Мачты
Теги: морские узлы, такелаж, мачты
Содержание.
Нижние мачты, <шняв>- или трисель- мачты, стеньги, <столбовые> топы, реи, гафели и гики, флагштоки
Материал отредактирован и предоставлен
Александром Бойцовым
mailto:boyetz@inbox.ru
Буду очень признателен за ЛЮБУЮ
Предоставленную информацию по
Шняве <Мункер> Заложена в 1703г.
Спущена на воду 24.09.1704г.,
Строители : Петр Михайлов, Иван Немцов
МАЧТЫ
Различают мачты однодеревки и составные мачты.
Мачты-однодеревки, изготовленные из одного ствола дерева, быстро рассыхаются и растрескиваются, поэтому их ставили только на малых судах и только на стеньги на больших.
Составные мачты изготовляли из нескольких штук дерева. Это придавало им значительно большую прочность, а судостроителю позволяло изготавливать мачту произвольной длины. Мачту необходимой длины обычно образовывали соединением нескольких отдельных её частей. Нижняя часть, крепившаяся на кильсоне, и была собственно мачтой, а все последующие части - стеньгами. Первую называли стеньгой, вторую- брам-стеньгой, третью бом- брам-стеньгой.
Выбор положения мачт. Расположение мачт на судне чрезвычайно важно для удержания судна на курсе. Поэтому, опытом накопленным ценностям, следовали очень строго. Бриги, другие суда с двумя мачтами имели грот- мачту, удаленную от головы штевня приблизительно на 2/3 их общей длины. Фок-мачта же находилась на 3/20 этой длины. Наклон грот-мачты полагали 3/4дюйма на ярд длины мачты от киля до эзельгофта, у фок-мачты 1/8 дюйма на ярд длины мачты.
Материал. В качестве материала в основном использовали ель, реже пихту или сосну.
Изготовление мачты. Постройку мачты начинали с осевой части, называемой шпинделем. Он состоял из двух штук дерева, которые врезали друг в друга и через каждые 5 футов соединяли болтами. Боковые штуки больших мачт-пластины тоже выполняли из двух штук, врезали их через каждые 10 футов, а соединение болтами выполняли как у шпинделя. Шпор состоял из двух тонких частей шпинделя, соединенных с пластинами. Таким образом мачта получала необходимую длину и толщину. Чтобы придать мачте круглую форму, её переднюю и заднюю части закрывали длинными планками, врезку которых выполняли тоже через 10 футов. Эти планки называли передними и задними фишами - фор- и ахтер- фишами. Изготовление мачты заканчивалось установкой <мачтовых щек>. Их выполняли из ели, а в начале века использовали дуб. Эти наделки имели длину 9/20 (если из дуба, то 3/7) длины мачты. Щеки служили для установки салинга марса и образовывали большую часть четырехугольного топа.
Топ мачты. В первые двадцать лет века длина топа составляла 4' на каждый ярд длины мачты, затем до 1775г. 5' для гот-мачты, 4, 3/4' для фок-мачты,. В последней четверти века она составляла 5' для обеих больших мачт. Для французских судов- 4'.
Вулинги. Шлаги троса, положенные тесно рядом друг с другом на мачте, называют вулингами. Они служат для скрепления мачты. Число вулингов зависит от величины судна. На малых фрегатах их было - 9, по другим источникам- от 6 до 9. Каждый вулинг состоял из 13 шлагов , причем каждый шлаг крепили к мачте вулинг- нагелем. Чтобы избежать прорези троса, под головки нагелей подкладывали кожаные шайбы. Обычно ниже и выше вулингов к мачте крепили нагелями деревянные обручи, которые были несколько толще шлагов вулинга, а ширина их составляла примерно 1,5 '.
Длины и диаметры нижних мачт. В большинстве случаев формула, применявшаяся в 18 в. Была такая: длину нижней палубы сложить с наибольшей шириной судна, половина в раму. Глубина выреза на лонга- салинге была на 1' меньше, чем высота краспиц. Недостающий дюйм вырезали на нижней стороне краспиц. Собранную раму соединяли болтами.
При креплении салинга к мачте требовалось, чтобы середина лонга- салинга находилась приблизительно у переднего края мачты . При этом учитывали наклон мачты, так как лонга- салинги должны были располагаться горизонтально. Для этого верхний край чиксов 'стоп' вырезали. В качестве материала для салинга использовали дуб. На лонгаэтой величины даст длину грот- мачты. В среднем это дает около 2,31 ширины судна, если сравнивать данные, приводимые в различных работах о мачтах. Для фок-мачты военных судов все авторы указывают 8/9 длины грот- мачты. Для торговых судов указывают длину в 7/8 грот- мачты.
Диаметры фок- и гот- мачт, по Стилу, определялись в зависимости от длины судна и для судов, имевших кол- во пушек до 28, диаметры брались 7/8' на ярд длины. Наибольшие диаметры мачт на английских судах(двухмачтовые и малые суда) были на уровне верхней палубы.
Диаметры мачт по сечениям. Соблюдались на английских судах с незначительными отклонениями в течении всего 18 в. : 1-я четверть мачты- 60/61 наибольшего диаметра мачты, 2-я четверть- 14/15 , 3-я четверть- 6/7 , на нижнем конце топа- 6/7 , на верхнем конце топа- 2/3, в диаметральной плоскости- 3/4, шпор мачты- 6/7.
Чиксы. Мачтовые <щеки> расположенные непосредственно под салингом марса ,были усилены чиксами. Их длина составляла 7/15 длины топа мачты. Для дополнительного подкрепления салингов использовали 'открытые' чиксы, которые болтами соединяли с 'закрытыми'. Открытые чиксы выполняли из вяза. Толщина их составляла 3- 5', длина- 9/10 длины закрытых чиксов и ширина- 6/15 их длины. Задние края открытых чиксов имели выступы, чтобы быть лучше локализованными на закрытых чиксах, а передние имели вид S- образной кривой. Открытые и закрытые чиксы соединяли четырьмя болтами толщиной 0,5- 1', причем болты на задней стороне крепили с помощью колец.
'Мачт- латы'. Чтобы такелаж и топ предохранить от повреждений, возникающих в результате трения, над чиксами на железные бугели топа часто ставили доски- латы. Обычно было 8 лат. Длина которых составляла 3/5 длины топа, ширина- 1/8 его диаметра, толщина-1/2 ширины. (Лист. Рис.1, 2, 2А, 2Б, 3, 4, 5, 5А, 6)
Салинги. Они лежат на чиксах и образуют опору для платформы марса. Различают лонга- салинги(продольные опоры) и краспицы -(поперечные опоры). Обычно размеры лонга- салингов принимали следующими: длина 1\4 длины стеньги, высота 1\2 диаметра стеньги, ширина 2\3 высоты. Стороны лонга- салингов были прямыми и параллельными друг другу. Концы, если смотреть сверху, закруглены, а сбоку скошены. Этот скос ограничивался нижней половиной салинга, причем простирался по длине спереди на 1,5 высоты лонга-салинга,а сзади на 1 высоту. Нижний внешний край слегка скошен по всей длине, а с внутренней стороны скос был только между краспицами.
Краспицы были четырехугольными брусками, размеры которых составляли: длина 1\3 стеньги минус 6', ширина равнялась лонга-салингу и высота 2\3 ширины. По нижней стороне к концам по обеим внешним четвертям размер краспиц был уменьшен на 1\2 нормальной толщины. Концы, если смотреть сверху, были закруглены так же, как и у лонга- салингов. Нижние края тоже скошены. Все детали салинга соеденены-салингах сразу же позади выреза для передней краспицы при необходимости устанавливали железную плиту (толщиной 3\4', длиной 3\4 длины отверстия для стеньги и шириной 2\5 ширины салинга), чтобы избежать трения шлагтова о салинг. (Лист. Рис.7, 8, 9,10, 10А).
Калвы. Штуки из ели- калвы, крепили нагелями по обеим сторонам топа мачты на лонга салингах. С внешней стороны они были закруглены, а их длина должна была быть такой, чтобы калвы не мешали не задней краспице, ни шлагтову спереди. Калвы предназначались для отвода вант от мачты, чтобы движение мачты не повредило салинг. Поэтому по ширине они на 1,5' или больше того выдавались за салинг. Высота калва равнялась его ширине. Прежде чем ставить такелаж, калвы закрывали старой парусиной, сложенной в несколько слоёв и предварительно хорошо протированной.
Марс. На нижнем салинге находился марс. Он представлял собой платформу, которая к началу века уже потеряла круглую форму, получив сзади спрямление с закруглёнными краями, спереди же оставалась полукруглой. В дальнейшем задние углы становятся прямыми, спереди марс приобретает элипсообразную форму.
Главное назначение марса- дать стень- вантам достаточно большой разнос для удержания стеньги. С этой целью для путенс- вант стень- вант по внешнему краю марса были прорезаны четырехугольные отверстия. Кроме того марсы использовали для обслуживания и ремонта парусов. Задняя сторона имела релинги. В обычном состоянии релинг был обтянут сеткой с натянутой на ней парусиной. Размеры марса( по Д. Стилу): ширина 1\3 длины стеньги, длина 3\4 ширины стеньги(?), ширина отверстия 2\5 ширины марса, длина отверстия 13\14 его ширины. Задняя сторона отверстия находилась в 1\5 длины марса (считая от кормового края марса вперёд). Доски обшивки марса по обеим сторонам мачты укладывали в направлении диаметральной плоскости судна, а спереди и сзади- поперёк судна. В качестве материала использовали вяз. Толщина досок составляла 3'. Продольные и поперечные доски в местах пересечения были утоньшены так, что их общая толщина не превышала тоже 3'. После того, как доски были тщательно уложены и скреплены нагелями, а передняя часть закруглена, на внешнюю верхнюю сторону платформы крепили бортик (из вяза).
Толщина бортика равнялась 1,1\8', ширина 7-8'; он возвышался над краем обшивки на 4'. В конструкцию марса входили и ребра- соединительные связи. Они состояли из утончавшихся к центру брусков, шедших от краев к центру, и имевших снаружи толщину 4, а внутри 2'. В зависимости от величины судна их было по бокам по 4-5 на каждой стороне, спереди 7-13, а на задней стороне на 1-2 меньше, чем на передней. Все они располагались равномерно. (Лист. Рис.11, 11А).
Между ребрами по внешнему краю рамы находились заполняющие бруски. Они были такой же высоты, как и рёбра, и шириной в 9'.Заполняющие бруски передней стороны имели ширину только в 4,5'. На задней стороне рамы бруски заменяла мощная планка шириной 11-12', толщиной 1,1\4', с четырьмя четырёхугольными отверстиями для стоек релинга. На передней стороне марса на раме между ребрами при необходимости делали 2-3, а всего до 18-20 отверстий для анапути штага.
Эзельгофт. Топ нижней мачты заканчивали стень-эзельгофтом. На английских судах он представлял собой четырёхугольную штуку вяза с двумя вертикальными отверстиями для соединения мачты со стеньгой.
Размеры английских нижних эзельгофтов были следующими.
Грот- мачта: длина 4 диаметра стеньги +3'; ширина 2 диаметра
стеньги +2'; высота 4\9 ширины.
Фок- мачта: длина 4 диаметра стеньги + 2'; ширина 2 диаметра
стеньги, высота 4\9 ширины.
Если эзельгофт изготовляли из двух штук дерева, то их скрепляли шестью болтами, предварительно врезав друг в друга. Отверстие для нижней мачты выполняли четырёхугольным, а для стеньги круглым. Отверстие для стеньги на 3\4' превышало её диаметр для установки кожаной манжеты, служившей для лучшего скольжения стеньги в отверстии. Расстояние между краями отверстий равнялось 2\5 диаметра отверстия для стеньги + половина сужения топа. Четыре мощных обуха толщи ной в 1,3\4' были установлены с нижней стороны эзельгофта для подвески блоков топенантов и стень- вынтрепа.
ШНЯВ-, ИЛИ ТРИСЕЛЬ- МАЧТА
В.Фалконер сообщает что это были тонкие мачты, шпор которых крепили в деревянном блоке позади грот- мачты на Галф- деке, а топ в грот- марсе.(Лист. Рис.133, 134, 135,) Гафель который поднимали на шняв- мачте был застроплен и находился на мачте. Расстояние между шняв- и грот- мачтой, а так же диаметр не должны были превышать половину диаметра грот- мачты.(Лист. Рис.133,134,135,136,137,138)
Статьи на тему:
02.07.2014 | Гаки своими руками |
10.07.2013 | Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging Period Fore-and-Aft Craft " |
05.04.2013 | Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging period ship models" |
28.10.2011 | Перевод книги Historic Ship Models |
23.12.2006 | Приспособление для обвязки блоков |
05.05.2005 | Навивка канатов для такелажа |
08.06.2004 | Технология изготовления блоков путем заливки смолы в формы |
19.02.2004 | Изготовление миниатюрных блоков |
17.12.2003 | Клетневание троса |
25.09.2003 | Изготовление тросов |