7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Развитие рангоута русских кораблей

Развитие рангоута русских кораблей

Теги: рангоут, корабли 18 века

Вопрос об улучшении парусного вооружения кораблей российского флота не случайно возник именно в середине 60-х годов XVIII в. К тому времени номенклатура и размерения рангоута, парусов и такелажа в течение почти сорока лет регламентировались штатами 1726 г. Первая серьезная попытка упорядочения относится к 1765 г., когда Адмиралтейств-коллегия рассмотрела предложение капитана 1 ранга С. К. Грейга о весьма существенных изменениях парусной оснастки. Коллегия приняла это предложение, однако линейные корабли в кампанию 1765 г. выводить в море не предполагалось. Поэтому Грейга определили на фрегат «Св. Сергий», который ему надлежало «исправить и вооружить как он заблагорассудит, и в том ни малейшего препятствия не делать, но по его требованию материалами, припасами и работными людьми без всякого медления снабжать» [1].
Судя по рапорту Грейга в Адмиралтейств-коллегию от 29 июля 1765 г., сущность внесенных им изменений состояла в следующем: уменьшили размер нижних парусов и марселей, увеличили площадь и количество верхних и передних косых парусов, несколько укоротили мачты и сделали более тонкими реи [2]. Хотя в кампанию 1765 г. «Св. Сергий» и не проявил явных преимуществ в скорости и маневренности, коллегия указом от 17 августа 1765 г. поручила Грейгу оснастить к новой кампании один из линейных кораблей по его усмотрению [2]. Во избежание траты средств на переделку готовых рангоута и парусов коллегия назначила Грейга руководить постройкой 66-пушечного корабля, позднее получившего название «Трех иерархов»; строившийся по тем же чертежам корабль «Три святителя» решили не перевооружать, чтобы затем иметь возможность сравнить ходовые качества обоих кораблей [2]. Стремясь использовать многолетний опыт плавания лучших капитанов на кораблях и фрегатах со штатным парусным вооружением, коллегия предписала им 26 сентября 1765 г. «с прилежностью рассмотреть в мачтах, реях, такелаже, парусах и блоках нет ли какого в чем недостатка или излишества и какое тому подлежит поправление».
Первые плавания корабль «Трех иерархов», оснащенный по образцу «самого лучшего в ходу» английского 66-пушечного корабля, и «Три святителя» совершали летом 1767 г. в составе кронштадтской эскадры. Ее командующий вице-адмирал Г. А. Свиридов получил относительно этих кораблей специальное указание, в котором, в частности, говорилось: «...во время кампании опробовать и какая... противу прежних на кораблях препорцей переправок окажет удобность рапортовать...» [2]. Чтобы лучше выполнить предписание Адмиралтейств-коллегий, Спиридов перешел на корабль «Трех иерархов» и поднял на нем свой флаг. В рапорте о результатах сравнительных испытаний он отмечал, что, имея одинаковые с остальными паруса, «Трех иерархов» ходил несколько скорее; адмирал признавал сделанные изменения полезными [2].
В кампанию 1768 г. оба исследовавшихся судна находились в разных эскадрах, вследствие чего сравнительные испытания не проводились. Находившийся в кронштадтской эскадре корабль «Трех иерархов» оказался лучше других по ходовым качествам. Однако ее командующий контр-адмирал А. Н. Сенявин объяснял это так: «корабль новее других, и к тому же перед началом кампании был килеван, вычищен и подмазан». Все это, по-видимому, и явилось причиной того, что при выборе системы парусного вооружения коллегия предпочла прежнее, а не модернизированное Грейгом. Кстати, и сам он признавал, что предлагаемые им изменения в оснастке «взял с примеру и не почитает, чтоб для всех кораблей такие перемены... полезны были» [1]. Тем не менее, после специального совещания с флагманами Адмиралтейств-коллегия позволила командирам кораблей вносить изменения в оснастку, «предписав однако им предел такой, что ежели что полезное к лучшему ходу изобретено ими будет, за то похвалу получать они должны, а на противу того напрасно употребленные и не к пользе издержки возвращаемы с них будут» [1].
Для следующего этапа изменений характерны уже не поиски лучших (по сравнению со штатными) размерений элементов парусного вооружения, а неотложные требования подготовки кораблей к далекому переходу в Средиземное море в связи с военными действиями против Турции. Назначенный командиром 2-й Средиземноморской эскадры контр-адмирал Д. Эльфинстон потребовал уменьшить мачты, реи и паруса на фрегатах «Надежда» и «Африка», которые, как сказано в его докладной записке, «не могут иметь военного действия... в самый слабый ветер их так кренит, что пушечные порты [находятся] обыкновенно в воде» [2]. Укороченный рангоут и уменьшенные паруса установили на «Тверь», на четыре фута укоротили нижние мачты «Святослава», при переделке в Англии корабля «Северный Орел» убавили мачты и реи.
Однако эти меры оказались эпизодическими - при подготовке к походу в Средиземное море 3-й эскадры (1770 г.) Адмиралтейств-коллегия по согласованию с командирами кораблей решила рангоут и паруса оставить прежними, сделанными по штатам 1726 г. [2]. Это решение было принято, скорей всего, под влиянием, если не давлением, авторитета члена коллегии адмирала С. И. Мордвинова, с самого начала болезненно относившегося к попыткам изменения парусного вооружения. «...Мачты, стеньги и реи имеются по препорции корпусов кораблей ни долгие, ни короткие, - писал он в рапорте от 13 октября 1770 г., - того ради... предлагаю свое мнение и прошу, чтоб не переменяя иметь таковые мачты, стеньги, реи и такелаж как были» [2]. Еще в декабре 1756 г., а затем 24 апреля 1768 г. Мордвинов делал соответствующие представления в коллегию, где доказывал преимущество издавна применяемых «длинных» мачт и отстаивал положения действующих штатов о парусном вооружении. Адмирал в том же рапорте писал, что «...ежели кто в нынешних мачтах, не входя в резон, имеет суждение, что оне длинны, то могут взять в рассуждение как уже многие кампании с теми мачтами корабли плавание свое имели благополучно». Этот довод звучал весьма убедительно, тем более, что корабль «Тверь» с укороченным рангоутом потерял грот- и фок-мачты, а также крюйс-стеньгу во время шторма 13 октября 1769 г. [1].
Следующий этап внедрения нового парусного вооружения связан с переходом на русскую службу в октябре 1770 г. английского адмирала Ч. Ноульса, назначенного 10 июня следующего года по указу Екатерины II на должность генерал-интенданта флота. Он также ратовал за уменьшение длины мачт, стеньг, реев и размеров парусов по сравнению с принятыми в российском флоте. Еще 4 мая 1771 г. Адмиралтейств-коллегия рассмотрела предложенную Ноульсом «пропорцию мачтам и реям» для 74-пушечного корабля и, одобрив ее, приказала оснастить соответствующим образом достраивавшуюся «Чесму» [1]. Командир отправлявшейся в практическое плавание эскадры, куда входила и «Чесма», контр-адмирал В. Я. Чичагов получил предписание «наиприлежнейше исследовать при всяких случаях полезность [новых мачт и рей], сравнивая во всех случаях с двумя того же ранга кораблями» [1]. Адмирал дал весьма негативный отзыв о ходовых качествах «Чесмы», сообщив в рапорте от 10 сентября 1771 г., что «оный корабль..., как в ходу, так и в поворотах никакого преимущества не имеет и более других находится под ветром и в отдалении» [1]. Несмотря на это, Адмиралтейств-коллегия приняла решение вооружить по такой же схеме «Мироносец» и «Св. князь Владимир» [1]. Корпус второго из них строился по тем же чертежам, что и кораблей «Трех иерархов» и «Три святителя», однако его грот-мачта была ниже на 8 футов, фок на 5, а бизань на 9 футов по сравнению со штатными; соответственно укоротили реи и уменьшили площадь парусов [2]. В том же 1771 г. заменили рангоут и паруса на кораблях «Св. Андрей Первозванный» и «Св. Климент Папа Римский». 20 октября адмирал Ноульс получил указание разработать рангоут для предложенных им же проектов 74- и 66-пушечных кораблей, по размерениям отличавшихся от аналогичных, строившихся по штатному положению. Вскоре Ноульс предложил проект фрегата с соответствующим рангоутом. Несмотря на высокую оценку профессиональных знаний этого адмирала и «благоволение» к нему императрицы, коллегия, тем не менее, проявляла разумную осторожность к этим нововведениям. Так, например, из двух намеченных к закладке в Архангельске фрегатов один решили строить по чертежам Ноульса, другой - в полном соответствии с построенным там же (1762 г.) штатным фрегатом «Св. Феодор», «дабы... видеть, какая между теми пропорциями разность и польза может быть» [3].
27 февраля 1773 г. С. И. Мордвинов сделал очередное представление «о неудобности для военных кораблей коротких мачт», к которому приложил специально составленный им документ: «Описание с изъяснением о корпусах кораблей... мачт, стеньгов и реев, и что от того может воспоследовать» [2]. Адмиралтейств-коллегия, естественно, не могла игнорировать мнение первого по старшинству адмирала флота, поэтому 18 апреля 1773 г. на флот пришло предписание «делать... всевозможное примечание и наблюдение» относительно кораблей с прежней парусной оснасткой и построенных по чертежам адмирала Ноульса, чтобы «действительно... на практике неудобство оной пред другими увидеть можно было». Такое же распоряжение получил на Средиземном море Г. А. Спиридов, в эскадре которого находилась «Чесма». Практические плавания летом 1773 г. эскадры контр-адмирала В. Я. Чичагова, судя по его рапорту, в очередной раз продемонстрировали превосходство кораблей со штатным парусным вооружением [2].
Перед началом кампании 1774 г. коллегия вновь разослала аналогичную прошлогодней инструкцию; предстояло сопоставить обычное парусное вооружение с тем, которое сделано «по пропорции» Ноульса [3]. Рапорты капитанов и «примечания» командующего ревельской эскадрой контр-адмирала И. Я. Барша подтвердили прежние выводы о несостоятельности внесенных изменений [2]. Это обстоятельство, по всей вероятности, сыграло не последнюю роль в том, что адмирал Ноульс ушел со службы. Дальнейшее использование его разработок прекратилось.
Успешно для России завершилась русско-турецкая война 1768 - 1774 гг., возвратились на Балтику победоносные русские эскадры, в том числе 1-я, которой командовал один из героев Архипелагской экспедиции вице-адмирал С. К. Грейг. В августе 1775 г. его назначили на должность главного командира Кронштадтского порта, а вскоре он представил в Адмиралтейств-коллегию предложения об изменении парусного вооружения линейных кораблей. Теперь Грейг основывался не столько на положениях, принятых в английском флоте, сколько на огромном мореходном и боевом опыте, приобретенном в трудных плаваниях и многочисленных сражениях. Указом от 18 апреля 1776 г. вице-адмиралу предписывалось «вооружить по представляемой им пропорции... два корабля, один 74-, другой 66-пушечный, и будучи в кампании, сделать основательное примечание» [3]. Для проверки нового парусного вооружения выбрали «Св. Великомученика Исидора» и «Ингерманландию». Находясь в составе практической эскадры, эти корабли показали настолько хорошие мореходные качества, что коллегия 8 августа 1776 г. приняла специальное решение: ...«впредь корабли вооружать так, как [эти] вооружены были» [3].
Специальная комиссия, работавшая в Кронштадте под руководством Грейга, подготовила за зиму проект новой «штатной дельной росписи» для линейных кораблей (это касалось мачт, рей, парусов, такелажа, различных запасов и материалов). 1 марта 1777 г. коллегия приняла окончательное решение, завершив тем самым более чем десятилетние поиски эффективного парусного вооружения; оно сводилось к следующему: «положения о такелаже и прочих принадлежащих к тому вещах... впредь почитать штатом» [3]. Предписывалось отпечатать 600 экземпляров нового положения и «куда следует к непременному исполнению разослать при указах». Штаты для фрегатов разработали позднее; первым оснастили по-новому «Счастливый», который в соответствии с определением коллегии от 5 июля 1778 г. был отправлен в море «единственно для опыта означенного вооружения» [3].
К сожалению, до настоящего времени не найдены ни сами штаты, ни документы, которые бы подтвердили выполнение указания коллегии об их размножении типографским способом. Отсутствие сведений о принятой в 1777 г. системе расчета рангоута привело к весьма неутешительному факту: подавляющее большинство моделей линейных кораблей и фрегатов последней четверти XVIII в., экспонирующихся в различных музеях, имеют рангоут, как по номенклатуре, так и размерениям не соответствующий периоду постройки этих судов. В основном, это рангоут кораблей и фрегатов первой половины XIX в. Аналогичная картина характерна и для литературы, выпускаемой в помощь судомоделистам [4, 5]. Правда, автору этой статьи удалось обнаружить документы [2], содержащие достаточно обширные выписки из штатного положения 1777 г. по расчету рангоута, что позволяет в значительной мере восполнить существующий пробел [2]. Особенность системы расчета рангоута заключается в том, что размеры его элементов определялись (таблица) исходя из всех трех основных размерений судна: длины (L), ширины (В) и глубины интрюма (Т). Об отношении диаметров мачт, стеньг и рей к их длине можно судить по размерениям рангоута 90-пушечного корабля «Св. Павел» [6]. Размеры рангоута этого корабля, строившегося в период 1791 - 1794 гг., полностью соответствуют системе расчета, принятой Адмиралтейств-коллегией в 1777 г. Это, кстати, указывает на такое немаловажное обстоятельство: хотя штатное положение первоначально принималось для 74- и 66-пушечных кораблей, в дальнейшем оно без каких-либо изменений перешло и на корабли других рангов.


Система расчета длины элементов рангоута кораблей и фрегатов

Наименование элементов
рангоута
Обозначения
Корабли
Фрегаты
Грот-мачта
Lгм
3/2В+2T
2В+8/7T
Фок-мачта
Lфм
7/8Lгм
Бизань-мачта
Lбм
5/6Lгм
Грот-стеньга
Lгс
В+Т
L+15/14T
Фор-стеньга
Lфс
8/9Lгс
Крюйс-стеньга
Lкс
2/3Lгс
Грот-брам-стеньга*
Lгбс
4/9Lгс
Флагшток
-
2/3Lгбс
Фор-брам-стеньга*
Lфбс
8/9Lгбс
Флагшток
-
2/3Lфбс
Крюйс-брам-стеньга*
Lкбс
2/3Lгбс
Флагшток
-
2/3Lкбс
Грот-рей
Lгр
4/7L
Грот-марса-рей
Lгмр
9/22L
Грот-брам-рей
Lгбр
4/15L
Грот-бом-брам-рей
Lгббр
2/3Lгбр
Фок-рей
-
8/9Lгр
Фор-марса-рей
Lфмр
8/9Lгмр
Фор-брам-рей
Lфбр
8/9Lгбр
Фор-бом-брам-рей
-
8/9Lгббр
Бизань-рут
-
6/7Lбм
Бегин-рей
-
Lгмр
Крюйс-рей
Lкр
Lгбр
Крюйс-брам-рей
Lкбр
11/17Lкр
Kpюйс-бом-брам-peй
-
2/3Lкбр
Бушприт
Lб
B+T
Утлегарь
-
12/17Lб
Блинда-рей
-
Lфмр
Бом-блинда-рей
-
Lфбр

 

 

* По ванты.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Материалы для истории русского флота. Ч. XI, СПб., 1886, с. 207; 350-352; 458, 459; 515; 714; 727, 728; 740; 746.

  2. ЦГАВМФ, ф. 173, оп. 1, д. 4, л. 432-434, л. 431, л. 468; д. 32, л. 47-49; д. 196, л. 126; д. 200, л. 53; д. 110, л. 80; д. 213, л. 138-148; д. 101, л. 245; д. 110, л. 79-81; ф. 1057, оп. 1, д. 125, л. 11-12.

  3. Материалы для истории русского флота. Ч. XII, СПб., 1888, с. 186; с. 275; 379-380; 401-404; 468.

  4. Скрягин Л. Первенец черноморских верфей. - Моделист-конструктор, 1973, с. 24-29.

  5. Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. Ч. III. Модели парусных кораблей. М., ДОСААФ, 1983, с. 39.

  6. Судостроение, 1984, № 10, с. 57.

 

А. Г. Сацкий
'Судостроение', 1986, №1.

 

 


Статьи на тему:
25.11.2013Чертежи рангоута H.M.A.V. "Bounty"
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
15.10.0006Об изменении парусности судна в зависимости от силы ветра
25.04.0006Отрывок из книги Frank Howard Sailing Ships of War 1400-1880
11.03.0003Последовательность вооружения парусных судов русского флота первой половины XIX века
06.11.0002Таблица размеров мачт, стеньг, реев, парусов
01.01.1970The 74 gun ship. Том 3. Рангоут, такелаж, паруса.
01.01.1970Рангоут для Schwarzer Rabe масштаб 1:96
01.01.1970Рангоут для модели Papegojan масштаб 1:96
01.01.1970Рангоут для модели Le Coureur масштаб 1:96