Паруса. Часть 4
Теги: паруса
Содержание.
ТАКЕЛАЖ ПАРУСОВ
Материал отредактирован и предоставлен
Александром Бойцовым
mailto:boyetz@inbox.ru
Буду очень признателен за ЛЮБУЮ
Предоставленную информацию по
Шняве <Мункер> Заложена в 1703г.
Спущена на воду 24.09.1704г.,
Строители : Петр Михайлов, Иван Немцов
ГРОТ
Начнем с обеспечения шкотового угла- внешней нижней части паруса, в который укреплен гитов- блок, шкот- блок и галс.
Гитов-блоки. Приблизительно до 1720 г. Этот гитов блок был простым, позднее начинают применять специализированный. Строп блока имел огон, который первым надевали на шкотовый угол- внешнюю нижнюю часть паруса. Часто строп гитов- блока имел две лапки, оканчивавшиеся очками. Лапки накладывали на шкотовый угол, и очки бензелевали друг с другом.(Лист. Рис.185,186,187)
Шкот-блоки. На шкотовый угол надевали огон шкотового блока, остропленного обычно. Иногда концы стропа шкот- блока заканчивались шкот- кнопами, особенно если парус нес бонет.(Лист. Рис.185)
Галсы, галс-блоки. В огон шкотового угла проводили галс- толстый конец, оканчивавшийся двойным фалрепным кнопом или шкот- кнопом.(Лист. Рис.185,188)
Гитовы. Коренной конец гитова на английских судах крепили удавкой на задней стороне рея. Примерно на 1\3 его длины, считая от середины к ноку, проводили через гитов- блок в шкотовом углу и через второй гитов- блок уже на рее, немного дальше(внутрь) места крепления коренного конца. В течении всего века блок был с <плечиками>, однако в английском ВМФ в последнюю четверть века его заменили простым блоком. Гитов шел через направляющий блок, находившийся вблизи середины рея, и вниз на палубу, где проходил через шкив битенга, стоявшего у мачты, и крепился на его столбе. (Лист. Рис.189)
Шкот. Проходил через шкот- блок. Его коренной конец крепили на обухе в районе бизань- мачты, на высоте верхней палубы. На английских судах в начальный период ходовой конец проводили через направляющий блок вблизи обуха коренного конца и через пушечный порт внутрь судна или через шкив в борту вблизи обуха. Если коренной конец крепили в районе бизань- мачты, то шкив в борту располагали против ступеньки внешнего релинга при переходе от Галф- дека к ют- деку. Внутри борта шкот укладывали на утку.(Лист. Рис.190,191)
Галсы. Укрепленный в шкотовом углу галс, в английском такелаже примерно до 1790г. Был простым тросом. Он проходил прямо через украшенный резьбой галс- кламп в борту судна позади передних фордунов или сначала через шкив в <вертикальном галс- клампе>(деревянный брус прикрепленный к борту), а затем через отверстие без украшений в борту, находившееся рядом. Затем галс крепили на мощной утке с лапками. (Лист. Рис.192,193)
Анапуть. На задней стороне паруса, укрепленная обоими концами на гордень- кренгельсах, находилась петля анапути, прихваченная за середину тросом. Трос проходил через остропленный анапуть- блок, поставленный под четвертым блоком на рее и крепился на середине битенга, стоявшего перед мачтой. Анапути употреблялись с 1740г. И служили для того, чтобы нижнюю шкаторину паруса можно было приподнять для лучшего обзора.(Лист. Рис.194)
Гордени. Прикрепленные к кренгельсам на ликтросе гордени проводи по передней стороне паруса и, (как и гитовы), они служили для уборки(подъема) паруса. Различали бык- гордени и нок- гордени. Первые крепили к нижней, а нок- гордени к боковым шкаторинам . Обычно на английских судах было 4 бык- горденя, которые были удалены друг от друга на 1\6 длины нижней шкаторины. Малые суда обходились двумя. Эти гордени применяялись парами: каждая пара после прохождения блоков на передней стороне рея и под марсом, образовывала перед парусом петлю в которой висел <башмак- блок>. Через нижний шкив этого блока проходил фал, оба конца которого укладывали на задних релингах бака. В последней четверти века вместо <башмак- блока> использовали два простых блока остропленных друг с другом. Нок- гордени как и бык- гордени , проводили по передней стороне паруса. Большие английские суда обычно несли по 2 нок- горденя на стороне, причем нижний был закреплен на верхнем булинь- кренгельсе, а верхний на кренгельсе риф- банта. Они проходили через блоки, находившееся на передней стороне рея и удаленные от ноковых рей- клампов приблизительно на такое же расстояние, как соответствующие кренгельсы на боковой шкаторине. Так же как и бык- гордени, два нок- горденя на каждой стороне образовывали пару, в тросовой петле которой, висел <башмак- блок>. В этом случае коренной конец фала проходил через салинг и крепился на стеньге, а ходовой конец, пройдя башмак- блок и блок с длинным стропом под решеткой салинга, крепился затем на битенге. Этот метод на небольших судах применяли до 1770г., а на малых судах уже с 1720г. Применяли другой способ. Здесь нок- гордени после прохождения блоков на рее шли через двушкивные блоки под передней и задней сторонами марса и тоже оканчивались петлей, несшей <башмак- блок>. Коренной конец фала крепили на шкафутных релингах Галф- дека, а ходовой конец прежде чем уложить его на релингах, сперва проводили через палубный блок. Малые суда, которые несли только по одному бык- и нок- горденю, обычно проводили нок- гордень через внешний, бык- гордень через внутренний шкивы двойных блоков, висевших под марсом. (Лист. Рис.195,196,197,198,199,200)
Булини. Шпрюйтами булинь крепили в специально для них выполненных кренгельсах, на нижней половине боковой шкаторины. Нижний шпрюйт был ввязан в нижний кренгельс проходил коуш в булине, и в верхней части имел вплетенный коуш. Верхний шпрюйт шел от среднего кренгельса через коуш нижнего шпрюйта и крепился в верхнем кренгельсе. Сам булинь на английских судах шел к задней стороне фок- мачты, где проходил через двушкивный блок, поставленный на высоте около 5 футов. До 1733 года, булинь левого борта проходил через один из его шкивов, и крепился на правом борту бака, а булинь правого борта шел на противоположенную сторону. После 30-х годов их вели к соответствующим битенгам. Укладывали ходовой конец на рыме или на палубной утке. (Лист. Рис.201,202,203,204)
Риф- тали. В 18 веке риф- тали еще не применяли. Введение их относится к началу 19 века. На нижних парусах вместо них использовали дополнительные нок- бензели, которые свободно висели в кренгельсах риф- бантов.
ФОК
С небольшими отклонениями сказанное о гроте относится так же и к фоку.
Шкот. На английских судах его повсеместно крепили на обухе на бархоуте верхней палубы(опер- деке) в районе грот- мачты, а ходовой конец проводили через верхний шкив двойного шкив- гата, находившегося над этим обухом на высоте пушечных портов. Затем шкот укладывали на шкафуте на задней утке с лапками. Если шкив- гат отсутствовал, то на второй обух ставили блок с длинным стропом, позволявший шкоту переходить через борт вовнутрь.(Лист. Рис.205,206,207)
Галс. В Англии в начале и до середины века галс на больших судах проводили через штаг- блок(мертвый блок), находившейся в передней части регелей гальюна, и крестообразно укладывали на внешних релинговых головках. С введением боканцев в 1710 г. На судах низшего ранга, а к 1745г. на всех судах, галс проводили через блок на внешнем конце боканца, затем через штаг- блок и, не перекрещивая укладывали на соответствующей стороне. Через несколько лет после введения боканцев, штаг- блок исчез и галс непосредственно стали проводить от бака на боканце к головке релинга. Во все времена одинарный галс после соразмерной длины- около 10 ярдов(9метров), утоньшали так, что ходовой конец был вполовину тоньше, чем галс в шкотовом углу. (Лист. Рис.208 и Лист. Рис.153)
Гордени. Бык- гордени(английские)- как у грота, проходили через марса- блоки и через второй комлект блоков под задней половиной марса. Они также образовывали петлю в которой висел <башмак- блок>. Коренной конец гордень- фала крепили на заднем релинге бака, ходовой конец там же. При двойных блоках под марсом, внутренний шкив внутреннего комплекта двойных блоков оставляли свободным для проводки блинда- браса.(Лист. Рис.209)
Булини. На малых судах булини имели одинарный шпрюйт, на больших- двойные. Простые блоки были принайтовлены к бушприту с обеих сторон фор- краг- штага, от них булинь шел прямо на передние релинги бака или предварительно проходил один из штоков ватер- вулинг- блока и после шел на релинг.(Лист. Рис.210)
Анапуть, гитовы. Применялись такие же как и на гроте.
БИЗАНЬ
Шкот. Состоял из талей, простой блок которых, гаком закладывали в шкотовом углу, а двушкивный блок на погоне или на обухе у шпора флагштока. После прохода через два блока шкот укладывали на утке.(Лист. Рис.211)
Гитовы. Гитовы на задней шкаторине сверху вниз называли верхним, коренным и нижним. На английских судах верхние гитовы образовывали петлю в которой находился блок. К нему был пристроплен трос- фал гитовов, который укладывали на задней ванте последней мачты. Нижний гитов укладывали на мачте. Его так же могли крепить на релингах напротив мачты как и другие гитовы задней шкаторины. Укороченная бизань(английская) имела три гитова на задней шкаторине. Во все времена гитовы заводились сразу по обеим сторонам паруса, для чего их крепили в кренгельсах задней и нижней шкаторин. Блоки на гафеле или рю для проводки гитовов были парными и расположенные на равном расстоянии друг от друга между верхнегалсовым клампом или усами и фал- клампом. Гитовы задней шкаторины укороченной бизани укладывали в следующих местах: (англ)- верхний гитов на утке на внутренней стороне борта, коренной гитов прямо на релинге или, проведя вначале через направляющий блок, на задней ванте бизани, нижний гитов на мачте или на релинге напротив мачты.(Лист. Рис.212)
ГРОТ-МАРСЕЛЬ
Шкот. Толстым фалрепным концом шкоты грот- марселя крепили в шкотовых углах и оттуда через блок с плечом(английский тип проводки)на ноке грота- рея вели через направляющий блок, пристропленный к задней стороне рея внутри рей- клампов. Затем перед мачтой спускали вниз к битенгу, проводили через шкив- гат со шкивом в кнехте битенга и укладывали на нем.(Лист. Рис.213)
Гитовы. На английских судах коренной конец гитова был удален от нока рея на 3\4 половины длины рея, затем трос шел через гитов- блок в шкотовом углу и назад к такому же блоку на рее рядом с коренным концом с внутренней стороны, а оттуда прямо вниз на палубу через отверстие в марсе.(Лист. Рис.214)
Гордени. Бык- горденей было обычно два. До 1745г. На английских судах их проводили по передней стороне паруса от кренгельсов нижней шкаторины, через простые блоки на рее, затем через блоки на длинных стропах под салингом и вниз на палубу. Позже вместо блока с длинным стропом стали использовать внешний шкив двушкивного блока под салингом. Бык- гордени укладывали на вантах. Нок- гордени несли вплоть до конца столетия. Их крепили в верхнем кренгельсе боковой шкаторины и до 1745 года проводили через блок, пристропленный к фал- блоку, и вниз на палубу. Нок- гордени так же укладывали на вантах.(Лист. Рис.215)
Риф- тали. См. раздел <Такелаж мачт и реев>.
Булини. Булини грот- марселя- это три или четыре кренгельса. С 1705 по 1740 гг. булинь вели через направляющие блоки, расположенные на задней стороне топа мачты или эзельгофта, далее на битенг, стоявший позади фок- мачты, через шкив в его кнехте и укладывали на нем.(Лист. Рис.216)
ФОР-МАРСЕЛЬ
Этот парус такой же как и грот - марсель, за исключением небольших отклонений.
Шкоты, гитовы, гордени и риф- тали. Такие же как и у грот- марселя.
Булини. На английских судах число шпрюйтов было обычно на один меньше, чем у грота- марселя. Булини в период блинда -стеньги проводили через направляющие блоки на фор- стень - штаге, через блок на бушприте, через ватер- вулинг- блок и на бак или через трехшкивный блок позади блинда -стеньги к бушприту. При этом использовались оба внешних шкива. Средний шкив предназначался для талрепа талей фор- стень -штага. В 1730 году этот блок заменили одношкивными блоками, поставленными по обеим сторонам бушпритного эзельгофта, причем булини еще продолжали проводить через направляющие блоки на фор- стень-штаге.(Лист. Рис.217,218)
БЛИНД
Блинд был вооружен шкотами, гитовами и горденями.
Шкоты. Могли быть заведены одинарными или двойными. Одинарный шкот имел на конце стопорный кноп, которым был подвешен в огоне шкотового угла. До конца 80-х годов этот шкот проходил через нижний шкив шкив- гата бикгеда. При двойном шкоте до середины века в шкотовом углу находился особый, более округлый чем нормальный, блинда- шкот- блок, имевший в верхнем конце тарелкообразное утолщение. Через это утолщение проходил длинный строп, охватывавший блок. На конце стропа был стопорный кноп, заводимый в огон шкотового угла. Коренной конец до 1745 года крепили над грота- галс- клампом или на рыме в передней части фока- русленя. (Лист. Рис.219,220)
Гитовы. Их тоже несли одинарными или двойными. Одинарные простые гитовы подвязывали в шкотовом углу, а двойные коренным концом крепили на 1\3 от середины рея, проводили через гитов- блок в шкотовом углу и затем, как простые, через гитов блок на рее, поставленный немного внутрь крепления коренного конца.(Лист. Рис.221)
Гордени. Имелось два бык- горденя, которые от нижней шкаторины шли вверх, проходили через два коуша или маленьких блока, поставленных на рее в трех футах от его середины, и после ватер- вулинг- блока, их укладывали на передних релингах. Малые суда имели только один гордень, который к нижней шкаторине крепили шпрюйтами и далее вели на бак.(Лист. Рис.222,223)
ГРОТА-СТАКСЕЛЬ
Обычно грота-стаксель несли на бригах и подобно им вооруженным судах. К лееру грота- штага его крепили кренгельсами, подвязанными к штаговой шкаторине паруса. (Лист. Рис.224,225)
Галсовый угол. Был принайтовлен к штаг- блоку штага.
Фал. Был двойным. До 1745 года его коренной конец крепили на обухе под лонга-салингом с левого борта, позднее на топе грот- мачты. Фал проходил через блок в фаловом углу паруса, через направляющий коуш на штаге и через блок на Лонга- салинге с правого борта вниз. В конце фала был ввязан блок с горденем. Коренной конец горденя крепили в рыме на палубе. Лопарь же проводили через палубный блок на втором рыме и укладывали на мачтовом битенге.
Нирал. Подвязанный в огоне фалового угла нирал проходил через ряд кренгельсов или направляющих клотов, прибензелеванных к штаговой шкаторине, затем к блоку на найтове штага и укладывался на баке.
Леер. В период блинда- стеньги парус несли на штаг- леере, который был подвязан на 2\3 высоты штага и шел к бушприту несколько позади штага. Здесь парус крепили на юферсах или штаг- блоках. После введения фор- стень- лось- штага, парус начали ставить на нем.
Галс. Состоял из троса подвязанного в галсовом углу паруса и закрепленного на юферсах штага или леера. Если штаг шел через виолину, то галс крепили на штаге или на бушприте.
Фал. В большинстве случаев фал был двойным, с блоком в фаловом углу паруса. Выше леера к штагу был подвешен другой блок, на который крепили коренной конец фала. Пройдя через блоки, фал шел вниз на палубу. В 30-е годы вместо штаг- блока на топ мачты стали ставить блок с длинным шкентелем, висевшем на левом борту ниже салинга. Коренной конец фала крепили на штаг- краге с правого борта. Малые суда в это время несли простой фал.(Лист. Рис.226,227,228)
Нирал. От фалового угла нирал шел через направляющий клот на штаговой шкаторине или через кренгельсы к блоку в галсовом углу и оттуда на бак.
Шкот. Два шкентеля с вплесненными блоками были закреплены в шкотовом углу. Коренной конец лопаря шкота шел к рыму на передней стороне кран- балки или к головке релинга вблизи нее, а ходовой конец прямо или сначала через направляющий блок на баке На кофель- нагель на релинге.
КЛИВЕР
В первые 20 лет кливер несли летучим, т.е. только на фале, галсе и шкотах. В остальное время его ставили на кливер- леере.(Лист. Рис.229,230,231)
Фал. У летучего кливера он шел от топа фор- стеньги. Проходил через блок в фаловом углу кливера, следующий на топе стеньги с правого борта, и затем спускался на палубу. Другой, употреблявшийся в это время метод- оба конца фала пропускать через блоки с двух сторон топа стеньги и укладывать их на палубу. С 1720 года к стень- эзельгофту с правого борта крепили блок, а коренной конец фала крепили на топе стеньги, на левом борту. Малые суда часто несли простой фал, который от фалового угла шел через блок на эзельгофте и на палубу.
Нирал. Его применяли в том случае, когда кливер не был летучим. Нирал был вплеснен в фаловый угол, проходил через два направляющих клота на штаговой шкаторине, через блок в галсовом углу или ракс- бугеле кливера и через ватер- вулинг- блок или прямо на бак.
Галсовый угол. Если применялся ракс- бугель кливера, то галсовый угол крепили к нему. А не к утлегарю.
Шкоты. Были подобны шкотам фор- стакселя и укладывались рядом сними на внутренней стороне борта. Иногда коренной конец крепили на рыме бака, а ходовой конец через направляющий блок или отверстие в передней стойки релинга шел на бак и там на стороне укладывался.
Статьи на тему:
24.02.2010 | Рисуем по ткани и не только... |
11.11.2007 | Нанесение гербов и картинок на паруса |
10.07.2006 | Опять об изготовлении парусов для судомодели |
27.06.2004 | Один из способов изготовления парусов для модели |
16.06.2004 | Изготовление флагов из пластика |
17.12.2003 | Изготовление аккуратных двойных швов |
01.01.1970 | Паруса для модели Greek Bireme |
01.01.1970 | Набор парусов для канонерского йола |
01.01.1970 | Паруса для модели HMS Mercury масштаб 1:96 |
01.01.1970 | Улучшенные паруса для модели корабля Albatros |