Размышления по поводу цвета стоячего такелажа
Теги: такелаж
Размышления по поводу одного вопроса.
Автору был задан вопрос: почему у многих моделей профессионального качества стоячий такелаж выполнен светлыми нитями, а не тёмными, как нас учит хрестоматийная литература. На мой взгляд, полученный ответ будет интересен многим.
- Валентин Дёмин
Ранее я бы не смог убедительно ответить на вопрос, который вы задаете. Это и сейчас вызывает споры у моделистов и у каждого из них свои аргументы.
И сейчас не могу утверждать наверняка, но на основе прочитанного в последнее время и своего прошлого флотского опыта могу предполагать, что это могло быть так. Не секрет, что во все времена люди при встречах с другими людьми старались перенимать и не мешкая внедрять у себя увиденные технические усовершенствования, рациональное использование имеющегося оборудования и добрые и не всегда (например табак) традиции других наций. Ведь совсем недаром зюйдвестка у всех морских народов одной и той же конструкции. А моряка по его форменной одежде можно определить сразу, какую бы нацию он не представлял (индус, араб или китаец). И вместе с тем существовали модные тенденции, например на ширину флотских брюк.
То же самое происходило и с парусными кораблями на протяжении не одного столетия. Приходя в чужой порт, на что прежде всего обращал свое внимание моряк? Да конечно на корабли своих коллег. Ведь недаром перед заходом в порт вся команда была озабочена наведением порядка на борту. И понятие о красоте и чистоте рангоута и такелажа складывалось на протяжении не одного десятилетия. Для моряков, служивших в те столетия, понятие о чистоте такелажа и его рациональности складывалось по-разному и имело свои особенности. Следовательно и моделист не может не учитывать этого, чтобы его модель (представляющая определенный промежуток жизнедеятельности и развития цивилизации) была как можно ближе к достоверности (ведь как не печально, человеческая жизнь коротка и нет уже тех парней, которые служили тогда и могли бы сказать: 'А вот это было не так'). И что моделистам остается делать? Либо подражать мэтрам и следовать в фарватере за ними, либо внимательно читать старые книги, которые были учебниками для тех моряков, анализировать прочтенное и на основе этого иметь свое мнение и уметь отстаивать его.
То время, которое нас интересует, было временем рационального взгляда на окружающий мир. И то, что было рационально, то и было красиво, как говорим мы. А прежний морской офицер сказал бы - чисто.
А теперь представьте себя на месте боцмана фок-мачты большого трехпалубного корабля. А корабль в это время в линии других кораблей сближается с вражеским флотом. Артиллерия обеих флотов уже начала вести огонь, но дистанция на прямое поражение корпуса еще велика и огонь ведется с главной целью - на лишение управлением кораблем - по парусам, рангоуту и такелажу. Вы же, выбрав известную вам точку наблюдения или перемещаясь по палубе, стараясь не мешать работе артиллеристов, внимательно смотрите на свое заведывание (рангоут, паруса, такелаж, снасти управления) и несколько десятков глаз подчиненных вам людей смотрят на вас. И это вы должны будете послать этих матросов на устранение повреждений, угроз возникновения пожара и прочего. Но при возникновении повреждения вы должны абсолютно точно определить, что повреждено (в этой паутине пересечений снастей управления в добавление объятых дымами от ведущей огонь артиллерии - пороха то были тогда только дымные), быстро приняв правильное решение и отдав короткую и ясную команду, отправить людей на устранение повреждения. И всё это не ожидая команды с мостика, на мостике много других дел! Вот потому на военных судах было принято чернить стоячий такелаж в отличии от бегучего, который имел свой естественный цвет, окрашивать блоки (особенно подвижные) и ноки рей в белый цвет. Все это сделано с простой целью - четко различать веревки снастей! И вот здесь рациональность этих простых решений сливается с понятием о красоте.
А теперь возвратимся в настоящее. Известно, что материал любой корабельной веревки того времени - это пенька (манила много позже и она подвержена гниению). А пенька, это растительный материал естественного происхождения и кроме того весьма гигроскопичный. И даже морская вода, пропитывая канат, проникая в его глубину, опреснялась и затем, если не было надлежащего проветривания и сушки (чему препятствовала тонкая корочка кристаллизовавшейся соли), в глубине каната возникал необратимый гнилостный процесс, в результате чего канат приходил в негодность. Поэтому все корабельные веревки (перед употреблением) смолились, в том числе и бегучий такелаж. Только надо иметь ввиду, что это в понятии современного человека смола - это 'нечто', что обязательно должное быть черным. А это не так. То, что называлось тогда смолой, было в нашем современном понятием просто напросто живицей, свежесобранной смолой сосны, которая представляет собой цвет желтый, янтарный, но никак не черный. Кстати, и качество ее оценивалось по цвету - чем светлее, тем выше. И только для смоления стоячего такелажа к ней примешивалась сажа, которая и придавала живице черный цвет. Вот потому, натыкаясь на тогдашний термин 'смоленый такелаж', моделист (человек современный) воспринимал его буквально и чернил эти веревки. И вот по прочтению Посьета и других авторов, становится ясно, что смоление это вовсе не чернение.
Вот таково мое объяснение на тенденцию к уменьшению черного в такелаже современных моделей.
Объяснение получившееся весьма пространным, но надеюсь, достаточно убедительным.
Борис Берлов.
Статьи на тему:
02.07.2014 | Гаки своими руками |
10.07.2013 | Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging Period Fore-and-Aft Craft " |
05.04.2013 | Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging period ship models" |
28.10.2011 | Перевод книги Historic Ship Models |
23.12.2006 | Приспособление для обвязки блоков |
05.05.2005 | Навивка канатов для такелажа |
08.06.2004 | Технология изготовления блоков путем заливки смолы в формы |
19.02.2004 | Изготовление миниатюрных блоков |
17.12.2003 | Клетневание троса |
25.09.2003 | Изготовление тросов |