7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Изготовление настольного дискового шлифовального станка

Изготовление настольного дискового шлифовального станка

Известно множество вариантов конструкций дисковых шлифовальных станков, они доступны от различных фирм изготовителей, различных размеров и мощности, станки имеют всевозможные регулировки углов шлифования. Также описано множество конструкций дисковых шлифовальных станков, изготовленных из подручных механизмов.

При разработке конструкции станка я руководствовался следующими соображениями и требованиями:

  1. Станок должен иметь возможность находится на столе рядом с моделью, позволяя подгонять различные элементы конструкции на модели;
  2. Диск должен иметь достаточный размер для обработки деталей;
  3. Исходя из пункта 1) и 2), он не должен быть слишком велик или слишком мал;
  4. Должен работать достаточно тихо;
  5. Обязательна возможность задания угла наклона стола к диску и направляющей на столе, что позволяет производить шлифовку детали, задавая сразу два угла.

Рассмотрев все конструкции станков с регулировкой угла стола, оказалось, что механизм наклона стола не позволяет задать зазор между столом и диском, поэтому невозможно при больших углах шлифования обрабатывать мелкие детали. Поэтому была придумана конструкция, позволяющая одним зажимом регулировать как наклон стола, так и зазор до диска.
Непосредственная установка шлифовального диска на валу двигателя, при всей ее простоте, дает ряд существенных недостатков в конструкции:

  • Во-первых, это возможный дисбаланс конструкции, особенно изготовленной самостоятельно или на заказ.
  • Во-вторых, усилия со шлифовального диска передаются непосредственно на опоры или подшипники двигателя, что вызывает их преждевременный износ. Поэтому была выбрана конструкция с разгрузкой вала двигателя через гибкую муфту.

Описание конструкции.

Исходя из первых трех требований и опыта использования подобных станков диаметр диска был выбран 80мм.

 

Общий вид шлифовального станка

Рис. 1. Общий вид шлифовального станка (без кожуха).

Конструкция состоит из трех основных узлов:

  1. Опора двигателя (1) и двигатель. Двигатель постоянного тока на номинальное напряжение 18В, 20000 об/мин. Именно такой двигатель устанавливается во многих аккумуляторных шуруповертах (а также, например, в Proxxon FBS 12/ E ), что дает возможность найти в соответствующем магазине запчастей. Он имеет шестерню на конце вала, на которою плотно садится и хорошо удерживается гибкая муфта.
    Двигатель работает в дефорсированном режиме, при напряжении 5В, при этом обороты и усилия, развиваемые станком, вполне достаточны для работы, и даже при использовании наждачного полотна №180 результат получается достаточно чистый.
  2. Опора диска (2) со шлифовальным диском (3), диск установлен на двух подшипниках 1000900 22х10х6 закрепленных в обойме (4), база расстановки подшипников достаточная для устойчивого положения оси диска. Подшипники указанной марки недорогие и доступные, их недостатки - они относительно шумные и у них нет пылезащиты. Аналог с пылезащитой - 1080900. Простейшая пылезащита может быть изготовлена из крышки от Пепси, укороченной и просверленной для прохода вала. Если при сверлении не уйти от центра и сделать небольшой допуск - пыль в подшипник уже не набивается.
  3. Опоры стола (5), направляющие (6) и стол (7).

После сборки указанных узлов их необходимо смонтировать на основании. Основание было изготовлено из доски клена. На ней устанавливаются опоры с диском и двигателем. Желательно установить их соосно, хотя резиновая муфта позволяет исправить некоторый допуск. Затем снимается диск, на вал двигателя одевается резиновая муфта, сделанная из куска шланга подходящей длины. Жесткость его можно уменьшить, если сделать в промежутке двигатель-вал разрезы вдоль оси шланга. Устанавливается диск, одновременно в подшипники и хвостиком в муфту. На диск ставится стопорное кольцо, муфту на диске можно стянуть проволочным хомутом.

 

Передаточная муфта

Рис. 2. Передаточная муфта.

Теперь можно приступить к установке опор стола. Опоры установлены на основании на двух точках, задний винт и зажимной винт. Ослабляя зажимной винт, вся конструкция может передвигаться в небольших пределах (1-2мм) в направление к диску или от него. Приблизительно устанавливается стол в горизонтальном положении и прижимается вплотную к диску - это будет примерно среднее положение заднего винта. Намечаем это положение, сверлим и устанавливает эти винты. Аналогично намечаем положение отверстия под зажимной винт и сверлим в основании сквозное отверстие.

 

Устройство для поворота и движения стола

Рис. 3. Устройство для поворота и движения стола.

Зажимной винт проходит в основании, отпуская его, мы одновременно можем изменять наклон стола и сдвигать стол в небольших пределах в горизонтальной плоскости, обеспечивая минимальный зазор до диска.
В качестве зажимного винта может быть использован мебельный болт М6х100.
Он удобен тем, что имеет под головкой четырехгранник, который после минимальной доработки напильником входит и легко скользит в пересечении пазов, не допуская вращения винта при ослаблении или затягивании болта.
Наждачная бумага наклеивается на диск с помощью двухстороннего скотча. Очень удобно при этом вынуть зажимной винт и откинуть стол.
Стол имеет паз вдоль шлифовального диска. В него, в качестве направляющей, может быть зажато практически все что угодно.
Положение направляющей можно менять, переставляя ее по пазу. Практика использования показала, что куска деревянной линейки толщиной около 2 мм вполне достаточно. Не составит никакого труда изготовить и установить какую-то <хитрую> упорную конструкцию для одной конкретной операции.

 

Шлифовальный стол

Рис. 4. Шлифовальный стол.

От первоначально идеи с установкой транспортира в качестве направляющей я отказался: места занимает много на столике. Практически проще и точнее оказалось установить угол <в черновую> по транспортиру, а потом довести его до идеала на паре пробных проходов. То же и для вертикального угла.
Зажим в паз можно делать или мебельным болтом М5х15, или М4х15 с головкой <в потай>, ее конус хорошо клинится в пазу и позволяет надежно закрепить упор. Если гайка-барашек почему-то мешает, пространство под столом позволяет перевернуть зажимной болт и разместить гайку там.

Станок можно снабдить регулятором оборотов, хотя в случае с дисковым шлифом мне кажется это излишним. Я оборудовал станок двумя переключателями - один задает направление вращения диска, другой просто включает и отключает его. В заключении на основание снизу желательно установить невысокие резиновые ножки, это значительно снизит уровень шума передаваемого на стол, и повысит устойчивость станка на столе, подходящие детали вы легко найдете в магазине автозапчастей.

 

Внешний вид шлифовалки

Рис. 5. Внешний вид шлифовалки с одетым кожухом.

Для сбора пыли станок ставится не непосредственно на стол, а в небольшой лоточек (крышка от какой-то коробки) с бортиком примерно 1 см.
Корпус, прикрывающий двигатель или подбирается готовый, или может быть легко изготовлен из кусков пластика.

 

Чертежи деталей (150K)

 

Мощности двигателя оказалось вполне достаточно не только для обработки дерева, но и для <заправки> ножей и доводки токарных резцов.

c Дмитрий Лучин, Денис Калашников, 2005

c www.shipmodeling.ru