7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Об изменении парусности судна в зависимости от силы ветра. Часть 2

Об изменении парусности судна в зависимости от силы ветра. Часть 2

Теги: рангоут

 Часть1  Часть 2  Часть 3  

 

Шпрюйты риф-талей делались из короткой веревки, которая вплеснивалась в риф-тальный кренгельс расположенный ниже четвертого рифа. Нижний блок риф-талей был ввязан в одинарный строп с коушем, в этот коуш продевали шпрюйт и крепили штыком за верхний кренгельс булинь шпрюйта (Рис.10). Риф-тали служили для подтягивания к рею боковой шкаторины марселя при взятии или отдавании рифов. Они основывались следующим образом: лопарь с палубы проходил в верхний шкив комель блока между стень вант, затем продевался в шкив, врезанный в ноке марса рея снаружи такелажа. После этого риф тали проходили в толстоходный блок на боковой шкаторине марселя, и коренной конец крепился удавкой на ноке марса рея снаружи огонов такелажа.

 

Рис 10

 

Рис. 10.

 

Лапку для марса-рубашечного горденя изготавливали следующим образом: в середину троса около 2 саженей длиной ввязывали бензелем коуш. Концы троса распускали на каболки и плели 5 свитней. Затем свитни раскладывали на парусе с лицевой стороны так, чтобы коуш пришелся у 1 рифа и концы свитней пробивали в лик-трос. Затем свитни прошивали с парусом, сверху накладывали квадратный кусок парусины и прошивали все вместе еще раз. Чтобы шейка лапки не выдиралась из паруса, под ней у самого коуша пробивали два люверса и через них вокруг шейки ложили бензель (Рис.11). У марселей и нижних парусов лапки делали одинаково, а у брамселей свитней плели обычно не 5, а 3. Иногда на марселях делали по две лапки – одну между первым и вторым рифом для крепления паруса с одним, а вторую между вторым и третьим для крепления паруса с двумя взятыми рифами.

 

Рис 11

Рис. 11. Лапка для горденя.

 

Марса-рубашечный гордень обычно основывался следующим образом: с марса лопарь проходил в одношкивный блок, взятый бензелем за лапку стень штага ниже салинга. Потом рубашечный гордень спускался по передней стороне марселя, обходил нижнюю шкаторину и ввязывался в коуш лапки. У нижних парусов для подобных целей служила снасть, называемая анапуть: при креплении паруса она подбирала середину паруса, подтягивала лапку и образовывала рубашку, в которую укладывали всю мякоть паруса. Основывалась анапуть следующим образом: с палубы она проходила в одношкивный блок, взятый за борговый талреп ниже марса, обходила спереди паруса вокруг нижней шкаторины и ввязывалась в коуш соответствующей лапки.

Обносные сезни, или рейные шлейки ткались из белого шкимушгара подобно матам. На одном конце делалось очко, другой оплетался. Ширина обносных сезней составляла 2,5 дюйма и более. Эти сезни пришивались к верхней шкаторине паруса на лицевой стороне, расстояние между ними составляло 3 фута, ближе к нокам это расстояние увеличивалось (Рис. 12). При креплении паруса его закатывали, взваливая на рей, конец обносного сезня продевали в свое очко, затягивали и обносили два-три раза вокруг себя или обносили один раз, а оставшийся конец складывали петлей и подсовывали под себя. При этом парус должен не висеть на сезнях, а только придерживаться ими.  Крестовые сезни служили для крепления рубашки у прямых парусов, их ширина была вдвое больше, чем у обносных.

 

Обносные сезни

Рис. 12. Обносные сезни.

 

Нок-бензеля и штык-болты марселей, фока и грота вырубали из троса от 1-го до 1 1/2 дюймов толщиной и от 4 до 6 сажень длиной, смотря по величине паруса. На одном конце делался длинный огон, другой конец утоньшался и заделывался. Вершина огона продевалась в соответствующий кренгельс, одинарный конец продевали в огон и затягивали. Такой способ объяснялся тем, что если закладывать в кренгельс в качестве штык-болта одинарную веревку, то при взятии рифов ей пришлось бы класть много шлагов вокруг рея, продергивая каждый раз через кренгельс весь длинный конец штык-болта, что делать на ноке весьма неудобно, особенно в свежий ветер. Иногда для уменьшения количества шлагов петлю делали двойной, как показано на Рис. 13. У отданного рифа конец штык-болта должен быть уложен в бухточку и прихвачен к кренгельсу предыдущего рифа (Рис.14). Штык-болт 4 рифа — к кренгельсу 3-го, штык болт 3-го рифа — к кренгельсу 2-го и т. д.; штык-болт 1-го рифа прихватывался к шейке топенант блока на рее.

 

13

 

Рис. 13.

 

14

Рис. 14.

 

Нок-бензеля вязали следующим образом: прежде всего клали внешние шлаги. От кренгельса нок-бензель проводили сзади шейки топенант-блока и брали под рей спереди назад снаружи такелажа. Потом нок бензель через рей продевали в свой кренгельс снизу вверх. Затем таким же образом клали еще один внешний шлаг. Остальным концом нок-бензеля клали поперечные шлаги, обнося их вокруг рея спереди назад и продевая в кренгельс паруса снизу вверх. Поперечных шлагов рекомендовалось ложить не меньше 6-ти. Конец нок бензеля вязали штыком за шейку топенант блока (Рис. 15).

 

Нок-бензеля

Рис. 15. Нок-бензеля.

 

Огон штык-болта был такой длины, чтобы у всех четырех рифов внешние шлаги и первый поперечный были двойные. При взятии рифов штык-болты брали подобно нок-бензелям, для первого и второго рифов рекомендовалось класть поперечных шлагов по три, для третьего – четыре, штык-болты четвертого рифа брали прямо под рей снаружи топенанта, делая не менее шести шлагов. Это связано с тем, что четвертый штык-болт нельзя взять плотно к рею спереди, так как уже взято три рифа и на ноке толстая масса кренгельсов и паруса. Помимо этого марсель в районе четвертого рифа значительно шире, чем в верху и кренгельсы четвертого рифа приходятся снаружи топенантов. При другом способе для штык-болта четвертого рифа на ноке рея закладывали каболочный строп и шлаги продевали как показано на Рис. 16.  Иногда для двух первых рифов штык болт закладывали не в кренгельс, а на ноках реев сам в себя петлей. При взятии рифов его сперва продевали в кренгельс спереди, потом ложили шлаг за планку на ноке рея и после три поперечных шлага в кренгельс вокруг рея (Рис. 17). Для первого рифа такой штык-болт закладывался во время выхода судна в плавание, а для второго – после взятия первого рифа.

 

Штык-болты

Рис. 16. Штык-болты.

 

Штык-болты

Рис. 17. Штык-болты.

 

Во избежание путаницы следует отметить, что на Рис. 15 показан вид сверху рея, а на Рис.16 и 17 – спереди.

 

Владислав Бабкин, 2006

 

 Часть1  Часть 2  Часть 3  


Статьи на тему:
25.11.2013Чертежи рангоута H.M.A.V. "Bounty"
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
15.10.0006Об изменении парусности судна в зависимости от силы ветра
30.09.0004Развитие рангоута русских кораблей
11.03.0003Последовательность вооружения парусных судов русского флота первой половины XIX века
06.11.0002Таблица размеров мачт, стеньг, реев, парусов
01.01.1970The 74 gun ship. Том 3. Рангоут, такелаж, паруса.
01.01.1970Рангоут для Schwarzer Rabe масштаб 1:96
01.01.1970Рангоут для модели Papegojan масштаб 1:96
01.01.1970Рангоут для модели Le Coureur масштаб 1:96