7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Табель Петра I о корабельных пропорциях

Табель Петра I о корабельных пропорциях

Теги: Петровский флот

Тема стандартизации размерений парусных кораблей русского флота далеко не нова в специальной литературе [1]. Нашла она отражение и в публикуемой ниже подборке статей, посвященной истории развития российского флота. Тем не менее специально этот вопрос еще не исследовался, хотя и имеет большую научную значимость. Процесс стандартизации размерений кораблей Петровской эпохи отражал достигнутый отечественным судостроением уровень научно-технической мысли. Представляется также возможным сопоставить достижения русских мастеров к концу правления Петра I с успехами кораблестроителей в других развитых европейских государствах.

 

Еще в начале строительства Азовского флота «кумпанствами» Петр I убедился в необходимости преодоления разнобоя в пропорциях боевых кораблей. Именно тогда появилась мысль о введении в русском военном флоте общих для всех кораблестроителей стандартизированных типов судов «доброй препорции». Таблицу стандартов для основных размерений различных типов судов он разработал совместно с корабельным мастером Ф. М. Скляевым; особым указом строжайше запрещалось отступать от этого табеля. В своем «Рассуждении препорции кораблям», созданном в 1705 г., Петр снова предписывал мастерам строго обязательные размерения 82- и 60-пушечных кораблей [2].
Потребность в разработке и законодательном утверждении табеля «добрых препорции» не уменьшалась, а возрастала. Создание табеля корабельных пропорций означало крупный шаг вперед на пути более широкого внедрения научных методов организации судостроения; это позволяло надежно обеспечить высокие мореходные качества кораблей, упростить заготовку и первичную обработку различных деталей, ввести их стандартизацию, что сократило бы расходы на строительство, ремонт и содержание флота. Для того, чтобы табель мог действительно стать документом долговременного действия, не сковывавшим поступательное движение творческой мысли, он должен был не только воплотить в себе большой опыт строительства, навигационной практики и боевого использования кораблей, но и учесть наметившиеся тенденции развития судостроения. Кратковременность действия первых положений по стандартизации основных размерений кораблей объясняется, очевидно, нелегким периодом становления России как судостроительной и морской державы [1].
В начале XVIII в. уже существовали предпосылки для создания такого документа. Сформировавшаяся русская школа морского кораблестроения отвечала техническому уровню того времени. Ярким примером может служить, в частности, факт разработки в 20-х годах «Табеля о корабельных препорциях», явившегося важным итогом в развитии отечественной кораблестроительной школы. Подлинник этого исторического документа, ранее не публиковавшегося, удалось обнаружить в фондах ЦГАВМФ СССР; современники называли его обычно «Препорции о кораблях всякого ранга», «Препорция каждого рангу о кораблях», а после смерти Петра за ним прочно закрепилось название «Табель о корабельных препорциях» [3].
Непосредственная разработка табеля началась не позднее марта 1723 г.; именно тогда корабельные мастера Ф. Скляев, О. Най, Р. Козенц, Р. Броун, Г. Рамз и «главнейший корабельный мастер Петр Алексеевич Михайлов» (сам царь) представили в обер-сарваерскую (судостроительную) контору свои варианты размерений кораблей. Петр I предложил тогда размерения для 96-, 80-, 70-, 64-, 54-, 42-, 32-, 26- и 16-пушечных судов. Все эти страницы, кроме листа О. Ная, представленного 23 марта 1723 г., не датированы; однако в «Описи делам и письмам... по конторе обер-сарваерской» они охарактеризованы как '1723 году. В марте в разных числах снесенные ведомости от всех корабельных мастеров за их [подписями] о препорции всех рангов кораблей...'. После рассмотрения этих ведомостей Петр взялся за составление свободного «согласия» об основных размерениях 96-, 80-, 66-, 54- и 32-пушечных судов; первое такое «согласие» для 96-пушечных кораблей Петр сначала и до конца делал сам. Пометка канцеляриста «Писано собственною императорского величества рукою марта 28 дня 1723 году» позволяет установить дату событий; в этом документе (таблица) отсутствовали два первых и два последних пункта - они появились несколько позднее в табеле от 20 мая того же года. На всех таблицах размерений для 80-, 66-, 54- и 32-пушечных судов есть одинаковая помета: «Сие согласие сочинено и подписано собственною его величества рукою мая 17 дня». Через три дня был составлен сводный табель, причем вместо ранга 96-пушечных кораблей Петр ввел ранг 100-пушечных; под этим документом подписались Г. А. Меншиков, Г. Рамз, Р. Броун, Р. Козенц, О. Най, Петр Михайлов и обер-сарваер И. М. Головин, а вот подпись Ф. М. Скляева, также участвовавшего в этой разработке, почему-то отсутствует [3, 4].
Внутренний смысл выбора для дальнейшего строительства именно 100-, 80-, 66 и 54-пушечных рангов линейных кораблей становится понятен и очевиден, если учесть, что на нижней палубе (деке) следовало иметь с одного борта у 100-пушечных кораблей 14 пушек, у 80-пушечных - 13, у 66-пушечных - 12, и у 54-пушечных - 11, то есть различие между этими рангами определялось разницей в одну пушку (соответственно и местом для нее), помещаемую с одного борта корабля на нижней палубе [3].
19 декабря 1723 г. в обер-сарваерской конторе Петр провел «консилиум» с мастерами о пропорции кораблей всех рангов. Через два дня обер-сарваер И. М. Головин подписал табель, и в тот же день его передали в Адмиралтейств-коллегию, а оттуда уже в копиях разослали 23 января 1724 г. в Кронштадт, Ревель и другие места [3, 4].

 

Петр и впоследствии работал над этим. В архиве хранятся его пометки, датированные январем 1724 г., с перечислением ближайших дел; в одной из них говорится «О книге корабельных препорции и прочих» [5]. 17 января он «по утру ... в своей конторке писал препорции корабельные» [6], а на следующий день образцы «для прописи препорции» были посланы корабельным мастерам Наю, Козенцу, Броуну и Рамзу по таким размерениям, как высота палуб, борта на мидель-шпангоуте и бака. Известно, что 7 февраля того же года он работал над новым табелем о корабельных пропорциях, в котором оставил лишь первые три пункта положений от 20 мая 1723 г. 8 февраля 1724 г. Петр I указал в обер-сарваерской конторе изъять все разосланные экземпляры табеля. Запись в протоколе Адмиралтейств-коллегий говорит о том, что царь решением от 7 февраля оставил в силе первые три пункта табеля 20 мая 1723 г. [3, 4].
Петр продолжал работать и над размерами окон (пушечных портов) судов новых рангов, что имело принципиальное значение для соблюдения прочности деревянных конструкций. Еще на «консилиуме» 19 декабря 1723 г. одновременно с табелем были утверждены ширина окон, высота их нижнего края от воды. 4 февраля Петр составил таблицу «Вышина окнам в свету по калибрам» для 30-, 24-, 18 и 12-фунтовых орудий, а 7 февраля дополнил ее размерами окон для 6-фунтовых пушек [3, 4]. Очевидно, он хотел включить в новый штат флота и роспись калибров пушек по декам, появившуюся еще в 1722 г. в «Регламенте о управлении адмиралтейства и верфи» и вошедшую затем в штат 1732 г. [7], но трагическая кончина помешала ему сделать это. Указом от 28 июня 1725 г. Екатерина I подтвердила действие табеля 1724 г. (переработанный и выполненный Петром I «Табель» от 20 мая 1723 г.), который как говорилось в указе, «и поныне содержится в обер-сарваерской конторе...» [3]; в 1732 г. его включили в новый корабельный штат, за исключением размерений 100-пушечных кораблей, ранг которых упразднили [7].

 

Сводный табель пропорций кораблей и фрегатов

Основные размерения, м
100
80
66
54
32
Длина по нижней палубе
54,43
51,51
47,40
43,59
35,97
Ширина без досок (обшивки)
15,09
14,12
12,65
11,58
9,60
Глубина интрюма
6,63
6,27
5,49
5,06
4,27
Ширина флака от ширины корабля
в долях
2/5 или 3/8
2/5 или 3/8
3/8 или 1/3
1/3
1/3
Уклон општотов от ширины корабля
1/8
1/8
1,3
1/5
0,91
Расстояние первого окна заднего
края от ахтерштевня
2,74
2,74
2,59 или 2,90
2,59
2,44
Расстояние между шпангоутами
3,45
3,45
3,45
3,45
3,45
Длина гек-балки не меньше от
ширины корабля
2/3
2/3
2/3 или 3/5
2/3 или 3/5
2/3 или 3/5
Прогиб гек-балки вдоль корабля
на каждом футе его длины
1/2
1/2
1/2
1/2
1/2
Расстояние бака от форштевня от
внутреннего края юдора
1,22
1,22
1,17
1,09
0,91

 

Примечание. Цифрами 100, 80, 60, 54, 32 обозначены ранги кораблей по числу пушек; флак - параметр, характеризующий изменение обводов плоской части днища по длине корабля (определяется шириной и высотой плоской части днища на мидель-шпангоуте); уклон општота - геометрический параметр, характеризующий отклонение верхней точки шпангоута на уровне планширя от вертикали борта; гек-балка - голландский термин для обозначения винтранца (верхней части транца); юдоры - усиленные шпангоуты, прилегающие непосредственно к форштевню и являющиеся основанием для бушприта; в оригинале табеля все размерения приведены в английских футах (1 фут - 0,3048 м).

 

Табели 1723 и 1724 гг. сразу же стали основой для строительства кораблей; так, уже 29 июня 1723 г. Петр Михайлов заложил в соответствии с новым стандартом первый в России 100-пушечный корабль, получивший позднее название «Петр I и II»; точно по табельным размерениям заложили в следующем году 54-пушечный корабль «Петр II» и 32-пушечный фрегат «Россия» [8]. Следует особо подчеркнуть, что предусматривалось заметное увеличение главных размерений кораблей по сравнению даже с недавно построенными и особенно приобретенными за границей; это способствовало улучшению их мореходных и боевых качеств, давало, в частности, возможность поднять повыше над уровнем воды пушечные порты.

 

Схема бокового вида

Схема бокового вида 32-пушечного фрегата «Россия» (заложен 20 декабря 1724 г., строитель Р. Броун)

 

Таким образом, российские корабельные мастера во главе с Петром одними из первых в мире учли наметившуюся тенденцию к постепенному увеличению главных размерений кораблей при сохранении того же артиллерийского вооружения. Так, например, Адмиралтейство Великобритании только через два десятилетия (1741 и 1745 гг.) утвердило постановления о строительстве кораблей, по размерениям близких к указанным в петровских табелях 1723 и 1724 гг.; но и после этих английских нововведений русские корабли самых крупных рангов продолжали отличаться большими размерениями; если по действовавшим тогда английским установлениям длина 100-пушечных кораблей по нижней палубе составляла 53 м, наибольшая ширина 15,2 м, глубина интрюма 6,1 м, то в петровских табелях указаны соответственно 54,5, 15,1 (без досок) и 6,64 м; только в 1741 и 1745 гг. англичане решили увеличить основные размерения 100-пушечных кораблей [9]. Сравнивая английские и отечественные размерения кораблей других рангов, придем к тем же выводам. Следует также отметить, что определенные в 1724 г. границы главных размерений русских кораблей не ограничивали возможности для дальнейшего совершенствования надстроек, усиления продольной прочности корпуса и т. д.
Табель о корабельных пропорциях 1724 г. сыграл большую роль в истории русского кораблестроения. В полном соответствии с указанными в нем размерениями с 1741 г. («Св. Павел») по 1766 г. («Чесма») было заложено десять 80-пушечных кораблей; с 1731 («Слава России») по 1771 г. («Ингерманландия») из 58 построенных 66-пушечных кораблей 50 строго соответствовали петровскому узаконению, а остальные лишь незначительно отличались от него. Из заложенных с 1724 («Петр II») по 1764 г. («Азия») двадцати 54-пушечных кораблей шестнадцать строились точно по табелю 1724 г. Все эти корабли в 30 - 60 годы XVIII в. составляли ядро русского флота. Первый 32-пушечный фрегат («Россия») заложили в 1724 г, а последний, пятнадцатый («Африка»), - в 1764 г.; за эти 40 лет лишь у четырех из них размерения не совпадали с предусмотренными табелем [8].
Всего до начала 70-х годов XVIII в. строго по табелю было заложено 91 линейный корабль и фрегат; они находились на службе до 90-х годов XVIII в. Так, 32-пушечный фрегат «Африка» разобрали в 1790 г., 66-пушечный корабль «Дмитрий Донской» находился в строю до 1791 г. Это красноречиво говорит об очень высоком уровне русского военного судостроения того времени, документально подтверждаемом как табелем о корабельных пропорциях, разработанным великим реформатором России, до этого не имевшей ни выхода в море, ни самого флота, так и качеством построенных судов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Судостроение, 1979, № 11, с. 60; 1984, N° 10, с. 54.
  2. Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 3. СПб., 1883, с. 475, 478, 488.
  3. ЦГАВМФ, ф. 223, оп. 1, д. 23, л. 204 (подлинник табеля без даты), 205, 206, 210, 248, 252 - 255, 257, 258, 267, 357 - 358, 369 - 373, 375, 378 - 383, 385 - 386, 391 - 391 об., 398 - 398 об., д. 30, л. 82, 84 - 85, д. 32, л. 43 - 43 об., 48 - 51, д. 74, л. 111, 118 об., 129 - 129 об.; ф. 315, оп. 1, д. 25, л. 1 об.
  4. ЦГАДА, ф. 9, оп. 1, д. 16, л. 90 об. - 91, д. 17, л. 35; ф. 248, оп. 10, д. 544, л. 69 об.
  5. Архив Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР, ф. 270, оп. 1, д. 106, л. 275 - 275 об., 52.
  6. Походный журнал 1724 г. СПб., 1855, с. 34.
  7. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830, т. 44, ч. 1. Книга штатов, отд. 2, с. 3; т. 6, с. 527, 560; т. 8, с. 767 - 768.
  8. Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. СПб., 1872, с. 18 - 37, 78 - 83.
  9. Clowes W. The Royal Navy. A history from the earliest times to the present. London, 1898, vol.3, p. 8 - 10, 12.

 

П. А. Кротов
'Судостроение', 1986, № 9.


Статьи на тему:
14.05.2011Уникальный рисунок первого русского линейного корабля «Гото Предестинация»
21.04.0005Ингермандланд
11.01.0005Зарубежные верфи - петровскому флоту
07.10.0004Статья о вкладе Голландии в становление российского флота Петра I
26.08.0004Первый отечественный кораблестроительный Регламент
01.01.1970Ingermanland
01.01.1970Ingermanland (улучшенная версия)