7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Испанская морская артиллерия в XVI - XVII веках

Испанская морская артиллерия в XVI - XVII веках

Вступление

Испанские галеоны – один из самых романтических видов кораблей, они до сих пор будоражат воображение искателей сокровищ и любителей приключений. Однако, как известно, чертежей кораблей во времена галеонов, в привычном, по крайней мере для нас понимании, не было. Информация об этих кораблях крайне скудна. Ее приходится собирать по крупицам. А эти корабли имели во многом непривычный облик и много отличий от общепринятых представлений о парусниках. Поэтому постройка модели галеона – дело непростое не из-за сложности прототипа, а из-за слишком малого объема информации об этих кораблях.
Одним из самых серьезных отличий от тех самых общепринятых представлений является вооружение испанских кораблей. Они довольно долго несли неуклюжие и громоздкие двухколесные лафеты. В отличие от более прогрессивных англичан, голландцев и французов. Причины этого явления, а также облик испанских морских орудий я и попытаюсь описать в данной статье.
Статья написана на основе испанской публикации Cayetano Hormaechea и Isidro Rivera “La artilleria”. Однако, я изложил своими словами лишь ту часть означенной публикации, которая описывает причины данного явления, а также конструкцию лафетов. В своем рассказе авторы опирались на книгу Cezar Firrufino: El perfecto artillero (Madrid, 1642). Местами я дополнил статью имевшимися у меня иллюстрациями для полноты картины. А также позволил себе прокомментировать что нужно учесть при постройке моделей этих необычных, но крайне интересных кораблей.
На русском языке информация по данным кораблям представлена всего одной монографией из серии “Война на море”: “Испанские галеоны 1530-1690”, которая представляет собой перевод английского издания. Однако, испанские авторы приводят довольно убедительные доказательства в виде свидетельств очевидцев и гравюр, что переход на четырехколесные лафеты у испанцев произошел на несколько десятилетий позже, чем оприсывается в монографии. И даже в конце XVII века колониальный флот в Вест-индии имел все еще орудия на двухколесных лафетах, в отличие от океанской Армады.

Испанская морская артиллерия в XVI – XVII веках

В литературе часто встречаются упоминания об отсталости испанской морской артиллерии в XVI и первой половине XVII века. Это можно связать как с низким уровнем подготовки испанских артиллеристов, так и с использованием сухопутных двухколесных лафетов. Англичане к 1588 году уже полвека использовали морскую артиллерию на четырехколесных лафетах (например, на флагмане короля Генриха VIII Тюдора - каракке Mary Rose, погибшей в 1545 г., были обнаружены, наряду с двухколесными лафетами, также и орудия на четырехколесных лафетах). Geoffrey Parker пишет: “Нет сомнений, что морские лафеты гораздо удобнее сухопутных, несмотря на то, что испанцы и венецианцы используют последние на своих кораблях” (Colin Martin y Geoffrey Parker: La Gran Armada – 1588 (Madrid: Alianza Editorial, 1988)).
Четырехколесные лафеты Мери Роуз

Четырехколесные английские лафеты каракки Mary Rose, 1545 г. (рисунок взят из Анатомии Мери Роуз)


В этой же книге можно найти упоминание о том, что англичане считали свои четырехколесные лафеты неким “секретным оружием”, что является явным преувеличением, так как артиллерийские дуэли между англичанами и испанцами в ходе разгрома Армады 1588 г. не имели большого значения в исходе кампании, в отличие от брандеров. Кроме того, четырехколесные лафеты были лишь одним из ряда факторов, влияющих на эффективность огня корабельной артиллерии.
Причин использования испанцами двухколесных лафетов было две: первая – простой консерватизм, вторая – это то, что по прибытии корабля в порт артиллерию с него снимали, чтобы иметь возможность использовать ее на суше. Перед выходом в море артиллерия грузилась на корабль снова. То есть у испанцев не существовало, в отличие от англичан, чисто морской артиллерии.
Чтобы дать читателю сформировать свое собственное мнение по этому поводу, приведем в хронологическом порядке несколько испанских текстов, весьма показательных в изучении данного вопроса.
- 1587 г. Garcia de Palacio:
Колеса морских пушек должны быть меньше в диаметре на три фута (Diego Garcia de Palacio: Instruccion Nautica)
-1635 г. Диалог  Vizcaino и Montanes:
V: “На флоте я не видел морской артиллерии с четырехколесными лафетами”.
M: “Для того, чтобы вести огонь из такого орудия, необходимо 10 человек, в то время, как для того, чтобы управляться с орудием на четырехколесном лафете, требуется всего лишь 4 человека. Эту плачевную ситуацию нужно исправить”.
- 1642 г. Firrufino описывает испанские двухколесные лафеты морской артиллерии как устаревшие. Хорошими считаются английские, голландские и французские лафеты (Julio Cezar Firrufino: El perfecto artillero (Madrid, 1642))
- Примерно 1650 г. Gaspar Gonzalez de San Millan:
Иностранные морские лафеты более просты в обращении, так как у них есть 4 колеса и они короче.
лафет 1594 г.

Испанский двухколесный лафет. Рисунок датирован 1594 г.


В 1676 г. la Armada del Mar Oceano стала использовать четырехколесные лафеты, подражая другим странам.
В 1691 г., спустя более века после Великой армады в Вест-Индии по-прежнему продолжают использовать двухколесные лафеты.
Почти все это время испанские авторы пишут о превосходстве и большем удобстве в обслуживании четырехколесных лафетов, так как для их обслуживания требуется вдвое меньше людей.
четырехколесный лафет английского типа

Такие лафеты использовали англичане, французы и голландцы в соответствии с Julio Cezar Firrufino: El perfecto artillero (Madrid, 1642)


Тем не менее, Agustm Ramon Rodriguez Gonzalez провел эксперимент, сравнивая между собой двухколесные лафеты и английский четырехколесный морской лафет. Это удивительно, но по результатам эксперимента были сделаны выводы, что для обслуживания обоих требуется примерно одинаковое количество людей. Эти результаты, противоречащие комментариям свидетелей того времени, наводят на мысли, что эксперимент проводился на суше, а не на палубе галеона, которая, к тому же, еще и подвержена качке во время морского боя. Также следует отметить, что не найдено ни одного свидетельства о каком бы то ни было преимуществе двухколесного лафета.
Гравюра ниже показывает Вест-Индию. Она датирована 1671 г. На ней хорошо видно, что среди стволов орудий стоят двухколесные лафеты.
Вест-Индия, 1671 г.

Побережье Вест-Индии, 1671 г.



 четырехколесные лафеты Vasa

На двух нижних фото представлены четырехколесные лафеты шведской Vasa (фотографии взяты с сайта  http://www.wasadream.com)


Из сказанного выше можно сделать вывод, что практически все европейские державы использовали англоподобные четырехколесные лафеты, в то время как испанцы продолжали применять двухколесные лафеты еще несколько десятилетий, пока, наконец, также не перешли на четырехколесные лафеты, имея убедительные доказательства превосходства последних.
четырехколесный лафет Vasa

24-фунтовое орудие шведской Vasa, рисунок Herve Sasso


У испанцев можно выделить три типа орудийных лафетов, предназначенных, соответственно, для легкой, средней и тяжелой артиллерии. Все орудийные лафеты имели колеса с большим ободом, так как орудийные порты располагались достаточно высоко над уровнем палубы (это необходимо учитывать при постройке модели галеона).
Как видно из изображений, приведенных ниже, лафеты легких орудий имели колеса с большим ободом, которые имели 12 спиц, сужающихся к ободу и более толстых у втулки колеса.
Элементы конструкции лафета легкой артиллерии

Элементы конструкции двухколесного лафета легкого орудия: петли цапф, соединительные болты, рымы, кронштейны, а также втулка колеса


щека лафета легкого орудия

На данном рисунке представлена щека лафета легкого орудия


Вероятнее всего, именно такие орудия устанавливались на верхних палубах испанских галеонов вплоть до второй половины XVII века, а нередко и в более поздний период:
легкое орудие

Joseph Furttenbach "Architectura vniversalis". Гравюра датируется 1635 г


Лафет легкого орудия без колес. Вид сверху

Лафет легкого орудия без колес. Вид сверху


Лафеты орудий среднего калибра имели несколько иные щеки лафетов, а также колесо, которое состояло из восьми частей, собираемых на восьми гвоздях. Как видно из иллюстраций, такие лафеты имели также иную конструкцию петель цапф.
Детали орудийного лафета среднего калибра

Щека лафета орудия среднего калибра. А также другие элементы конструкции лафета среднего калибра.


Колесо лафета орудия среднего калибра. на рисунке четко видны 8 частей. из которых состоит это колесо, а также шляпки гвоздей. скрепляющих конструкцию


Орудие среднего калибра целиком

Орудие среднего калибра на двухколесном лафете. Обратите внимание на сходство с рисунком в начале статьи, датированным 1594 г.


Лафеты самых тяжелых орудий имели еще более широкие щеки. А также колеса оригинальной конструкции, которые  состояли из трех частей и собирались при помощи двух силовых элементов по бокам и шести болтов.
Щека лафета тяжелого орудия

Щека лафета тяжелого орудия



Колесо лафета тяжелого орудия

Колесо лафета тяжелого орудия



Тяжелое орудие на двухколесном лафете

Тяжелое орудие на двухколесном лафете


Орудие из замка Сан Хорхе

Орудие из замка Сан Хорхе в Лиссабоне. Данное орудие имеет лафет и колеса схожей последнему описанному типу конструкции


Firrufino пишет о том, что при изготовлении лафетов использовалось красное дерево. Известно, что кубинское красное дерево доставлялось в Испанию судами из Нового Света. А в колониях из красного дерева строили даже целиком корабли колониального флота. С 1616 года постройка кораблей из красного дерева была запрещена, а с 1622 года красное дерево в судостроении использовалось лишь для изготовления лафетов.
Когда артиллерию снимали с корабля, лафеты часто повреждались. Так как артиллерию без лафетов использовать нельзя, то очень важно было иметь под рукой склад запасных частей для ремонта поврежденных лафетов.
Для примера приведем список артиллерии. полагавшейся 28-пушечному галеону (MNM,  Coleccion Vargas Ponce, Tomo XX, Doc. 156):
4 22-фунтовых орудия;
4 18-фунтовых орудия;
10 10-фунтовых;
10 7-фунтовых орудий.
По-прежнему одним из самых "темных" остается вопрос об обвязке испанских орудий. Модель галеона высокого уровня без обвязки построить не получится, но гравюры на этот счет безмолвствуют. Однако в моем распоряжении имеется вот такая современная фотография:


Лафет, изображенный на данной фотографии выглядит довольно странно, но вот обвязка может быть принята. Итак: брюк опоясывает вингард и пропускается через кольца в передней части лафета, далее крепится у борта классическим способом. При таких размерах колес такой способ проводки брючной тали выглядит весьма логично. В задней части лафета вокруг щек намотан трос, в центре, между щек, обмотка связана и закреплен одношкивный блок откатной тали, откатная таль одна. Соскользнуть с лафета блоку не позволяет  элемент в задней части лафета, при помощи которого соединяются щеки. Пушечные тали традиционны. одношкивный блок посредством гака крепится к рыму за колесами. Чтобы не задевать о колеса и не тереться о них, пушечные тали при виде сверху образуют значительный угол "V", кстати, брючная таль, проходя через рым тоже изгибается и при виде сверху брючные тали также образуют значительный угол. То есть справа и слева от пушечного порта, расположенного на значительной высоте, закреплены рымы на большем. нежели мы привыкли, расстоянии от порта. Это делается для того. чтобы тали не терлись о колеса.

© www.shipmodeling.ru, 2012  
© Роганов Роман на основе статьи Cayetano Hormaechea и Isidro Rivera "La artilleria",  2012