7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Стеньги

Теги: морские узлы, такелаж, стеньги

Содержание.

Нижние мачты, <шняв>- или трисель- мачты, стеньги, <столбовые> топы, реи, гафели и гики, флагштоки


Материал отредактирован и предоставлен
Александром Бойцовым
mailto:boyetz@inbox.ru
Буду очень признателен за ЛЮБУЮ
Предоставленную информацию по
Шняве <Мункер> Заложена в 1703г.
Спущена на воду 24.09.1704г.,
Строители : Петр Михайлов, Иван Немцов

 

СТЕНЬГИ

Стеньги являлись подвижными удлинениями мачты. Обычно мачты этого периода несли две стеньги- собственно стеньгу и брам- стеньгу. Стеньги относились к однодеревкам и, следовательно, их изготовляли из одной штуки дерева, а не набирали из отдельных штук. До начала 70- х годов часть шпора стеньги, находившаяся над пяткой, на английских судах была круглой. Пятка была нижней частью стеньги и была четырёхугольной. Она проходила внутри салинга марса. В пятке было прорезано четырёхугольное отверстие перпендикулярно продольной оси судна, предназначавшееся для стопора стеньги- шлагтова, который был деревянным или железным. Железный шлагтов имел в длину 1,5

диаметра стеньги, высоту 1\3 диаметра, ширину 2\3 высоты. Длина пятки составляла 2,5 её толщины. У английских стеньг под пяткой было удлинение- 'блок'. До середины века это удлинение было четырехугольным. Нижнюю часть блока охватывала железная обойма. Над ней находился шкив- гат со шкивом, шедший с кормовой части левого борта к носовой части правого. Длина отверстия равнялась его глубине , а ширина составляла 2' на каждый фут глубины. Это правило соблюдалось для всех шкив- гатов. Длина блока составляла 1,5 диаметра. Ещё один шкив- гат находился на 4' выше пятки в шпоре - как раз напротив шкив- гата в блоке.

У всех стеньг судов с количеством пушек меньше 18 в направлении продольной оси судна были прорезаны шкив- гаты со шкивами для проводки фала рея. Однако в работах того времени указывалось, что такая практика ведёт к ослаблению стеньги, и посему этого необходимо по возможности избегать.

Над заплечиками, называвшимися так же 'стоп', находился топ стеньги. При английском вооружении он был четырёхугольным и составлял 4\36 длины стеньги. Топ крюйс-стеньги и всех Брам -стеньг, когда суда несли бом-брам-стеньги, равнялся 3,5 дюймам на каждый ярд длины стеньги. Большинство судов вместо бом-брам- стеньг несли так называемые'столбовые топы', преобразованные во флаг-штоки. Их длина равнялась 2\3 длины стеньги до 'стопа'. При нормальных топах отношение 2\3 заменяли на 1\5. Чтобы найти длину столбового или нормального топа для таких стеньг, из общей длины стеньги вычитали обычную длину топа (3,5' на ярд длины стеньги) и 2\3 или 1\5 найденного значения давали искомый результат. Если несли бом-брам-стеньгу, то она была подобна Брам-стеньге с нормальным топом, а сама Брам-стеньга имела четырехугольный топ с эзельгофтом. Если же неслиСтеньги со <столбовым> топом над <стопом> были круглыми, и на расстоянии 1,5 размера шкива над <стопом> имели еще один шкив в шкив-гате для фала стакселя. Завершением столбового или нормального топа являлся клотик.

Длины и диаметры стеньг. Размеры стеньг находились в определенном соотношении друг с другом и соответственно с нижней мачтой. Грот- стеньга в течении всего века составляла 3\5 длины нижней мачты фор- стеньга 8\9 длины грот- стеньги. Брам- стеньга составляла половину длины соответствующей стеньги, а бом- брам- стеньга 7\10 соответствующей брам- стеньги. У грот- и фор- стеньг диаметры равнялись 1\36 их длины. Все брам- стеньги имели диаметр 1\36 их длины, а бом-брам- стеньги- 2\3 толщины брам- стеньги. (По Д. Стилу).

Салинги стеньг. Салинги стеньг отличались от салингов мачт. Они состояли из двух лонга- салингов и трех краспиц, которые по внешней трети были слегка изогнуты назад. После 1720 г. Ставят три ванты и на салингах начинают использовать калвы. Размеры лонга- салингов и краспиц:

Лонга- салинг.

Длина: в 1720- 1775 гг.- 1\5 длины брам- стеньг;
Высота: в 1720- 1775 гг.- 25\26' на каждый фут длины;
Ширина: до 1775 г.- 3\4 высоты;

Краспица:

Длина: в 1720- 1775 гг.- 4\15 длины брам- стеньги;
Высота: до 1775 г.- 1\2 высоты лонга- салинга;
Ширина: до 1775 г.- Ширина лонга- салинга;

Средняя часть краспицы в 2\7 её длины была одинакова по высоте, затем стороны уменьшались до половины высоты. Концы были круглыми, если смотреть сверху, и на расстоянии 4' от них были сделаны отверстия для вант. Краспицы врезали в лонга- салинги таким же образом, как и на нижних мачтах. Средняя краспица размещалась между топом

стеньги и шпором брам- стеньги. Задняя краспица проходила у кормовой стороны топа стеньги, а передняя - в 1' перед шпором брам- стеньги.

Брам- эзельгофты. Эзельгофты стеньг английских судов по своей форме не отличались от эзельгофтов нижних мачт и имели следующие размеры: длину 4 диаметра брам-стень-ги + 1', ширину 2 диаметра брам- стеньги , высоту 1\2 ширины до 1750 г.

 

 

 

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>


Статьи на тему:
02.07.2014Гаки своими руками
10.07.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging Period Fore-and-Aft Craft "
05.04.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging period ship models"
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
23.12.2006Приспособление для обвязки блоков
05.05.2005Навивка канатов для такелажа
08.06.2004Технология изготовления блоков путем заливки смолы в формы
19.02.2004Изготовление миниатюрных блоков
17.12.2003Клетневание троса
25.09.2003Изготовление тросов