7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Корабельные шлюпки. Такелаж.

Теги: шлюпки, Ancre, 74 gun ship

 

Баркас Катера Такелаж Принадлежности Разное О шлюпках в целом

В этом разделе мы изучим как оснащаются такелажем шлюпки нашего 74-пушечника. Как вы уже знаете, на борту находится три* шлюпки, а такелаж их мачт и парусов заимствован у рыбацких лодок, но в целом имеет гораздо более скромные размеры. В основном на корабельных шлюпках на флоте гребут вёслами, таким образом их такелаж должен легко спускаться, занимать мало места и быть как можно легче. Нет никаких регламентов, регулирующих такелаж корабельных шлюпок, а следовательно существует масса вариантов. Я выбрал такелаж, который больше представляет практику атлантического мореходства, чем средиземноморского, так что на шлюпках нашего 74-пушечника стоят четырёхугольные паруса. Если бы я выбрал в качестве своей модели 74-пушечник, построенный в Тулоне, то мне пришлось бы показать на его шлюпках латинское вооружение (см. рис. 12), повсеместно используемое в это время в Средиземном море. Я выбрал два разных вооружения, чтобы побольше рассказать о малых судах флота.

БАРКАС

Длина его грот-мачты** составляет 2¾ ширины баркаса, а её наибольший диаметр, располагающийся на уровне банки напротив её степса, равен 1/48 длины самой мачты. Мачтовый степс представляет собой тимберс, прибитый к кильсону шлюпки***. На мачтовой банке грот-мачты стоит железный хомут. Эта мачтовая банка несколько толще и шире остальных банок. Хомут поставлен на петле и его можно открывать (см. катера, рис. 5). Фок-мачта короче примерно на 1/8 и имеет те же пропорции толщины. Её ставят аналогичным образом примерно на 1/10 длины шлюпки.

Длина джиггер-мачты равна удвоенной ширине шлюпки, а её толщина рассчитывается по той же формуле. Её ставят с внутренней стороны транца по левому борту, так как её нельзя ставить по центру, ведь она будет мешать движению румпеля. Держат её два железных зажима, а стоит она на полке, на которую опираются кормовые роульс-тимберсы. Длина бушприта равна 1.5-кратной ширине шлюпки, а толщина опять-таки рассчитывается по тому же принципу. Наибольший диаметр бушприта приходится на его шпор. Бушприт крепят железным хомутом, прибитым к стему болтами (см. катера, рис. 5), и найтовом к носовой банке.


* Капитан иногда получает в своё собственное распо-ряжение очень лёгкую шлюпку, которая зовётся гичкой. В некоторых случаях она приносит неоценимую пользу, когда кто-нибудь падает за борт, так как её необычайная лёгкость позволяет гораздо быстрее спустить её на воду, чем малый катер.


** Обычно ставится более или менее посередине (по длине) шлюпки.

*** Это миниатюрная версия степса бизань-мачты нашего 74-пушечника.





 

 
Для баркаса можно предложить целый ряд других вооружений: фок- грот- и джиггер-мачты, оснащённые шпринтовыми парусами (см. далее); фок- и грот-мачты с люгерными парусами, а джиггер-мачта со шпринтовым парусом; фок- и грот-мачты с латинскими парусами, а на джиггер-мачте опять-таки шпринтовый парус. Нет никаких непреложных правил, но для нашего 74-пушечника я выбрал люгерные паруса, которые являются обычным парусным вооружением на атлантическом побережье, где есть тенденция оснащать небольшие лодки подобным образом. Фок и грот поднимают на реях, чья длина (соответственно) равна 1.0- и 1.2-кратной ширине шлюпки. Наибольший диаметр этих реев равен 1/50 их длины, а минимальный – в 2 два раза меньше. Эти реи стоят наклонно, образуя с мачтой угол 60 – 70 градусов, а сами мачты стоят под наклоном 3 дюйма на фут (81 мм на 324 мм) в случае грот-мачты и вполовину меньше в случае фок-мачты****. Реи висят примерно на фут ниже шкива, через который проводят их фал, а сам рей подвешивают на 1/3 его длины. На топ мачты одевают железный ходовой бугель (к которому и крепят рей – см. далее), а фал крепят коренным концом к ушку, приваренному сбоку этого ходового бугеля. Оттуда его проводят через шкив в топе мачты, спускают вниз к шпору мачты и укладывают на утке. Такой вариант проводки я использовал для фок-мачты нашего баркаса.
Джиггер-мачта: Небольшая допол-нительная мачта, которую ставят прямо на корме судна, когда на судне требуется третья мачта, но нет необходимости ставить обычную бизань-мачту. Таким образом бриги, отплывающие из Сен-Мало, и барки из Нанта оснащают джиггер-мачтами. Мне следует пояснить, что этот вид мачт никогда не учитывают при классификации парусного вооружения корабля по количеству установленных мачт.
В другом варианте (показанном на грот-мачте) рей могут ставить на драйрепе, который талрепным кнопом крепят в ушке ходового бугеля, а другой конец проводят через шкив на топе мачты и ввязывают в него блок. Сам же фал, толщина которого меньше, крепят коренным концом к планширю, проводят через этот блок и укладывают на утке, тоже прибитой к планширю. Драйреп с фалом всегда ставятся на наветренной стороне и служат в качестве штага. Сам рей крепят к ходовому бугелю при помощи верёвочного кольца, которое клетнюют по всей длине. Раскрой у парусов крайне простой, так как он определяется длиной их реев (минус небольшая длина их ноков) и высотой, на которую их поднимают. По высоте парус делают таковым, чтобы он доходил до планширя, переднюю шкаторину делают параллельно мачте. Задняя шкаторина у фока зависит от расположения грот-мачты, а у грота от расположения кормовых сидений. Шкотовый угол должен доходить до их передней кромки или максимум до середины.

Галсовые углы на обоих парусах оттягивают вниз линем, который крепят к планширю баркаса, а паруса держат посредством шкотов, прикреплённых к шкотовому углу. Шкот заводят двойным, проводя концы на каждом борту через блоки или неподвижные блоки, прикреплённые или установленные в планшире немного позади. При бейдевинде для растягивания наветренной шкаторины могут использовать выстрел, работающий наподобие булиня. Для уборки паруса используют двойной нок-гордень, оба конца которого идут по обеим сторонам паруса. Их крепят примерно на середине задней шкаторины, а встречаются они у верхнегалсового угла, где их сплесняют со вторым линем. Этот линь проводят через коуш, принайтованный к ноку рея. Когда за него тянут, отпуская при этом шкот, парус поднимается к мачте и рею.

Эти паруса, да и вообще все шлюпочные паруса, шьют тем же способом, который был уже ранее описан. Для пошива используют парусину ‘mélis simple’ самого лёгкого типа, а ширина каждого полотнища составляет 29 дюймов (786 мм). Ещё я забыл упомянуть, что вся парусина предназначенная для королевских служб должна иметь по синей маркировочной каболке, которую вплетают в нить основы, а располагается эта маркировка на расстоянии 1 – 1¼ дюйма (27 – 34 мм) от каждого края. Ширина швов равна одному дюйму. К углам парусов могут пришивать нашивки.
Люгерные паруса: На люгерах и шас-маре стояли реи, поднимаемые не за середину, а на трети своей длины. Оба этих типа судов типичные представители побережья Бретани. Но самые большие отплывают из Ньюфаундленда на ловлю трески и мойвы.

**** Никаких правил по степени наклона мачт нет. Их могут наклонить сильнее или вообще поставить вертикально.


Ходовой  бугель: аналогичен кливер-рингу, как по функции, так и по используемому Ж. Будрио термину [А. Баитов].
Иногда на фоке и гроте есть один или два риф-банта, пришитые на нижней части паруса параллельно нижней шкаторине. Иногда вместо грота к рею привязывают штормовой грот, длина верхней шкаторины которого составляет лишь 2/3 длины обычного грота-рея. И поднимают его не так высоко, потому что высота у сего паруса значительно меньше. Но главное отличие этого паруса плохой погоды заключается в том, что его нижний галсовый угол крепят у шпора грот-мачты. Штормовой грот показан пунктиром на рисунке 324. На самом деле основной недостаток люгерных парусов заключается в том, что рей нужно каждый раз переносить когда шлюпка поворачивает оверштаг, иначе передняя часть паруса ложится на мачту. В случае штормового грота, его площадь достаточно мала, чтобы избежать этого недостатка.
Штормовой грот: Он отличается от обычного грота тем, что по сути является «standing lugsail», а не «dipping lugsail», то есть рей не нужно опускать при смене галса.
Когда судно с люгерными парусами получает задний ход, то есть когда по какой-либо причине (обычно неожиданной) ветер ударяет в переднюю сторону паруса, парус прижимает к мачте, причём зачастую со значительной силой, и судну может грозить большая опасность. Но в случае штормового грота обстенится лишь небольшая часть парусины, что не представляет какой-либо опасности. Это большое достоинство этого небольшого паруса, который используется в плохую погоду. Меня как-то унесло в сторону, но я хотел вам показать, что такелаж небольших лодок является для меня очень интересной темой. Тем не менее, следует вспомнить, что корабельные шлюпки предназначены главным образом для гребли вёслами, а следовательно у них довольно скромная площадь парусов по сравнению с теми же шас-маре, у которых длина грот-мачты может равняться аж 4-кратной наибольшей ширине судна (вместо 2.75). Конечно, это крайний пример, относящийся к шас-маре из Сен-Жакю-де-ла-Мер, которые отличаются огромным количеством несомой парусины. Остальной рангоут у них тоже пропорционально длиннее.

Но давайте вернёмся к мачтам нашего баркаса. И на фок-мачте и на грот-мачте стоит по одной паре вант. Ванту складывают пополам, заводя шлагом за топ мачты под клотиком, а концы проводят на разные борта. На нижний конец ванты ставят одношкивный блок. В случае фок-мачты через этот блок проводят трос, который одним концом заводят гаком за планширь, а второй конец укладывают на утке.
Chasse-marée: дословно с французского – «охотники за приливами». Это были очень быстрые суда, которые использовались для доставки рыбы на рынок с более медленных рыбацких лодок. Иногда их использовали, причём с большим успехом, в качестве канонерок, для перевозки контрабанды и даже в качестве каперов.
В другом варианте (который я использовал для грот-мачты) через блок ванты проводят мантыль, который обтягивают небольшими талями, поставленными на одношкивном и двушкивном блоках.

Штаги крепят под мачтовыми клотиками. Фока-штаг заодно служит кливер-фалом (смотрите далее), а грота-штаг крепят у шпора фок-мачты. В другом варианте, его могут вести вперёд до топа фок-мачты, проводить через блок принайтованный под клотиком и спускать вниз к шпору мачты, но такой способ установки не обеспечивает достаточно надёжного крепления.

Теперь давайте взглянем на кливер, который оснащают фалом, галсом и шкотом. Эти снасти проводят через шкивы или небольшие блоки у топа фок-мачты, нока бушприта и планширя соответственно.

И наконец, примемся за джиггер-мачту, на которой стоит шпринтовый парус. У этого паруса более или менее прямоугольная форма, а к мачте его крепят слаблинем или он скользит по ней при помощи деревянных обручей, так называемых сегарсов. Верхний задний, так называемый нок-бензельный, угол этого паруса растягивается при помощи своего рода рея, стоящего под углом 40-50 градусов. Этот выстрел называется шпринтовом, а его шпор упирается в пятку мачты и крепится там кренгельс-стропом. Нок шпринтова держит трос, который крепят под клотиком шпринтова, проводят через шкив на топе мачты и укладывают у шпора мачты. Очевидно, что этот трос действует как своего рода гитов, позволяя подтянуть шпринтов вместе с парусом к мачте. Расположение джиггер-мачты прямо на корме приводит к необходимости использовать гик, похожий на бушприт. Шкот проводят через шкив или небольшой блок, поставленный на ноке этого гика, и укладывают на утке, стоящей на транце. Обратите внимание на то, что гик стоит по левому борту от джиггер-мачты и фактически проходит через отверстие в транце, а внутри его крепят железным хомутом и найтовом.

Все объяснения, приведённые выше для шпринтового паруса, поднимаемого на джиггер-мачте баркаса, равным образом пригодны и для шпринтовых парусов, являющихся основой парусного вооружения двух других шлюпок.
Шпринтовый парус: косой парус, растягиваемый при помощи шпринтова (см. далее).


Вооружение барказа

Рис. 6
Парусное вооружение баркаса.


Пунктиром показаны размеры штормового грота. На топе фок-мачты стоит флюгер, а на топе грот-мачты – флагшток. Показаны два разных способа установки вант, один на фок-мачте, а другой на грот-мачте. Пунктиром показан другой вариант постановки грота-штага.




 



Фок барказа


Рис. 7
Фок-мачта баркаса крупным планом.






Грот барказа

Рис. 8
Грот-мачта баркаса крупным планом.


Пунктиром показаны размеры штормового грота.








Рис. 9
Джиггер-мачта баркаса крупным планом.







БОЛЬШОЙ КАТЕР

Большие катера чаще всего оснащают шпринтовым вооружением*, но иногда их могут оснащать вооружением гуари. В этом последнем случае вместо того чтобы ставить рей под наклоном, его располагают вертикально, и служит он для увеличения высоты мачты, к которой крепят его двумя железными бугелями, внутри которых он может спокойно ходить. Размеры этого выстрела, который на французском называется «balestron», такие же как у шпринтова, а степень «нахлёста» на мачту такова, что сей выстрел выступает над мачтой на 2/3 её длины. Треугольный парус привязывают к  этому выстрелу при помощи слаблиней. Однако, я не стал использовать этот вариант вооружения, а решил взять вместо него для обеих мачт гораздо более часто встречающееся шпринтовое вооружение, дополнив его кливером, хотя он то никоим образом не используется повсеместно**. Данные мачты имеют те же приведённые для мачт баркаса пропорции, основанные на максимальной ширине шлюпки.


* Люгерное вооружение тоже часто встречается.

** Иногда кливер уравно-вешивают джиггер-мачтой, хотя для небольших корабельных лодок такой вариант необычен.
Кливер и его бушприт ставят точно так же, как на баркасе. В топе фок-мачты, которую ставят так же, как и на баркасе, имеется три небольших шкива, которые подкрепляют соответствующим образом. Через нижний из этих шкивов проходит кливер-фал.

Фок имеет почти прямоугольную форму и шьётся как обычный парус. Фал крепят к верхнегалсовому углу и проводят через средний шкив, после чего укладывают на утку или просто обносят вокруг банки. Сам парус крепят к мачте слаблинем или деревянными обручами, а галс ставят несколькими шлагами вокруг шпора мачты. Нок-бензельный угол паруса растягивают при помощи шпринтова, шпор которого крепят к мачте посредством кренгельс-стропа. Нок-бензельный угол найтовят к ноку шпринтова под клотиком, а сам шпринтов отопят дирик-фалом, который проводят через верхний шкив в топе мачты и укладывают у её шпора. В шкотовый угол ставят или одинарный или двойной шкот.


Верхнегалсовый угол: Верхний передний угол четырёх-угольного паруса.
Как я уже объяснял, дирик-фал работает ещё и как гитов, так как при его выборке шпринтов и парус подтягиваются к мачте. Небольшой выстрел служит в качестве гика для растягивания шкотового угла, а при курсе бейдевинд им оттягивают заднюю шкаторину под ветер, так что в данном случае он работает в роли булиня. На мачту ставят по одной ванте с каждой стороны так же, как и на баркасе, хотя иногда ванты вообще не устанавливают. Грот-мачту оснащают точно так же, как и фок-мачту, за исключением того, что в её топе стоит лишь два шкива, вместо которых иногда могут ставить небольшие блоки. Иногда нок шпринтова могут крепить двумя брасами. Грот-мачта так же оснащается флагштоком для вымпела командующего, который крепят при помощи небольшого железного эзельгофта и найтова, а флюгер ставят на клотике грот-мачты или фок-мачты. На корме устанавливают кормовой флагшток.

Как и в случае баркаса, шлюпки меньшего размера тоже оснащаются стойками для укладки рангоута при гребле вёслами и для растягивания тента. Тент, который ставят над кормовыми сидениями для офицеров, тоже имеет аналогичную форму, но гораздо изысканнее, так как оснащён боковыми занавесками. Он показан на рисунке 16.




 



Рис. 10
Большой катер.

Флюгер следовало бы показать на топе фок-мачты, так как в этом месте ему мешает флагшток.





МАЛЫЙ КАТЕР

Что касается такелажа, то тут малый катер во всех отношениях идентичен большому.

Я решил воспользоваться возможностью, чтобы рассказать о различных снастях, используемых на шлюпках. Вне зависимости от типа снасти, ванта это, шкот или галс, все они имеют одинаковый диаметр, который составляет 13, 11 и 10 мм для баркаса, большого катера и малого катера соответственно. Размер грота-штага баркаса равен половине размера других его снастей.

Диаметр перлиней, используемых для постановки на якорь, чуть больше удвоенного размера снастей шлюпки.

В днище шлюпок имеется дренажное отверстие, располагающееся в небольшом льяле, находящемся позади самой задней гребной банки. Вода течёт под флортимберсами через небольшие лимбербордовые каналы и собирается в этом льяле, откуда её вычёрпывают при помощи шлюпочного черпака, если находятся в этот момент на воде. Если же шлюпка поднята и висит над водой, то для слива воды нужно всего лишь вытащить пробку из дренажного отверстия. И ещё нужно не забыть убедиться, что пробка вытащена при укладке шлюпки на кильблоки, иначе она может набрать воды от брызг.

И ещё раз повторюсь, что на самом деле флюгер следовало бы показать на топе фок-мачты, как на рисунке 6.




Рис. 11
Малый катер.

Флюгер следовало бы показать на топе фок-мачты, так как в этом месте ему мешает флагшток.
 




Пример шлюпки с латинским вооружением

Рис. 12
Корабельная шлюпка с латинским вооружением.





Обсуждение статьи на форуме

 

Баркас Катера Такелаж Принадлежности Разное О шлюпках в целом

Перевод книги J.Boudriot 'Le vaisseau de 74 canons'.

Информация по полному переводу приведена тут

© www.shipmodeling.ru, 2014

©  Андрей Баитов


Статьи на тему:
22.10.2013Отрывок из книги 74-х пушечный корабль, том 1: крепёж и конопачение
26.06.0005Корабельные шлюпки
01.01.1970The 74 gun ship. Том 4. Команда. Управление кораблем.
01.01.1970Les Vaisseaux de 50 et 64 canons (fr) + чертежи
01.01.1970Le Cygne 1806-1808 + чертежи
01.01.1970La Jacinthe Schooner, 1825 + чертежи
01.01.1970Navires fluviaux 1472-1910
01.01.1970La Venus, 1782 + чертежи
01.01.1970L’Amarante 1747 + чертежи
01.01.1970Album de Colbert