+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Штаты Черноморского парусного флота

Теги: Черноморский флот

Большинство исследователей истории отечественного судостроения и флота за точку отсчета планомерного развития Черноморского флота принимают 1785 г. - год утверждения первых штатов флота и адмиралтейства на Черном море. Однако они упускают из виду, что: в предшествовавшем десятилетии, когда была основана Херсонская верфь и построены первые линейные корабли, этот процесс происходил не хаотически, а регламентировался соответствующими государственными документами, которые, как и позднейшие штаты, в целом определяли комплекс необходимых организационных мер.
Первый документ, определивший численный состав будущего российского флота на Черном море, - указ императрицы от 11 декабря 1775 г. в адрес Адмиралтейств-коллегий [1]. В его двенадцати статьях содержались основные положения и предложения по созданию морских сил в Днепровском лимане, отошедшем к России в июле 1774 г. по Кучук-Кайнарджийскому мирному трактату. Весьма ограниченные размеры и глубины этого лимана, в котором намечалось строить военный порт, обусловили принятие уникального в отечественной морской практике решения: три четверти общего числа линейных кораблей (примерно пятнадцать) оставлять в мирное время на стапелях в состоянии максимальной готовности. Эти же причины вынудили Адмиралтейств-коллегию ограничить 60-пушечным рангом намеченные к постройке корабли. 26 мая 1779 г. на Херсонской верфи по указанию Главнокомандующего вооруженными силами юга России Г. А. Потемкина был заложен первый 60-пушечный корабль, получивший название «Св. Екатерина».
В марте 1781 г. императрица подписала указ, в котором предусматривался ряд мер по укреплению флота и развитию судостроения на Черном море на ближайший период [1]. Предусматривалась постройка и содержание в Херсоне флота из двенадцати 66-пушечных кораблей с соответствующим числом фрегатов, разведывательных, посыльных и транспортных судов. Два первых линейных корабля заложили здесь значительно ранее появления царского указа - еще 7 июля 1780 г., а 28 июля следующего года там же состоялась торжественная закладка еще четырех 66-пушечных кораблей.
8 апреля 1783 г. бывшее Крымское ханство вошло в состав Российской империи, что позволило приступить к освоению побережья Крыма и, в частности, Ахтиарской бухты, избранной для базирования Черноморского флота. Представленные Г. А. Потемкиным штаты адмиралтейству и флоту на Черном море были утверждены 13 августа 1785 г. Состав Черноморского флота определялся следующим: два 80- и десять 66-пушечных кораблей, восемь 50-, шесть 32- и шесть 22-пушечных фрегатов. Царский рескрипт узаконивал самостоятельность судостроения и флота на Черном море, их полную независимость от Адмиралтейств-коллегии [2]. Для управления всеми флотскими делами организовывалось Черноморское адмиралтейское правление - своего рода уменьшенная копия Адмиралтейств-коллегии. Судостроение на азовских верфях во главе с Таганрогской адмиралтейской конторой изымалось из ведения коллегии и передавалось в подчинение Черноморскому правлению, которое, как и флот, поступало в полное распоряжение Г. А. Потемкина [1].
Черноморское адмиралтейское правление способствовало успехам в строительстве флота. Отделение правления от Адмиралтейств-коллегии позволяло ему самостоятельно, в зависимости от конкретных местных условий распределять финансовые, трудовые и материальные ресурсы, выделявшиеся на создание флота и развитие судостроительной базы. На херсонских эллингах, освобождавшихся от постройки кораблей 66-пушечного ранга, закладывались корабли и фрегаты по проектам, разработанным в Херсонском адмиралтействе; они более полно отвечали специфическим условиям черноморского бассейна.
Исходя из опыта победоносно заканчивавшейся войны с Турцией и своих далеко идущих планов борьбы за проливы, Г. А. Потемкин весной 1791 г. разработал обширную программу дальнейшего развития флота и судостроения на Черном море [3]. Предполагалось иметь флот из 20 линейных кораблей - трех флагманских 80- 90- и остальных 74-пушечных, четырех 40-пушечных фрегатов, а также 36 легких судов, которые составляли бы ядро гребного флота. Смерть помешала Потемкину осуществить эти планы, однако его программа в соответствии с указом Екатерины II от 28 февраля 1792 г. легла в основу новых штатов Черноморского флота, подготовку которых поручили вновь назначенному председательствующим в Черноморское правление вице-адмиралу Н. С. Мордвинову. Разработка нового штатного расписания завершилась в основном к исходу 1792 г., а в начале следующего года проект штатов отправили в Петербург на имя генерал-адъютанта П. А. Зубова. Учрежденная указом от 12 февраля 1793 г. специальная комиссия в составе адмиралов В. Я. Чичагова и П. И. Пущина, государственного казначея А. Н. Самойлова и вице-адмирала И. А. Повалишина в целом одобрила проект. 27 июля 1794 г. новые штаты черноморским парусному и гребному флотам и адмиралтействам были утверждены и направлены для исполнения Черноморскому правлению [1]. Численный состав определялся в 15 линейных кораблей, 18 фрегатов, 75 мелких судов, 50 канонерских лодок и восемь бригантин с добавлением различных портовых судов [4].
Особый комитет, учрежденный в 1796 г. для пересмотра штатов и положений, в своем докладе относительно Черного моря сообщал следующее: линейный флот предполагается свести в одну дивизию, разделенную на три эскадры, в каждой из которых будет по одному флагманскому 100-пушечному кораблю, три 74- и резервный 66-пушечный корабль. Усилить линейный флот предполагалось шестью 50-пушечными фрегатами, которые, «имея большого калибра артиллерию, могут быть употребляемы с немалого пользою не токмо в линии де-баталии, но и при входах в порты, ежели бы нужда потребовала придать оным сильнейшую оборону» [5]. Гребной флот, по мнению комитета, должен иметь «только такие суда, какие единственно нужными быть могут для защиты и обороны входов». В утвержденных 1 января 1798 г. штатах российских флотов предусматривалось, что в состав Черноморского должны входить (помимо указанных выше) четыре 36-пушечных фрегата, шесть 15 - 24-орудийных судов, три 12-пушечных катера и два бомбардирских корабля; гребной флот - четыре фрегата, три голета, десять плавбатарей, сто канонерских лодок, четыре бомбардирских катера и шесть брандвахтенных судов.
Преобразование Адмиралтейств-коллегии в Министерство морских сил удачно совпало с учреждением Комитета по образованию флота (1802 г.), которому поручалось «установить состав и размеры флота, соображаясь с морскими силами соседних государств». Предпочтение, к сожалению, отдавалось развитию сухопутных сил [6]. Таким образом, в основу реорганизации флота были положены так называемые оборонительные штаты; оговаривалось, что Черноморский флот должен соответствовать морским силам Турции; предполагалось иметь 15 основных линейных кораблей (шесть дополнительных), шесть фрегатов (четыре), три брига (два), 20 легких и 192 гребных судна. Присоединение России в 1805 г. к антифранцузской коалиции и последующее участие в серии континентальных войн отодвинули заботы о пополнении флота на задний план. К концу первой четверти XIX в. Черноморский флот насчитывал десять линейных кораблей, шесть фрегатов, 12 мелких судов и два парохода [7].
Сложность международной обстановки в 20-е годы XIX в. вновь вынудила правительство обратить серьезное внимание на возрождение флота, находившегося в полном упадке. Рескрипт от 31 декабря 1825 г. предписывал сформировать новый Комитет по образованию флота; ему вменялось в обязанности пересмотреть существовавшие штаты с относящимися к ним законоположениями и выработать новую судостроительную программу, исходя из требования, что «Россия должна быть третья по силе морская держава после Англии и Франции ... сильнее союза второстепенных морских держав» [8]. Комитет в составе вице-адмиралов Д. Н. Сенявина, А. В. Моллера, П. В. Пустошкина, А. С. Грейга, контрадмирала П. М. Рожнова, капитанов 1 ранга И. Ф. Крузенштерна, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. И. Ратманова предложил проект штатов (утверждены в 1826 г.), в соответствии с которым число кораблей «весьма достаточно не токмо к обороне, ... но и для нападательных военных действий в случае надобности ...» [9]. Эти новые штаты, ставшие последними для парусного флота, определяли следующий состав Черноморского: 14 линейных кораблей, шесть фрегатов, 29 корветов, бригов и шхун, 73 вспомогательных судна и 28 гребных; кроме того, предусматривалось наличие семи пароходов-фрегатов и 24 малых пароходов, которые, хотя и имели вспомогательное значение, своим появлением знаменовали скорый «закат» парусных кораблей как ударной силы флота.
В заключение следует подчеркнуть, что характерная особенность судостроительных программ Черноморского флота (с начала создания и до Крымской войны 1853 - 1856 гг.) заключалась в относительной стабильности его численного состава. Это достаточно четко прослеживается по числу линейных кораблей, регламентируемому штатами или аналогичными документами: 1775 г. - 20, 1781 г. - 12, 1785 г. - 12, 1794 г. - 15, 1798 г. - 15, 1803 г. - 15 основных и шесть дополнительных, 1826 г. - 14. Это обстоятельство объясняется постоянством стоявших перед флотом задач и неизменностью противника в лице турецкого флота, который по боевой мощи не только не усиливался, но и постепенно приходил в упадок. Говоря о развитии Черноморского парусного флота, следует, прежде всего, иметь в виду не количественную сторону этого процесса, а качественную, выражавшуюся, главным образом, в обновлении состава более современными кораблями.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Материалы для истории русского флота, ч. VI, СПб., 1877, с. 693 - 696, 724 - 725; ч. XV, 1895, с. 32, с. 432, 469 - 471.

Вопросы истории, 1985, № 8, с. 176 - 182.

Архив гр. Мордвиновых. Т. 1. СПб., 1901, с. 503 - 509.

Чубинский В. Историческое обозрение устройства управления морским ведомством в России. СПб., 1869, с. 120.

ЦГАВМФ, ф. 227, оп. 1, д. 68, л. 4.

Веселаго Ф. Ф. Краткая история русского флота. Вып. II. СПб., 1895, с. 306.

Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., Наука, 1973, с. 492, 493.

Морской сборник, 1911, № 4 (неофициальный отдел), с. 14.

3айончковский А. М. Восточная война 1853 - 1856 гг. Т. 1. СПб., 1908, с. 616.

 

А. Г. Сацкий
'Судостроение', 1986, № 9.


Статьи на тему:
14.10.0004Защита судов Черноморского флота от червоядия
23.09.0004Парусные линейные корабли Черноморского флота
Мы работаем по субботам