7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Вооружение и тяга такелажа на бушприте

Вооружение и тяга такелажа на бушприте

Теги: такелаж, бушприт

Описанная ниже последовательность и технология вооружения бушприта парусного судна применялась в Российском военном флоте и описана в источниках середины XIX века.
Бушприт фиксировался в наклонном положении ватер-вулингами, ватер-штагами, и ватер-бакштагами. Несколько позднее, в связи с трансформацией носовой части судна, вместо ватер-вулингов стали применять специальные скобы или обоймы.
Чтобы после установки осадить бушприт к штевню, на его топ навешивали бочку с водой или какую либо другую тяжесть. Для удобства работы под бушприт на время его вооружения подвешивали мостки, на которых располагались баковые матросы, а так же принадлежности и материалы, необходимые в работе – свайки, мушкеля, сало, ведра со смолой и т. д.

 

Положение ватер-вулингов. Суда большого ранга до корвета включительно имели два ватер-вулинга, при этом сначала клался ближайший к топу по той причине, что сила внутреннего вулинга, находящегося ближе к штевню, имела меньший момент и будучи приложена после, не могла ослабить шлаги внешнего вулинга.
Перед положением ватер-вулингов смолили и намазывали салом выемку шкала на бушприте и дыру на водорезе, предназначенную для ватер-вулинга. Затем один конец вулинга крепили на бушприте за самого себя полуштыком или удавкой, или же делали на одном конце очко, в которое продевался другой конец. После этого вулинг продевали в дыру, обносили с другой стороны вокруг бушприта и брали через канифас-блок, укрепленный в одной из дыр водореза. Из блока вулинг через клюз подавали на бак, где тянули с помощью хват-талей. Вытянув первый шлаг, его прихватывали стопорками из шкимушгара к коренному концу и заклинивали в дыре водореза. Затем выкладывали тали и обносили второй шлаг, на крест первому, так чтобы в дыре водореза он шел позади первого шлага, а на бушприте – впереди того же шлага. Тянули второй и последующие шлаги аналогично первому. После обносили третий шлаг и т.д. Когда все шлаги были положены, вокруг них концом вулинга затягивали полштыка и оканчивали вулинг несколькими шлагами крыжа, обтягивая каждый на шпиле ( Рис.1).

 

Рис.1

Рис.1

 

Конец крепили на последнем шлаге стопорками и убирали внутрь вулинга. По окончании крыжа стопорки на вертикальных шлагах обрезали.
Шлаги укладывались на крест друг другу по той причине, что при крыжевании они перетягивались ровнее, когда как на вулинге, положенном прямо, крайние шлаги перетягивались сильнее средних.
Положив ватер-вулинги, задраивали на бушприте краги ватер-штагов, ватер-бакштагов и фока-штагов в следующем порядке: ближайший к штевню краг ватер-штага, за ним краг первой пары ватер-бакштагов, потом краг фока-штага, далее краг следующего ватер-штага, краг второй пары ватер-бакштагов, краг лось-штага, за ним краг третьего ватер-штага, который употреблялся на кораблях и больших фрегатах, и наконец возле самого эзельгофта краг четвертого ватер-штага. Первый от штевня краг помещался на расстоянии от топа бушприта от одной третей до двух пятых длины всей наружной части бушприта.

Краги ватер-штагов изготавливались из троса несколько более толстого, чем сами ватер-штаги ( Рис.2 ).

 

Рис.2

Рис. 2

 

В концах крагов делалось по очку и от очка до очка они тренцевались, покрывались клетневиной и клетнем. В середину каждого круглым бензелем ввязывался юферс или обшитый кожей треугольный коуш. Краги задраивались на верхней стороне бушприта плоским найтовом (Рис.3). Чтобы краги со временем не меняли своего положения, на бушприт прибивали специальные упорки.

 

Рис.3

Рис. 3

 

Краги ватер-бакштагов обделывались и задраивались на бушприте таким же образом, как и краги ватер-штагов, с той лишь разницей, что вместо одного коуша посередине, каждый из крагов ватер-бакштагов имел их по два, ввязываемые на расстоянии от очков, равным одной трети длины всего крага ( Рис. 4).

 

Рис. 4

Рис.4

 

Позднее вместо тросовых крагов стали употреблять шарнирные бугеля, при этом скобы ватер-бакштагов приделывали к бугелям ватер-штагов ( Рис. 5 )

 

Рис.5

Рис. 5

 

Краги фока-штагов изготавливались различным образом.
1. Вырубив веревку, длиной равную четырем окружностям бушприта, покрывали её клетневиной и клетнем и сплеснивали концы. Полученный строп складывали вдвое, огибали вокруг штаг-юферса или специального коуша таким образом, чтобы сплесень стропа пришелся сверху одного из кипов юферса и крепили коуш или юферс в краге бензелями со змейкой ( Рис.6 ) .Краг задраивался найтовом на нижней стороне бушприта. Вышина крагов над бушпритом определялась следующим образом: от верхней кромки эзельгофта на бушприте тянули параллельно ему к недгедцам линь. Вершина крага внутренней стороной должна была касаться этого линя.

 

Рис.6

Рис.6

 

2. Затяжные краги ( Рис. 7 ). В строп ввязывали юферс или коуш, обносили вокруг бушприта, оставляя коуш с боку бушприта и продевали в другой конец стропа, образуя таким образом удавку. Краг затягивали посредством талей и затем клали бензель на часть стропа, зажимающую верхний конец. Юферс или коуш лось-штага выводили на одной стороне бушприта, а такой же коуш или юферс фока-штага – на другой, так что фока-штаг и фока-лось-штаг направлялись по разным сторонам бушприта. Краги имели такую длину, чтобы верхние их концы не выходили сверх утлегаря. Преимущество этих крагов выражалось в том, что они имели меньшую вероятность быть перебитыми одним продольным ядром, их было удобнее задраивать на бушприте, утлегарь при таком способе наложения крагов удобнее было выстреливать и убирать.

 

Рис.7

Рис.7

 

В качестве лееров на бушприте служили лоп-штаги. Одним концом они приплеснивались к обухам сбоку эзельгофта, а в другом конце делалось очко или вводился коуш. Лоп-штаг тянулся талрепом через этот коуш и обух, вбитый в недгедце.

 

Ватер-штаги изготавливались троса соответствующей толщины. Вырубленный конец вытягивался и тренцевался. Часть, которая находилась напротив водореза обшивалась кожей. Затем каждый ватер-штаг продевался в соответствующую ему дыру на водорезе и концы его сплеснивались. После этого в ватер-штаг ввязывался круглым бензелем обшитый кожей треугольный коуш или юферс соответственно задраенному крагу. Тянули ватер-штаги начиная с первого от топа по той же причине, что и ватер-вулинги. Тягу талрепов осуществляли хват-талями в один или два ходовых конца шлаг за шлагом, накладывая при этом на вытянутые шлаги стопорки. Конец талрепа крепился на последнем шлаге двумя-тремя бензелями и остаток его укладывался в середину шлагов.
Вытянув по порядку все ватер-штаги спускали с топа бушприта бочку или подвешенный груз и начинали тянуть ватер-бакштаги.
В один конец ватер-бакштага вплеснивался коуш, а в другой гак с коушем. Последним ватер-бакштаг закладывался в обух вбитый на скуле судна, а к коушу с другого конца приплеснивался талреп. Сделав этим талрепом несколько оборотов через коуш крага и коуш ватер-бакштага закладывали на талреп и ватер-бакштаг хват-тали и лопарь их брали на бак. Подобным образом закладывали ватер-бакштаги на другой стороне и затем одновременно тянули, прикладывая одинаковое усилие. Стопорки на шлаги клали как и при тяге ватер-штагов.
Наряду с пеньковыми применяли и цепные ватер-штаги и ватер-багштаги, которые на судах большого ранга тянулись аналогично. Пример тяги цепных ватер-штага и ватер-бакштага одним концом приведен на Рис.8, двумя концами – на Рис.9.

 

Рис.8

Рис.8

 

Рис.9

Рис.9

 

Владислав Бабкин


Статьи на тему:
02.07.2014Гаки своими руками
10.07.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging Period Fore-and-Aft Craft "
05.04.2013Перевод книги Lennarth Petersson "Rigging period ship models"
28.10.2011Перевод книги Historic Ship Models
23.12.2006Приспособление для обвязки блоков
05.05.2005Навивка канатов для такелажа
08.06.2004Технология изготовления блоков путем заливки смолы в формы
19.02.2004Изготовление миниатюрных блоков
17.12.2003Клетневание троса
25.09.2003Изготовление тросов