Табель Петра I о корабельных пропорциях
Теги: Петровский флот
Тема стандартизации размерений парусных кораблей русского флота далеко не нова в специальной литературе [1]. Нашла она отражение и в публикуемой ниже подборке статей, посвященной истории развития российского флота. Тем не менее специально этот вопрос еще не исследовался, хотя и имеет большую научную значимость. Процесс стандартизации размерений кораблей Петровской эпохи отражал достигнутый отечественным судостроением уровень научно-технической мысли. Представляется также возможным сопоставить достижения русских мастеров к концу правления Петра I с успехами кораблестроителей в других развитых европейских государствах.
Еще в начале строительства Азовского флота «кумпанствами» Петр I убедился в необходимости преодоления разнобоя в пропорциях боевых кораблей. Именно тогда появилась мысль о введении в русском военном флоте общих для всех кораблестроителей стандартизированных типов судов «доброй препорции». Таблицу стандартов для основных размерений различных типов судов он разработал совместно с корабельным мастером Ф. М. Скляевым; особым указом строжайше запрещалось отступать от этого табеля. В своем «Рассуждении препорции кораблям», созданном в 1705 г., Петр снова предписывал мастерам строго обязательные размерения 82- и 60-пушечных кораблей [2].
Потребность в разработке и законодательном утверждении табеля «добрых препорции» не уменьшалась, а возрастала. Создание табеля корабельных пропорций означало крупный шаг вперед на пути более широкого внедрения научных методов организации судостроения; это позволяло надежно обеспечить высокие мореходные качества кораблей, упростить заготовку и первичную обработку различных деталей, ввести их стандартизацию, что сократило бы расходы на строительство, ремонт и содержание флота. Для того, чтобы табель мог действительно стать документом долговременного действия, не сковывавшим поступательное движение творческой мысли, он должен был не только воплотить в себе большой опыт строительства, навигационной практики и боевого использования кораблей, но и учесть наметившиеся тенденции развития судостроения. Кратковременность действия первых положений по стандартизации основных размерений кораблей объясняется, очевидно, нелегким периодом становления России как судостроительной и морской державы [1].
В начале XVIII в. уже существовали предпосылки для создания такого документа. Сформировавшаяся русская школа морского кораблестроения отвечала техническому уровню того времени. Ярким примером может служить, в частности, факт разработки в 20-х годах «Табеля о корабельных препорциях», явившегося важным итогом в развитии отечественной кораблестроительной школы. Подлинник этого исторического документа, ранее не публиковавшегося, удалось обнаружить в фондах ЦГАВМФ СССР; современники называли его обычно «Препорции о кораблях всякого ранга», «Препорция каждого рангу о кораблях», а после смерти Петра за ним прочно закрепилось название «Табель о корабельных препорциях» [3].
Непосредственная разработка табеля началась не позднее марта 1723 г.; именно тогда корабельные мастера Ф. Скляев, О. Най, Р. Козенц, Р. Броун, Г. Рамз и «главнейший корабельный мастер Петр Алексеевич Михайлов» (сам царь) представили в обер-сарваерскую (судостроительную) контору свои варианты размерений кораблей. Петр I предложил тогда размерения для 96-, 80-, 70-, 64-, 54-, 42-, 32-, 26- и 16-пушечных судов. Все эти страницы, кроме листа О. Ная, представленного 23 марта 1723 г., не датированы; однако в «Описи делам и письмам... по конторе обер-сарваерской» они охарактеризованы как '1723 году. В марте в разных числах снесенные ведомости от всех корабельных мастеров за их [подписями] о препорции всех рангов кораблей...'. После рассмотрения этих ведомостей Петр взялся за составление свободного «согласия» об основных размерениях 96-, 80-, 66-, 54- и 32-пушечных судов; первое такое «согласие» для 96-пушечных кораблей Петр сначала и до конца делал сам. Пометка канцеляриста «Писано собственною императорского величества рукою марта 28 дня 1723 году» позволяет установить дату событий; в этом документе (таблица) отсутствовали два первых и два последних пункта - они появились несколько позднее в табеле от 20 мая того же года. На всех таблицах размерений для 80-, 66-, 54- и 32-пушечных судов есть одинаковая помета: «Сие согласие сочинено и подписано собственною его величества рукою мая 17 дня». Через три дня был составлен сводный табель, причем вместо ранга 96-пушечных кораблей Петр ввел ранг 100-пушечных; под этим документом подписались Г. А. Меншиков, Г. Рамз, Р. Броун, Р. Козенц, О. Най, Петр Михайлов и обер-сарваер И. М. Головин, а вот подпись Ф. М. Скляева, также участвовавшего в этой разработке, почему-то отсутствует [3, 4].
Внутренний смысл выбора для дальнейшего строительства именно 100-, 80-, 66 и 54-пушечных рангов линейных кораблей становится понятен и очевиден, если учесть, что на нижней палубе (деке) следовало иметь с одного борта у 100-пушечных кораблей 14 пушек, у 80-пушечных - 13, у 66-пушечных - 12, и у 54-пушечных - 11, то есть различие между этими рангами определялось разницей в одну пушку (соответственно и местом для нее), помещаемую с одного борта корабля на нижней палубе [3].
19 декабря 1723 г. в обер-сарваерской конторе Петр провел «консилиум» с мастерами о пропорции кораблей всех рангов. Через два дня обер-сарваер И. М. Головин подписал табель, и в тот же день его передали в Адмиралтейств-коллегию, а оттуда уже в копиях разослали 23 января 1724 г. в Кронштадт, Ревель и другие места [3, 4].
Петр и впоследствии работал над этим. В архиве хранятся его пометки, датированные январем 1724 г., с перечислением ближайших дел; в одной из них говорится «О книге корабельных препорции и прочих» [5]. 17 января он «по утру ... в своей конторке писал препорции корабельные» [6], а на следующий день образцы «для прописи препорции» были посланы корабельным мастерам Наю, Козенцу, Броуну и Рамзу по таким размерениям, как высота палуб, борта на мидель-шпангоуте и бака. Известно, что 7 февраля того же года он работал над новым табелем о корабельных пропорциях, в котором оставил лишь первые три пункта положений от 20 мая 1723 г. 8 февраля 1724 г. Петр I указал в обер-сарваерской конторе изъять все разосланные экземпляры табеля. Запись в протоколе Адмиралтейств-коллегий говорит о том, что царь решением от 7 февраля оставил в силе первые три пункта табеля 20 мая 1723 г. [3, 4].
Петр продолжал работать и над размерами окон (пушечных портов) судов новых рангов, что имело принципиальное значение для соблюдения прочности деревянных конструкций. Еще на «консилиуме» 19 декабря 1723 г. одновременно с табелем были утверждены ширина окон, высота их нижнего края от воды. 4 февраля Петр составил таблицу «Вышина окнам в свету по калибрам» для 30-, 24-, 18 и 12-фунтовых орудий, а 7 февраля дополнил ее размерами окон для 6-фунтовых пушек [3, 4]. Очевидно, он хотел включить в новый штат флота и роспись калибров пушек по декам, появившуюся еще в 1722 г. в «Регламенте о управлении адмиралтейства и верфи» и вошедшую затем в штат 1732 г. [7], но трагическая кончина помешала ему сделать это. Указом от 28 июня 1725 г. Екатерина I подтвердила действие табеля 1724 г. (переработанный и выполненный Петром I «Табель» от 20 мая 1723 г.), который как говорилось в указе, «и поныне содержится в обер-сарваерской конторе...» [3]; в 1732 г. его включили в новый корабельный штат, за исключением размерений 100-пушечных кораблей, ранг которых упразднили [7].
Сводный табель пропорций кораблей и фрегатов
Основные размерения, м
|
100
|
80
|
66
|
54
|
32
|
---|---|---|---|---|---|
Длина по нижней палубе
|
54,43
|
51,51
|
47,40
|
43,59
|
35,97
|
Ширина без досок (обшивки)
|
15,09
|
14,12
|
12,65
|
11,58
|
9,60
|
Глубина интрюма
|
6,63
|
6,27
|
5,49
|
5,06
|
4,27
|
Ширина флака от ширины корабля
в долях |
2/5 или 3/8
|
2/5 или 3/8
|
3/8 или 1/3
|
1/3
|
1/3
|
Уклон општотов от ширины корабля
|
1/8
|
1/8
|
1,3
|
1/5
|
0,91
|
Расстояние первого окна заднего
края от ахтерштевня |
2,74
|
2,74
|
2,59 или 2,90
|
2,59
|
2,44
|
Расстояние между шпангоутами
|
3,45
|
3,45
|
3,45
|
3,45
|
3,45
|
Длина гек-балки не меньше от
ширины корабля |
2/3
|
2/3
|
2/3 или 3/5
|
2/3 или 3/5
|
2/3 или 3/5
|
Прогиб гек-балки вдоль корабля
на каждом футе его длины |
1/2
|
1/2
|
1/2
|
1/2
|
1/2
|
Расстояние бака от форштевня от
внутреннего края юдора |
1,22
|
1,22
|
1,17
|
1,09
|
0,91
|
Примечание. Цифрами 100, 80, 60, 54, 32 обозначены ранги кораблей по числу пушек; флак - параметр, характеризующий изменение обводов плоской части днища по длине корабля (определяется шириной и высотой плоской части днища на мидель-шпангоуте); уклон општота - геометрический параметр, характеризующий отклонение верхней точки шпангоута на уровне планширя от вертикали борта; гек-балка - голландский термин для обозначения винтранца (верхней части транца); юдоры - усиленные шпангоуты, прилегающие непосредственно к форштевню и являющиеся основанием для бушприта; в оригинале табеля все размерения приведены в английских футах (1 фут - 0,3048 м).
Табели 1723 и 1724 гг. сразу же стали основой для строительства кораблей; так, уже 29 июня 1723 г. Петр Михайлов заложил в соответствии с новым стандартом первый в России 100-пушечный корабль, получивший позднее название «Петр I и II»; точно по табельным размерениям заложили в следующем году 54-пушечный корабль «Петр II» и 32-пушечный фрегат «Россия» [8]. Следует особо подчеркнуть, что предусматривалось заметное увеличение главных размерений кораблей по сравнению даже с недавно построенными и особенно приобретенными за границей; это способствовало улучшению их мореходных и боевых качеств, давало, в частности, возможность поднять повыше над уровнем воды пушечные порты.
Схема бокового вида 32-пушечного фрегата «Россия» (заложен 20 декабря 1724 г., строитель Р. Броун)
Таким образом, российские корабельные мастера во главе с Петром одними из первых в мире учли наметившуюся тенденцию к постепенному увеличению главных размерений кораблей при сохранении того же артиллерийского вооружения. Так, например, Адмиралтейство Великобритании только через два десятилетия (1741 и 1745 гг.) утвердило постановления о строительстве кораблей, по размерениям близких к указанным в петровских табелях 1723 и 1724 гг.; но и после этих английских нововведений русские корабли самых крупных рангов продолжали отличаться большими размерениями; если по действовавшим тогда английским установлениям длина 100-пушечных кораблей по нижней палубе составляла 53 м, наибольшая ширина 15,2 м, глубина интрюма 6,1 м, то в петровских табелях указаны соответственно 54,5, 15,1 (без досок) и 6,64 м; только в 1741 и 1745 гг. англичане решили увеличить основные размерения 100-пушечных кораблей [9]. Сравнивая английские и отечественные размерения кораблей других рангов, придем к тем же выводам. Следует также отметить, что определенные в 1724 г. границы главных размерений русских кораблей не ограничивали возможности для дальнейшего совершенствования надстроек, усиления продольной прочности корпуса и т. д.
Табель о корабельных пропорциях 1724 г. сыграл большую роль в истории русского кораблестроения. В полном соответствии с указанными в нем размерениями с 1741 г. («Св. Павел») по 1766 г. («Чесма») было заложено десять 80-пушечных кораблей; с 1731 («Слава России») по 1771 г. («Ингерманландия») из 58 построенных 66-пушечных кораблей 50 строго соответствовали петровскому узаконению, а остальные лишь незначительно отличались от него. Из заложенных с 1724 («Петр II») по 1764 г. («Азия») двадцати 54-пушечных кораблей шестнадцать строились точно по табелю 1724 г. Все эти корабли в 30 - 60 годы XVIII в. составляли ядро русского флота. Первый 32-пушечный фрегат («Россия») заложили в 1724 г, а последний, пятнадцатый («Африка»), - в 1764 г.; за эти 40 лет лишь у четырех из них размерения не совпадали с предусмотренными табелем [8].
Всего до начала 70-х годов XVIII в. строго по табелю было заложено 91 линейный корабль и фрегат; они находились на службе до 90-х годов XVIII в. Так, 32-пушечный фрегат «Африка» разобрали в 1790 г., 66-пушечный корабль «Дмитрий Донской» находился в строю до 1791 г. Это красноречиво говорит об очень высоком уровне русского военного судостроения того времени, документально подтверждаемом как табелем о корабельных пропорциях, разработанным великим реформатором России, до этого не имевшей ни выхода в море, ни самого флота, так и качеством построенных судов.
ЛИТЕРАТУРА
-
Судостроение, 1979, № 11, с. 60; 1984, N° 10, с. 54.
-
Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 3. СПб., 1883, с. 475, 478, 488.
-
ЦГАВМФ, ф. 223, оп. 1, д. 23, л. 204 (подлинник табеля без даты), 205, 206, 210, 248, 252 - 255, 257, 258, 267, 357 - 358, 369 - 373, 375, 378 - 383, 385 - 386, 391 - 391 об., 398 - 398 об., д. 30, л. 82, 84 - 85, д. 32, л. 43 - 43 об., 48 - 51, д. 74, л. 111, 118 об., 129 - 129 об.; ф. 315, оп. 1, д. 25, л. 1 об.
-
ЦГАДА, ф. 9, оп. 1, д. 16, л. 90 об. - 91, д. 17, л. 35; ф. 248, оп. 10, д. 544, л. 69 об.
-
Архив Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР, ф. 270, оп. 1, д. 106, л. 275 - 275 об., 52.
-
Походный журнал 1724 г. СПб., 1855, с. 34.
-
Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830, т. 44, ч. 1. Книга штатов, отд. 2, с. 3; т. 6, с. 527, 560; т. 8, с. 767 - 768.
-
Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. СПб., 1872, с. 18 - 37, 78 - 83.
-
Clowes W. The Royal Navy. A history from the earliest times to the present. London, 1898, vol.3, p. 8 - 10, 12.
П. А. Кротов
'Судостроение', 1986, № 9.
Статьи на тему: