7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Подъем военного парусного корабля Мэри Роуз

Подъем военного парусного корабля Мэри Роуз

Теги: корабли 16 века

Туманным утром 11 октября 1982 г. мощный плавучий кран «Тог Мор» фирмы «Говард Дорис» поднял со дна пролива Солент сохранившуюся часть корпуса английского военного корабля XVI в. «Мэри Роуз», пролежавшего на морском дне более 437 лет. Этот день стал кульминационным событием в 17-летних гидроархеологических исследованиях затонувшего корабля, в которых участвовало множество людей самых разных профессий.
«Мэри Роуз», заложенная в 1509 и спущенная на воду в 1511 г., строилась в Портсмуте по личному указу Генриха VIII Тюдора, который назвал судно именем своей сестры. Это был первый английский океанский парусный корабль, построенный специально как военный, и первый из английских, обшивка бортов которого была сделана вгладь; на нем впервые в английском флоте тяжелые орудия разместили на батарейных палубах и вели огонь через пушечные порты, прорезанные в бортах.
Построенная как четырехмачтовая каракка «Мэри Роуз» при водоизмещении 600 т имела длину 39,6 и ширину 13,7 м. Ее парусное вооружение типично для больших военных кораблей того времени: бушприт, фок и грот-мачты несли прямые паруса, а бизань- и бонавентур-мачты — косые латинские. Первоначальное артиллерийское вооружение корабля состояло из 78 разнокалиберных орудий, заряжавшихся как с дула, так и с казенной части.
В 1512 г., будучи флагманским кораблем командующего английским флотом Эдварда Говарда, «Мэри Роуз» нанесла поражение французскому адмиральскому кораблю «Гран Луи» у Бреста. В это время на ее борту находилось 120 моряков, 251 солдат (стрелков и пикенеров), 20 канониров, 2 лоцмана, 5 трубачей и 36 слуг. В 1536 г. в Портсмуте корабль подвергся тимберовке, после которой его водоизмещение увеличилось на 100 т, а количество орудий до 91: 15 бронзовых для стрельбы чугунными ядрами, 76 железосварных и чугунных для стрельбы каменными и свинцовыми ядрами. Кроме того, экипаж и солдаты (в общей сложности 415 человек) имели на вооружении большое количество ручного огнестрельного оружия, луков со стрелами, пик, алебард и т. д.
19 июля 1545 г. «Мэри Роуз» под флагом вице-адмирала Джорджа Кейрви должна была вступить в бой с кораблями многочисленного флота вторжения Франции в проливе Солент у Портсмута. Однако в самом начале сражения любимое судно Генриха VIII неожиданно перевернулось и быстро пошло ко дну. Оно затонуло на глазах короля, наблюдавшего за боем со стены замка Саутси с расстояния всего одной мили от места затопления. Спаслись лишь около сорока человек, остальные погибли вместе с адмиралом Кейрви и командиром корабля Роджером Гренвиллом.
Причина гибели корабля осталась неизвестной, так как «Мэри Роуз» отличалась хорошей мореходностью, опытным экипажем, да и погода в тот день была превосходной. Остается предположить, что «Мэри Роуз» перевернулась из-за значительного перегруза, так как на ее борту в это время находилось свыше 700 человек, т. е. почти вдвое больше обычного количества команды, многие из которых имели на себе тяжелые доспехи. Открытые для ведения пушечного огня нижние порты оказались очень близко от воды (45—50 см), и даже небольшой крен корабля мог привести к затоплению нижних помещений и к потере остойчивости.
Хотя «Мэри Роуз» затонула на сравнительно небольшой глубине (около 14 м во время отлива), по горячим следам сумели поднять только реи, паруса и часть орудий. Минуло три столетия, прежде чем снова вспомнили «Мэри Роуз». В 1836 г. водолазы Джон и Чарльз Дины обнаружили сохранившуюся под слоем ила и песка часть остова. Им удалось поднять только несколько орудий, деревянных деталей набора и обшивки корпуса. Поиски старинного корабля, представляющего исключительный интерес для истории судостроения и военно-морского дела, возобновились спустя более чем столетие, когда в 1965 г. военный историк Александр Макки предложил найти и поднять «Мэри Роуз».
В 1966 г. удалось определить местонахождение остатков «Мэри Роуз»; после уточнения их расположения на морском дне в 1969 г. начались археологические раскопки. В общей сложности археологи и водолазы провели на морском дне девять лет, подняв на поверхность тысячи предметов ремесла и искусства эпохи Тюдоров.

 

Сохранившийся рисунок

Рисунок сохранившейся части корпуса

 

Среди находок широко представлены бронзовые, чугунные и железосварные орудия, луки и стрелы, снаряжение стрелков, ядра, картечь и пули, личные вещи экипажа, кухонная и столовая посуда, карманные солнечные часы, которыми пользовались офицеры корабля, ранний образец морского подвесного компаса (древнейший из сохранившихся до наших времен), обрывки навигационных карт, циркули, многочисленные такелажные блоки, деревянные фонари, музыкальные инструменты и многое другое. В сундуке судового врача среди прочих вещей найдены шприцы, выточенные из дерева банки для мазей и снадобий. В плотницкой каюте находился ящик с инструментами, в котором были рубанки, пилы и деревянные молотки.

 

Корабельное орудие

Корабельное орудие, отлитое из бронзы

 

Ядра, картечь, пули и формы для их отливки

Ядра, картечь, пули и формы для их отливки

 

Вначале раскопки велись на любительской основе небольшой группой археологов и водолазов-спортсменов. Созданная в 1979 г. общественная организация «Трест «Мэри Роуз», президентом который стал принц Уэльский, приступила к интенсивным раскопкам и сбору средств для успешного окончания работ. Было собрано более 3,5 миллионов фунтов стерлингов и приобретено спасательное судно «Слайпнер», которое раньше было использовано при подъеме шведского военного корабля XVII в. «Wasa». Почти все крупные английские фирмы поддержали проект подъема исторического корабля, предоставив денежные средства или техническое оборудование. Кроме того, каждым летом свыше 200 добровольцев-аквалангистов безвозмездно участвовали в работах, оказывая большую помощь археологам и водолазам-профессионалам. В 1980 г. удалось полностью расчистить правый борт, корму и днище, сделать их детальный осмотр и обмеры, на основании которых с помощью компьютера было получено трехмерное изображение-реконструкция «Мэри Роуз».
После успешного завершения в 1981 г. подводных археологических исследований началась подготовка к судоподъемным работам. Приглашенные для участия в них специалисты предложили оригинальный технический проект подъема и сами же осуществили его на практике.

 

Подъем остатков корпуса

Подъем остатков корпуса «Мэри Роуз» 11 октября 1982 г.

 

В июне 1982 г., после дополнительного подкрепления корпуса корабля, плавкран «Тог Мор» опустил под воду стальную подъемную раму длиной 35,6 и шириной 14,9 м, которую водолазы установили над остовом «Мэри Роуз» на четыре почти 11-метровые опорные стойки. Нейлоновые подъемные тросы пропустили через проушины 80 больших болтов, соединенных со шпангоутами корабля, и прикрепили их концы к подъемной раме. Рядом с ней в сентябре установили 125-тонную стальную люльку, изготовленную согласно контурам сохранившейся части «Мэри Роуз». Затем кран приподнял раму вместе с прикрепленным к ней остовом, перенес к люльке и установил на мягкую «подушку» из воздушных и водяных мешков. Присасывание между остовом и дном было ослаблено действиями водяной струи и гидравлических домкратов. Люльку также прикрепили к подъемной раме и остову корабля. Всю эту многоярусную конструкцию мощный плавкран легко поднял из воды и установил на палубу баржи-понтона. Баржу отбуксировали в Портсмут и ввели в сухой док, где «Мэри Роуз» осталась для консервации и реставрации.
Над доком соорудили специальный павильон, внутри которого поддерживается постоянная температура и влажность воздуха. Конечной целью является восстановление в первоначальном виде флагманского корабля флота Генриха VIII для создаваемого музея военно-морской истории в Портсмуте, где можно будет видеть вместе корабли различных времен: «Виктори», «Фудроайдн», «Жанетт», «Уорриор», подводные лодки «Голланд-1» и «Эллайенс», а также старинные замки, форты и сухие доки.

 

Реконструкция корпуса и внутреннего расположения

Реконструкция корпуса и внутреннего расположения «Мэри Роуз»

 

Пройдет еще много лет, прежде чем будут полностью завершены работы по консервации и реставрации «Мэри Роуз». Однако уже и сейчас корабль вместе со всеми найденными на нем предметами представляет большой интерес для истории судостроения и флота. Это единственный в настоящее время материальный памятник того периода эволюции морской культуры, когда мореплавание из прибрежного стало океанским и артиллерия начала играть в морских сражениях все более значительную роль.

 

В. Р. Чепелев, журнал 'Судостроение', №3 за 1984 г.