7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Линейный корабль первого ранга Royal Willem. Модель фирмы Euromodel. Часть 3

Линейный корабль первого ранга Royal Willem. Модель фирмы Euromodel. Часть 3

Теги: Euromodel, EU99006, линейный корабль

Обзор. Третья часть. Начало здесь

 

Модель

 

Бархоуты

Главный бархоут - между нижней пушечной палубой и ватерлинией - состоит из трех совмещенных по ширине планок, средний бархоут - из двух совмещенных планок, а бархоут русленей состоит из двух разнесенных по ширине реек 3х2мм, нижняя из которых в носу повторяет линию платформы гальюна. Расположение бархоутов на корпусе модели очень важно, т.к. привязано к линиям пушечных портов, галерей квардека и платформе гальюна одновременно. Установка бархоутов производится по схеме, используемой для установки планок второй обшивки, только применение клея ПВА в этом случае считается наиболее оправданным. Не следует даже пытаться подрезать в бархоутах пересекаемые пушечные порты до полного высыхания клея (Рис. 30).

 

Бархоуты и кранцы

Рис. 30. Бархоуты и кранцы.

 

Кранцы

На корабле было установлено по четыре кранца на борт, которые устанавливаются и на модели. Следует очень тщательно подогнать кранцы в соответствии с завалом и изгибом бортов в соответствующих местах. Для упрощения подгонки кранцев рекомендуется картонным шаблоном снять профиль борта, после чего перенести искомую форму кранца на деревянную заготовку. Кранцы следует выполнить чуть длиннее проектных, выступающими над планширем с последующей их подгонкой к ограждению фальшборта.

 

Бортовой орнамент

В отличие от обшивки корпуса, когда, во избежание искривления корпуса, укладка реек ведется одновременно на двух бортах, установку бортового орнамента следует производить исключительно поочередно - сначала на одном борту, а затем - на другом. Правильно установленные относительно пушечных портов кранцы являются идеальным 'кондуктором', помогающим точно на свои места установить элементы орнамента. Как и прежде, литые элементы орнамента набора требуют незначительной подготовки и подчистки, следует однако быть очень осторожным и не переразмерить маленькие, возможно закрытые литейными перемычками, просветы в орнаменте. Самый лучший инструмент для этой работы - набор бархатных напильников. Каждый элемент следует выровнять по торцам для правильной стыковки с соседними, подчистить заднюю поверхность и приклеить на место цианоакриловым клеем. Каждая последующая секция проходит эту же процедуру с добавлением подгонки 'насухо' к установленной предыдущей. Возможная проблема, заключающаяся в мизерной разнице в толщине и проявляющаяся, однако, в бросающемся в глаза перепаде в полосе орнамента, может быть решена осторожным снятием этой 'ступеньки' после высыхания клея.
Перед установкой на место каждого элемента орнамента следует убедиться в том, что в соответствующих местах сделаны проемы под отверстия пушечных портов, т.к. после приклеивания их на место сделать это будет практически невозможно.
После приклеивания всех деталей орнамента следует закрыть все еще видимые стыки между элементами подходящей шпаклевкой (рекомендуется Polyfilla), которую можно втереть в стык пальцем. Нестыковки побольше предварительно поправляются надфилями с последующей шпаклевкой, что делает стыки практически невидимыми.
Установку орнамента в районе фордека следует подготовить путем разметки мест установки декоративных элементов в строгой привязке к соответствующим парам регелей и крамболов с последующей подгонкой декоративных элементов в требуемый размер.
Теперь можно подогнать в размер переразмеренные кранцы и фальшборт до совпадения с верхней линией орнамента. Все вместе это накрывается планширем из предварительно изогнутой в проектных местах перепада фальшборта полосы 4х0,5мм (Рис. 31).

 

Планширь фальшборта

Рис. 31. Планширь фальшборта. Выступающие кранцы.

 

Ригели

На счастье, в наборе поставляются литые ригели (Рис. 32), не требующие, как деревянные, предварительного изгиба, форма и радиусы которого просто ужасны. Но даже в этом случае этот этап работы настолько пугающе значительный, что браться за него рекомендуется только с хорошим настроением и в хороший день.

 

Литые ригели

Рис. 32. Литые ригели.

 

Всё же все ригели требуют их подгонки к поверхности корпуса модели. Такая подгонка - длительная и осторожная работа, которую лучше всего начинать с более толстого конца, понемногу и пропорционально снимая излишек материала вдоль ригеля или подгибая его до момента, когда будет достигнута требуемая его длинна, а также тонкий конец будет обрезан и обработан до требуемой формы.
Все ригели предварительно просверливаются для установки их на штифтах и вклеиваются на место эпоксидным клеем (Рис. 33). Остальные, более мелкие и не несущие такой нагрузки детали, а также в связи с невозможностью их удержания на месте на время застывания эпоксидного клея, устанавливаются на свои места при помощи цианоакрилового клея.

 

Установка ригелей

Рис. 33. Установка ригелей.

 

После этого следует подогнать отверстие и кронштейн ватер-вулинга, окрасить всю сборку изнутри и установить решетку гальюна.
Любые щели между ригелями и носовой фигурой должны быть зачищены и зашпаклеваны перед окончательной наружной окраской.

 

Ограждения

На модели требуется установить более сотни 5мм высоты опор ограждений, нарезанных и отформированных из полосы 5х1мм, приклеенных к планширю строго по линии перил. Для изготовления этих опор лучше всего сделать простенький кондуктор, который обеспечит идентичность всех заготовок.
В большинстве случаев перила в своих окончаниях имеют вертикальный изгиб, повторяющий форму изгиба в этом месте бортового орнамента. Поэтому рекомендуется, во-первых, сделать перила составными из двух полос 4х0,5мм, а во-вторых, выполнить изгиб каждой из заготовок перил с использованием инструмента подрезания или насечки бороздок по их внутренней стороне, после чего эти заготовки склеить клеем ПВА, удерживая их в кондукторе или даже 'крокодильчиками' для удержания формы изгиба.
Ограждение передней части фордека, в отличие от бортовых ограждений, имеет более простой, обычный вид и в комментариях не нуждается.

 

Руслени

Руслени следует изготовить и установить попарно и одновременно для обоих бортов для того, чтобы гарантировать их идентичность. Внутренние торцы русленей должны безусловно повторить форму бортов в соответствующих местах, что, кроме всего прочего, обеспечит прочность склейки для обеспечения сопротивления достаточно высоким нагрузкам, возникающим при набивке вант. С этой же целью сверху русленей устанавливается по несколько книц в соответствии с чертежами. Кницы также следует очень точно подогнать к русленю и борту корпуса для обеспечения прочности клеевых соединений. Следует дать достаточную выдержку - не менее суток - для высыхания используемого для соединения этих элементов клея ПВА до начала дальнейшей работы по обвязке русленей.

 

Нижние (вант-путенс) юферсы

В наборе даются предварительно изготовленные вант-путенсы, однако, если строго подходить к качеству деталей, они несколько переразмеренны. Нижние юферсы вставляются в верхнюю петлю вант-путенсов, нижний конец которых вставляется между русленем и его ригелем (Рис. 34). Конец вант-путенса изгибается к корпусу, проходит через верхнее кольцо путенс-планки и вклеивается в отверстие на корпусе эпоксидным клеем. Очень важно разметить эти отверстия на корпусе не только по отношению к линии русленя, но и на таком расстоянии друг от друга, чтобы они позволяли установить вант-путенсы и путенс-планки на одной линии с соответствующими вантами. Для обеспечения прочности этого узла в нижние отверстия путенс-планки дополнительно устанавливаются штифты с полукруглой головкой.

 

Руслени и вант-путенс-юферсы

Рис. 34. Руслени и вант-путенс-юферсы.

 

Для облегчения работы на русленях бизани и в связи с тем, что эти элементы набора сделаны несколько неряшливо - с небольшим несоответствием в размерах, а также, чтобы не потерять мелкие детали в процессе работы, рекомендуется поставить вант-путенс-юферсы на капельку эпоксидного клея, обращая внимание на правильное положение отверстий под талреп. Немного большие по размеру вант-путенс-юферсы грот- и фок-мачт удерживаются в вант-путенсах несколько более прочно, поэтому для удобства последующего обтягивания стоячего такелажа их приклеивать не следует.

 

Носовые украшения (форкастеля)

Установка элементов орнамента в носовой части модели 'по месту' достаточно сложна и может не привести к качественному результату. Высота поверхности, на которой требуется произвести работы, и то, что она достаточно труднодоступна, подсказывает моделисту следующее решение: всю сборку, включая орнаменты, полуцилиндрические места для впередсмотрящих и т.д., следует провести вне модели, на фальшоснове, которую и установить на свое место.
Основа такой сборки может быть изготовлена из двух слоев шпона, склеенных, для увеличения прочности, как и фанера, со взаимно перпендикулярными волокнами. Основа затем подгоняется под свое место на передней стенке корпуса и на нее устанавливаются требуемые элементы.
Прежде всего необходимо изготовить полуцилиндры, постоянно проверяя соответствие их размера размеру литых элементов украшения, накладываемых сверху передней стенки, прилагаемых к набору. После этого размечаются, изготавливаются и монтируются две крышки пушечных портов и центральная дверь, окрашиваемые черным матовым. Для окантовки орнамента из полосок шириной 2мм вышлифовываются молдинги соответствующего сечения, которые окрашиваются под золото и, после высыхания, нарезаются в требуемый размер. После этого можно установить сборку на причитающееся ей место.
Вполне возможно, что у моделиста могут быть пальцы потоньше и подлиннее или свой опробованный метод работы в стесненных условиях, но вышеописанный способ может быть рекомендован не только усредненному моделисту, но и для выполнения многих других задач, ведь намного проще переделать брак, сделанный на рабочем столе, чем то же, но установленное на модели.
Теперь можно установить на свои места ранее упоминаемые элементы орнамента, прикрывающие переднюю стенку корпуса сверху, не забыв их окрасить перед монтажом (Рис. 35). При правильном, аккуратном выполнении всех работ с постоянной проверкой и перепроверкой на каждом этапе, полуцилиндрические вертикальные вставки должны быть аккуратно 'накрыты', а строго над центральной дверью будет возвышаться арка, образуемые литыми элементами. Следует напомнить, что нижняя часть орнаментных деталей должна быть слегка подшлифована, чтобы повторить выпуклый профиль палубы, но эта работа достаточно проста и не должна вызвать никаких вопросов. Для приклейки элементов орнамента на свои места рекомендуется использовать гель-суперклей.

 

Носовое украшение

Рис. 35. Носовое украшение, полуцилиндрические места впередсмотрящего и окантовка передней части палубы.

 

Винтовые трапы

Принцип и последовательность изготовления этих лево- и правосторонних трапов хорошо показан на чертежах, однако использование правильного и соответствующего оборудования и приспособлений для непосредственного изготовления трапов отдается на откуп моделисту. Первое, что необходимо учесть, вне зависимости от того, какой метод изготовления деталей и сборки будет выбран, он должен обеспечивать выполнение нескольких, да и еще зеркально повернутых элементов абсолютно идентичными. Не стоит даже думать и рассчитывать на удачу в деле сборки 'надцати' микродеталей просто с надеждой, что 'все получится' и трапы будут смотреться как и должно быть - симметрично.
Предлагается следовать такой методике: прежде всего из бальзы вырезаются два одинаковых параллелепипеда по размерам чистого винтового трапа (Рис. 36). Обеим брускам придается изогнутая в плане форма. Постоянно проверяется симметричность заготовок. Размеченные ступени вырезаются любым доступным моделисту способом. И опять 'на глаз' бруски сверяются на симметричность и, при необходимости, доводятся шлифовкой. После этого монтируются вертикальные подступени, а затем сами горизонтальные ступени лестниц из полосы толщиной 0,5мм, причем концы этих деталей после их высыхания аккуратно подшлифовываются до уровня наружной и внутренней криволинейной поверхности блока. После этого приклеиваются обе тетивы лестницы. Во время этой работы для соединения деталей используется быстросохнущий супер-клей, но даже в этом случае перед продолжением работы рекомендуется отложить эти детали на ночь, ведь следующим этапом следует обрезать бальзовый блок заподлицо с нижней линией обоих тетив и даже несколько вглубь. Достаточно удобно выполнить эту работу гравировальным инструментом и борами, хотя качественный результат можно получить и с использованием подходящего ручного инструмента.

 

Изготовление изогнутых трапов

Рис. 36. Изготовление изогнутых трапов.

 

Якоря и битенги

Вследствие огромной воспринимаемой нагрузки, стойки якорных битенгов проходят через главную палубу вглубь корабля, где и крепятся на нескольких уровнях. Однако моделисту можно столь скрупулезно не придерживаться такой степени детализации для рассматриваемой модели и смонтировать только видимую над палубой часть якорных битенгов. Дополнительное предостережение: заготовка стоек битенга, идущая в наборе, не столь хороша, поэтому ее следует поставить не только на клей, но и дополнительно на штифт. Врезка поперечины и стоек битенга в полудерево не представляет трудностей, достаточно проста и может быть зафиксирована просто на клею.

 

Руль

В наборе дается предварительно вырезанная заготовка пера руля. Требуется только аккуратная разметка вырезов под петли. При этом следует помнить, что эти вырезы должны быть достаточно большими, чтобы позволить свести петли рулевого пера с наживленными штифтами и петли на корпусе и затем вставить штифты на свое место.
Если моделист пожелает увеличить степень деталировки руля, следует внимательно изучить рис. 37.

 

Установка пера руля

Рис. 37. Установка пера руля.
Примечание: Деревянный замок устанавливается только в одном месте по правому борту на первой петле над ватерлинией.

 

Петли руля, поставляемые в наборе - литые и весьма прочные. Они отлично выглядят, однако следует очень осторожно с ними обращаться, так как при их изгибе - прежде всего, чтобы повторить кривую на корпусе - они могут легко треснуть. Контактные поверхности петель подчищаются и сами петли монтируются на место при помощи эпоксидного клея. Супер-клей для этой работы использовать не стоит, т.к. с ним у моделиста не будет возможности подкорректировать положение склеиваемых деталей.

 

Корабельные шлюпки

Этот этап не настолько прост, как можно от него ожидать при наличии в комплекте заготовки корпуса шлюпки. Требуется значительная работа по доводке этой заготовки до ума, чтобы она была более-менее похожа на что-то стоящее. Прежде всего, следует обратить внимание на линию планширя, которая должна быть достаточно сильно изогнута (Рис. 38). При обработке этой кривой внутри корпуса шлюпки образуется излишняя ступенька, которую требуется снять. После этого на дно укладываются слани и выполняется остальная деталировка внутри корпуса шлюпки. Монтируются весла.
Готовый паз под киль на заготовке - это что-то с чем-то и только после значительных трудозатрат получается более-менее достойная маленькая лодочка (Рис. 39).

 

Схема судового баркаса

Рис. 38. Схема судового баркаса.

 

Судовой баркас

Рис. 39. Судовой баркас.

 

Орудийные станины

Базовая сборка выполняется из прилагаемых в наборе частей: колес, осей, боковин и стволов. Однако, в зависимости от желания моделиста, есть много деталей, которые можно добавить для увеличения реализма судовых орудий (Рис. 40). На чертежах отлично показана обвязка орудий как к палубе, так и к фальшборту. Это сразу же вызывает необходимость подготовки и установки 144 маленьких двойных блоков, видимых на палубах.

 

Судовое орудие и его обвязка

Рис. 40. Судовое орудие и его обвязка.

 

Надо обратить внимание на колеса и не перепутать их, т.к. они должны быть разных диаметров на передней и задней оси. В наборе есть два вида орудийных станин - побольше и поменьше, так вот, малые колеса первых равны по диаметру большим колесам вторых.
Для установки самых маленьких колес следует немного подшлифовать оси станин. Следует обратить внимание на то, чтобы оси не получились конусообразными, потому что в этом случае можно запросто разворотить колесо. Рассверливание отверстия в самом колесе также может представлять определенную опасность.
Настоящие колеса фиксировались на осях при помощи специальных клиньев, которые, однако, достаточно трудно воспроизвести на такого мелкого масштаба модели, однако, во всех случаях, ось должна выступать за поверхность колеса и - ни в коем случае! - не должна быть утоплена.
Для имитации головок болтов в наборе дается латунная проволока. Следует помнить, что перед установкой нарезанных кусочков этой проволоки надо зашлифовать их торцы, дабы снять заусенец, во всех случаях образовывающийся либо при резке, либо при рубке проволоки.
Деревянные клинышки вертикальной наводки орудий, устанавливаемые под казенной частью стволов, можно изготовить из любой подходящей реечки и вклеить на место. Эти клинышки выполняют две полезные функции: позволяют установить все стволы орудий под одним углом к горизонтали и выполняют роль третьей опорной точки приклеивания тех же стволов.
Во всех случаях, любая желаемая степень деталировки орудий должна быть выполнена именно на этом этапе, так как в последующем у моделиста просто физически не будет возможности поправить или смонтировать что-либо на орудиях из-за отсутствия доступа до них.

 

Крышки пушечных портов

Изготовление этих крышек - сама по себе непростая задача и может быть, за счет своей величины и значимости, самостоятельным проектом. Требуемое общее количество этих элементов, каждый из которых состоит из пяти деталей, ставит перед моделистом вопрос о правильной подготовке к этой работе, чтобы обеспечить их полную идентичность без изнурительных и многократных измерений и разметок.
Внешняя сторона крышки состоит из двух склеенных по ширине частей, к которым изнутри подклеивается третья, квадратная, чуть меньшего размера деталь. Первоначально следует склеить по ширине две выбранные деревянные полосы, которые, после высыхания, нарезаются на куски, равные проектной ширине крышек. Затем приклеивается третья, внутренняя сторона и на супер-клею монтируются предварительно окрашенные петли. Внутренняя сторона и торцы крышек пушечных портов окрашиваются матовым красным.
На этом этапе можно просверлить по два отверстия на каждый пушечный порт в корпусе, в которые вставляются 'ножки' отливки орнаментов крышек пушечных портов, хотя эту работу можно выполнить и позже, а вот саму установку крышек портов на место - безусловно - не следует выполнять на этом этапе, а значительно и как можно позже, чтобы в процессе дальнейшей работы над моделью не поотрывать и не повредить эти крышки.

 

продолжение

 

По материалам книги The Period Ship Handbook


Статьи на тему:
19.09.2008Обзор модели корабля Santa Ana фирмы Artesania Latina
18.12.2007Обзор модели HMS Victory фирмы Mantua в масштабе 1/78
26.08.2004HMS Victory. Модель фирмы COREL
16.05.2004Линейный корабль первого ранга Royal Willem. Модель фирмы Euromodel
01.01.1970HMS Victory (Виктори)
01.01.1970Montanes
01.01.1970HMS Victory (Mantua)
01.01.1970Santisima Trinidad
01.01.1970HMS Victory (Виктори)
01.01.1970HMS Victory (Constructo)