Словарь морских терминов буква Ш
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ч | Ш | Э | Ю | Я |
Швартов - растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).
Шверт - запасной, второй по величине якорь на судне. Хранился в носовой части у грот-люка.
Швиц-сарвень-строп - строп, при помощи которого стягиваются нижние ванты под марсом, когда путенс-ванты крепятся к нижним вантам.
Шебека - небольшое трехмачтовое парусно-гребное судно с очень острым корпусом (фок- и грот-мачты несли латинские паруса, бизань-мачта - косые); использовалось в средние века на Средиземном море для посыльной службы и перевозки грузов; 2) русский парусно-гребной трех- мачтовый корабль второй половины XVIII в., имел до 20 пар весел и от 30 до 50 пушек малого калибра.
Шитик - небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или прутьями можжевельника и ели. Длина 10 м, ширина до 4 м.
Шканцы - самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана.
Шкаторина - кромка паруса, обшитая ликтросом.
Шкафут - (от голл. "schavot" - стеллаж) - широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов парусного судна. Служили для прохода с бака на квартердек или шканцы.
Шкентель - короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.
Шкентель с мусингами - растительный трос, на котором через каждые 30-40 сантиметров сделаны кнопы. Служит вместо трапов, например для спуска в шлюпку, стоящую под выстрелом.
Шкентросы - короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвеской койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.
Шкимушгар - однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок. Применяется для клетневания.
Шкипер - (голл. - schipper) - содержатель корабельного имущества и материального снабжения военного корабля, капитан коммерческого парусного судна.
Шкот - снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.
Шкун - якорная подушка; металлический лист на борту, в который упираются рога якоря, когда он закреплён у борта.
Шлаг - петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.
Шлагов - железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.
Шлюп - судно с одной мачтой с косыми парусами (гротом и фоком). Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно.
Шлюпбалки - стальные либо деревянные балки с талями, укреплёнными у бортов судна; служат для спуска шлюпок на воду и их подъёма.
Шмак - двухмачтовое грузовое судно первой поло вины XVIII в.. Использовались на Балтийском и Каспийском морях.
Шнека - (шняка) - плоскодонное беспалубное поморско-новгородское парусно-гребное рыболовецкое судно, имевшее одну-две мачты с прямыми парусами; поднимало более 2 т груза.
Шнява - небольшое двухмачтовое с прямыми парусами судно XVII-XVIII в. похожее на шхуну. Водоизмещение до 150 т, вооружение 14-18 пушек малого калибра. Экипаж до 80 человек. Предназначалось для разведочной и посыльной служб.
Шпангоут - ребро судового остова (поперечный элемент конструкции корпуса).
Шпация - промежуток между шпангоутами.
Шпигаты - отверстия для стока воды.
Шпиль - большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря (якорный шпиль), выбирания швартовных концов, подъёма реев, подъёма и спуска шлюпок.
Шпор мачты - нижняя оконечность мачты, которую крепили в специальном гнезде - степсе.
Шпринг - трос, заведенный в скобу станового якоря для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии.
Шпрюйты - группа тросов, предназначенных для распределения силы натяжения на несколько точек. Для этого их равномерно распределяли по шкаторине паруса, а в дальнейшем соединяли в один трос.
Шпунт киля - длинные выемки вдоль боковых сторон киля. В шпунты заходит первый ряд досок наружной обшивки.
Штаг-карнак - крепкий трос, служивший для погрузки различных товаров или грузов в грота-люк и применявшийся на торговых судах вместо сей-талей.
Штаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие в продольном направлении вертикальные рангоутные деревья - мачты, стеньги и пр.
Штевень - прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.
Штерт - короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.
Штормтрап - веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъема на корабль.
Штуртрос - трос, основанный между штурвалом и румпелем и проходящий через ряд неподвижных блоков. Служит для передачи усилий от штурвала к румпелю и через него к рулю.
Шхетбот - небольшое мелкосидящее парусно-гребное судно для плавания и военных действий в шхерах.
Шхуна - парусное судно, имеющее две или более мачты с косыми парусами. Может ходить круто к ветру. Шхуны русского флота имели до 16 пушек.