7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Корабль HMS Bounty. Модель фирмы Artesania Latina

Корабль HMS Bounty. Модель фирмы Artesania Latina

Теги: Artesania Latina, AL22810

Предисловие.

 

Этот обзор был написан в тот момент, когда модель была почти готова, не хватало некоторой косметики в виде бухт на кофель-нагелях, внутренней мелочевки в трюмах и подставки. К большому сожалению, у меня не было возможности отснять весь процесс сборки, потому обзор я писал уже по готовой модели, глядя на инструкцию и чертежи из набора и вспоминая с чем я сталкивался в процессе сборки. Чтобы получше рассмотреть некоторые фотографии, кликайте в них, в новом окне откроется большего размера фотография.

 

Special THANKS to:

"Кому я должен, тому я всем прощаю!"

  • Супруге, без сомнения, - за ... я думаю большинство поймет, что не хватит места писать за что;
  • Детям - за поддержку, постоянную фразу <Папа! Какой у тебя кораблик классный!>, а главное, за периодические проверки всей конструкции и некоторых ее частей на прочность;
  • Галине Николаевне, любимой теще - за те бурные переживания, которые порой я даже и не замечал;
  • Александру Климову (ака Клим) - за помощь в подборе эпиграфов и веселой редакции данного обзора, а также за то количество водки, которое было поглощено в ходе постройки модели;
  • Друзьям - за поддержку и терпение, которые они проявляли, выслушивая мои рассказы о корабликах, а так же за неоценимую помощь в поисках нужных мне деталей и материалов;
  • Этому сайту ("Верфь на столе") - за огромное количество полезной инфы, жаль только, что я на него довольно поздно наткнулся, отдельное спасибо Валентину Демину;
  • Форуму Shipmodeling - за предоставленную уникальную возможность пообщаться с "сожителями Палаты №6" ;-), и всем единомышленникам, найденным на этом форуме;
  • Господину Guinea и его магазину Guinea Hobbies - за предоставленный набор (удовольствие);
  • Ирине Егоровой и ее сыну Егору - за доставку сего чуда от магазина до Минска;
  • Олегу Котову - за неоценимую помощь в приобретении аэрографа и компрессора;
  • Сотруднице РНТБ Светлане Русак (Республиканская научно-техническая библиотека Республики Беларусь) - за предоставление уникальной литературы;
  • Татьяне Гордиенко - за правку грамматических ошибок, которых, как оказалось, закралось неимоверное количество и за тот стиль, в котором это было доведено до меня;
  • Инет-магазину Sell-It-Easy - за просто прекрасную работу, человеческое отношение и понимание наших "странных" пожеланий;
  • Некоторым другим инет-магазинам, где мне посчастливилось делать покупки;
  • Домашним любимцам - за... то, что их у меня нет.

Вроде все? Никого не забыл? А как же Артезания? Читайте, я буду не раз ей говорить "спасибо".

 

С чего все началось.

"Пришла пора постучать по дереву - обнаруживаешь,
что весь мир состоит из алюминия и пластика"
Закон Флагга

Было это весной 2002 года, брели мы с супругой по второму этажу Дворца Спорта, там у нас книжная ярмарка, в том числе продают разные модельки. Попался мне на глаза пластиковый Belle Polle от Heller. И тут что-то далекое и детское вспомнилось. В общем, не долго думая, был приобретен этот пластик, и в течение двух месяцев он был полностью закончен. Встал вопрос, что следующее? После недолгих поисков в сети, я вдруг открыл для себя, что кроме пластиковых моделей существуют модели из дерева, о которых я вообще не слышал! И началось... В общем, после долгих поисков я остановил свой выбор на HMS Bounty от Artesania Latina. Сказать, что это было начало, значит ничего не сказать! За те год и 5 месяцев, в течение которых я делал эту модель, я приобрел довольно много нового инструмента и, соответственно, новых навыков, что является, конечно, бесценным.
Почему HMS Bounty? Ответ прост: все и сразу. Чтобы почувствовать весь драйв от нового для меня дела. Чтобы понять все подводные камни и сложности. Кроме того, он мне просто приглянулся.
Даже сделав достаточное количество ошибок при изготовлении этой модели, набив как шишек, так и руку, мне все равно она нравится. А уж на самой модели можно прекрасно видеть весь мой <рост> как моделиста. На ней мне удалось опробовать те или иные приемы и решить для себя как лучше что-то делать.

 

Покупка.

"Мы недостаточно богаты, чтобы покупать дешевые вещи."
Английская мудрость.

Посчитав плюсы-минусы, варианты и стоимость доставки, я решил купить набор вот здесь http://www.hobbiesguinea.com/. Товар был оплачен и выслан моей знакомой в Женеву, при этом стоимость доставки по Европе была небольшой, и, кроме того, из цены набора удалось вычесть испанский НДС. Дальше, дождавшись оказии, эта коробка была успешно привезена в Минск. Радости моей не было предела. Дождался!

 

Первое впечатление и подготовка.

"Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и денег"
Закон Лермана
"Вам всегда будет не хватать либо времени, либо денег"
Следствие Лермана

 

Итак, 20 августа 2002 года я стал счастливым обладателем целой коробки всяких материалов, кипы чертежей, маленькой инструкции и целого фотоальбома с фотографиями этапов сборки. (Посмотреть содержимое коробки можно здесь)
Посмотрев на это все, я понял, что, конечно же, это не идет ни в какое сравнение с тем, что я собирал раньше, и, что без соответствующих знаний, мне не одолеть сие чудо. Потому неделя была посвящена поиску литературы. В результате в РНТБ была найдена библия О'Курти, а на http://www.amazom.com/ были приобретены две книжки:

 

 

Ship Modeling Simplified Ship Modeling Simplified: Tips and Techniques for Model Construction from Kits,
by Frank Mastini.
Ship Modeling from Stem to Stern Ship Modeling from Stem to Stern,
by Milton Roth

(перевод этой книги можно найти на сайте "Верфь на столе")
Видео Малёк подумав, была также приобретена видеокассета от Model Expo. (You Take The Helm Tape (How To Build) VHS Video For Plank-On-Frame Wooden Ship Kits). Вещь, как оказалось, в принципе бесполезная.

 

Где-то в то же время была осознана необходимость покупки бормашины. И опять неделя поисков, чтения отзывов, сравнений. Я остановился, в конце концов, на наборе Proxxon 28515. С ним же были приобретены тиски Proxxon FMZ и держатель бормашины Proxxon UHZ. До сих пор не могу нарадоваться приобретенному инструменту. Да и с зубами проблем практически не осталось. Супруга некоторое время пребывала в счастливом заблуждении, что я решил на старости лет освоить новую профессию.
В то время я не мог спокойно проходить мимо магазинов инструментов и стройматериалов. Как можно понять, покупалось все и вся: мелкий инструмент, куча клеев на пробу и т.д.
Вот этот словарь (из книги Марквардта) поможет вам разобраться с англоязычной инструкцией.
В общем, через некоторое время мне удалось собрать более менее необходимый набор инструментов и подручных материалов. "К старту готов!". По крайней мере мне так казалось:

 

Рабочее место.

"Я ж не на стадионе живу!!!" -
в сердцах сказал Денис Калашников.

 

Самый сложный вопрос. В конечном итоге вся гостиная стала прообразом мастерской. За что, конечно, не единожды получал нагоняй от семьи. Но что поделать... ... Папа Карло своего Буратино, чай, тоже прямо дома делал: Причем, стоит заметить, абсолютно без инструкции. Правда, через полгода сего безобразия пришлось купить жилплощадь. Семья малек унялась. Отсюда практический совет: если обстановка дома накаляется - купите жене квартиру. Или пообещайте купить. Планы обустройства жилплощади отвлекут ее на некоторое время.
Итак, табуретка, впоследствии две, в гостиной перед телевизором. Вокруг в творческом беспорядке инструменты и материалы. Это с 19:30 до 2:00. В остальное время комната как комната, правда, малек заваленная теми же инструментами и материалами, но распиханными по соответствующим коробкам.
Ввиду столь продвинутого рабочего места, я довольно быстро получил боли в спине, а самая досаждающая боль появилась в правом нижнем ребре. Правда, некоторые злопыхатели утверждают, что это увеличилась печень, с чем я категорически не согласен. И действительно - где ж это видано, чтобы от занятий судомоделизмом печень увеличивалась?
Потом как-то поставил эксперимент - делать это все не на табуретке, а на меняющей высоту гладильной доске. Просто класс! Но после того, как мелкая древесная пыль была успешна вглажена в мою любимую майку, и при изменении высоты как-то раз модель чуть не навернулась, пришлось отказаться от этой затеи. И в семье опять воцарился мир.

 

Шпангоуты.

:он сказал: "Поехали!"

 

К своему стыду, я не сразу увидел, что в чертежах есть отдельный лист, где указано, на какой деревяшке какие детали уже выпилены, и остается их только достать. Потому шпангоуты были аккуратно извлечены из куска фанеры, обработаны должным образом, но.... не пронумерованы! Вот она первая головная боль, правда, одна из самых маленьких. Пришлось два или три вечера потратить на подбор, в каком порядке следует устанавливать шпангоуты. Во всем остальном эта операция прошла довольно успешно. Кстати, даже тут я увидел что не все йогур... тьфу, что не все детали так уж и подогнаны друг к другу, как это было заявлено в описании супер-достоинств лазерной резки (тут автор неправ, в наборах фирмы Artesania Latina не используется лазерная резка - прим. В. Д.). Это был первый, но очень тихий звоночек, на который я, к сожалению, внимания не обратил, находясь еще в эйфории от набора в целом.
На этом этапе стоит вопрос: а красить ли шпангоуты? Ведь у этой модели правый борт не покрыт, чтобы можно было рассмотреть внутренности. Сейчас я бы ответил: красить. Почему? Просто из соображений красоты. ИМХО, со шпангоутами, покрашенными в цвет африканского ореха, модель выглядит красивее. Впрочем, как говорит народная мудрость, ИМХО у каждого свой. Может, шпангоуту стоило бы покрасить в веселенький розовый цвет:

 

Фото

 

Фото взято с сайта HMS Bounty model by Christian PORTAL. Послал я как-то эту ссылку друзьям, мол, посмотрите, что я сейчас делаю. Пришел ответ: "И ты таким станешь, когда закончишь?" No comments...

 

Палубы.

"Когда не знаешь, что именно ты делаешь, делай это тщательно"
Правило лаборанта

 

Палуб в модели несколько. Инструкция предлагает сделать настил следующим образом: вдоль, на всю длину приклеить липовые планки, а потом в местах, где будут под палубой проходить бимсы, на нижних внутренних палубах просто острозаточенным твердым карандашом нарисовать имитацию палубных гвоздей. Вот здесь это видно:

Палубы

 

Однако, на сегодняшний день я бы с Артезанией не согласился, и даже внутренние палубы делал так, как это описано в обзоре Дмитрия Лучина (читать здесь и здесь, или у Milton Roth). С той лишь разницей, что на внутренних палубах гвоздики таки рисовал бы, а не заморачивался с проволочкой.
Внутренняя набивка в виде нескольких переборок, лестниц да и кучи ведерок, не представляет труда, как в изготовлении, так и в установке по месту.
Пришло время верхней палубы. К моему большому сожалению, можно сказать, что я ее убил. Итак, чего не надо делать и что следует сделать, чтоб не убить палубу (еще раз повторю, что это ИМХО новичка, это моя первая модель): или вообще не делайте имитации гвоздиков, или делайте ее так, как я упоминал выше. Ежели вы соберетесь делать строго по инструкции, то, прежде всего, под гвоздики насверлите дырочек!!! Поверьте, что забить гвоздь в изогнутый, пружинящий бимс из твердого африканского ореха очень-очень проблематично. Вот как не стоит делать:

 

Вот так не делать

 

Правда, мне это все-таки удалось их забить, но ценой каких усилий и поломок чего не скажу, потому что стыдно. Кроме того, вставляя гвоздики, не забудьте перед тем, как забить его до конца, откусить у него шляпку! Иначе, как мне, придется их все вытаскивать, потому как у забитого гвоздя сошкурить шляпку оказывается еще одной довольно большой проблемой. Мало того, что при этом вы разворотите весь настил вокруг шляпки, так еще разогретый гвоздик вам опалит настил вокруг себя и выйдет нечто подобное:

Палуба

 

(хм... а кто ж это покусал третий слева кофель-нагель??? чё-то я раньше не видел этого...)

Кроме того, будьте готовы, что палубных гвоздей (5мм, деталь 169) вам не хватит. Но в качестве компенсации, наверное, Artesania Latina положила чуть ли не тройной запас липовых планок для настила палуб! (свезло так свезло... колечко...)
Отдельных слов стоит упоминание о симметрии верхней палубы. Она довольно неплоха, но все-таки я бы хотел еще раз обратить внимание на степень точности установки палубы и ее симметричности. Не надо бояться потратить некоторое время для проверки ее симметричности и устранения найденных нестыковок.
Еще одна мелочь, о которой вы узнаете только спустя часы работы, и поправить ее уже будет или очень сложно или невозможно. Обратите внимание на детали 23, 47:

Палуба 2

 

Это самшитовые колечки. Измерьте внутренний диаметр. Помните, что для фок- и грот-мачт он должен быть 10мм, а для бизани - 8мм. Мне "повезло" и в наборе эти колечки оказались все одного размера, из-за чего пришлось довольно существенно изменять форму мачты на протяжении от верхней палубы внутри трюма.
Кроме того, заранее проверьте соосность отверстий под мачты на всех палубах и в местах их крепления. Хотя не только этих отверстий, но и всех круглых и квадратных отверстий, которых хватает на палубах. Еще совет, прежде чем делать отверстие в палубном настиле, найдите ту деталь, которая будет вставлена в это отверстие, и уже под ее конкретный размер делайте отверстие. Вообще, как можно больше деталей делайте по месту, а не полагаясь на размер, данный в инструкции.

 

Обшивка.

 

"Для выполнения большинства операций из инструкции требуется три руки"
2-й принцип производственника

 

Шесть планок из липы сверху, остальные - африканский орех. Обшивка у "Баунти" одинарная (или одиночная?). Это накладывает ограничение на использование гвоздиков в качестве временного крепления, пока сохнет ПВА. Потому советую пользовать специальные С-зажимы как фабричного производства, так и самодельные. Кроме того, ввиду одинарности (или одиночности?) обшивки ее стоит делать особенно тщательно. Шпаклевать ее потом практически невозможно, потому как все будет очень заметно. Думаю, что лучший вариант шпаклевки - это смесь тех же опилок с ПВА. Будет хотя бы под цвет самой обшивки.
Лирическое отступление. Все выше сказанное было проверено на собственном опыте, доведя тещу до истерики. Причем здесь теща? Все очень просто. Обшив борт наполовину, я понял, что занимаюсь ерундой, и что все, что я делал до этого, неправильно, некрасиво и криво. Потому обшивка была отодрана и уложена заново. В тот момент, когда теща увидела, что столько трудов ушло насмарку, что вся обшивка отодрана полностью, с ней случилась маленькая истерика. Она не могла понять, как можно такое переделать.
Но снова к обшивке. В конце концов, я сделал так, как описано в книге Мастини Ship Modeling Simplified. А именно: торец планки промазывался ПВА как пунктирной линией, в местах разрыва слоя ПВА я капал немного суперклея. Должен отметить, что идея очень даже неплоха, и со второго раза мне удалось сделать нормальную обшивку. И еще совет оттуда же: никогда не гните рейку так, как она этого не хочет, кладите рейки без напряжений. От себя: легче потом заделать щели клинышками, чем править винт.

Планка

Последовательность. Сначала сверху от палубы клал шесть липовых планок поочередно на каждый борт, потом восемь планок ореха. Потом перевернул корпус вверх ногами и начал класть планки от кильсона до встречи с уже положенными. Как видно, самая сложная планка - при встрече. Ее профиль пришлось особенно тщательно изготавливать. Хорошо, что русский язык столь богат эпитетами, и не только приличными!
Artesania Latina рекомендует сделать имитацию "гвоздевания" обшивки. Ну что ж... Молоток, пинцет, кусачки и около 1500 гвоздиков... Опять же помним, что сначала сверлим дырочку, потом наполовину забиваем гвоздик, откусываем шляпку, и добиваем гвоздик. Забив где-то 1200 гвоздиков, вы с удивлением отметите, что они закончились! И тут два варианта: или отказаться вообще и достать все, что было забито, зашпаклевав дырки, или попробовать найти латунные гвоздики 10х0,7 мм. Думаете второй вариант проще?? Как же... Не было тогда чудного места, где можно было с радостью их прикупить. Потому пришлось день провести в Москве в поисках сего сокровища. Нашел в "Бауклотц" возле метро "Сокол". Правда шеф меня до сих пор проклинает с теми поисками. А я предлагал ему остаться и не ходить со мной!
Закончили забивать? Отлично! Согласитесь, не такой уж плохой способ медитации и ограждения себя от мирских скорбей и горестей. "Все-таки Artesania Latina не такая уж и жадная фирма!" - воскликнул я, глядя на остатки планок для обшивки. Закрадывается подозрение, что и гвоздики и планки грузили на вес: Планки были сухие, гвоздики мокрые, весы бракованные, и все это происходило на следующий день после какого-то национального праздника, скорее всего корриды. С другой стороны, ведь мои-то гвоздики, наверняка достались тому "счастливцу", которому не хватило планок. Интересно, как он решал эту проблему:
Теперь вооружаемся всяческими наждачными бумагами и тому подобными вещами. Угадали, будем все это хозяйство доводить до приличного вида - шкурить! (а не то слово, которое приходит сразу на ум.)
Глядя на эту красоту, я решил в тот момент покрыть ее нет, не матом, а лаком матовым. Вопрос был изучен, каким лаком и как это следует делать. В результате было куплено:

 

 

Лак польский нитроцеллюлозный лак;
Аэрограф аэрограф Aztek 4709;
Компрессор компрессор Sparmax AC100

 

И еще раз скажу, хороший инструмент доставляет удовольствие при работе с ним. Это же отнесу и к купленному комплекту аэрографа с компрессором.
В результате у меня получился вот такой корпус:

Корпус

 

Палубные детали.

"Писатели пишут, читатели читают, моделисты делают модели.
Как показывает практика, между этими занятиями нет ничего общего:"
Из недописанного

 

(рекомендую почитать Milton Roth)
Настало время ставить на палубу некоторые "украшения". Деталь 203. Медные трубы в трюм от помпы. Просто вспомним, как важно было на этапе установки палуб проверить соосность всех отверстий, а также правильность их размера.
Смотрим фото (здесь и далее даются ссылки на фотографии инструкции) 43 и 44. Обратим внимание на рымы на конце кран-балки. Смотрим в план. Догадались?
Есть довольно типичное расхождение фотографий в фотоальбоме и чертежах. Я столкнулся с этим не один раз. Кроме того, фотографии сделаны не с одной, а как минимум с трех разных моделей! Вот уж испанцы оторвались. Мне, как новичку, честно говоря, это довольно попортило нервы. Когда мало того, что не знаешь, как это делать, так еще и разночтения в двух фирменных источниках! Пришлось много раз рассматривать и фотографии и чертежи, чтобы понять, а для чего собственно здесь нужна та или иная деталь. Как вы понимаете, это отнимает и время и нервы. Зато вырабатывает здоровую привычку все подвергать сомнению, тренирует дедуктивный метод и при этом греет мысль, что "и за бугром бардака навалом, просто он забугорный".
Вернемся к этим рымам. Подскажу: их должно быть четыре штуки - один сверху и три по бокам

 

Кран, балкаРым

 

Так же на плане и фотографиях не обозначены указанные утки и рымы. Сделайте их, пока это еще возможно.
Кроме того, рекомендую внимательно изучить планы проводки бегучего такелажа и выяснить все-таки, сколько должно быть рымов вокруг шлюпок, чтоб не получилось как у меня:

Rym bad

 

Про установку уток хочется сказать отдельно. Приклеиваются они к лакированному дереву суперклеем. Я очень рекомендую сделать в основании штифт. Т.е. высверливаем дырочку в утке, не насквозь, вставляем туда на суперклей кусочек проволоки или гвоздика. Это намного увеличит устойчивость утки в дальнейшем при креплении бегучего такелажа на ней.
Фото 52 из инструкции. Брашпиль, деталь 260. Обратите внимание, что отверстия квадратные. Пришлось засверлить, а потом загонять туда маленький квадратный надфиль. Хотя, думаю, что есть технология получше. Может, кто подскажет?
Фото 54, 55. Особенно тщательно и как можно крепче (см. выше про утки) устанавливайте утки 268. За два дня до окончания работ, крепил снасть к центральной утке на фото 54. И она отвалилась. Хорошо, что детей не было дома...
Фото 48. Деталь 235. Сделайте ее тоньше раза в полтора. Почему? Потом узнаете, когда будете на нее заводить бегучий такелаж и попытаетесь закрепить конец на кофель-нагеле, нижний конец которого будет выступать снизу всего на 1,5 мм. То же самое встречается еще раз. Потому мой совет: такие детали не делайте толстыми! Посмотрите предварительно, насколько будет снизу выступать кофель-нагель. Чем больше, тем вам потом легче будет.

 

Фото

 

Фото 60. Не знаю почему, но вклеенная на место (фото 61) плита камбуза 4(!) раза оттуда вываливалась с жутким грохотом об пол. Видать, барабашка завелся в модели еще в процессе ее постройки и был он голоден. Этот рекорд побила только труба камбуза (фото 67, деталь 304). Я сбился на цифре 6, считая моменты ее отламывания. Потому она стала самой последней деталью, которую я приклеил вообще, даже после такелажа. Как оказалось, я на 100% был прав, ибо эта труба будет очень вам мешать при фиксации бегучего такелажа вокруг основания фок-мачты.
Фото 62. Видите маааленькие петельки? Сколько было радости у меня, когда я их таки сделал, и сколько радости было у детей до того, как они их сломали, играя реально открывающейся частью леера! Потому пришлось сделать просто имитацию из остатков петель и намертво приклеить.
Там же. Смотрим на руслень. Рекомендуется сделать отверстие 1,5 мм под путенс-юферсы. Хорошо. Смотрим вставку в фото 98. Деталь 464. Смотрим в перечень деталей: Chain Plates, D1,0mm*30mm. М-да.. 1 мм плюс 1 мм получаем 1,5 мм. Артезания! Я тебя люблю за доставленное удовольствие рассверливать отверстия в уже установленных на место русленях! (Другими словами, сверлите сразу не 1,5 мм, а 2,1 мм).
Фото 65. Спросите, что там? Да ничего, просто шкаф, где лежало всякое барахло (сорри, приборы) для навигации. Прост и мил в изготовлении. Дверцы только я не красил, наверное, лень было. А упомянул я о нем только с одной целью: читая мое повествование, в этом месте можно попить чайку и отдохнуть от моих разглагольствований ;-). А я пока расскажу историю про одно из серьезных испытаний, которому подвергли кораблик дети. Слушайте.

У меня две дочурки, одна постарше, другая помладше.
Приходят как-то. Старшая:
-Папа, хочу расстроить тебя...
-???
-Твой кораблик упал.
(на фортепьано стоял, на крышке клавиатуры) *только жесты, ибо матом ругаться при детях нельзя*
-Как упал??? почему упал???
-Сам...
-Не свисти, сам не в жисть не упал бы!
Младшая, потупив взгляд:
-Пап, она в меня ботинком кинула, но промазала....

 

В результате сломан был только леер левого борта, но старшая догадалась туда суперклея залить, а щель прижать уже времени не было. Вот так он теперь и стоит.
Фото 66 и 67. Двойные блоки в основаниях мачт. Как оказалось, не все они там нужны, особенно у бизань-мачты. Какие надо, а какие можно и не делать - смотрите на фотографиях.

1 часть2 часть3 часть

И еще. Смотрим вставку на фото 66. Сверху, между блоком 331 и стропом 332 оставьте маленький зазор. Туда потом придется просовывать нить такелажа. Строп 332 я, кстати, делал из латунной проволочки 0,5 мм, за что потом и поплатился, пытаясь сделать щель между блоком и этой проволочкой для протягивания нити.

Место для нити

Фото 67. Еще раз: не вздумайте в этот момент приклеить трубу плиты камбуза 304! Спрячьте ее, только запомните куда, а иначе она будет вечно болтаться под руками, напрашиваясь на приклейку. По моему крайнему разумению, ее вообще надо было бы поставлять отдельно от набора!
Фото 68 и 69. Делаем палубные пушки. В их изготовлении нет ничего сложно, основная беда - правильно ее потом поставить на палубу. Все блоки оказываются внахлест. Рекомендую почитать вот здесь, чтобы понять-таки, как же пушка устанавливается на палубу.

 

Пушка

 

А если лень там читать, то вот просто картинка одного из вариантов, на котором я основывался:

 

Пушка

 

Фото 70. Кофель-планки и кофель-нагели. Где-то в книге я встретил один из вариантов крепления бегучего такелажа: в кофель-планке высверливается отверстие (и почему мне все время хочется сказать "дырка"?) чуть больше диаметра кофель-нагеля. Потом туда пропускается нить и фиксируется вставлением кофель-нагеля.
Я пошел другим путем, думаю, более правильным, я сразу посадил все кофель-нагели на клей, а в дальнейшем пользовал вот такой метод крепления концов (фото из книги).

Крепление концов

 

Мне потом было легче перевязать конец (Климов! и другие гусары, молчать!), чем лезть и доставать кофель-нагель. Хотя, может, я и не прав.
Фото 71. Мне понравилась идея изготавливать детали 348 и 349 из двух половинок, а не пытаться выгнуть их в размер вокруг штока. Проще сделать две детальки, согнутые под 90 градусов, а потом приклеить их. Вот здесь можно глянуть, как они у меня получились.

 

Кольца

 

Фото 74. Штурвал. Смотрим на деталь 358 под деталью 359. Скажу сразу, что ее толщины не хватало, и штурвал упирался в палубу. Пришлось сделать их две.

 

Штурвал

 

Фото 75. Нить 366. В инструкции она 0,15 мм. Рекомендую ее сделать все-таки 0,25 мм из соображений прочности. Детям очень понравилось, что, если крутить штурвал, то поворачивается руль. Как результат, папа перетягивал порванную нить заново. Кроме того, два раза крутанув туда сюда штурвал, нить вытягивается. Потому при установке тяните ее как можете, иначе вам ее растянут потом. (см. фото выше)
Фото 76 - 86. В принципе ничего сложного. Получается красивый шлюп. Но при установке на палубу, на детали 413 и 414, рекомендую вставить кусочки планки, чтобы шлюп не перекосило вдоль продольной оси, ввиду того, что один борт имеет обшивку, а второй нет. Я, к сожалению, такого не сделал.

 

ШлюпШлюп

 

Фото 87-92. Вот уж действительно я почувствовал себя папой Карло!
Фото 95. Ну не знаю, как его (фальконет) делать! И на ум ничего толкового не пришло. Увы, половина хвостиков, успев слегка загнуться, тут же отваливалась. Приходилось возвращать на место как Пяточок хвост Иа, только добавляя немного суперклея.

 

Фальконет

 

Фото 98 и 111. Нижние юферсы и стень-юферсы. Не забудьте их покрасить! Я почему-то покрасил только нижние, напрочь забыв о стень-юферсах. Не знаю, наверное, потому что было уже лето и красил я на даче на природе в паузах между вечными шашлыками и пьянками.

 

ЮферсыЮферсы

 

Кроме того, стень-путенс-ванты я решил прикрепить к стень-путенс-вант-бугелям при помощи гака (правое фото).
А вот так я крепил путенс-вант-юферсы и вот так делал путенсы-ванты. Вопрос возник: куда прятать разрыв (стык) путенс-вант-бугеля? Я сделал колечко под русленью из двух половинок, и его стык прекрасно скрывает верхний путенс-вант. А стык нижнего путенс-ванта спрятал под путенс-планку.

 

Стык

 

Если вы не поняли, о чем, собственно, речь, то, скорее всего, зашли не на тот сайт. Могу представить себе ваше разочарование - столько уже прочли - и тут на тебе:
Фото 106. Мне эти фонари нормально так и не удалось выгнуть. Там полоска латуни в 2 мм толщиной, и ее надо согнуть вдоль.

 

Фонарь

 

Фото 107. Момент установки фонарей. В принципе ничего сложного. Но... наступил момент истины, грабли, пыльный мешок об голову... называйте как хотите. В тот момент мне было до слез обидно. Что случилось? Да все очень просто, как я потом понял. Один борт у нас полностью обшит? Второй борт нет? Отлично. Высыхает клей. И тонкий шпангоут не в состоянии удержать этих напряжений. И корпус выделывает красивый, но душераздирающий винт (смахивая слезы). Вот, смотрите, и попытайтесь не наступить на эти грабли. (Стыдно, просто ужас как!).

 

Корма

 

Ладно, пережил, плюнул и решил - будь как будет. В следующий раз буду думать.
Кстати, фонари раза по два отламывали. Один раз я сам, зацепился свитером. Остальное - дети. Зачем? Попробуйте у них спросить! Поэтому так же, как и трубу камбуза, рекомендую их поставить в самый последний момент.
Фото 108. Носовая фигура. Ну не лезет она в отведенное ей место! Так что пришлось и княвдигед пилить и ее саму укорачивать.

 

Нос

 

Фото 109-112 (последние) Честно говоря, просто фотографии. Никакой полезной информации я из них не почерпнул. На самом деле, при возникновении вопросов, я разглядывал большую фотографию на коробке.

 

Рангоут и стоячий такелаж.

"ну.... за стоящий такелаж!"
тост в мужской компании

 

(рекомендую почитать про рангоут вот здесь)
Для рангоута Artesania Latina положила в набор уже готовые прутки африканского ореха. НО! БОЛЬШОЕ НО! Опять ситуация как с гвоздиками. Фок- и грот-мачты делаются из прутка 10 мм, бизань - из 8 мм. Вот 8-миллиметрового прутка у меня в наборе и не оказалось, а 10-миллиметровых было всего два . Пришлось потратить неделю на поиски нужного дерева и изготовление бизань-мачты. (орех был найден в "Мир Дерева" за бешенные деньги! Спасибо теще за потраченный день в Москве). Как совет, тщательно измеряйте длины всех мачт и реев, а потом попробуйте скомпоновать их так, как вы будете разрезать прутки под эти детали, и так, чтобы вам хватило этих самых (пи-и-ип) прутков. Потому как мне не хватило нужного диаметра прутков не только на целую мачту, но на 2(!) реи. Это возмутительно.... хотя.... прутки, наверное, паковали во время сиесты. Делать было нечего и прутки вместе с еще кое-чем (об этом чуть позже) пришлось заказать вот здесь и опять ждать... ждать и ждать.... Это, кроме того, что бизань я вытачивал сам!
Не забудьте заузить мачты, стеньги и брам-стеньги от основания к топу. Но делать это надо с умом. В стень-эзельгофте два посадочных места: круглое для стеньги, квадратное для мачты. Потому мачта от марса до стень-эзельгофта имеет квадрат в сечении, а не круг. Посмотрите на вот эти рисунки. Он вам помогут понять мою мысль.

Мачта

А вот так это получилось у меня:

 

Моя мачта

 

Вот так вяжут вулинг:

 

Вязание вулинга

Сразу встает вопрос о вантах. Когда и как их накладывать? Я сдуру собрал всю мачту, поставил на место, а потом стал накладывать ванты и вязать выбленки на них. Больше подвигов совершать не хочется. Сейчас я бы поставил мачту с марсом, сделал ванты на "гуслях". А уж потом готовые ванты наложил бы на мачту и растянул талрепами. Потом поставил бы стеньгу и повторил процедуру (слово-то какое некрасивое) для стень-вант. Кстати! Не смотрите на фотографии от Артезании! У них, почему-то, выбленки сделаны светлой нитью.
Тяните ванты как можно сильнее, без фанатизма, конечно. Не забывайте контролировать вертикальность мачты в продольной оси (глядя от кормы к носу или наоборот). Угол же наклона мачты очень удобно выдержать, если повесить чертеж на стенку, а рядом поставить кораблик. Спасибо Артезании за то, что приложила 1:1 чертеж! Хотя от масштаба угол наклона мачт не изменяется. Но сделайте этот угол чуть больше от вертикали (наклонить мачты чуть назад), чем того требует чертеж. Зачем? Все просто: когда будете ставить штаги, то они (штаги) подтянут мачту до нужного угла.
Посмотрите вот здесь как правильно надо располагать путенс-ванты (вот же какая длинная картинка!):

 

Путенс-ванты

 

В принципе, ничего сложного в установке рей нет, по чертежам более-менее понятно, что и как делать. Однако, очень-очень рекомендую внимательно изучить вот этот рисунок. Ну уж очень на нем все хорошо видно, и понятными становятся многие детали! Кроме того, под марсом есть парные одиночные и двойные блоки. Чтобы они не болтались абы как, я их просто взял и склеил между собой.

 

Установка рей

 

Реи должны быть заужены от середины к нокам. Фока-рей, грота-рей, фок-марса-рей и грот-марса-рей имеют соответственные лисель-спирты. Все бы хорошо, но есть загвоздка. Ноковые бугели лисель-спиртов делаются без проблем. А вот внутренние бугели лежат уже в наборе готовыми. Догадались? Нет? Поясню: их в наборе 8 штук и все одинаковые! Посмотрите размеры рей и марса-рей. Они-то разные! Если внутренний диаметр бугелей более-менее подходит по размеру к марса-реям, то они явно малы для рей. Тут или сильно зауживать рей, что, понятно, неправильно, или рассверливать эти мелкие фигнюшки, называемые бугелями, что на самом деле проблема, или все-таки их сделать самому. Я умудрился часть рассверлить до нужного размера, а часть сделать by myself, ввиду того, что при рассверливании они просто полопались. И посмотрите, хватает ли внутреннего диаметра маленькой части бугеля, чтоб туда можно было просунуть лисель-спирт. Если нет, то я просто зауживал сам лисель-спирт, а не рассверливал бугель. Да, и еще! Лисель-спирт должен быть как бы чуть впереди рея... Задумавшись, я умудрился на фока-реи их сделать чуть сзади... О чем задумывался? Честно, не помню. Но видать хорошо задумался, что так лопухнулся, и заметил только, когда уже рей подвесил к мачте.
Делая подпёртки на реях, я не стал заморачиваться, как это в очередной раз предлагает Артезания, а сделал так же, как это сделано в Сан Хуане (смотреть здесь). Перты же делаются из серой нити 0,25. Будьте экономны, этой нити может не хватить. Кое-где мне пришлось ее заменить на 0,15 (ну не жадины ли те, кто паковал набор???).
Центральная часть реев обшита досками. Я совсем не понимаю, зачем надо было вот так заморачиваться? Я просто приклеил планки, а округлость потом сделал простой мелкой наждачкой.
Перед тем, как ставить рей на место, я бы все-таки сначала померил размер бейфута и точно посчитал, сколько же бисеринок надо. Но будьте осторожны! Один раз я потратил полдня, ползая по полу и собирая пинцетом бисеринки, после того, как случайно уронил коробку с ними... Пришлось даже фортепиано отодвигать, правда, под него закатились стень-юферсы.
Перед тем как ставить такелаж, обзаведитесь вот таким инструментом. Поверьте, это во много раз облегчит вам жизнь!

 

Инструменты

 

А этому клею памятник поставить надо! Очень удобно пользоваться и очень хороший клей.

 

Клей

 

Также, как и в случае с рымами на палубе, очень рекомендую внимательно изучить план такелажа, чтобы точно знать, сколько, где и каких блоков надо сделать на мачтах и реях. Вот некоторые мои находки.
Здесь должен быть двойной блок

Мои находки

 

Эти блоки так и не понадобились

 

Ненужные блоки

 

Вот здесь нет двух одинарных блоков

 

Без одинарных блоков

 

Вот здесь нет одинарного блока

 

Без одинарного блока

 

И вот этой штучки не хватает на чертежах

 

Отсутствующая на чертежах

 

Перед тем как ставить на место реи, пришейте (привяжите) к ним паруса!!! Я таки сам додумался до этого, и потому был очень доволен собой и избежал некоторых трудностей. Вернее не создал, как обычно, их себе сам. Однако я не смог удержаться от искушения попробовать, как это привязывать парус к уже установленному рею. И привязал блинд к блинда-рею, как это требует инструкция. Спасибо, больше не хочу!
Стоячий такелаж, в принципе, проблем не вызывает. Довольно подробная и понятная инструкция приложена к набору. Тяните его посильнее, в дальнейшем бегучий такелаж может что-нибудь перетянуть и стоячий может провиснуть, что, как вы понимаете, совсем некстати. Вот тут вы вспомните мои слова о том, что между стропом и блоком желательно оставить малек места, чтобы туда можно было протянуть фал. А если не вспомните, то будете изгаляться как я. (Я сначала просовывал иголку, а потом в образовавшуюся щель запихивал нитковдеватель от швейной машинки. Если строп был проволочный, приходилось малек раскручивать проволочку, чтоб ослабить ее, потом иголкой опять же расширял щель, и уже в эту щель вставлял нитковдеватель.)
Итак, стоячий такелаж проблем не доставляет... Проблемы доставляют нитки, из которых его делать. (Артезания, ау!) Вложенных коричневых (!) ниток не хватит ни на что. Минск стоял на ушах... я искал нитки. Угадайте, сколько раз мне друзья крутили пальцем у виска? Но все равно спасибо тем, кто ходил по магазинам и спрашивал про нитки! К моему огромному удивлению это оказалось неразрешимой проблемой. Пришлось "бежать" в любимый магазин Sell-It-Easy и заказывать всех нитей по три-четыре катушек вместе, как я уже говорил, с ореховыми прутками (не путать с розгами, дети воспитываются по-другому). В следующий раз буду нити делать сам и ни от кого не зависеть! (Надеюсь, у Дениса Калашникова получится сделать такой симпатичный станок, и он со мной за некоторую мзду им поделится. Денис! Хочешь, мы заплатим золотом? (с) ) Но больше всего порадовала теща. Я ухохатывался дня два. Отвалилась в дубленке пуговица. Ну с кем не бывает. И тут теща с восторгом в голосе восклицает, подергивая пришитую на место пуговицу: "Какие классные нитки!!!" Угу... классные... 1,80 евро за катушку плюс доставка... и иди, попробуй найди их. Нет, мне все-таки ничуть их не жалко, тем более для любимой тещи.
Да, чуть не забыл. Не забывайте все нити предварительно вощить! Или купите вот такие штучки на сайте "Вервь на столе", или позаимствуйте у ближайших служителей православной церкви их свечки.
Мусинг (Он же кноп, а не кнопка. Кнопка - это моя младшая дочурка. Пока еще кнопка.) в таком масштабе правдиво сделать проблематично. Я просто делал что-то типа вулинга на штаге, но в три слоя, притом каждый слой на треть или половину короче предыдущего. Вот здесь есть совет как их делать на самом деле.

 

Бегучий такелаж и паруса.

"Ничто никогда не строится в срок и в пределах сметы".
Закон Хеопса

 

Бегучий такелаж и паруса так же не вызывают проблем. Ниток положено с запасом, разве что серой нити 0,25 малек может не хватит. План проводки довольно подробный и понятный.
Единственное, вот эти фока- и грота- галсы и шкоты (уходят через блок в углу паруса налево и направо) сделайте не тогда, когда об этом просит инструкция, а в самом конце установки такелажа. Это сильно облегчит вам жизнь. Иначе замучаетесь, как я, их постоянно подтягивать, после того как зацепитесь за них. Ну или еще кто зацепится, тыкая пальцем внутрь кораблика с вопросом: "Папа, а это что такое?"

 

ФокГрот

 

То же самое относится и к грота-брасам и бегин-брасам. Ничто не мешает их сделать в самом конце работ, но до установки трубы кухни камбуза (Далась мне эта труба).

БизаньБрас

 

Паруса в этом наборе идут уже прошитые. Качество более-менее. Гладить или нет - вам решать. Я решил, что не глаженные они будут смотреться более реалистично. Кроме того, на них надо нашить риф-банты и протянуть риф-сезни. В принципе это можно и не делать.

 

Риф

 

Для красоты и обзора палубы желательно свернуть паруса: фок и грот. Фок я свернул, грот не стал, вроде и так все видно.

 

ФокБрас

 

Как я понимаю, парус свернут неправильно. Когда я решил его свернуть, было уже поздно. Потому рекомендую его подвязать риф-сезнями к рею после того, как вы его привяжете к рею, но перед установкой рея на мачту.
А вот крюйс-брамсель явно великоват:

Брамсель

 

А вот это я воспринял просто за издевательство! Это ж надо было такой флаг сделать! Портит всю модель. Придется свой ваять.

 

Флаг

 

В конце концов, вам останется только сделать бухты и развесить их на кофель-нагели. С ними модель смотрится намного краше. Вот я и пошел делать эти бухты....

 

Заключение

"То, что ищешь, найдешь, только обыскав все.
Начать поиски надо с самого неподходящего места.
Находишь всегда то, что не искал"
Обобщенный закон поиска

 

Вот, собственно, то немногое, что я хотел сказать о своей первой модели (в начале я ее называл "деревяшечка"), а главное о своем новом хобби. Получилась она или нет? По-моему, да, а по-вашему? Но знаю точно, что она первая, но не последняя! (уже лежит Сан Хуан в коробке). Вот потому и эпиграф такой: искал одно, а нашел... а нашел намного больше того, что искал. А главное - ничуть не переживаю по этому поводу.

 

Если у вас есть вопросы, комментарии, замечания - пишите alexd@_это надо убрать_bip.by.
Если хотите о чем-то подискутировать без рукоприкладства - Добро Пожаловать на форум Shipmodeling.
А если с рукоприкладством - то пожалуйте вот сюда.
Вот доделаю мелочевку и выложу фоторяд вот здесь Gallery of Shipmodeling. Там же вы найдете много интересного и кроме моей модели.

 

С уважением,
Алексей Доманов
Минск, 23.01.04


Статьи на тему:
15.08.2014Обзор постройки китайской джонки "Red Dragon". Советы опытного судомоделиста.
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
19.09.2008Обзор модели корабля Santa Ana фирмы Artesania Latina
14.03.2008Обзор постройки модели парусника San Juan Nepomuceno (Artesania Latina)
16.08.2007Обзор модели куттера Bremen фирмы Artesania Latina
29.05.2007Обзор шхуны Scottish Maid фирмы Artesania Latina
23.12.2006Whaleboat (набор от Artesania Latina). Обзор по постройке/модификации набора
23.12.2006Постройка модели галеона San Francisco II от фирмы Artesania Latina
10.08.2006Обзор вельбота фирмы Artesania Latina
04.07.2006Модель шхуны Independence фирмы Artesania Latina или познание себя