+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Воссоздание чертежей фрегата Св. Николай

О первом, построенном в Николаеве для Черноморского флота корабле (заложен 5 января 1790 г.) - 44-пушечном фрегате «Св. Николай» - рассказывалось уже неоднократно [1]. Однако проведенная научная реконструкция рангоута, парусности, такелажа, шлюпочного устройства и других основных элементов корабля дает основание вернуться к этой теме.
Работу по воссозданию конструктивных чертежей фрегата «Св. Николай» автор этой статьи начал еще в 1978 г. В ее основу легли документы Адмиралтейств-коллегий [2], а также подлинная техническая литература по русскому судостроению конца XVIII в. [3—6]. Позднее к исследованиям подключился любитель истории, моряк по профессии О. А. Шебаршин. В 1980 г. он разработал десять листов чертежей фрегата, проявив себя не только квалифицированным мастером-моделистом, но и неутомимым исследователем; при этом были использованы некоторые интересные сведения, найденные в зарубежных музеях, где представлены экспонаты и по русскому флоту.
Для реконструкции корпуса был использован без малейших изменений архивный чертеж, обнаруженный доцентом НКИ А. Г. Сацким в ЦГАВМФ [1]. Наибольшую сложность представляло воссоздание парусного вооружения, поскольку в архивах страны не удалось найти чертежи парусности судов XVIII в. Поэтому в качестве научной предпосылки пришлось принять документально обоснованный факт строительства флота в России по штатам, т. е. стандарту, строго регламентировавшему тип и размеры всех основных элементов кораблей и фрегатов. Исследования показали [1], что в конце XVIII в. постройка русских линейных кораблей велась в строгом соответствии со штатами 1777 г.; исключение составляли лишь опытные суда, на постройку которых давалось специальное «высочайшее» разрешение и названия которых точно известны. Только в 1799 г. (т. е. спустя девять лет после постройки фрегата «Св. Николай») Адмиралтейств-коллегия ввела некоторые изменения в штаты 1777 г. [2].

 

Тип, размеры и пропорции рангоута, такелажа и парусов фрегата приняты автором реконструкции на основании данных о штатах 1777 г., опубликованных в книге [6] в виде 30 таблиц (их автор - известный историк флота, впоследствии адмирал А. С. Шишков). Количество и тип шлюпок определены в соответствии с ведомостью заказа леса для «Св. Николая» - десятивесельные катер и шлюпка, шестнадцативесельный баркас [7]; все они располагались на верхней палубе между фок- и грот-мачтами в два яруса: внизу баркас, сверху шлюпка и катер [6]. Для воссоздания внешнего вида и расположения корабельной артиллерии использовались рисунки орудий конца XVIII в. [8]. Декоративная символика тех далеких лет нашла отражение в носовой фигуре, располагавшейся под княвдигедом; изображения фонарей и других мелких элементов декора разрабатывались на основе документальных материалов [9].
Предлагаемые вниманию читателей разработанные автором чертежи, а также предыдущие публикации [1] помогут моделистам воссоздать в дереве и металле истинный облик не только фрегата «Св. Николай», но и вообще линейных кораблей конца XVIII в., так как они имели сходную архитектуру и парусность.

 

Св. Николай

Общий вид фрегата «Св. Николай» (порты закрытых батарей зачернены, а открытых - светлые)

 

Эскизы

Эскизы рангоута и парусности:
а - грот-мачта; б - фок-мачта; в - бизань-мачта

 

План верхней палубы

План верхней палубы.
1 - галерея; 2 - раковина, 3 - руслени; 4 - крамбол; 5 - фок-мачта; 6 - форкастель (бак); 7 - фор-люк; 8 - 16-весельный баркас; 9 - 10-весельный катер и симметрично - 10-весельная шлюпка; 10 - грот-люк; 11 - грот-мачта; 12 - квартер-дек (шканцы); 13 - бизань-мачта; 14 — ют

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Судостроение, 1966, № 11, с. 75; 1970, № 10, с. 56; 1981, № 1, с. 45; 1983, № 4, с. 61 - 66; 1984, № 10, с. 54 - 56.

Мнение комиссии о некоторых нужных в оснастке корабельной переменах. - Морские записки, или собрание всякого рода касающихся вообще до мореплавания сочинений и переводов. СПб, 1800, с. 249 - 262.

Клинов В. О корабельной и камельной конструкции (XVIII в.). ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, отдел рукописей.

Гамалея П. Я. Опыт морской практики. ч. 1. СПб, 1804.

Кушелев Г. Г. Военный мореплаватель. СПб, 1788.

Ромм. Морское искусство. ч. I. СПб., 1793; ч. II. СПб., 1795.

ЦГАВМФ, ф. 197, оп. 1, д. 79, л. 113 - 114.

Четверухин Г. Н. История развития корабельной и береговой артиллерии. Т. I. M.-Л., Военмориздат, 1942, с. 131 - 152.

Матвеева Т. М. Убранство русских кораблей. Л., Судостроение, 1979.

 

Ю. С. Крючков
'Судостроение', 1986, № 9.

Мы работаем по субботам