Изготовление ювелирных изделий с применением при изготовлении мастер-модели пластилина Пластика
Часть 1
Введение
Моделирование является основополагающей частью ювелирного дела. Готовое изделие полностью зависит от мастерства модельщика, опыт которого должен состоять не только из творческих навыков, но и знаний технологических процессов, применяемых в производстве. История ювелирного дела знает много способов исполнения моделей в зависимости от сложности формы изделия. Технологии совершенствуются, вносят свои коррективы, требования к применяемым материалам и инструментам. Современные технологии позволяют выполнение форм ювелирных украшений без применения человеческих рук, используя высокоточное оборудование с программным управлением, но при всем этом разнообразии ни одна техника не обладает 'чутьем мастера'. В процессах изучения разных видов моделирования исполнитель приспосабливается или подчиняет себе технологию.
Выбор материала для моделирования сложных фигур
На практике я столкнулся с неудобством в исполнении сложных, не геометрических фигур. Формы для икон (религиозные образы), малой пластики и т.п. в лепнине (по моим наблюдениям) смотрятся гораздо лучше, чем вырезанные в воске или на другом материале.
Используя подборку материалов для лепки, я обращал внимание на их пластичные характеристики с учетом собственного удобства в работе. Я остановился на 'Пластике'. Пластилин 'Пластика' оказался довольно удобным материалом для создания форм моделей: человеческих фигур, растений, животного мира. Он легко поддается работе с металлическими и неметаллическими инструментами, обладает отличной пластичностью, не липнет к рукам. После термообработки приобретает твердость пластмассы, в этом виде хорошо поддается механической доводке изделия.
Инструмент
Для моделирования с пластикой используется весь набор инструментов, что и с восковыми моделями. Разница составляет в состоянии самого материала, в процессе его использования: до обжига и после обжига. До обжига обычно используется инструмент, связанный с пластической деформацией пластилина. Им могут являться: лопаточки, иголки, булавки, скальпеля и другие инструменты, имеющие ровные и неровные площадки с разными размерами рабочей поверхности. Для обжига используется муфельная печь или камера духового шкафа обычной электроплиты. После обжига необходимо применять инструмент для ручной и механической обработки твердых материалов: скальпеля, штихеля, надфиля, напильники, бормашина с фрезами и т. п.
Используемые инструменты
Изготовление мастер-модели
Плоскую модель необходимо лепить на гладкой поверхности материала, с которой после обжига легко будет ее снять. По личным наблюдениям, этим материалом оказался текстолит. При выполнении фигур малой пластики, высоких и тонких предметов, необходимо предварительно подготовить каркас. Рассмотрим подробнее на примере два варианта изготовления мастер–моделей.
Вариант 1. Выполнение плоской модели в форме накладки, барельефа (Скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью). Для выполнения плоской модели желательно использовать 'поворотную платформу' и текстолит. Лепить на самом текстолите возможно при визуальном сравнении рисунка и выполняемой модели, если такое невозможно, то необходимо сделать копию изображения на бумагу и лепить модель поверх рисунка (Рис. 1.1). Не стоит переносить изображение на кальку, прозрачную пленку и фотобумагу, т.к. при дальнейшей термообработке это может отрицательно повлиять на фигуру, дать искажение поверхности, на которой лежит модель или невозможно будет снять модель с поверхности, не повредив при этом саму форму.
Рисунок 1.1 Модель лепится поверх рисунка на бумаге.
Какими бы не казались прекрасные возможности пластилина 'Пластика', его возможности ограничены и есть формы, которые лучше делать из других материалов (См. Рис. 1.2). Это связано с характеристиками материала и стадиями обработки. Слишком тонкие формы могут быть проблемой, как при самом процессе выполнения модели, так и при механической обработке ее после обжига.
Рисунок 1.2 Использование других материалов (металлического прута на копьё).
Когда форма готова, ее необходимо термообработать. Условия температурного режима и время прогревания выполнять согласно заводской инструкции на упаковке пластилина, желательно провести пробный обжиг кусочка материала. Прогреть изделие можно как в камере муфельной печи, так и обычной духовке. Дать остыть естественным путем в теплом помещении до комнатной температуры, после чего аккуратно, слегка поддернув (Необходимо подцепить модель в утолщенных местах с нескольких точек) острым предметом (подцепить с нескольких точек) модель, снять фигуру с поверхности бумаги (текстолита).
Рисунок 1.3 Модель прошла обжиг и снята с бумаги.
Чем тщательней проработана модель до обжига, тем соответственно меньше подвергается механической обработке после обжига и менее подвержена повреждениям, вызванные малыми размерами фигуры и тонкостью в орнаменте. Мастер-модель готова к следующему этапу – выполнению восковых моделей (См. Рис. 1.3).