7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Коллекция английских адмиралтейских моделей семьи Кригштайн. Часть 2

Коллекция английских адмиралтейских моделей семьи Кригштайн. Часть 2

Теги: адмиралтейская модель

 Часть 1  Часть 2

 

МОДЕЛЬ №8. Не атрибутированная модель 54-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1707 г. Масштаб 1:48.

 

Вид с боку на модель 54-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1707 г

Фото 12. Вид с боку на модель 54-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1707 г.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Носовая оконечность модели 54-пушечного корабля. Обратите внимание на наличие двух разных типов крышек орудийных портов на верхней палубе, а именно крышек, открывающихся вверх, распашных, состоящих из двух ставней, и открывающихся в разные стороны

Фото 13. Носовая оконечность модели 54-пушечного корабля. Обратите внимание на наличие двух разных типов крышек орудийных портов на верхней палубе, а именно крышек, открывающихся вверх, распашных, состоящих из двух ставней, и открывающихся в разные стороны.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Данная модель представляет собой 54-пушечный британский линейный корабль примерно 1710 года постройки. Эта модель когда-то принадлежала к известной коллекции Какфилд Парк. Размерения модели необычно близки к таковым у небольшого числа необычно малых по размеру кораблей четвертого ранга, построенных в первом десятилетии восемнадцатого века и имевших длину по гондеку от 115 до 118 футов (35-36 метров) и наибольшую ширину от 31 до 33 футов (9,5-10 метров). Рулевое колесо, возможно, является первым примером установки данного устройства на британском корабле. Изящный резной скульптурный портрет королевы Анны располагается на гакаборте, снизу поддерживаемый лентой с гравировкой Semper Eadem. Это девиз Тюдоров, который был принят королевой Анной после восшествия на престол. Наличие у модели черт, присущих семнадцатому веку таких, как резные венки орудийных портов на юте, резные сапортусы кат-балок, а также женская скульптура позади носовой фигуры льва, все это указывает на дату, близкую к смене столетий. Меньшее количество декора и отсутствие позолоты также указывает на первые годы правления королевы Анны, однако отчетливо прослеживаемые элементы декора, изображающие розу и чертополох над боковыми галереями, являются символом, принятым Анной после унии с Шотландией и Ирланди-ей в 1707 году. Опираясь на эти признаки, наиболее вероятной датой изготовления модели видится 1707 год.

Стойки для крепления подвесных коек на планшире являют собой очень редко встречающиеся на моделях элементы. В композицию кормового декора включены фигуры Апполона с лирой в руках и Марса в доспехах, которые располагаются по бокам от портрета королевы Анны. Квартописы представляют Британию. Фигуры русалок формируют нижние раковины боковых галерей, а также заполняют фриз между чиксами гальюна. Конфигурация орудийных портов, по-видимому, построена на принципе «мир дома, война за границей», на что указывают четыре ближайших к корме орудийных порта верхней палубы, снабженные оконным переплетом и остеклением. Говоря о высоком качестве в отделке деталей, следует отметить, что кормовые каюты имеют декоративную отделку стен и панелей, а кормовые фонари внутри имеют держатели для свечей.

Модель изготовлена практически полностью из грушевого дерева с небольшим количеством контрастирующих вставок из слоновой кости. Остекление окон и кормовых фонарей выполнено из слюды.

История модели: Изначально модель принадлежала Чарльзу Сергисону, преемнику Самуэля Пипса на посту секретаря адмиралтейств-совета с 1690 по 1719 год. Сергисон, также как и до него Пипс, собрал большую коллекцию адмиралтейских моделей. После смерти Сергисона модель оставалась в его поместье Какфилд Парк в Сюррее вплоть до 1922 года, когда всю коллекцию целиком приобрел и перевез в США полковник Генри Хаддлестон Роджерс.

Выставки: Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, 1922-1932; Музей Маринерс, Ньюпорт Ньюс, Вирджиния, 1977-1980.

 

МОДЕЛЬ №9. Модель 90-пушечного корабля второго ранга Marlborough, 1708 г. Масштаб 1:60.

 

Вид на корму Marlborough

Фото 14. Вид на корму Marlborough.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Общий вид модели 90-пушечного корабля второго ранга Marlborough, 1708 г

Фото 15. Общий вид модели 90-пушечного корабля второго ранга Marlborough, 1708 г.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Marlborough был британским 90-пушечным линейным кораблем второго ранга, построенным в 1708 году на верфи Блэкуоле корабельным мастером Уильямом Джонсоном из древесины, оставшейся от пошедшего на слом St.Michael 1669 года постройки. Корабль был перестроен в 1725 году и в конце своей славной карьеры затонул в шторм 29 ноября 1762 года.

Эта адмиралтейская модель первого корабля с именем Marlborough имеет носовую фигуру в виде всадника в античных доспехах, копытами коня попирающего павшего врага. Аллегорическое толкование носовой фигуры таково, что всадник представляет Джона Черчилля, герцога Мальборо, а поверженный враг является маршалом Таллардом, который присутствовал при спуске корабля в 1708 году.

Marlborough является одной из наиболее достоверно атрибутированных адмиралтейских моделей, относящихся ко времени правления королевы Анны, и единственной моделью корабля второго ранга, имеющей носовую фигуру в виде всадника. На попоне лошади с правой стороны вырезаны инициалы «JMC», значащие Джон Черчилль, герцог Мальборо, а с левой стороны на попоне вырезан королевский вензель «AR», являющийся сокращением от Anna Regina. Щит всадника украшен великолепной резьбой, изображающей Британию, восседающую на троне. На верхних раковинах боковых галерей изображены полулежащие античные воины с розой Тюдоров в руке и облокотившиеся на щит с монограммой «AR». Кормовая резьба включает в себя пару львов, поддерживающих знамена с изображением ладони, символом Черчилля. На кормовом подзоре расположен изящно вырезанный герб Черчилля, состоящий из соответствующих геральдических элементов, окруженных двумя орлами и лежащей поверх ленты с девизом ордена Подвязки: HONI SOIT QUI MAL E PENSE’ («Позор тому, кто плохо думает об этом»), причем буквы в надписи имеют лишь 2 мм в высоту. Реельсы кормовой галереи уникальны тем, изготовлены из тонкой листовой латуни с прорезным узором, в который причудливо вписан вензель «AR» на верхней галере и «JMC» на нижней. Отсутствие позолоченного декора и использование простых круглых венков указывают на ограничения, наложенные на количество корабельного декора во время правления королевы Анны.

Модель полностью изготовлена из древесины груши, планки наружной обшивки прикреплены к топ-тимберсам при помощи миниатюрных нагелей. Эта модель, как и модель Coronation, находились в одной коллекции по крайней мере с 1713 года. Также, как и на Coronation, такелаж  на модели Marlborough был отреставрирован Р. Ч. Андерсеном и Л. А. Питчардом в 1920 году, когда она находилась в экспозиции Лондонского музея в Кенсингтонском дворце.

История модели: Первым  доподлинно известным владельцем модели был Джон Воун, граф Керберийский. После его смерти в 1713 году модель была приобретена сэром Ричардом Гоу Кентом и оставалась в Гоу Хаузе, в Кенте, вплоть до 1911 года, когда она была передана в экспозицию Лондонского музея в Кенсингтонском дворце. Модель была перевезена в США торговцем антиквариатом Генри Симонсом и там попала в коллекцию Д. Моргана, где она оставалась более сорока лет.

Выставки: Лондонский музей, Кенсингтонский дворец, 1911-1922 годы.

 

МОДЕЛЬ №10. Не атрибутированная модель 64-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1710 г. Масштаб 1:48.

 

Вид с левого борта на модель 64-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1710 г

Фото 16. Вид с левого борта на модель 64-пушечного корабля четвертого ранга, примерно 1710 г.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Квартердек и ют модели 64-пушечного корабля. Особый интерес вызывает мостик, продолжающийся от среза квартердека до уровня бизань-мачты
Фото 17. Квартердек и ют модели 64-пушечного корабля. Особый интерес вызывает мостик, продолжающийся от среза квартердека до уровня бизань-мачты.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Эта великолепно сохранившаяся модель, несомненно, относится к переходному периоду в кораблестроении начала восемнадцатого века. Планки обшивки ниже бархоутов и большая часть палубного настила отсутствует, в соответствии с традициями постройки адмиралтейских моделей. Декоративное убранство модели выполнено на высочайшем уровне и включает в себя различные позолоченные резные элементы, такие как: львы, херувимы, дельфины, раковины и увенчанный короной герб королевы Анны, расположенный на корме и датируемый 1710-1714 годами. Примечательными чертами этой модели являются простые позолоченные круглые бордюры вокруг орудийных портов на квартердеке, орнамент из изящных раковин, украшающий верхние раковины боковых галерей и гакаборт. Также обращает на себя внимание отсутствие полукруглых рубок у переборки бикхеда.

Исключительная сохранность модели была обеспечена благодаря тому факту, что она все время оставалась в своей витрине, изготовленной из виргинского ореха. Витрина представляет собой удивительный образчик мебели, остекленный вручную выдутым стеклом. Передняя и задняя панели витрины снабжены латунными петлями и замками в форме раковин, открыв которые, и опустив панели, можно получить доступ к модели. Искусно вырезанные позолоченные держатели в виде дельфинов прикреплены к основанию, окрашенному в синевато-черный цвет, сама же витрина установлена на ножки полусферической  формы.

История модели: Из коллекции графа Полулета Хинтонского, Сент Джордж, Сомерсет. Первым владельцем модели был Джеймс, первый граф Поулет, который был первым лордом казначейства при королеве Анне в 1710-1711 годах.

 

МОДЕЛЬ №11. Не атрибутированная модель 70-пушечного корабля третьего ранга, примерно 1714 г. Масштаб 1:48.

 

Носовая фигура льва модели 70-пушечного корабля

Фото 18. Носовая фигура льва модели 70-пушечного корабля.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Вид с левого борта на раздельную модель 70-пушечного корабля, примерно 1714 года

Фото 19. Вид с левого борта на раздельную модель 70-пушечного корабля, примерно 1714 года.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

В 1991 году Джон Франклин, автор книги The Navy Board Ship Models 1650-1750, обследовал эту безрангоутную модель с раздельным корпусом, когда она находилась в Англии. Он любезно предоставил свое описание данной модели:

Это очень интересная не атрибутированная модель начала восемнадцатого века, представляющая английский линейный корабль третьего ранга, построена таким образом, чтобы корпус можно было разъединить на уровне нижней орудийной палубы, что, в свою очередь, дает возможность более подробно обследовать устройство нижней части корпуса. Данный вид модели очень нетипичен и этот образец является самым ранним из известных нам  моделей такой конструкции. Модель построена по размерениям Регламента 1706 года, корпус модели состоит из шести секций с продольными брусьями, которые на чертежах обычно обозначаются линиями, указывающими на положения риббандов. Выступающие мейн-вельс бархоут и бархоут русленей составлены из нескольких поясьев, которые крепятся к корпусу при помощи близко расположенных друг к другу нагелей. Расположение планок и нагелей для наружной обшивки тщательнейшим образом размечено с внутренней стороны корпуса. В верхней части корпуса имеются несколько шпигатов со сдвижными крышками, также имеются три остекленных портика с откидывающимися ставнями.

Особую значимость модели придает исключительная деталировка устройства трюма и орлоп-дека. Показаны не только основные элементы конструкции, но и вся комплексная структура, включавшая в себя различные кладовые, каюты и другие помещения. Сделаны проходы к выходам на палубу, крюйт-камеру, шкиперскую кладовую, а также так называемые плотницкие проходы, которые идут и от носа до кормы и не перегораживаются переборками, пол этих проходов забран деревянной решеткой, все это давало возможность плотникам во время сражения получить быстрый и беспрепятственный доступ к пробоинам в районе ватерлинии. В трюме для укрепления прочности набора корпуса установлены состоящие из нескольких штук флор- и футокс-ридерсы. На верхней кромке орлоп-бимсов выбран шпунт, в который вставлялись короткие доски палубного настила, выровненные заподлицо с верхней поверхностью бимса. Эти доски никак ни крепились, дабы в нужный момент убрать их и получить доступ к любой части трюма. К каждому орлоп-бимсу крепятся горизонтальные и висячие кницы, что является любопытным отклонением от стандартной практики, когда над бимсом устанавливались вертикальные кницы.

Набор нижней орудийной палубы снабжен полным набором из горизонтальных и висячих книц, прикрепленных к каждому бимсу, однако без поперечных леджесов, дабы не загораживать вид внутрь орлоп-дека и трюма. С каждого борта располагаются три ряда карленгсов, кроме носовой и кормовой оконечностей, где таковых имеется только два. В носу установлены брештуки, а корма имеет полный набор транцев. Помповый колодец на миделе имеет обычную конструкцию со сплошными стенками ниже орлоп-дека и вентиляционными отверстиями выше. Единственный зарядный ящик располагается в трюме перед помповым колодцем. Палубная обшивка представлена единственной планкой, проходящей вдоль бортов и представляющей ватервейс.

Набор верхней палубы включает в себя все  карленгсы, ватервейс, висячие и горизонтальные кницы. Набор квартердека, а также палуб полубака и юта не имеет карленгсов, кроме тех мест, где они формируют боковины люков, пяртнерсов мачт и т.д. На модели имеется полный набор переборок и кают, снабженных искусно сделанными открывающимися дверями, которые однако выполнены из сплошных панелей, без оконных отверстий, хотя разметка под оконный переплет на них нанесена.

Само рулевое колесо на модели заслуживает особого внимания, также, как и способ его установки. Само колесо располагается на обычном месте, сразу же позади бизань-мачты, однако переборка выдвинута так далеко вперед, что штурвал проходит сквозь нее и крепится внутри при помощи металлической скобы. По всей видимости, дабы увеличить площадь жилых помещений в корме, пробовались различные вариации, но имея рулевое колесо по прежнему позади мачты, максимально чего можно было добиться, мы видим на этой модели. Примерно после 1735 года рулевое колесо начинает появляться на позиции перед бизань-мачтой, и этот простой прием позволил максимально продвинуть переборку вперед.

Модель полностью изготовлена из сосны, кормовые окна остеклены слюдой. Когда модель попала в коллекцию, многие детали болтались либо отпали, а часть была безвозвратно утрачена. На модели был нанесен толстый слой краски. В 1991 году модель была очищена и отреставрирована Филиппом Райдом.

 

МОДЕЛЬ №12. Модель 58-пушечного корабля четвертого ранга Lion, 1738 г. Масштаб 1:60.

 

Общий вид модели 58-пушечного корабля четвертого ранга Lion, 1738 год

Фото 20. Общий вид модели 58-пушечного корабля четвертого ранга Lion, 1738 год.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Lion был построен на верфи Чатема Бенджамином Розуэлом и спущен на воду 20 января 1709 года. В 1738 году корабль под наблюдением Ричарда Стейса прошел перестройку на верфи в Дептфорде и был окончен как 58-пушечный корабль третьего ранга. Модель представляет корабль именно на этот момент. Корабль нес службу в Вест-Индии в 1740 году и был под Картахеной в 1741 году. В 1762 году он захватил французские корабли Zephyr и Ecureuil, а в 1765 он был исключен из списков флота и продан.

Название корабля, Lion, написано на маленькой табличке в верхней части кормового подзора, а размеры модели в пересчете совпадают с размерениями этого корабля в 1738 году. Модель является отличным примером стиля шинуазри, имевший большую популярность в ранний грегорианский период и нашедший свое место и в корабельном убранстве. Носовая фигура льва имеет отчетливые восточные черты, на переборке бикхеда и на нижней части кормового подзора изображены фигуры в восточных одеждах, а на внутренних поверхностях крышек орудийных портов изображены львиные головы с по-китайски раскосыми глазами. Вензель короля Георга II располагается над каждой боковой галереей, а его резной скульптурный портрет находится в центре гакаборта. Несмотря на свой небольшой масштаб, деталировка модели выполнена на должном уровне, считавшемуся стандартом того времени. Стеновые панели и античные колонны в кормовых каютах имеют окантовку из слоновой кости, а пол капитанского салона выстелен черными и белыми плитками в шахматную клетку. Миниатюрные резные поручни на срезах квартердека и переборки бикхеда имеют позолоченные витые стойки.

К основанию модели прикреплена подлинная визитная карточка модельных дел мастера восемнадцатого века Алана Ханта. На карточке изображен магазин-салон и тучный джентльмен, возможно, мистер Алан Хант собственной персоной. Очевидно, что Хант не мог построить модель, потому как она была построена лет на пятьдесят ранее, судя по внешнему виду моделей, изображенных на карточке. Он мог, однако, произвести очистку модели (в указанном на карточке списке услуг перечисляются очистка и хранение моделей), он же, возможно, установил модель на характерные держатели, на которых она установлена сейчас. Известно несколько других моделей, имеющие схожие держатели, которые, по всей вероятности, были сделаны в конце восемнадцатого века, но весьма сомнительно, чтобы эти держатели были изготовлены в мастерских при верфях. Эта карточка уникальна, и в подтверждение этого факта, можно сказать, что когда модель находилась в экспозиции Музея наук в Лондоне, примерно в 1930 году, была сделана фотография этой карточки и позднее это снимок печатался во многих изданиях.

Модель выполнена из древесины груши или яблони, расписные разноцветные орнаменты покрыты лаком.

Выставки: Музей наук, Лондон

 

МОДЕЛЬ №13. Модель 66-пушечного корабля четвертого ранга Devonshire, 1745 г. Масштаб 1:45.

 

Носовая фигура и гальюн модели корабля Devonshire

Фото 21. Носовая фигура и гальюн модели корабля Devonshire.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Модель 66-пушечного корабля четвертого ранга Devonshire, 1745 г
Фото 22. Модель 66-пушечного корабля четвертого ранга Devonshire, 1745 г.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

70-пушечный корабль Devonshire был построен во времена правления Георга II корабельным мастером Дж. Холландом на верфи в Вулидже и спущен на воду в июне 1745 года. В 1747 году он был переоснащен в 80-пушечный, а в 1772 году он пошел на слом. У Devonshire была длинная и насыщенная событиями служба. Он был флагманским кораблем адмирала Питера Уоррена в сражении с французами 3 мая 1747 года, а 14 октября того же года в сражении у мыса Финистерре он был уже под флагом адмирала Хоука. Devonshire принимал участие в атаках на Квебек в 1759 году, на Мартинику в 1762 году, а также участвовал в осаде Гаваны летом 1762 года.

Хотя данная модель может быть классифицирована как «блок-модель», так как внутренняя часть корпуса до уровня планширя представлена сплошным массивом, наружных элементов на данной модели больше, чем на обычной модели данного типа. Модель Devonshire является одним из ранних образцов двухдечных кораблей, фок и грот-руслени которых подняты вверх и располагаются на шир-реельсе, над портами верхней палубы, данная практика впервые была применена в 1745 году. На корпусе модели цвета слоновой кости нанесена разметка, представляющая швы между досками обшивки. Верхняя поверхность модели покрыта лакированной бумагой, на которой прослеживается водяной знак лондонского мастера середины восемнадцатого века. Внутри орудийные порты и окна закрыты тонким листовым стеклом, к которому с внутренней стороны приклеены лоскуты материи.

 

МОДЕЛЬ №14. Не атрибутированная модель корабля шестого ранга, первая половина восемнадцатого века, возможно период правления Георга I. Масштаб 1:96.

 

Модель корабля шестого ранга, первая пол. 18 в

Фото 23. Модель корабля шестого ранга, первая пол. 18 в.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Вполне возможно, что эта модель была построена любителем. Корпус модели вырезан из цельного куска дерева, окрашен и покрыт лаком. В то же самое время установленная на шкафуте шлюпка имеет наборную конструкцию. Необычной чертой модели является подлинный рангоут и тканевые паруса, некоторые из которых изящно свернуты. На уровне нижней палубы на миделе имеется всего один орудийный порт, который, кроме прямого назначения, возможно, использовался для загрузки балласта.

 

МОДЕЛЬ №15. Не атрибутированная модель 24-пушечного корабля шестого ранга, примерно 1743 год. Масштаб 1:48.

 

Модель 24-пушечного корабля шестого ранга, примерно 1743 год

Фото 24. Модель 24-пушечного корабля шестого ранга, примерно 1743 год.

(Фото: Kriegstein Collection)

 

Эта модель представляет собой корабль, построенный по регламенту 1714 года. Ее отличает характерное кормовое убранство, включающее в себя скульптурный портрет, возможно, короля Георга II на гакаборте в окружении женских фигур, трубящих в трубы, и крылатых херувимов. Схема такелажа соответствует таковой на момент постройки модели, однако наблюдается небольшое несоответствие масштаба – мастер выбрал более толстую нить. На нижнем деке имеются весельные порты, а также несколько орудийных портов. Добротно сделанные орудия на верхней палубе снабжены талями, также на планшире имеются крепления для вертлюжных пушек. Можно сделать предположение, что модель была изготовлена непрофессиональным мастером.

История модели: Изначально модель являлась частью коллекции учебного корабля Mercury, купленной сэром Джеймсом Кэйрдом и переданной им в 1937 году в Национальный морской музей в Гринвиче. Эта модель была выставлена музеем на продажу в 1993 году, когда она и была приобретена для коллекции семьи Кригштайн.

 


 

 Часть 1  Часть 2

По материалам журнала Nautical Research Guild.

© Дмитрий Сидоров, 2007

© www.shipmodeling.ru


Статьи на тему:
21.01.2013Перевод книги Джона Франклина "Адмиралтейские модели кораблей 1650-1750"
19.09.2008Изготовление шпиля для модели парусника
20.06.2008Постройка адмиралтейской модели корабля Royal Caroline
14.03.2008Изготовление корпуса адмиралтейской модели Salamander по чертежам издательства Ancre
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 2
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 5
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 4
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 3
21.09.2003Изготовление наборного корпуса с помощью матрицы. Часть 6