7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Последовательность вооружения парусных судов русского флота первой половины XIX века

Последовательность вооружения парусных судов русского флота первой половины XIX века

Теги: рангоут, такелаж

Русская школа кораблестроения , сформированная под влиянием реформ Петра I к началу XIX столетия уже в полной мере опиралась на достижения передовой кораблестроительной науки. К этому времени были заложены основы теории корабля, учения о плавучести и остойчивости судна, развита наука о прочности корабля, проводились исследования мореходных качеств судов. Издаются и чисто практические труды по корабельной архитектуре, вооружению и нагрузке корабля, навигации и практике управления судами.
Таким образом, начиная с XIX века русские кораблестроители при постройке и вооружении судов начинают опираться не только на личный опыт, передаваемый от учителя к ученику, но и на математические расчеты, основанные на фундаментальных трудах исследователей и теоретиков корабельных наук России, Англии, Голландии, Франции и других держав.
Сегодня работы А. Глотова, К. Посьета, В. Сарычева дают возможность современному читателю ознакомиться с устройством и последовательностью вооружения парусного судна Российского флота.
Вооружение спущенного на воду судна начиналось с установки мачт и бушприта. Эта работа осуществлялась с помощью кранов или посредством специальных стрел, устанавливаемых на судне ( рис.1) . При необходимости в качестве стрел употребляли нижние реи, утолщая их нижние ноки временными шкалами. В качестве опор служили запасные эзельгофты, в обухи которых закладывали тали для перемещения стрел.

 

Рис. 1

Рис. 1

 

При буксировании к борту судна мачты разворачивали топами к корме. Установку мачт кранами начинали с грот-мачты, а стрелами – с бизань-мачты. Поставив на место, её укрепляли временными бакштагами и передвигали стрелы, устанавливая их впереди пяртнерса грот-мачты . Установив последнюю, таким же образом ставили и фок-мачту. Наконец передвинув стрелы вперед её и придав им посредством талей соответствующий уклон, устанавливали бушприт ( рис. 2). Демонтаж мачт осуществляли подобным же образом, предварительно сняв такелаж и марсы.

 

Рис. 2

Рис.2

 

Порядок вооружения мачт был следующим :

1. К лонго-салингам прибивались обитые кожей подушки для вант. Потом накладывались сей-тали, шкентеля, ванты и штаги. В это же время баковые матросы подвешивали под бушпритом мостки, навешивали на топ его тяжесть, клали вулинги, задраивали краги ватер-штагов и бакштагов, после чего тянули ватер-штаги и ватер-бакштаги, заводили на место мартин-гик и блинда-гафеля и прихватывали их вдоль бушприта ( Рис. 3) .

 

Подвешивали под бушпритом мостки

Рис. 3

 

2. Наложив шкентеля притягивали мачты посредством талей к передним кромкам пяртнерсов, затем тянули ванты попарно на каждой стороне.

 

3. Вытянув нижний такелаж, поднимали на место и прибивали к лонго-салингам краспицы. После этого поднимали, накладывали и крепили марсы.

 

4. На марсы поднимались нижние эзельгофты, затем выстреливались стеньги и с их помощью эзельгофты устанавливались на свои места. Топ стеньги оставляли приспущенным вровень с эзельгофтом.

 

5. Основывали стень-вынтрепа, поднимали и клали салинги на эзельгофты, надевали на стеньги колпаки для стень-такелажа, накладывали шкентеля, ванты, бакштаги, фордуны и штаги, задраивали драйреп-блоки и надевали брам-эзельгофты. В это же время баковые выносили на бушприт утлегарь, основывали его фал, частично выстреливали утлегарь и вооружали его, т. е. накладывали ракс-бугель, перты, строп с коушами или блоками для фор-брам-буленей, мартин-штаг и утлегарь-бакштаги (Рис. 4) .

 

Рис. 4

Рис.4

 

6. Пока часть марсовых матросов накладывали стень-такелаж, другие из них привязывали к нижним вантам ворсты, швиц-сарвень стропы и тянули путенс-ванты.

 

7. Одновременно вооружались нижние и марса-реи, гик и бизань-гафель.

 

8. Выстреливали стеньги и утлегарь ( Рис. 5 ), после чего тянули стень-такелаж, привязывали к стень-вантам ворсты и швиц-сарвень стропы, тянули такелаж утлегаря.

 

Рис.5

Рис. 5

 

9. Поднимали нижние, а затем марса-реи, блинда-рей, а затем блинда-гафеля, поднимали на места все лисель-спирты.

 

10. Поднимали на брам-эзельгофты бом-салинги и колпаки, на который накладывался бом- и бом-брам-такелаж. В это же время баковые готовили бом-утлегарь с его такелажем.

 

11. Далее поднимали и выстреливали брам-стеньги и бом-утлегарь и вытягивали их такелаж.

 

12. Вооружали бом- и бом-брам-реи.

 

13. Спустя около двух суток после первой тяги такелажа повторяли эту работу.

 

14. При достатке времени рекомендовалось через 5-6 суток после второй тяги перевязать юферсы и тянуть такелаж в третий раз. После окончательной тяги такелажа зашнуровывали на талрепа нижних вант маты, привязывали к реям сезни.

 

15. Вязали выбленки. В это же время выравнивали комли стоячего такелажа, покрывали их колпачками или оплеткой, стопорили и укладывали концы талрепов.

 

16. Тировали такелаж и скоблили рангоут. Во время тировки на рангоут надевали чехлы, а стеньги и брам-стеньги обворачивали брезентом, палубу посыпали опилками.

 

Спустя трое или четверо суток после третей тяги такелаж рекомендовалось тянуть еще раз и четвертая тяга считалась окончательной.
После этого в пяртнерсы заколачивали клинья и прибивали брюканцы.
Наиболее важными условиями быстрого и качественного вооружения судна считалась правильная расстановка рабочей силы и соблюдение установленного порядка и последовательности проведения работ.

 

Владислав Бабкин


Статьи на тему:
02.07.2014Гаки своими руками
25.11.2013Чертежи рангоута H.M.A.V. "Bounty"
10.07.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging Period Fore-and-Aft Craft "
05.04.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging period ship models"
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
23.12.2006Приспособление для обвязки блоков
05.05.2005Навивка канатов для такелажа
08.06.2004Технология изготовления блоков путем заливки смолы в формы
19.02.2004Изготовление миниатюрных блоков
17.12.2003Клетневание троса