7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Обзор модели галеона San Martin фирмы OcCre. Часть 3

Обзор модели галеона San Martin фирмы OcCre. Часть 3

Теги: OcCre, OC13601, Галеон

Опыт постройки первой модели.

 Часть 1  Часть 2  Часть 3   

 

Рангоут

Пропорции рангоута я не проверял, поэтому менять не стал ничего, заготовки мачт, реи, я выполнил по 'родным' чертежам из предложенных заготовок. Единственное отступление – увеличение длины ноков на реях по данным из Хоккеля.

Но без изменений, разумеется, не обошлось. В первую очередь меня категорически не устраивали эзельгофты. Они в наборе были выполнены из металла и имели черное покрытие. Кипами для фалов реев там даже и не пахло, оно и не удивительно, ведь проводка такелажа, в том числе и фалов реев, не имеет ничего общего ни с Хоккелем, ни с Курти. Я очень хотел их переделать, но в магазине на сайте не нашел ничего подходящего, эзельгофтов, которые есть сейчас, тогда еще и в помине не было. Выручил мой земляк, Александр Иванович Журавлев, за что низкий ему поклон. Он напилил мне несколько заготовок из яблони нужных размеров. Яблоня, конечно, отличается от сапели, но не сильно, зато эзельгофты не сливаются с рангоутом. В новом эзельгофте я просверлил отверстия и выполнил кипы для фалов нижних реев. Эзельгофтов с кипами только два, я их называл 'большие' эзельгофты. Еще три 'малых' эзельгофта не имеют ни кип, ни отверстий.

 

San Martin OcCre. Большой эзельгофт на фоке и гроте

San Martin OcCre. 'Большой' эзельгофт на фоке и гроте с кипами и отверстия для проводки фалов реев

 

Новые эзельгофты были выполнены по размерам старых, хотя 'большие' эзельгофты следовало бы сделать пошире.

Другое изменение – шпоры стеньг и флагштоков. Согласно Хоккелю, они должны иметь квадратное сечение. Я нарастил мачты, приклеив на суперклей накладки в районе шпор, а затем при помощи шкурки и напильника придал им квадратное сечение.

Под краспицами стеньг фока и грота, а также на бизани, я сделал одношкивные блоки для проводки фалов реев. Правда, в бизани я допустил ошибку – мне следовало бы ориентировать шкив не перпендикулярно оси корабля, а установить его вдоль, также как на фоке и гроте.

Нужно отметить, что рангоут континентальных кораблей, в том числе испанских, существенно отличались от английских. Поэтому нужно внимательно изучать источники и выуживать из них обрывочные сведения по интересующей эпохе.

 

San Martin OcCre. Квадратные шпоры стеньги и флагштока

San Martin OcCre. На этом фото хорошо видны квадратные шпоры стеньги и флагштока

 

Ореха у меня было в достатке, поэтому я также переделал краспицы и лонга-саллинги, заменив вырезанные лазером фанерные детали. Чиксы оставил из набора. Выполнил также калвы, о которых в инструкции не упоминалось.

Также категорически меня не устраивали марсовые площадки. Внешне они смотрелись довольно неплохо, но имели сферические внутренности и КРУГЛУЮ 'собачью дыру'. Я даже не пытался их переделать, а попросту купил на сайте новые марсовые площадки.

 

San Martin OcCre. Покупной марс в сборе

San Martin OcCre. Покупной марс в сборе. 'Собачью дыру' увеличил почти до предела

 

San Martin OcCre. Рангоут в сборе

San Martin OcCre. Рангоут в сборе, эх, а такие красивые марсы

 

В принципе, эти марсовые площадки меня устраивали, но вот 'собачья дыра' опять доставила неприятности. Она была маленькой и марсовую площадку можно было установить на место только до предела ее расточив, при этом свободного пространства, позволяющего пропустить фалы реев, а также прочие снасти уже не было. Это повлекло за собой вторую переделку марса, но уже позже, когда рангоут был установлен. Мне пришлось пойти на такие меры, так как я все больше понимал, что столкнусь с неразрешимой проблемой при проводке бегучего такелажа. Поэтому, два месяца спустя, я удалил покупные марсы, оставив от них только одну из окружностей ограждения. Сама марсовая площадка была набрана из ореха, из ореха также выполнены стойки ограждения марсовой площадки. Переделывать уже сделанное всегда неприятно, но иногда это просто необходимо, чтобы решить возникающие сложности.

 

San Martin OcCre. Окончательный вариант марсовой площадки

San Martin OcCre. Окончательный вариант марсовой площадки, также видны калвы. Теперь снасти бегучего такелажа будут проходить без проблем

 

Установил рангоут я тоже немного не по инструкции: слегка наклонил вперед фок-мачту. Изменил я также установку кормового флагштока, упразднив эзельгофт на нем. На фото хорошо видна его установка. Тогда же установил на место и кормовой фонарь.

 

San Martin OcCre

 

Стоячий такелаж

Ну вот, добрался до ниточек, весело думал я, считая, что самое трудное уже позади. Как то на форуме читал, что с этого места модель только начинается, это я осознал только после того, как сделал сам. В первую очередь я стал делать нижние ванты. Начал с бизани. В общем-то, здесь все как обычно и особо описывать нечего. Я лишь по совету Silvana уменьшил количество вант, если бы я этого не сделал, то юферсов бы мне не хватило. Конечно, здесь должны быть треугольные юферсы и цепные вант-путенсы, но покупать юферсы – очень дорого, а делать самому сразу такое количество – нудно, юферсы остались круглые. Для вант-путенсов я не нашел подходящей цепочки, обойдя магазины с побрякушками. Точнее нашел, но цена…… Они ведь с украшением, которое мне было абсолютно не нужно. Короче, сделал по инструкции.

Вязка выбленок – процедура немного нудноватая, но не настолько, как я думал.

Теперь настал черед штагов. Начал я с грот-штага. Набивку делал с помощью самодельных пятиочковых юферсов, изготовленных из ученического угольника.
Технология следующая:

 

San Martin OcCre. Изготовление юферсов

San Martin OcCre. Изготовление юферсов

 

San Martin OcCre. Пятиочковые юферсы

San Martin OcCre. Пятиочковые юферсы. На представленном фото – фок-штаг

 

В инструкции для набивки грот-штага предлагалось использовать два коушеобразных блока. Они так и остались в коробке. Другие штаги, за исключением фок-стень-штага, вообще не предлагалось набивать. Поэтому мне потребовалось шесть пятиочковых юферсов для набивки трех нижних штагов.

Проводка штагов в инструкции также вызывает недоумение, штаги трутся об ограждение марсовых площадок, никаких огонов. Кошмар! Если с основанием штага на топе мачты все понятно у Хоккеля, нужно придумать только, как сделать мусинг. Я для этой цели намотал немного ниток, затем обмазал их клеем, придав нужную форму. Затем клетневал нитями из набора весь огон. Конечно, следовало бы использовать для этого более тонкие нити, желательно черного цвета. Основал же штаг я не на княвдигеде, а на бушприте. Способ частично подсмотрел в цветной вклейке журнала 'Национальная география'. Также все тщательно клетневал. Штаг провел через отверстия в решетке гальюна, просто убрав одну перемычку.

 

San Martin OcCre. Фрагмент цветной вкладки

San Martin OcCre. Фрагмент той самой цветной вкладки, у меня почти также, только крак-штаг огибает бушприт, а не проходит через отверстие в княвдигеде.

 

San Martin OcCre. Решетка гальюна

San Martin OcCre. Решетка гальюна. На этой схеме хорошо видно, для чего убраны перемычки

 

San Martin OcCre. Хорошо видна проводка грот-штага

 

San Martin OcCre. Проводка грот-штага

San Martin OcCre. На этих снимках хорошо видна проводка грот-штага

 

Фок-штаг и бизань-штаг также набил пятиочковыми юферсами. На грот-мачте сделал выступ, чтобы не соскальзывала петля, в которую был вплетен юферс.

 

San Martin OcCre. Набивка бизань-штага

San Martin OcCre. Набивка бизань-штага

 

Грот-стень-штаг проходит через одношкивный блок на краспице фок-мачты и набивается при помощи одного двушкивного и одного одношкивного блока у основания мачты, ходовой конец я крепил на утке на фок-мачте.

 

San Martin OcCre. Набивка грот-стень-штага на модели

San Martin OcCre. Набивка грот-стень-штага на модели

 

Бегучий такелаж и паруса.

Самое ужасное при постройке – это бегучий такелаж. Точнее даже не сам такелаж, а вязка восьмерок на нагелях. При этом хорошо помогает вязальный крючок и особым образом изогнутая скрепка.

При помощи бегучего такелажа управляют парусами, а также поднимают, опускают и разворачивают реи. Я не придерживался принципа, что сперва нужно подвесить реи, а потом паруса, а вешал паруса по мере подвески реев. Поскольку грот я оставил на потом, к нему я пришел с пониманием того, что сперва удобно повесить реи, а потом грот-марсель и затем уж грот.

Итак, фалы реев я подвесил по Хоккелю, сами фалы выполнил из серо-зеленой нити 0,25 мм Artesania Latina, ее заказывал отдельно. На вопросы по фалам реев мне ответили на форуме, кнехтов на модели нет, на чертежах я их тоже не заметил, поэтому фалы проведены с помощью трехшкивных гардель-блоков.

 

San Martin OcCre. Проводка фалов нижних реев

 

San Martin OcCre. Проводка фалов нижних реев

San Martin OcCre. Проводка фалов нижнего рея

 

San Martin OcCre. Проводка фала верхних рей

San Martin OcCre. Проводка фала верхнего рея

 

Проводка фалов верхних реев понятна из рисунков. Фал проходит через шкив в теле стеньги, к нему привязывается двушкивный блок с расположением шкивов 'друг над другом' (лонг-такель-блок). К марсовой площадке крепится рым (по идее, к краспице), к рыму привязывается одношкивный блок. Лопарь фала идет к палубе, где у основания мачты также привязывается к блоку и, при помощи аналогичной снасти, крепится, при этом лопарь привязывается к утке на основании мачты.

Проводка топенантов отличается от схемы из набора тем, что блоки крепятся не к рымам, я вообще не делал на салингах и мачтах практически никаких рымов, а к огонам штагов. Брасы фок-рея проведены по инструкции, а вот брасы грот-рея я провел по рис. 88 из Хоккеля.

 

San Martin OcCre. Брасы грот-рея

San Martin OcCre. Брасы грот-рея

 

Для брасов фок-марсель-рея на вантах сделаны одношкивные блоки, так предписывает рисунок 102 из Хоккеля.

Брасы грот-марсель-рея проходят по Хоккелю: 'Коренные концы грот-марса-брасов крепились на носовой крюйс-стень-вантине под ворстом. Блок ходового конца находился на той же вантине, только на несколько футов ниже. Шкентели брасов имели длину, равную примерно половине длины соответствующих реев'.
Блинда-рей дополнен топенантами, которых не было на схеме из набора. Также изменен фал блинда-рея, двушкивный блок заменен на лонг-такель-блок, изготовленный из линейки, ходовой конец крепится на утке у основания бушприта.

 

San Martin OcCre. Блинда-рей

San Martin OcCre. Блинда-рей

 

Дирик-фал я сделал по рис 125 из Хоккеля, хотя у Хоккеля была показана и такая же анапуть, как в схеме из набора (рис. 124), но мы не ищем легких путей. Анапуть-блоки я изготовил самостоятельно из линейки и привязал к рею планку с отверстиями.

 

San Martin OcCre.Анапуть дирик-фала

San Martin OcCre. Анапуть дирик-фала

 

В схеме из набора совершенно отсутствовали писподы. Доделал их по Хоккелю, закрепив их коренные концы к кормовым вантам грот-мачты. На нижнем конце бизань-рея выполнил обух с двумя остропленными одношкивными блоками. Обух представляет собой просто деревянное кольцо из сапели, надетое на нок бизань-рея. Через эти блоки проходят лопари писподов. Чуть ниже коренных концов писподов на кормовых вантах грот-мачты закреплены одношкивные блоки, пройдя через которые, лопари писподов крепятся на последнем нагеле нагельной планки на полуюте.

 

 

San Martin OcCre. Писподы по Хоккелю

San Martin OcCre. Писподы по Хоккелю

 

Хорошо проводка грузовых талей показана у Курти. Как следует из текста: '…Они стояли под грота-штагом и служили для погрузки тяжелых грузов в грота-люк. Тали состояли из сей-шкентеля, укрепленного на огонах вант нижней грот-мачты; шкентель шел вдоль грота-штага вниз, далее через строп лонг-такель-блока и крепился на себе. Приблизительно в 1—2 м от нижнего конца шкентеля к нему прибензелевывали небольшой конец — стропку, огон которой был пропущен через огон шкентеля. К стропке крепили остропленный блок, через который проходила оттяжка. Коренной конец ее крепили на кормовой краспице фор-марса, проводили через упомянутый блок, затем снова к фок-мачте и у мачты — через блок, закрепленный на краспице. После этого конец шел через вант-клотень на второй кормовой фока-ванте и крепился на утке фальшборта. Оттяжка вторых талей крепилась на противоположной стороне судна….', грузовых талей было две, хотя на подавляющем большинстве виденных мной моделей грузовая таль была одна. Я решил поверить Курти и сделать две грузовые тали. Проводка их также полностью из Курти.

 

Рисунок 394 из Курти


Рисунок 394 из Курти

 

San Martin OcCre. Грузовые тали на модели

San Martin OcCre. Грузовые тали на модели

 

Паруса

Настал черед парусов. Паруса из набора меня категорически не устраивали с самого первого взгляда на них. Выполненные из грубого материала, они имели огромный загиб и сшиты были неаккуратно, также следует отметить ужасные петли в углах и отсутствие даже намека на ликрос. С материалом на новые паруса снова помог земляк. За что снова ему огромное спасибо. Материал – перкаль. Ткань была довольно грязной, поэтому теща ее долго стирала с отбеливателем, немного перестаралась. Поэтому паруса белее, чем нужно. Затем ткань была хорошо накрахмалена и отдана в пошив знакомой портнихе. Выкройки парусов я изменил. Дело в том, что грот, фок и блинд на чертежах имеют трапециевидную форму, это неверно, форма изменена на прямоугольную, а размеры немного подогнаны под рангоут модели.

Затем я сам пришивал вручную ликрос из серой артезаниевской нити 0,25 мм. Петельки в углах сделал более масштабными, кстати, они по форме довольно сильно отличаются, чего не скажешь по парусам из набора.

 

San Martin OcCre. Для сравнения – паруса из набора и новые паруса

San Martin OcCre. Для сравнения – паруса из набора и новые паруса

 

В этом месте хочу рассказать о дополнительных крепежных элементах, которые необходимы для правильного крепления шкотов и галсов. Конечно, эти элементы были сделаны задолго до подвески парусов, иначе снасти будут мешать их установке. К этим элементам относятся брусья для проводки фока-галсов (на модели не предусмотрены даже сами фока-галсы, не то, что уж брусья для них). О необходимости наличия таковых на испанских галеонах конца 16 века свидетельствуют Хоккель и Курти. Брусья выполнены из ореха 4х4 мм. Место и примерный угол их установки я подсмотрел еще в одной книге, которой я активно пользовался при постройке – 'Война на море. Испанские галеоны 1530-1690'. По идее, внутри бруса должен находиться шкив, но я просто просверлил отверстие, через которое и провел впоследствии фока-галс.

Для шкотов фока, грота и блинда необходимо также сделать утки. Но я поставил по инструкции нагельную планку там, где крепится шкот фока. То, что я совершил глупость, до меня дошло позже, когда оторвать эту планку, установленную на металлических штифтах, было уже весьма проблемно. Поэтому для фока-шкота я ограничился тем, что сделал шкив-гат со шкивом в фальшборте. Лопарь фока-шкота я закрепил не на утке, а на той самой нагельной планке. Это не верно, но иного выхода уже не было. Для блинда- и грота- шкотов я выполнил не только шкив-гаты со шкивами, но и сделал крепежные утки на фальшбортах.
Для грота-галсов на фальшботрах выполнил галс-клампы а на внутренней части фальшборта установил более массивную утку по рисунку из Хоккеля.

 

San Martin OcCre. Фока-галсы

San Martin OcCre. Фока-галсы

 

San Martin OcCre. Крепежная утка блинда-шкота

San Martin OcCre. Крепежная утка блинда-шкота правого борта в закрепленным на ней шкотом и бухтой троса. Для грота-шкотов сделаны аналогичные утки Рисунок из Хоккеля

 

San Martin OcCre. Галсовая утка грота-галса и галс-кламп

 

San Martin OcCre. Галсовая утка грота-галса и галс-кламп

San Martin OcCre. Галсовая утка грота-галса и галс-кламп

 

На гроте, фоке и бизани выполнил нок-гордени и дополнил их булинями. На бизани также сделал нок-гордени. По инструкции на марселях должны быть бык-гордени – вопрос спорный, решил их там не делать. Однако марсели снабдил булинями. Бухты троса – накладные. Приклеивал их на Момент-столяр и хорошенько прижимал пинцетом. Флаги на модели – “родные”, клеенка, но переделывать их я не стал, только привязал их к флагштокам несколько по-иному, как показано в иллюстрациях из книги по шведскому кораблю Ваза (есть в галерее).

 

San Martin OcCre. Готовая модель

San Martin OcCre. Готовая модель. Хорошо виден дополнительный такелаж

 

Витрина

Напоследок несколько слов о витрине.
На сайте есть статья о том, как делать витрину. Поэтому подробно описывать процесс нет смысла. Сначала я определился с размерами витрины: 72 см – длина, 30 см – ширина, 65 см – высота. Стекло заказал в ближайшей стеклорезке, полированное, пятерку. Для склейки витрины использовал прозрачный силиконовый герметик, купленный в хозмаге. Стекла резались по размерам, показанным на рисунке (красным цветом помечены стыки, по которым производилась склейка) с таким расчетом, чтобы два самых больших боковых стекла поддерживали верхнее стекло, а верхнее стекло, в свою очередь, поддерживало изнутри малые боковые стекла. В итоге вместе с рамой получилась очень прочная, но довольно увесистая конструкция (примерно 25 кг)

 

San Martin OcCre. Размеры витрины

San Martin OcCre. Размеры витрины

 

San Martin OcCre. Витрина

San Martin OcCre. Витрина. Стекло, склеенное герметиком

 

Затем на стекло была надета рама, собранная из уголков, купленных в магазине строительных материалов, а изнутри при помощи суперклея был подклеен штапик, для того, чтобы закрыть стыки стекла изнутри. Оставил светлый цвет дерева по настоянию жены, хотя можно было бы покрыть морилкой.

 

San Martin OcCre. Витрина

San Martin OcCre. Витрина. Внешняя рама в процессе подгонки

 

San Martin OcCre. Завершение проекта

San Martin OcCre. И вот наконец то, завершение проекта!!!!!

 

Полный фотоотчет о постройке здесь http://gallery.shipmodeling.ru/main.php?g2_itemId=12454&g2_page=2

 Часть 1  Часть 2  Часть 3   

© Роганов Роман, г.Пенза, 2009
© www.shipmodeling.ru, 2009


Статьи на тему:
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
10.06.2011Обзор модели корабля Corsair фирмы Occre
28.06.2010Обзор постройки модели Palamos фирмы OcCre. Часть 2.
27.06.2010Обзор постройки модели Palamos фирмы OcCre. Часть 1.
10.07.2009Обзор постройки модели галеона San Martin фирмы OcCre
23.12.2006Постройка модели галеона San Francisco II от фирмы Artesania Latina
01.01.1970Mayflower
01.01.1970Модель трамвая BERLIN
01.01.1970Bounty с разрезом
01.01.1970Aurora