Подано заявок: 340
Сверхмалые подводные лодки типов «Biber», «Molch», «Seehund»
масштаб 1:35автор Ткаченко Юрий
Карасук, Новосибирская область Россия
Итоговая оценка: 85.6
Немецкие сверхмалые подводные лодки типов «Biber» (Бобёр), «Molch» (Тритон, Саламандра) и «Seehund» (Тюлень, Морская собака) М1:35.
Интерес к сверхмалым субмаринам возник значительно позже создания больших кораблей и целых флотилий обычных подводных лодок, которые не оправдали себя в процессе боевых действий, несмотря на хорошее вооружение и отважные экипажи. В первые годы войны проектами мини-субмарин и боевых пловцов интересовалось лишь командование абвера, остальные консервативно настроенные немцы отводили главенствующую роль традициям и национальной гордости более масштабных размеров, чем скромные «мини». Но морские силы Третьего рейха, ранее успешно громящие противника, отлично оснащенные технически и морально готовые быть владельцами всего мира, ощутили горький привкус грядущего поражения в 1944 г. Именно в это время надежды были обращены в сторону некоего гениального и достаточно простого супер-оружия, способного переломить ход войны.
Немцы разработали управляемые человеком торпеды. В 1944 инженер Рихард Мор спроектировал управляемую торпеду «Неггер» («Негр»). Она представляла собой две электрические торпеды, одна над другой с зазором в 15 см. В верхней размещался в маленькой кабинке водитель, а нижняя несла боеголовку весом в полтонны. Приблизившись к цели, водитель направлял боевую торпеду в борт противника и быстро удалялся. Водоизмещение достигало 2,8 тонны, длина – 7,6 м. Конструкция была явно неудачной. Погружаться «Неггер» не мог, купол кабины выступал из-под воды на 45 см, открывать его было опасно, могло захлестнуть водой. Дышали через кислородный аппарат Даггера, водители часто отравлялись углекислым газом. Из-за неустойчивости торпеды вероятность попадания в цель была невысока. Случалось, что боевая часть не отсоединялась и влекла водителя за собой. По немецким же данным, из-за несчастных случаев погибло до половины «Неггеров». «Неггеры» бросили в бой на 55-ю годовщину рождения фюрера, 20 апреля 1944-го. На западное побережье Италии отправили партию из 40 торпед под командованием лейтенанта Крига. Из-за технических проблем в атаке приняло участие 17 торпед. Добравшись до целей, их водители обнаружили, вопреки ожиданию, не транспорты, а противолодочные «охотники». В бою 4 торпеды были уничтожены (немцы утверждали о потоплении двух «охотников», союзники это отрицали). Шесть водителей, выпустив боевые торпеды, затопили транспортные средства, и пробрались за линию фронта, а семеро добрались до своих прямо на торпедах. Правда, союзникам удалось захватить в плен одного водителя и исправную покинутую торпеду.
Определенных успехов новому оружию рейха удалось добиться в июле 1944 года, атакуя высадку союзников в Нормандии. Человеко-торпеды потопили устаревший английский крейсер «Дрэгон» с польским экипажем, эсминец «Айсис» и несколько сторожевиков. В первой атаке 5 июля было потеряно 12 торпед из 26. В атаке 7 июля из 21 «Неггера» вернулось 5. В последующих нападениях от поломок погибло большинство торпед.
На смену «Негру» пришла его модификация «Мардер» («Куница»). На ней установили помпу и цистерну для балласта, что позволяло торпеде в исключительных случаях погружаться на глубину до 30 метров. Океанскую подлодку U-997 оснастили устройствами для транспортировки 4 торпед. Вынашивались планы атаки «Мардерами» конвоев союзников, идущих в Мурманск. Реально же применили их 3 августа 1944-го в Ла-Манше. До полусотни торпед пошли в атаку. По ошибке подорвали старый крейсер «Дурбан», затопленный как искусственный мол. Был торпедирован и затонул с экипажем миноносец «Куорн». В ответ британские корабли открыли ураганный огонь из скорострельных автоматов, пытаясь поразить мелькающие среди волн купола кабинок «Мардеров», на них же сбрасывали глубинные бомбы. Погибло до 40 торпед. Последнюю массированную атаку «Мардерами» предприняли 17 августа 1944 года. С воздуха и артогнем союзники уничтожили 26 торпед. Неудачной оказалась и попытка боевых пловцов с помощью таких торпед уничтожить стратегический мост через Рейн у города Ремагена в марте 1945-го.
15 марта 1944 года со стапеля в Любеке для 261-й флотилии соединения «К» сошел первый экземпляр одноместной мини-подлодки «Бибер» («Бобер») длиной 8 метров, вооруженный двумя «угрями» (так в Кригсмарине называли торпеды). Всего до конца войны на воду спустили 325 «Бобров»! В декабре 1944 – феврале 1945-го 110 таких лодок совершили несколько диверсий – результат более чем скромный. Конструкция, особенно двигатели, оказались ненадежными. Так, 5 января 1945-го из северной Норвегии вышли три субмарины, каждая из них несла на корпусе по два «Бибера». Целью они имели Ваенгу (нынешняя главная база Северного флота России Североморск), где стоял линкор «Архангельск» (переданный СССР Англией «Ройал Соверен»), авианосец и крейсера английских конвоев, много транспортов. Однако в походе выявились неисправности двигателей 4 «Биберов» и дерзкую операцию отменили. Производство этих лодок свернули. С «Бибером» связан и план одной далеко идущей операции. Предполагалось погрузить катера на транспортный самолет, десантировать их в Суэцком канале, подорвать крупное судно и заблокировать движение.
На смену упомянутым лодкам пришел двухместный (командир и бортинженер) «Зеехунд» («Морская собака»), оснащенный двумя торпедами на внешней подвеске. Время на погружение – 4 секунды при 27–30 для обычных ПЛ. Аппарат получился надежный – лодка капитана Ливониуса выдержала на глубине 60 м взрывы 76 глубинных бомб и вернулась на базу. До апреля 1945 г. 70 «Морских собак» оперировали между устьями Темзы и Шельды, потопив суда противника водоизмещением в 120 тыс. тонн, хотя для огромного союзного флота это был комариный укус.
Но германскому фашизму не помогло никакое чудо-оружие. Жирную точку в истории Тысячелетнего рейха поставил простой русский солдат, расписавшийся в мае 45-го на руинах поверженного Рейхстага!
Интерес к сверхмалым субмаринам возник значительно позже создания больших кораблей и целых флотилий обычных подводных лодок, которые не оправдали себя в процессе боевых действий, несмотря на хорошее вооружение и отважные экипажи. В первые годы войны проектами мини-субмарин и боевых пловцов интересовалось лишь командование абвера, остальные консервативно настроенные немцы отводили главенствующую роль традициям и национальной гордости более масштабных размеров, чем скромные «мини». Но морские силы Третьего рейха, ранее успешно громящие противника, отлично оснащенные технически и морально готовые быть владельцами всего мира, ощутили горький привкус грядущего поражения в 1944 г. Именно в это время надежды были обращены в сторону некоего гениального и достаточно простого супер-оружия, способного переломить ход войны.
Немцы разработали управляемые человеком торпеды. В 1944 инженер Рихард Мор спроектировал управляемую торпеду «Неггер» («Негр»). Она представляла собой две электрические торпеды, одна над другой с зазором в 15 см. В верхней размещался в маленькой кабинке водитель, а нижняя несла боеголовку весом в полтонны. Приблизившись к цели, водитель направлял боевую торпеду в борт противника и быстро удалялся. Водоизмещение достигало 2,8 тонны, длина – 7,6 м. Конструкция была явно неудачной. Погружаться «Неггер» не мог, купол кабины выступал из-под воды на 45 см, открывать его было опасно, могло захлестнуть водой. Дышали через кислородный аппарат Даггера, водители часто отравлялись углекислым газом. Из-за неустойчивости торпеды вероятность попадания в цель была невысока. Случалось, что боевая часть не отсоединялась и влекла водителя за собой. По немецким же данным, из-за несчастных случаев погибло до половины «Неггеров». «Неггеры» бросили в бой на 55-ю годовщину рождения фюрера, 20 апреля 1944-го. На западное побережье Италии отправили партию из 40 торпед под командованием лейтенанта Крига. Из-за технических проблем в атаке приняло участие 17 торпед. Добравшись до целей, их водители обнаружили, вопреки ожиданию, не транспорты, а противолодочные «охотники». В бою 4 торпеды были уничтожены (немцы утверждали о потоплении двух «охотников», союзники это отрицали). Шесть водителей, выпустив боевые торпеды, затопили транспортные средства, и пробрались за линию фронта, а семеро добрались до своих прямо на торпедах. Правда, союзникам удалось захватить в плен одного водителя и исправную покинутую торпеду.
Определенных успехов новому оружию рейха удалось добиться в июле 1944 года, атакуя высадку союзников в Нормандии. Человеко-торпеды потопили устаревший английский крейсер «Дрэгон» с польским экипажем, эсминец «Айсис» и несколько сторожевиков. В первой атаке 5 июля было потеряно 12 торпед из 26. В атаке 7 июля из 21 «Неггера» вернулось 5. В последующих нападениях от поломок погибло большинство торпед.
На смену «Негру» пришла его модификация «Мардер» («Куница»). На ней установили помпу и цистерну для балласта, что позволяло торпеде в исключительных случаях погружаться на глубину до 30 метров. Океанскую подлодку U-997 оснастили устройствами для транспортировки 4 торпед. Вынашивались планы атаки «Мардерами» конвоев союзников, идущих в Мурманск. Реально же применили их 3 августа 1944-го в Ла-Манше. До полусотни торпед пошли в атаку. По ошибке подорвали старый крейсер «Дурбан», затопленный как искусственный мол. Был торпедирован и затонул с экипажем миноносец «Куорн». В ответ британские корабли открыли ураганный огонь из скорострельных автоматов, пытаясь поразить мелькающие среди волн купола кабинок «Мардеров», на них же сбрасывали глубинные бомбы. Погибло до 40 торпед. Последнюю массированную атаку «Мардерами» предприняли 17 августа 1944 года. С воздуха и артогнем союзники уничтожили 26 торпед. Неудачной оказалась и попытка боевых пловцов с помощью таких торпед уничтожить стратегический мост через Рейн у города Ремагена в марте 1945-го.
15 марта 1944 года со стапеля в Любеке для 261-й флотилии соединения «К» сошел первый экземпляр одноместной мини-подлодки «Бибер» («Бобер») длиной 8 метров, вооруженный двумя «угрями» (так в Кригсмарине называли торпеды). Всего до конца войны на воду спустили 325 «Бобров»! В декабре 1944 – феврале 1945-го 110 таких лодок совершили несколько диверсий – результат более чем скромный. Конструкция, особенно двигатели, оказались ненадежными. Так, 5 января 1945-го из северной Норвегии вышли три субмарины, каждая из них несла на корпусе по два «Бибера». Целью они имели Ваенгу (нынешняя главная база Северного флота России Североморск), где стоял линкор «Архангельск» (переданный СССР Англией «Ройал Соверен»), авианосец и крейсера английских конвоев, много транспортов. Однако в походе выявились неисправности двигателей 4 «Биберов» и дерзкую операцию отменили. Производство этих лодок свернули. С «Бибером» связан и план одной далеко идущей операции. Предполагалось погрузить катера на транспортный самолет, десантировать их в Суэцком канале, подорвать крупное судно и заблокировать движение.
На смену упомянутым лодкам пришел двухместный (командир и бортинженер) «Зеехунд» («Морская собака»), оснащенный двумя торпедами на внешней подвеске. Время на погружение – 4 секунды при 27–30 для обычных ПЛ. Аппарат получился надежный – лодка капитана Ливониуса выдержала на глубине 60 м взрывы 76 глубинных бомб и вернулась на базу. До апреля 1945 г. 70 «Морских собак» оперировали между устьями Темзы и Шельды, потопив суда противника водоизмещением в 120 тыс. тонн, хотя для огромного союзного флота это был комариный укус.
Но германскому фашизму не помогло никакое чудо-оружие. Жирную точку в истории Тысячелетнего рейха поставил простой русский солдат, расписавшийся в мае 45-го на руинах поверженного Рейхстага!