+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Корабельные шлюпки. Принадлежности.

Теги: шлюпки, Ancre, 74 gun ship

 Баркас Катера Такелаж Принадлежности Разное О шлюпках в целом

Закончив описание такелажа баркаса, давайте теперь рассмотрим ряд вещей, которыми его оснащают. Когда на шлюпке гребут вёслами, мачты и паруса нужно спускать вниз, и их найтовят к банкам по бокам. Иногда вместо этого их предпочитают укладывать на стойки, располагающиеся в 3 – 4 футах (97 – 130 см) над банками. Эти стойки делают из железа, а иногда из дерева, и их верхняя часть раздваивается, образуя вилку. На шлюпке их две штуки. Одну стойку ставят в середину носовой банки, а вторую в середину самой задней банки (перед кормовыми сидениями).

Ещё есть деревянные стойки, предназначенные для постановки поручня, если в том есть нужда*. Эти стойки могут использоваться даже для создания своего рода фальшборта над планширем для защиты от мушкетных пуль. Ещё есть четыре обитых железными обручами столба для установки стоек фальконетов, когда ими вооружают шлюпку. К топу грот-мачты при помощи железных хомутов крепят флагшток, на котором обычно реет вымпел командующего. Если джиггер-мачту не ставят, то её место занимает кормовой флагшток, а на носу иногда ставят гюйс-шток. На топе фок-мачты или грот-мачты ставят флюгер. Чтобы дать какую-то защиту от погоды, иногда могут ставить навес или тент, растягивая его на стойках, предназначенных для укладки мачт и реев, которые дополняются деревянными шестами, которые ставят вдоль и поперёк.  Кормовые сидения защищают небольшим навесом, который ставят на деревянных стойках и поперечинах.

Ещё на борту шлюпки есть сходня для погрузки и выгрузки. Её обычно кладут посередине вдоль банок. Ширина сходни равна одному футу (32.5 см), а длина составляет самое большее 2/3 длины самого баркаса. Сходня состоит из двух или трёх узких досок, соединённых друг с другом идущими поперёк рейками, образующими ступеньки.

Шлюпки оснащают не якорями в точном смысле этого слова, а шлюпочными дреками (см. рис. 13). Что касается вёсел, то посмотрите пожалуйста на рисунок 326, располагающийся ниже. В конце этой главы приведён список шлюпочных принадлежностей, к которому я добавил несколько примечаний. Всё это немного расширит объяснения, приведённые выше.


* Например при перевозке войск, когда люди стоят, а шлюпку буксируют.




 

 

 





Шлюпочная кошка

Рис. 13
Шлюпочный дрек.


Я нарисовал дрек с четырьмя рогами с лапами и способ крепления к нему перлиня.


 




Шлюпочные весла

Рис. 14
Вёсла корабельных шлюпок.

Эти вёсла делают из бука, ясеня или ели. Так как они предназначены для гребли двумя гребцами на банке, то их длина равна 1.5-кратной максимальной ширины шлюпки. Такие вёсла называют вальковыми. Примерно треть их длины занимает валёк**. Вальком называют ту часть, что находится внутри шлюпки. Обычно валёк делают квадратного сечения, чтобы получить противовес. На его конце находится рукоять круглого сечения, за которую руками берётся гребец. Та часть, что опускается вводу называется лопастью, а между лопастью и уключиной находится веретено. Толщина весла у уключины равна 1/48 полной его длины, ширина лопасти – 1/36 той же длины, а толщина одному дюйму. Сама лопасть представляет собой 1/5 общей длины весла. Вёсла упирают в точку опоры, представленную уключиной. Таким образом впереди весла стоит штырь, а весло крепят посредством кренгельс-стропа. Вальковые вёсла укладывают на рыбинах лопастью вперёд.


** Очевидно, что длина валька должна быть такой, чтобы два гребца, сидящих на одной банке, не мешали друг другу. Так что она равна половине максимальной ширины шлюпки за вычетом ширины сходни.
 




 


ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НА БАРКАСЕ

Навес

Шлюпочный дрек

Грунтовы

Железные наконечники шлюпочного багра

Древки шлюпочного багра

Шлюпочные ковши

Перлини

Парусиновая крыша навеса

Парусина для украшения баркаса

Флаг или вымпел командующего

Стойки для рангоута

Роульс-тимберсы

Роульс

Различные вымпелы

Кормовой флаг в своём мешке

Кормовой флагшток

Клотик кормового флагштока

Свайка

Сходня1

Плотницкий топор

Петли2

Железные шворни3

Хомут для утлегаря

Хомут для грот-мачты

Мачтовые принадлежности

Мачты

Мачтовые клотики

Врезные замки4

Вёсла, включая запасные

Флагшток

Рулевые петли

Паруса

Клотики шпринтовов

Кормовой швартов5

Коуши

Стойки для навеса

Флюгерные клотики

Флюгера

Оси флюгеров

Флюгерные рамы

Деревянные киянки

Деревянные стойки

Деревянные уключины, включая запасные6, и лини для крепления.

Деревянные румпели

Реи


 
 

1Сходня делается съемной, и в этом случае её длина равна 2/3 длины шлюпки. К её верхней поверхности каждые 12 дюймов прибиты однодюймовые ступеньки. На одном конце на нижней стороне прорезан паз, оснащённый стропом, что позволяет крепить сходню на стеме шлюпки.

 

2Петли: две железных полосы, соединённые шарнирной осью. Они предназначены для крышек ящиков на корме, которые служат кормовыми сидениями.

 

3Эти железные шворни предназначены для фиксации каната или другого троса, когда тот кладётся на планширь.

 

4Для кормовых сидений.

 

5Этот небольшой трос также служит в качестве буксировочного. Используется для крепления кормы шлюпки на берегу, на котором бьют сильные волны. Нос шлюпки швартуют при помощи дрека.

 

6Эти деревянные штифты ставят в отверстия на планшире. Весло крепят к уключине при помощи кренгельс-стропа. Иногда вместо использования стропа ставят две уключины.



























ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НА БОЛЬШОМ И МАЛОМ КАТЕРАХ


Навес

Шлюпочный дрек

Железные наконечники шлюпочного багра

Древки шлюпочного багра

Шлюпочный ковши

Перлинь

Парусиновая крыша навеса

Парусина для украшения шлюпок

Флаг или вымпел командующего, в своём мешке.

Стойки для рангоута

Различные вымпелы

Кормовой флаг в своём мешке

Кормовой флагшток

Клотик кормового флагштока

Свайка

Сходня

Плотницкий топор

Петли

Железный эзельгофт для установки флагштока

Железный румпель7

Хомут для утлегаря

Хомут для грот-мачты

Мачтовые принадлежности

Мачты

Мачтовые клотики

Врезные замки

Вёсла, включая запасные

Вымпел в своём мешке.

Флагшток

Рулевые петли

Паруса

Шпринтовы

Клотики шпринтовов

Коуши

Кормовой тент, дополненный стойками для занавесок, кольцами и занавесками из красной саржи для адмиральских корабельных шлюпок и из зелёной саржи для всех остальных.

Тентовые стойки.

Флюгерные клотики

Флюгера

Оси флюгеров

Флюгерные рамы

Деревянные киянки

Деревянные стойки

Деревянные уключины, включая запасные, и лини для крепления.


 
 

7Для двух шлюпок меньшего размера используются железные румпели.






















































Расположение шлюпок на шкафуте 74-пушечника

Рис. 15
Шлюпки, уложенные на шкафуте 74-пушечника.




 






Шлюпочные грунтовы: Как мы с вами уже видели, баркас стоит на шлюпочных кильблоках, которые подогнаны под форму его дна. Банки с баркаса убраны, чтобы внутрь него можно было поставить большой катер, который подклинивают с каждой стороны клиньями из хвойной древесины. Малый катер ставят внутри большого аналогичным образом, за исключением того, что банки на большом катере не снимают.

Очевидно, что эти шлюпки должны быть закреплены, чтобы не двигаться при качке корабля, а следовательно нужны шлюпочные найтовы, так называемые грунтовы. В связные пояса палубного настила опер-дека вбивают по три рым-болта с каждой стороны, по одному напротив кильблоков и посередине между ними.

Грунтов представляет собой толстый трос с гаком на одном конце и коушем на другом (вместо коуша может стоять юферс). Грунтовы правого борта заводят гаками за соответствующие рым-болты, проводят под баркасом и ставят крест накрест над планширем малого катера по левому борту. Грунтовы левого борта тоже проводят под баркасом и над планширем правого борта малого катера. Таким образом коуши грунтовов стоят друг напротив друга и их можно соединить найтовом. Далее эти найтовы обтягивают при помощи поперечных шлагов. Если используются юферсы, то их обтягивают талрепами как обычно.

В другом варианте крепления шлюпок к одному из рым-болтов привязывают линь, который затем проводят над шлюпками к соответствующему рым-болту на другой стороне, возвращают через первый рым-болт и повторяют. После обтяжки всех шлагов на каждой стороне ставят по найтову. Ту же операцию повторяют и для двух оставшихся пар рым-болтов.


 




 

 





Расположение шлюпок на шкафуте 74-пушечника

Рис. 16
Шлюпки.

1. Шлюпка с навесом. Рулевой стоит позади навеса.

2. Малый катер, перевозящий моряков (один из них держит волынку, а другой рупор).

3. Малый катер. Обратите внимание на позу гребцов.  которые одной ногой стоят на банке. Это английский катер, что можно заметить по его обшивке внакрой, ведь французские гребные шлюпки всегда обшивать вгладь.




Обсуждение статьи на форуме

 

 Баркас Катера Такелаж Принадлежности Разное О шлюпках в целом

Перевод книги J.Boudriot 'Le vaisseau de 74 canons'.

Информация по полному переводу приведена тут

© www.shipmodeling.ru, 2014

©  Андрей Баитов


Статьи на тему:
22.10.2013Отрывок из книги 74-х пушечный корабль, том 1: крепёж и конопачение
26.06.0005Корабельные шлюпки
Мы работаем по субботам