7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Паруса. Часть 3

Теги: паруса

Содержание.

ОСНАЩЕНИЕ ПАРУСОВ


Материал отредактирован и предоставлен
Александром Бойцовым
mailto:boyetz@inbox.ru
Буду очень признателен за ЛЮБУЮ
Предоставленную информацию по
Шняве <Мункер> Заложена в 1703г.
Спущена на воду 24.09.1704г.,
Строители : Петр Михайлов, Иван Немцов

После установки мачт и рей производили подвязывание парусов. Прямые паруса вязали к реям ревантами. Стаксели имели раксы, удерживающие паруса на штаге и позволявшие поднимать и опускать его.

 

Реванты. В начале 18 века ревант представлял собой простой трос, который пропускали через люверс в верхней шкаторине и связывали над реем. Часто над ликтросом на реванте ставили бензель. В 1750 г.(по Фалконеру) ревант должен был быть такой длины, чтобы его можно было обернуть вокруг рея два- три раза.(Лист. Рис.169,170,171,172)

 

Обносные сезни. Плетеные концы, служившие для крепления убранного паруса. Обычно их несли от 4 до 8( в зависимости от величины рея) в свернутом состоянии на передней стороне паруса, закрепленными на рее. Сезни для больших судов сплетались из 9 каболок, для малых из 7. Длина сезней (по Стилу) составляла 5-7 саженей(30-42 фута). Сезень надо было обернуть вокруг рея и паруса 6-7 раз, укладывая шлаги на равном расстоянии друг от друга, чтобы хорошо закрепить парус. Боковые сезни были одиночными, а средний в верхней части был двойным и крепился к рею в виде буквы V. Сезни крепили

принагеленными к рею стропами.(Лист. Рис.173,174,175,176,177)

 

Ноковые бензели. Чтобы растянуть парус вдоль рея, ноковый бензель вплетали в ноковый кренгельс паруса. При подвязывании паруса нок- бензель вначале дважды обматывали вокруг нок- клампа рея и кренгельса для установки в нужное относительно нок-клам-пов положение. Затем 5-6 шлагами нок- бензель оборачивали вокруг рея и кренгельса, фиксируя положение паруса на рее. Ноковые бензели были и на каждом риф- кренгельсе, здесь их не вплетали, а посредством огона подвешивали свободно. Длина нок- бен-зелей составляла 5-6 саженей.(Лист. Рис.176,177)

 

Штаг-кренгельс-стропы, раксы. Для крепления треугольных и четырехугольных парусов на штаге служили раксы. В начале века это были кренгельс- стропы, которые около 1750 г. Были заменены на раксы.(деревянные или железные). Если кренгельс -строп проходил черес люверс в штаговой шкаторине вокруг штага и был сплетен в тросовое кольцо, то деревянный ракс одевался на штаг и у своего открытого конца бензелем подвязывался к люверсу штаговой шкаторины. Железные раксы были изогнуты подковообразно с небольшими очками на концах, направленных наружу. По верхнему краю ракса проходил кип, и парус посредством бензеля подвязывался к нему. Для этого бензель крепили в очке ракса, пропускали через люверс в шкаторине, через второе очко и вдоль кипа ракса. Это повторялось до тех пор, пока весь бензель не оказывался израсходованным. (Лист. Рис.178,179,180,181)

 

Слаблинь. При наличии различных гафелей на мачтовой шкаторине паруса использовали или люверсы или кренгельсы. Так если гафель висел на глухом фале, то на мачтовой шкаторине были кренгельсы, и слаблинь от верхнего кренгельса шел спирально к следующему кренгельсу по передней стороне мачты, оттуда снова на передней стороне мачты к третьему и т.д. Если гафель имел нирал, то на мачтовой шкаторине паруса были люверсы, которые подвязывались к сегарсам на мачте.(Лист. Рис.136) Этот метод в связи с использованием гафелей на малых судах, применяли вплоть до 60-ых годов. Бизань с люверсами по мачтовой шкаторине крепили без применения деревянных сегарсов слаблинем, подвязанным спиралевидно. Крепление верхней косой шкаторины на рю или гафеле было аналогичным. Длина слаблиня у мачты составляла 1\4 длины бизань- мачты, а слаблинь у рю был на 7 саженей длиннее. Их окружность соответственно 3 и 1,5 дюймов (Лист. Рис.182,183)

 

Риф-сезни. Обычно они были длиннее ревантов и в большинстве случаев выполнялись из одного троса. Простые узлы с каждой стороны риф- люверса препятствовали выскальзыванию риф- сезня. При этом на задней стороне паруса висело приблизительно 2\3 длины сезня, на передней 1\3. Обычно риф- сезни были плетенными, сужающимися к концам. Их длина равнялась приблизительно двум окружностям рея или( по Д. Стилу) 6-9 футам. (Лист. Рис.184)

 

 

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>


Статьи на тему:
24.02.2010Рисуем по ткани и не только...
11.11.2007Нанесение гербов и картинок на паруса
10.07.2006Опять об изготовлении парусов для судомодели
27.06.2004Один из способов изготовления парусов для модели
16.06.2004Изготовление флагов из пластика
17.12.2003Изготовление аккуратных двойных швов
01.01.1970Набор парусов для шхуны Полоцк
01.01.1970Паруса для модели Gokstad
01.01.1970Паруса для Santa Maria и Nina масштаб 1:96
01.01.1970Паруса для модели Galeon Elizabetiano