Паруса. Часть 2
Теги: паруса
Содержание.
ОФОРМЛЕНИЕ ПАРУСОВ
Материал отредактирован и предоставлен
Александром Бойцовым
mailto:boyetz@inbox.ru
Буду очень признателен за ЛЮБУЮ
Предоставленную информацию по
Шняве <Мункер> Заложена в 1703г.
Спущена на воду 24.09.1704г.,
Строители : Петр Михайлов, Иван Немцов
ГРОТ
Четырехугольный парус из парусины №1(№2) подвязывали на грота- рее. Ширина грота должна была быть на 18 дюймов внутрь от нок клампов, а по высоте он не должен был мешать шлюпкам ,находившимся на резервных стеньгах на шкафуте.
Шкаторины. На английских судах внешние полотнища боковых шкаторин были скошены кверху. Верхняя шкаторина была прямая, нижняя- изогнутая. На английских торговых судах скос был 2 дюйма на полотнище, что приводило к значительному закруглению нижней шкаторины. На английских военных судах полотнища в районе гордень- нашивок были прямыми. Изгиб нижней шкаторины начинался после двух полотнищ вне внутренних гордень- нашивок со скосом 1 дюйм на полотнище, при этом на каждом втором полотнище скос увеличивался на дюйм, так что на полотнищах в шкотовых углах скос составлял 5-6 дюймов.
Риф- банты. Для судов с количеством пушек менее 38 было два риф- банта.
Нашивки. На английских судах боковые шкаторины были обшиты нашивками шириной в полотнище; нижние обшивались только на континентальных судах. На английских военных судах были четыре гордень- нашивки и средний бант, на торговых судах средний бант использовался редко (только тогда, когда парус на половину был изношен). Гордень- нашивки изготавливали длиной 1\4 высоты паруса. Все нашивки располагали на передней стороне паруса. Их пришивали к боковой шкаторине под прямым углом и использовали для булинь- и риф- тали- кренгельсов.
Ликтрос. По толщине измеряемой по окружности, различали ликтрос боковых, нижних и верхних шкаторин. Толщина ликтроса верхней шкаторины составляла около 40% толщины ликтроса боковой шкаторины. На судах с 20-ю пушками, толщину ликтроса уменьшали до 4 дюймов и соответственно 1,5 дюйма по верхней шкаторине.
Кренгельсы. Риф- кренгельсы ставили на каждом риф- банте, три булинь- кренгельса на равном расстоянии под ними, один гордень- кренгельс- на каждую нашивку на английских судах.
ФОК
В общем случае этот парус выполняли как грот и подвязывали на фока- рее. Его высота определялась проводкой грота- штага. Парус должен был свисать как раз до грота- штага.
Шкаторины. На английских военных судах примерно до 1790 г. Фок был прямоугольным у верхней боковой шкаторины, позднее уменьшен внизу на полотнище. Часто паруса торговых судов внизу суживали до двух полотнищ. Закругление изгиба нижней шкаторины на английских судах начиналось на двух полотнищах внутри внешних гордень- нашивок, причем каждое полотнище имело скос в 5-6 дюймов.
Ликтрос. Суда первого ранга имели ликтрос толщиной 5,5 дюймов и, соответственно, 2.25 дюйма. Суда 6 -ого ранга- 3,5 дюйма и 1,5 дюйма.
Кренгельсы. Были такие же как и на гроте, но только два булинь- кренгельса. (Лист. Рис.162)
БИЗАНЬ
Четырехугольный парус из парусины №2(№3), крепился на бизань- рю или гафеле. На английских судах не урезанная рю- бизань была четырехугольной-<сети>- парусом- латинским парусом с наветренной шкаториной. Ширина бизани начиналась с 9 дюймов внутри внешних рю- или гафель- клампов до мачты, или соответственно, не доходя 9 дюймов внутри нижнего рю- клампа. По высоте нижняя шкаторина должна была висеть над палубой в 6-7 футах.
Шкаторины. Задняя шкаторина прямая. Мачтовая шкаторина на английских военных судах часто заужена кверху на ширину полотнища, в торговом флоте -иногда на два полотнища. Верхняя шкаторина имела скос 16-22 дюйма на полотнище; нижняя на английских судах слегка закруглена, причем оба средних полотнища прямоугольные, а в обе стороны каждое полотнище имело скос 1 дюйм.
Риф- бант. Ширина риф- банта-6-8 дюймов, нашивали на 1\5 высоты мачтовой шкаторины, считая снизу. При рю- бизани (полной длины) риф- бант был такой же ширины, но начинался от верхнего галсового угла и заканчивался на задней шкаторине на 1\3 ее высоты, считая сверху.
Нашивки. По задней шкаторине на 5 ярдов от шкотового угла вверх. Нок- бензельная и верхнее- галсовая нашивка длиной в 1 ярд и иногда по полной длине мачтовой или по наветренной шкаторинам.
Кренгельсы. На обеих концах риф- банта, затем по задней шкаторине на высоте в 5 ярдов над шкотовым углом ставили один кренгельс и между ним и нок- бензельным углом на равном расстоянии друг от друга еще два для горденей. При не урезанных рю -бизанях могли ставить от 2 до 4 кренгельсов по нижней шкаторине для ножных горденей. По мачтовой шкаторине, кроме того, иногда на расстоянии в 3\4 ярда(27 дюймов) ставили кренгельсы для крепления паруса к мачте, другие паруса имели отверстия в нашивке по мачтовой шкаторине, поставленные на равном расстоянии друг от друга.
ГРОТ - МАРСЕЛЬ
Четырехугольный парус из парусины №2(№3) несли на грот- марса -рее. Вверху ширину грот- марселя определяли, отступая на 18 дюймов внутрь от нок- клампов, а внизу- по длине верхней шкаторины грота плюс 1-2 полотнища. Высота должна была быть такой чтобы при поднятом до чиксов стеньги рее шкотовые углы паруса доходили до грота рея.
Шкаторины. Боковые шкаторины скошенные, верхняя- прямая, нижняя на английских военных судах прямая, а на торговых круглая. Для этого с внешней стороны на 1\3 части нижней шкаторины полотнища скашивали на 2-4 дюйма.
Риф- банты. Приблизительно до 1710 г. Было два риф- банта, от 1710 до 1790 г.- три, удаленных друг от друга на 1\8 высоты паруса.
Нашивки. На английских военных судах нашивки располагали по боковым шкаторинам; внизу шириной в 1,5 полотнища(36 дюймов), внизу 1\2 полотнища(12 дюймов). На торговых судах нижние нашивки были шириной 15 дюймов, верхние 9 дюймов. На континентальных судах в начале века боковые нашивки 3-4 полотнища пришивали не к боковой шкаторине , а вертикально на полотнища в виде ступенчатой нашивки. В более поздний период обшивали только треугольник внешних полотнищ. Верхняя шкаторина на ширину около 10-12 дюймов была загнута назад и пришита без нашивок. Кромка нижней шкаторины составляла около 6 дюймов, а на континентальных судах нашивка по нижней шкаторине была шириной 24 дюйма. На английских судах применяли и другие нашивки- средний бант, и на передней стороне паруса -две гордень- нашивки, которые проводили под средний бант. На торговых судах средний бант часто не использовали и нашивки горденей были на 1\2 ярда короче, чем стоплат. Положение среднего банта зависело от числа риф- бантов, так как он должен был проходить посредине между нижним риф- бантом и нижней шкаториной. Стоплат и мачтовую нашивку ставили на задней стороне паруса. Мачтовая нашивка на английских судах до 1778 года покрывала оба средних полотнища вплоть до высоты среднего банта, позднее до нижнего риф- банта. Стоплаты выполняли из парусины №6 или №7, и на английских военных судах они закрывали среднюю 1\5 часть паруса от нижней шкаторины до среднего банта. На торговых судах гордень- нашивки и стоплат покрывали 1\3 нижней части паруса. В торговом флоте часто выступали против мачтовых нашивок и стоплатов, так как они собирали дождевую воду, в результате чего парус быстро приходил в негодность.
Кренгельсы. При необходимости кренгельсы ставили на концах риф- бантов, затем четыре булинь- кренгельса располагали на нижней половине боковой шкаторины и один риф- тали- кренгельс между нижним риф- бантом и верхним булинь- кренгельсом. В то время на английских судах на каждой гордень- нашивке имелся гренгельс.
Ликтрос. На судах первого ранга использовался ликтрос толщиной 5,3\4 дюйма для нижней шкаторины, 5 дюймов для боковых, 2,5 дюйма для ревой шкаторины. На судах шестого ранга- 3,3\4 дюйма,3 дюйма,1,5 дюйма. Ликтрос верхней шкаторины по всей длине был оклетневан и пришит к парусине через марлинь -отверстия. Ликтрос в шкотовых углах, на 3 фута в каждом направлении и по нижней шкаторине между гордень- кренгельсами вплоть до 3 футов вне их, был оклетневан. Шкотовые углы при этом так же были прошиты через марлинь -отверстия. (Лист. Рис.164,165)
ФОР- МАРСЕЛЬ
Размеры паруса, шкаторины, риф- банты и нашивки такие же как и у грот- марселя. Булинь- кренгельсов -три. На судах первого ранга использовались ликтросы толщиной 5,1\4 дюйма по нижней шкаторине, 4.5 по боковым и 2 дюйма по верхней. На судах 6 ранга- 3,1\4 дюйма,2,3\4 дюйма и 1,5 дюйма.(Лист. Рис.164,165)
БЛИНД
Четырехугольный парус из парусины №2(№3) висел на блинда- рее. Его ширина от 9 дюймов внутрь от нок- клампов. Все шкаторины были прямыми.
Риф- банты. Два риф- банта шириной 8 дюймов располагались крестообразно. На английских судах они начинались сверху на кромке первого или второго полотнища и заканчивались на боковых шкаторинах на 27 дюймов выше шкотового угла.
Нашивки. Отсутствовали.
Ватер- гаты. На английских судах два ватер- гата диаметром 4-6 дюймов находились на втором полотнище, считая от внешнего угла, между риф- бантом и нижней шкаториной.
Кренгельсы. Риф- кренгельсы на нижних концах риф- бантов и два гордень- кренгельса на нижней шкаторине были удалены друг от друга на 1\3 ширины паруса.
Ликтрос. На судах первого ранга использовали ликтрос толщиной 3,1\4 дюйма по нижней и боковым шкаторинам и 1,3\4 дюйма по верхней; на судах 6- ого ранга- 2 дюйма и 1,1\2 дюйма.(Лист. Рис.166)
ФОР-СТЕНЬ-СТАКСЕЛЬ
Треугольный парус из парусины №5,6(№7) несли на фор- стень- лось- штаге.
Шкаторины. Штаговая шкаторина косая. Расчет скоса: длина задней шкаторины( в ярдах?) делится на число полотнищ по нижней шкаторине. Люверсы отстоят друг от друга на 36 дюймов. Задняя шкаторина имеет удвоенную длину задней шкаторины фока- стакселя. Нижняя шкаторина со скосом 3 дюйма на полотнище. В ВМС нижняя шкаторина была прямая, а в торговом флоте закругленная. Длина на одно полотнище больше чем ярдов в задней шкаторине.
Нашивки и коуши. Как у других стакселей .
Ликтрос. На судах первого ранга использовался толщиной 3,5 дюйма по штаговой шкаторине, 1,3\4 дюйма на остальных. На судах 6 ранга- 2,5 дюйма и 1,1\4 дюйма. (Лист. Рис. 168)
Статьи на тему:
24.02.2010 | Рисуем по ткани и не только... |
11.11.2007 | Нанесение гербов и картинок на паруса |
10.07.2006 | Опять об изготовлении парусов для судомодели |
27.06.2004 | Один из способов изготовления парусов для модели |
16.06.2004 | Изготовление флагов из пластика |
17.12.2003 | Изготовление аккуратных двойных швов |
01.01.1970 | Улучшенные паруса для модели корабля Buccaneer |
01.01.1970 | Паруса для Baltimore Clipper масштаб 1:96 |
01.01.1970 | Паруса для модели Greek Bireme |
01.01.1970 | Паруса HMS Victory мастштаб 1:96 |