7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Корабельные шлюпки. Баркас.

Теги: шлюпки, ANCRE, 74 gun ship

 

Баркас Катера Такелаж Принадлежности Разное О шлюпках в целом

Рассмотрим количество, размеры и устройство гребных судов, применявшихся на кораблях на примере 74-пушечного французского корабля 1780 года, построенного на атлантическом побережье.

Наш 74-пушечник несёт три шлюпки – баркас, большой катер и малый катер, которые стоят, как мы уже видели, на опер-деке на шкафуте между переходными мостками. Баркас стоит на палубных кильблоках. Большой катер поставлен внутрь баркаса, а малый катер внутрь большого. Банки у баркаса съемные, чтобы большой катер занимал меньше места, когда стоит внутри баркаса, но, как правило, банки у самого большого катера делались несъемными, и киль малого катера просто стоял прямо на них. Чтобы установить шлюпки внутри друг друга и держать их вертикально, используются кильблоки из мягкой древесины. На рис. 15 можно увидеть три пары рым-болтов, забитых в палубу рядом со шлюпочными кильблоками и между ними. Данные рым-болты используются для крепления грунтовов, которыми крепят сами шлюпки. Их мы рассмотрим чуть позднее.



Chaloupe, grand canot, petit canot
(фр.) 
 

 

Баркас – Это самая большая корабельная шлюпка. Так как эта шлюпка должна участвовать в постановке корабельных якорей при стоянке фертоинг, а вес станового якоря, как мы уже видели, составляет порядка 5000 фунтов, то ясно, что баркас должен иметь подходящие размеры для такого груза. Его корпус должен обладать полными обводами на корме, там, где везут якорь при его постановке для стоянки фертоинг.  Чертеж баркаса вы можете скачать по этой ссылке. Его полная длина составляет 36 футов (11.70 м), ширина (без учёта обшивки) равна 9’2’’ (2.979 м), а высота 3’8’’ (1.192 м). На баркасе установлено одиннадцать банок для вальковых вёсел, которыми гребут по два гребца на банке.

Вальковые вёсла: когда ширина шлюпки составляет меньше пяти футов (1.625 м), используются распашные вёсла, то есть на банке сидит по одному гребцу на стороне противоположной веслу, которое в результате имеет большую длину, чем вальковое весло. На баркасе на носовой банке сидит один гребец, а на всех остальных по двое.
Баркас строят на киле, высота которого составляет 5’’ (13.6 см), а ширина 3’’ (8.1 см). К килю крепят стем и старн-пост аналогичной ширины. Стем крепится к килю косым прирубным замком. Вы ещё увидите, что стем изнутри подкрепляется фальстемом, а старн-пост относительно массивным рудерпостом. Шпангоуты баркаса состоят из флоров и крачесов 2½’’ (6.8 см) квадратной ширины, с которыми внахлёст (на 15’’-18’’ или 40-50 см) соединяются нижние футоксы, которые продлеваются вверх топтимберсами. Таким образом, везде, кроме тех мест, где тимберсы шпангоутов соединяются внахлёст около оголовков флоров, шпангоуты имеют одинарную толщину, которой вполне достаточно для шлюпки такого размера. Флоры и крачесы прибивают сверху киля, на котором нет никакого шпунта, вместо которого на его верхних кромках просто снимают фаску под определённым углом. Всего имеется сорок один шпангоут, располагающиеся в среднем с интервалом в 10’’ (27 см) между их центрами. На корме последний шпангоут, имеющий те же размеры, что и остальные, образует фашенписы, которые прибивают к старн-посту. Как мы можем заметить, у баркаса плоская, то есть транцевая корма, с очень небольшим уклоном старн-поста.

Кильсон шириной 6’’-7’’ (16.3-19.0 см) и толщиной 4’’ (10.8 см) ставится вполдерева с каждым флортимберсом или крачесом и идёт от фальстема до старн-поста, к которому его надёжно крепят кницей. К кильсону прибивают два небольших блока для установки шпоров шлюпочных мачт.

Баркас обшивают вгладь, а толщина досок обшивки составляет от 1’’ до 1¼’’ (2.7-3.4 см). Обшивка заканчивается ширстреком, который представляет собой более толстый пояс, отделанный профилем. Ширстрек поворачивает у кормы в виде этакого винтранца, который имеет погибь кверху. Обшивка у кормы прибивается к фашенписам и закрывает торцы досок транцевой обшивки. Эта транцевая обшивка прибивается к фашенпису и старн-посту, но на старн-посте нет никакого шпунта. Так же нет никакого шпунта и на стеме, а торцы досок обшивки просто делают тоньше, чтобы прибить к стему.






















Обшивка вгладь: когда кромки досок упираются друг в друга, и швы между ними конопатят, как на корабле. Альтернативой этой обшивке является обшивка внакрой.
Расположение рыбин ограничено областью внутри оголовков флоров. Доски этой днищевой внутренней обшивки имеют такую же толщину, что и доски наружной обшивки. Поясья с обеих сторон от кильсона сделаны съемными и крепятся небольшими щеколдами, чтобы днище можно было прочистить и вылить из него воду.

Обратите внимание на то, что шпангоуты к планширю становятся тоньше, и на то, что стрингер, который носит название подлегарса, выполняет ту же функцию, что и палубный клямс, и крепится так, чтобы его верхняя сторона была в восьми или десяти дюймах (21.7 – 27.1 см) ниже планширя. В этот подлегарс врезают банки, которые имеют 6’’ (16.3 см) ширины и 2’’ (5.4 см) толщины максимум и некоторую погибь кверху. Пазы под банки вырубают прямые или ласточкины хвосты, что позволяет при необходимости вынимать банки. Чтобы добавить прочности набору, банки через одну подкрепляют на наружных концах изогнутыми тимберсами, которые фактически представляют собой сдвоенные лежачие кницы и видны на рисунке 2. Эти лежачие кницы ставят внахлёст с банкой по толщине и кладут под другой стрингер, который представляет собой верхний внутренний пояс обшивки.

Все банки подпираются по центру небольшим пиллерсом, который ставят шипом в кильсон.

Рыбины: днищевые доски внутренней обшивки. Не следует путать с рыбинами, которые крепятся к набору судна и используются для снятия обводов промежуточных шпангоутов и гасписов.
Ширина верха борта равна ширине ширстрека и планширя, который лежит на шпангоутах над подлегарсом. В нём прорезают пазы под оголовки топтимберсов. Сверху планширя прибивают уключенные дощечки, которые предназначены для защиты планширя от истирания вёслами.

Уключенные дощечки: небольшие деревянные блоки семь или восемь дюймов (19-22 см) длиной и один дюйм (2.7 см) толщиной, прибитые для уключин.
Уключины представляют собой деревянные колышки с выточенной рукояткой, которые вставляются на половину своей длины (то есть на 5’’-6’’ или 13.6-16.3 см) в планширь. На эти штыри накидывают кренгельс-стропы вёсел.

На носу баркаса находится небольшой отсек из однодюймовых досок, тогда как на корме, позади задней банки, располагается приподнятый кормовой помост, который французы называют пайолом. По трём сторонам этого помоста сделаны ящики, на которых можно сидеть и в которые можно уложить целый ряд шлюпочных принадлежностей.


Уключины: На каждое весло могла приходиться одна или две таких уключины. Когда на одно весло приходится только одна уключина, вёсла крепят при помощи тросового кренгельс-стропа, который накидывают на уключину. Если на одно весло используется две уключины, то весло ставится между ними, а пространство между ними называется гнездом уключины.
К внутренней обшивке шлюпки подогнаны четыре деревянные опоры, предназначенные для установки пяток фальконетных стоек, о чём я уже упоминал в разделе о констапеле.

Банка, располагающаяся примерно на середине баркаса, имеет в центре большую ширину, что позволяет вырубить в ней полукруглый паз для установки грот-мачты. Железный полукруглый хомут крепит данную мачту в этом месте. Больше эта мачта ничем не держится. Фок-мачта устанавливается аналогичным образом, но для неё используют специальную мачтовую банку, а не обычную гребную. Мачтовая банка ставится на носу сверху планширя. Это показано на рисунке 5.

На чертеже (продольное сечение) вы можете увидеть два массивных бруса, идущих поперёк шлюпки, один под мачтовой банкой, а другой под съемной кормовой банкой, стоящей чуть впереди старн-поста. Это распорные брусья. Они надлежащим образом прикреплены к набору и используются для крепления талей, использующихся для подъема шлюпок на борт или спуска их на воду. Об этом мы поговорим позднее.

Баркас, который в частности используется для работы с якорями, оснащён двумя вещами для работы с якорными канатами. На носу стоит две щеки, прикреплённые с обеих сторон стема, между которыми стоит бакаутовый ролик с железной осью. Вся эта конструкция называется роульсом. На корме имеется такое же устройство, но ролик стоит между двух полукруглых тимберсов, показанных на рисунке 3. Эти роульсы используются для протягивания шлюпки по канату или перлиню. Эти полукруглые роульс-тимберсы на корме подгоняются и крепятся к более толстому брусу, который пересекает корму сверху планширя. Эти тимберсы также впускают в распорный брус и устанавливают на верхнюю сторону кормового сидения.
Протягивание:  проводка шлюпки по канату или перлиню, который лежит на роульсе и тянется вручную для проверки его состояния или выбирания.

На рисунке 3 показана корма баркаса и его руль. Верхний рулевой крюк снят с петли, чтобы показать установку рулевых крюков – один смотрит вниз, а другой вверх. Чтобы руль можно было снять или поставить, верхняя рулевая петля располагается ниже рулевого крюка на руле, тогда как нижняя петля располагается выше рулевого крюка, стоящего на рудерпосте.

Баркас весит примерно 8200 фунтов (4000 кг), а его водоизмещение при полной нагрузке можно оценить примерно в двадцать три тонны. Детали такелажа и парусного вооружения баркаса и катеров будут рассматриваться в третьем томе. Эти снасти укладываются частично в канатном ящике, частично на гон-деке, а также в ящиках на самой шлюпке.

Чтобы максимально облегчить шлюпки, вместо дуба стараются использовать ель. Тем не менее, главные тимберсы, такие как киль, стем и старн-пост, шпангоуты, винтранец и распорные брусья все сделаны из дуба или, в редких случаях, из вяза. К передней стороне стема крепят железные полосы, которые идут по нижней стороне киля на всю его длину.

Внутри шлюпки везде красят красной охрой, а снаружи жёлтой охрой и чёрной краской.




Кормовые сидения и пайол на баркасе

 


Рис. 1. Кормовые сидения и пайол на баркасе.

Обратите внимание на две опоры для фальконетов, имеющие октагональное сечение и железные обручи, набитые на их оголовки. Отверстие в них предназначено для стержня стойки, на которую опираются цапфы фальконета. Хорошо видно расположение рыбин и ящиков под кормовыми сидениями. У этих ящиков имеются крышки, которые откидываются на петлях наверх. Также эти ящики оснащены замками.

Над задним ящиком находится съёмная кормовая банка, которая стоит на чаках, прибитых к обшивке под планширем. В ней вырезают пазы под тимберсы для роульса.

(Я извиняюсь за то, что неправильно нарисовал уключенные дощечки на этом рисунке. Между ними неправильный интервал, а ещё их тут слишком много.)





Носовая часть баркаса

Рис. 2. Носовая часть баркаса

Это изображение дополняет предыдущий рисунок Двумя этими рисунками показана вся внутренняя часть баркаса. Я убрал одну из банок, чтобы показать паз в подлегарсе. Также показаны деревянные штуки, попеременно лежащие поверх наружных концов банок. Эти небольшие лежачие кницы нарезаются на банки и ставятся между подлегарсом и стрингером, расположенным чуточку выше оного. Такая компоновка позволяет увеличить прочность конструкции корпуса.

Мне следует объяснить, что верхняя сторона банок должна стоять не ниже 9’’ (24.4 см) от планширя, иначе придётся вырезать уключины в верхнем поясе. Банки должны располагаться так, чтобы уключины стояли примерно в двух футах (65 см) друг от друга, а кромки банок скругляют. Ещё на этом рисунке показан полукруглый зажим, которым крепят мачты.  И на мидель-банке и на мачтовой банке на носу имеются железные U-образные скобы, на одной из которых ставят шарнирную петлю для хомута, а на второй шплинтуют этот самый хомут. Это похоже на то, как шплинтуют передний конец горбыля на орудийных лафетах, о чём я рассказывал ранее. Пока мы ещё говорим о мачтовой банке, я должен рассказать, что на этом рисунке в одном отношении она показана неправильно, так как она должна быть съемной и крепиться железными полосами, как показано на рисунке 5, а не прибиваться к планширю. Если носовую банку хотят использовать для гребли, то сперва убирают мачтовую банку и опоры для фальконетов.
Хорошо видны две опоры для фальконетов, а также ролик на носу между двух щёк, прибитых к стему.
 



Корма барказа


Рис.3. Корма баркаса.

На этом рисунке показано, как на корме лежат доски обшивки. Они прибиты к старн-посту и фашенписам, а бортовая обшивка закрывает их торцы, заканчиваясь заподлицо с транцевой обшивкой. Обратите внимание на рулевые петли и на то, как роульс-тимберсы загибаются над доской, стоящей на корме поперёк планширя. Также обратите внимание на заметный выступ рудерпоста, который скругляется на оголовке. (В передней кромке руля над нижним крюком нужно вырубить паз.)

 


Сечение барказа


Рис. 4. Сечение, на котором показана внутренняя носовая часть баркаса.

Обратите внимание на то, как флоры просто подогнаны к верхней стороне киля, к которому они крепятся несколькими гвоздями. Нижние футоксы идут внахлёст с флорами и крепятся к ним тремя гвоздями. Рыбинам не требуются какие-то особые комментарии, но обратите внимание на то, что передняя часть полностью обшита досками и имеет небольшой помост на носу.

В этом сечении показан подлегарс, в который врезаются банки, и стоящий над ним стрингер.  Наружная обшивка заканчивается фасонным ширстреком, тогда как практически квадратный планширь стоит на верхней стороне стрингера. В планшире прорезаны квадратные пазы для оголовков шпангоутов. Уключенные дощечки прибиты к верхней поверхности ширстрека и планширя. Их можно увидеть справа вместе с уключинами, в которые ввинчены небольшие обушки напротив аналогичных обушков, ввинченных в планширь. При помощи этих обушков уключины привязывают линем к шлюпке, чтобы не потерять их.
 



 

Обсуждение статьи на форуме

 

Баркас Катера   Такелаж Принадлежности Разное О шлюпках в целом

Перевод книги J.Boudriot 'Le vaisseau de 74 canons'.

Информация по полному переводу приведена тут

© www.shipmodeling.ru, 2014

©  Андрей Баитов


Статьи на тему:
22.10.2013Отрывок из книги 74-х пушечный корабль, том 1: крепёж и конопачение
26.06.0005Корабельные шлюпки
01.01.1970The 74 gun ship. Том 4. Команда. Управление кораблем.
01.01.1970Les Vaisseaux de 50 et 64 canons (fr) + чертежи
01.01.1970Le Cygne 1806-1808 + чертежи
01.01.1970La Jacinthe Schooner, 1825 + чертежи
01.01.1970Navires fluviaux 1472-1910
01.01.1970La Venus, 1782 + чертежи
01.01.1970L’Amarante 1747 + чертежи
01.01.1970Album de Colbert