Навивка канатов для такелажа
Теги: такелаж
Прежде всего хочется выразить огромную благодарность Дмитрию Калмыкову, предоставившего нехитрый тросомот, Светлане Бугаевой из минской компании 'Метолит' за должное понимание, терпение, помощь в выборе, и , конечно же, за предоставленные образцы нитей. Дмитрию Лучину и Денису Калашникову за консультации, рецензию и некоторые предоставленные материалы из их собственного опыта. Валентину Демину за рецензию.
Более подробно почитать о теории навивки канатов можно здесь. Альтернативный способ навивки канатов описан здесь.
По опыту изготовления моделей из наборов, и по многочисленным отзывам моделистов, оказалось, что нитки, идущие в наборе требуют замены. Если, конечно, хочется оживить модель и сделать ее более правдоподобной, а не игрушкой. Итак, вот основные недостатки ниток из наборов:
- имеют большой ворс, приходится с этим как-то бороться;
- не обладают достаточной прочностью, особенно тонкие;
- как правило, набор диаметров скуден;
- диаметр нитей обычно не соответствует заявленному (например, артезаньевские 0,15мм реально больше, чем 0,3мм);
- не имеют четкой структуры и по виду лишь отдаленно напоминают канат;
- цвет далеко не всегда соответствует реальности;
- имеют тенденцию заканчиваться, когда еще сделан не весь такелаж.
В связи с этим возникает потребность в самостоятельном изготовлении канатов, лишенных вышеперечисленных недостатков.
Чем.
Вот такое нехитрое устройство попало мне в руки. Принцип его действия довольно прост. Каждая из 3-х (или 4-х) нитей закручиваются в одну сторону тросомотом, все же вместе они завиваются в другую сторону благодаря силам природы. Работать можно как в горизонтальное плоскости, так и в вертикальной. | |
Мне было удобнее делать это вертикально. Один из минусов вертикального способа - объективное ограничение по длине получаемого каната. | |
Крутим ручку по часовой стрелке. Нить закручивается против часовой. Нити же в канат будут скручиваться по часовой стрелке. | |
Бобышка (диаметр 14мм) необходима в месте скрутки нитей, чтобы не давать им скручиваться раньше времени, а угол скручивания зависит от равномерности изначального натяжения нитей и степени их последующего закручивания. |
Как.
Городим вот такую конструкцию. Сверху в тисках тросомот. Снизу груз, который должен быть достаточно большим, чтобы не давать нитям при закрутке собираться в барашки, но и не достаточно большим, чтобы нити не рвались. Его величина подбирается экспериментальным путем. В данном случае я использовал патрон из набора Unimat 6in1. В месте свивки - бобышка из фторопласта. | |
Крутим тросомот до тех пор, пока груз сам не начнет вращаться. В этот момент интенсивность вращения ручки тросомота можно значительно уменьшить так, чтобы частота вращения нити примерно совпадала с частотой вращения груза. | |
Момент скрутки нитей. | |
В результате получаем вот такой канат. |
Что.
Один из самых больших вопросов - какие нитки использовать. Я остановился на полиэфирных. У них есть несколько довольно весомых достоинств по сравнению с другими нитями. Не ворсистые, очень крепкие, палитра цветов довольно большая, четко различаются пряди в готовом тросе, что делает его красивым, текстурным, наглядным.
Основной показатель размера нити, который нас интересует - ее диаметр. Однако в подавляющем большинстве случаев производители используют линейную плотность как основную характеристику нити. Целью данного обзора было найти некую зависимость между линейной плотностью используемых нитей и конечного диаметра получаемого каната. Линейная плотность измеряется в тексах (tex) и показывает сколько грамм весит 1 км нити. Также используется децитекс (dTex), где 1Tex=10dTex. Как можно легко догадаться, что чем больше тексов, тем толще нить.
Из нити каждого размера навивалось до 5-ти разных канатов тросовой работы. Диаметр полученного каната измерялся следующим образом: канат наматывается на стержень, делается порядка 10-30 шлагов, в зависимости от его толщины. Измеряется полученный линейный размер и делится на кол-во шлагов.
Испытания проводились над нитями трех разных производителей.
- Прядильно-ниточного комбината им Кирова, Санкт-Петербург. Нить 22Л.
- ЗАО 'Моснитки', Москва. Остальные нити с суффиксом 'Л'.
- Немецкого концерна Gutermann. Нити Skala, Tera.
Нить | dTex | Свивка | Диаметр, мм | Нить | dTex | Свивка | Диаметр, мм | |
Skala 360 | 80 | 1x3 | 0.19 | 22Л | 220 | 1x3 | 0.33 | |
Skala 360 | 80 | 2x3 | 0.26 | 22Л | 220 | 2x3 | 0.55 | |
Skala 360 | 80 | 3x3 | 0.38 | 22Л | 220 | 3x3 | 0.68 | |
Skala 240 | 120 | 1x3 | 0.22 | 70Л (1/3) | 230 | 1x3 | 0.33 | |
Skala 240 | 120 | 2x3 | 0.35 | 70Л (1/3) | 230 | 2x3 | 0.50 | |
Skala 240 | 120 | 3x3 | 0.48 | 70Л | 700 | 1x3 | 0.62 | |
Skala 200 | 150 | 1x3 | 0.26 | 70Л | 700 | 2x3 | 1.00 | |
Skala 200 | 150 | 2x3 | 0.42 | 70Л | 700 | 3x3 | 1.22 | |
Skala 200 | 150 | 3x3 | 0.48 | 130Л (1/3) | 430 | 1x3 | 0.48 | |
Tera 80 (1/3) | 115 | 1x3 | 0.27 | 130Л (1/3) | 430 | 2x3 | 0.70 | |
Tera 80 (1/3) | 115 | 2x3 | 0.36 | 130Л | 1300 | 1x3 | 0.88 | |
Tera 80 | 350 | 1x3 | 0.43 | 130Л | 1300 | 2x3 | 1.50 | |
Tera 80 | 350 | 2x3 | 0.65 | 170Л (1/3) | 560 | 1x3 | 0.60 | |
Tera 80 | 350 | 3x3 | 0.84 | 170Л (1/3) | 560 | 2x3 | 0.85 | |
Tera 60 (1/3) | 160 | 1x3 | 0.25 | 170Л | 1700 | 1x3 | 1.15 | |
Tera 60 (1/3) | 160 | 2x3 | 0.42 | 170Л | 1700 | 1x4 | 1.30 | |
Tera 60 | 500 | 1x3 | 0.62 | 170Л | 1700 | 2x3 | 1.70 | |
Tera 60 | 500 | 2x3 | 0.78 | |||||
Tera 60 | 500 | 3x3 | 0.95 | |||||
Tera 40 (1/3) | 250 | 1x3 | 0.31 | |||||
Tera 40 (1/3) | 250 | 2x3 | 0.50 | |||||
Tera 40 | 750 | 1x3 | 0.62 | |||||
Tera 40 | 750 | 2x3 | 0.95 | |||||
Tera 40 | 750 | 3x3 | 1.25 | |||||
Tera 30 (1/3) | 330 | 1x3 | 0.38 | |||||
Tera 30 (1/3) | 330 | 2x3 | 0.57 | |||||
Tera 30 | 1000 | 1x3 | 0.72 | |||||
Tera 30 | 1000 | 2x3 | 1.00 | |||||
Tera 30 | 1000 | 3x3 | 1.45 | |||||
Tera 20 (1/3) | 500 | 1x3 | 0.50 | |||||
Tera 20 (1/3) | 500 | 2x3 | 0.75 | |||||
Tera 20 | 1500 | 1x3 | 1.00 | |||||
Tera 20 | 1500 | 2x3 | 1.50 | |||||
Tera 10 (1/3) | 1000 | 1x3 | 0.68 | |||||
Tera 10 (1/3) | 1000 | 2x3 | 0.95 | |||||
Tera 10 | 3000 | 1x3 | 1.30 | |||||
Tera 10 | 3000 | 2x3 | 1.94 |
Примечание:
1/3 означает, что нить распускалась на составляющие ее стренги и из них навивался канат;
1х, 2х, 3х - количество каболок в стренге;
х3, х4 - количество стренег в канате;
реальный канат измеряется по длине окружности, здесь приведены диаметры;
Черной линией на графике показан степенной тренд.
Более полную информацию об отечественном производителе можно почерпнуть из приведенных ниже графиков, любезно предоставленных Дмитрием Лучиным. Графики теоретические, незаменимы для ориентировки, и на практике на них вполне можно полагаться.
На левом графике видна зависимость диаметра трехстренгового каната тросовой работы (по вертикале) от толщины используемой каболки (тип нити марки 'Л') и количества каболок (нитей) в стренге (по горизонтали). На правом соответственно для четырехстренгового каната.
Четырехстренговый канат скручиваться плотно не может, поэтому он может быть с браком. Чтобы этого не было, надо вводить сердечник толщиной примерно в половину толщины стренги.
Кроме того, по этим графикам можно довольно просто для любой нити спрогнозировать диаметр получаемого каната в зависимости от количества каболок. Например, намотав пробный канат 1х3 (три стренги в одну каболку), получился канат диаметром 0.6мм. Ставим точку на плоскости левого графика. Она попадает между линиями для 42Л и 70Л. От этой точки по образу соседних линий (42Л и 70Л) рисуем подобную им кривую. В результате получим примерную зависимость диаметра каната от количества используемых нитей данного типа в каболке.
Вот необходимые цвета:
- по каталогу Gutermann:
черный - 0000;
темно-коричневый - 696 (Skala 360, 240, 200) и 452 (Tera);
рыжий - 180 (Skala 360, 240, 200) и 448 (Tera);
бежевый - 464 (Skala 360, 240, 200) и 131 (Tera).
- по каталогу ПНК Кирова, Питер:
темн-кор - 5312;
беж - 5304;
рыж - 4612;
телесный - 4604;
- по каталогу ЗАО Моснитки, Москва:
темн-кор - 104;
беж - 099;
рыж - 097;
телесный - 094.
Для примера качества получаемых канатов приведу фотографию брюка, сделанного из 1/3 70Л в три стренги, бензель сделан из 22Л, сначала распущенной на две нити по 11Л, а потом заново свитой в две стренги.
Также в качестве справочной информации приведу таблицы расчета стоячего и бегучего такелажа. (Источник - Хоккель. Т.е данные для усредненного корабля 18го века). В колонке 'Реальный диаметр' приведены цифры для масштаба 1:90 в случае, если толщина грот-мачты составляет 10мм. Вот готовые таблицы для расчета, достаточно подставить заранее просчитанный размер грота-штага, все остальное пересчитается автоматически.
<Обсудить на форуме, задать вопрос автору>
© Алексей Доманов, Минск
3 мая 2005 г.
© shipmodeling.ru
Статьи на тему:
02.07.2014 | Гаки своими руками |
10.07.2013 | Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging Period Fore-and-Aft Craft " |
05.04.2013 | Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging period ship models" |
28.10.2011 | Перевод книги Historic Ship Models |
23.12.2006 | Приспособление для обвязки блоков |
08.06.2004 | Технология изготовления блоков путем заливки смолы в формы |
19.02.2004 | Изготовление миниатюрных блоков |
17.12.2003 | Клетневание троса |
25.09.2003 | Изготовление тросов |
14.09.2003 | Станок для изготовления крученого троса |