить и рейки толщиной 0,5 мм, не корежит.

 

Палуба

<Чернить торцы рейки или добавить черноты в клей? Мазать грань маркером или художественным грифелем (он меньше пачкается)?>
Все это известно. На Golden Hind я чернил грань именно грифелем. Сначала понравилось, сегодня мне это не нравится. Глядя на готовую палубу, я вижу, что она смотрится нарисованной. Рейки лежат плотно, нереально.
Если верить, что он в масштабе 1:53 и щель между досками была 10 мм, то у меня она должна быть 0,18 мм. Ну, 0,2 мм, а то и больше!
Поэтому я решил на будущее что щель надо чем-то заполнять. Варианты пригляделись такие:

 Шпон черного дерева
 Шпон ореха
 Картон (ватман) черный и коричневый.

Шпона ореха у меня не богато, черного дерева нет. Да и обычная толщина шпона 0,4 мм подходит для масштаба 1:47 или крупнее. Оставим этот способ на потом, а моя новая модель - President, масштаб 1:60.
Итак, остановился на ватмане. Режем его на полоски чуть потолще досок обшивки, примерно в 1 мм шириной. Как? Бритва, картонка на стол и железная линейка (ВНИМАНИЕ! Линейка с приклеенной на нижнюю часть на двухсторонний скотч самой мелкой шкуркой). Это не так сложно, такой нож не скользит, а ватман не ездит по картону. Брака не будет. Если нож - бритва!
Клеим на палубу среднюю рейку. Ждем, когда присохнет, убрав выдавленный клей. Потом к ее торцу прижимаем <стоймя> полоску ватмана, смазанную клеем и затем следующую рейку. Теперь можно и не ждать, а клеить дальше. Только надо плотно прижимать ватман к рейке и к основе палубы.
После ПОЛНОГО высыхания клея ПВА (сутки) подрезаем торчащие полоски. Или бритвой или просто циклюем.
Теперь финальная обработка. Тут напишу, как сделаю я. Все это, тщательно выровненное и прошкуреное, я намажу воском, прогрею феном, чтобы он расплавился и впитался. Возможно это надо будет делать пару раз. Потом сотру прогретые излишки тряпкой. И покрою матовым лаком, т.к. воск все равно надо подновлять. Рядом стоит шкаф книжный, его дед делал, он вощеный. Последний раз я его вощил 5 лет назад. Так теперь заметно, что пора его освежить. Думаю что палуба тоже будет выветриваться. Вот поэтому сверху нужен лак.
Зачем тогда воск? А он проявляет цвет дерева, а картон темнеет. Лак Яло (Тиккурилла), матовый, сохнет нормально только на такой поверхности, которая его не впитывает.
Возможно, ватман сначала стоило пропитать ПВА. Надо попробовать.
Вот прототип:

 

Прототип

Торцы реек не сильно шкурились, видно как картон(толщина 0,4 мм) заровнял, заполнил все неровности. Это внутренняя палуба, под решетками. Поэтому специально <шов> пошире сделан, чтобы его было видно. Самая дальняя рейка, для сравнения, сделана по принципу <черненый торец>, грифелем. На внешние палубы я купил темно-коричневый и черный ватман толщиной 0,2 мм. Чернить торцы мне больше не хочется. Да, вся эта палуба собрана за менее чем за полчаса из заранее нарезанных реек шириной 4 мм. Рейка - клен. Обработана полностью.

 

Что дальше? Гвозди в палубу!

 

Идея: металл если и применялся, то сверху его прикрывали пробками из дерева. Поэтому на палубе вряд ли были металлические гвозди!
Значит, делаем деревянные:

 

Из дерева

Материал - шпон. Тут показана толщина шпона 0,8 мм, а я использовал 0,4 мм.
Предварительно заостренная полоска режется поперек слоев, как показано на рисунке. Вместо молотка лучше пользовать <гвоздодав> или <ставить> острие в отверстие пинцетом и потом дожимать его чем-то плоским. Меньше шанса его сломать. Прототип:

 

Прототип

Плюсы: обрабатывается замечательно, не блестит. Гармонирует с <набивкой> стыков реек.
По сравнению с металлическими гвоздями времени на эту технологию тратится не больше, особенно если помнить, что при обработке палубы металлическую пыль от гвоздей надо удалять, чтобы не втереть ее в палубу. А тут про это беспокоиться не надо, вбил гвозди до шкурения и потом сразу всю палубу обрабатываешь.

 

Это те методы и приемы, которые понравились мне, я ими пользуюсь, не призывая делать только так. Попробуйте, возможно, что-то из написанного окажется полезно.

 

Денис Калашников, 2004

 


Статьи на тему:
29.02.2012Изготовление стапеля
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
29.12.2005способ обшивки корпуса судомодели - приваривание обшивки
07.09.2005Обшивка корпуса судомодели. Пособие для начинающих и мастеров
03.02.2005Изготовление медной обшивки
20.01.2005Изготовление рамок пушечных портов
30.09.2004Три способа изготовления гвоздей из латуни
23.09.2004Изготовление миниатюрных гвоздей
06.09.2004Изготовление корпуса модели композитным способом
16.08.2004Изготовление деревянных нагелей для обшивки корпуса и палуб
Мы работаем по субботам