+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Зарубежные верфи - петровскому флоту

Теги: Петровский флот

Дополнительный материал по теме: Голландия-Балтийскому флоту Петра I

 

Суда для России первой четверти XVIII в. строили не только в Финляндии и Голландии [1], но и в Англии, Дании, Пруссии, Польше. Там же производились и судоремонтные работы, о чем свидетельствуют многочисленные архивные материалы [2].
Несколько иностранных военных судов было преподнесено Петру I в качестве подарков. Так, в конце ноября 1697 г., когда молодой царь находился со своими волонтерами на судостроительной практике в Амстердаме, он получил письмо от лорда Кармартена, в котором тот от имени английского короля Вильгельма просил принять в качестве подарка построенную по кармартеновским чертежам яхту «Транспорт-Роял», «отличавшуюся своими превосходными качествами перед всеми судами английского флота». Это судно имело длину 75 футов (22,9 м) по килю и 20 медных орудий 6-фунтового калибра. Весной следующего года «Транспорт-Роял» отправили в Архангельск и затем пытались перевести на Волгу, но из-за мелководья от этого намерения пришлось отказаться; в течение нескольких лет яхта служила образцом для архангельских корабелов [3].
Видимо, именно знакомство с универсальным для того времени чертежом этого боевого судна крейсерского типа послужило причиной серьезного увлечения Петра I английским судостроением, в котором он сразу же выявил преимущества по сравнению с голландским, основанным на личном опыте корабелов, который передавался из поколения в поколение. Будущий корабельный мастер (бас) Петр Михайлов переехал в Англию для постижения азов корабельной архитектуры в чертежной мастерской Дептфорда [4].

Модель яхты Транспорт-Роял

Модель английского линейного корабля XVII в.
(из собрания ЦВММ)

Первым судном, построенным англичанами в 1702 г. для русского Балтийского флота, стала крупная яхта, позднее получившая название «Святая Екатерина». Петр заказал ее через посредничество одного из английских купцов. Вот что писал об этом римский посланник в России Отто Плейер 20 января 1703 г. своему императору: «На этих днях доставлена сюда на санях по частям из Архангельска большая английская яхта, пришедшая летом из Амстердама. Яхта эта пошлется при начале великого поста в Воронеж, где будет собрана и куда сам царь направится...» [2]. Таким образом, это судно стало одним из образцов в период создания Азовского флота.
Немало усилий для покупки и организации постройки судов за границей приложили русский посол в Голландии Б. И. Куракин и корабельный мастер Ф. С. Салтыков. Так, второй из них писал Петру I 29 февраля 1712 г. из Лондона «о нескольких способах» организации этого дела, в том числе через купца Робинсона, много сделавшего для активизации русской торговли. Петра Михайлова подробно информировали о конструкциях кораблей, их грузоподъемности, парусном вооружении, а также о финансовых расчетах. Однако заключить сделки долгое время не удавалось [2, 5]. Лишь в апреле 1715 г. Федор Салтыков сообщал из Лондона царю о постройке двух барж и трех вереек (ранее считалось [1], что тогда в Англии было куплено всего одно судно). Для этого нанимались мастер, подмастерье, столяр и другие мастеровые. Готовые суда отправили в разобранном виде на линейных кораблях, купленных за рубежом, «Лондон», «Ричмонд» и «Британия» в конце 1715 г. Интересно, что доставленная в Россию баржа имела шесть весел, сиденья с подушками из зеленого бархата и столы с покрывалами, украшенными узорными «позументами» [5]; это служит доказательством того, что в петровское время весельные баржи строились для прогулок вельмож. Оставшаяся в Лондоне из-за смерти Ф. С. Салтыкова восьмивесельная баржа простояла на плаву три года и пришла в негодность. Правда, затем ее отремонтировали и вместе с семью новыми верейками и двумя десятивесельными баржами отправили в разобранном виде на «покупных» судах к русским берегам [2, 5].
Примечателен такой факт: находясь в Англии, ранее неизвестный историкам корабельный мастер Василий Шапкин изобрел машину, с помощью которой суда плыли «сами собой» даже против течения, с командой всего из двух человек [2]. Возможно, что речь идет об одном из первых применений в мировой практике паровой машины. Многие русские суда заходили для ремонта в Англию, которая всегда славилась совершенными доками. 24 февраля 1716 г. капитан 3 ранга П. П. Бредаль сообщал из Лондона, что на следующий день должен выйти из дока после ремонта корабль «Марльбург»; Бредаль высоко оценил качество выполненных работ [5].

Петр I среди своих голландских учителей

Петр I среди своих голландских учителей
(с гравюры XVIII в.)

Адмиралтейский служащий Александр Апраксин, руководивший после Ф. С. Салтыкова постройкой барж в Лондоне, строил и шмидку (тип шлюпки, длина 12,8 м) по образцу судна адмирала Нариса; об этом он писал 25 января 1717 г. царскому секретарю А. В. Макарову [2, 5]. 2 марта того же года от Апраксина поступило новое сообщение: по царскому указу строились еще шесть барж (четыре десяти- и две восьмивесельные) и двенадцать вереек, причем на восемь таких же судов подряд организовать не удалось. Не сразу нашли кузнеца и весельного мастера, не доставало материалов, однако эти и другие трудности успешно преодолевались [2]. Судя по сообщению представителя Петра по торговым и судостроительным делам в Англии и Голландии Христофора Бранта за 1717 г., к каждой из четырех десятивесельных барж строили по одному «девпершипу», или «девершипу», имевшему по 18 весел и мачту [2]. Так, видимо, именовался один из типов ботов. Еще одну баржу и несколько вереек построили в 1718 г., о чем торговый агент Петра I Федор Веселовский сообщал из Лондона А. В. Макарову 14 июня того же года. Из письма видно, что баржа и шестивесельная верейка предназначались для сановника П. П. Шафирова [2]. Судя по большому количеству этих разъездных судов, построенных в Англии, заказывали их многие приближенные Петра I.
Последнее найденное сообщение относится к 1719 г., когда на английских стапелях (где именно, неизвестно) заложили сразу три гекбота (небольшие парусные суда с транцевой кормой). Строил их корабельный мастер Фанрен (инициалы неизвестны), а расчеты производила контора бывшего корабельного мастера Осипа Соловьева [2]. Всего в Англии в петровское время для Балтийского флота было построено 11 барж, яхта, не менее 25 вереек, шлюпка командующего флотом (по-видимому, для Петра I), четыре девершипа и три гекбота - всего 44 судна шести классов и типов.
Первое сообщение, связанное с судоремонтом русских судов в Дании, относится к 21 октября 1709 г. [2]. Афанасий Матюшкин (очевидно, один из петровских морских офицеров) доносил в Архангельское адмиралтейство об отправке из Кольского острога к Нюхчанской пристани яхты, найденной в море жителями датского порта Варгава. Вызванные из Колы для ее освидетельствования капитан Никита Рекулов и подьячий (фамилия не указана) определили, что она «немецкого дела» и строилась, видимо, на верфи Бажениных, где первыми корабелами были немцы. Требовалось произвести следующие работы: залить тремя-четырьмя пудами свинца одно из прогнивших корабельных «дерев», сделать новые тяги к сопцу (рулю), два паруса, два якоря и к ним три шеймы (якорные цепи). Четыре нанятых мастеровых быстро восстановили судно, которое Никита Рекулов затем привел в Нюхчу и передал уряднику из Архангельска Ивану Беспорукову; он и доставил его в С.-Петербург по «Государевой дороге» [2]. 18 декабря 1710 г. поручик И. А. Брант писал генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину из Копенгагена о предстоящем ремонте своего фрегата «Св. Петр». Требовались новый бушприт и руль, а также производство таких работ, как «валяние» (кренование), промазка корпуса салом, ремонт парусного вооружения. Работы начались почти одновременно на фрегатах «Св. Петр» и «Св. Павел», но надолго задержались из-за недостатка средств, «работных» людей и материалов, о чем И. А. Брант информировал русского посла в Дании В. Л. Долгорукова [2]. Только через 14 месяцев суда подготовили к плаванию.

Петр I работает в Дептфорде (Англия) над чертежом корабля

Петр I работает в Дептфорде (Англия) над чертежом корабля
(с гравюры XVIII в.)

Следует отметить, что одновременно с ремонтными работами иногда в Дании строили и мелкие суда. Так, в 1711 г. ранее неизвестный поручик Брант Ешон построил шлюпку взамен аналогичной, пропавшей во время шторма [6]. Но чаще всего после бурь ремонтировались мачты, причем подчас трудно было найти соответствующие стволы деревьев. Капитан Иван Синявин в 1715 г., например, для ремонта корабля «Перл» после многомесячных поисков достал нужный материал лишь в середине октября через русского обер-комиссара при датском королевском дворе Ранцова (инициалы неизвестны), что позволило «Перлу» в самый последний момент перед ледоставом покинуть берега Дании [5]. Именно поэтому почти все приходилось завозить из России, что было не только накладным, но и опасным делом в условиях продолжавшейся Северной войны России со Швецией (1700 - 1721 гг.). И все же игра стоила свеч. Голландский посланник при правительстве Петра I барон Де-Би писал 7 сентября 1717 г.: «Из С.-Петербурга выйдут галиоты и шнявы с разными запасами для вооружения и снабжения всем нужным военных кораблей, в том числе с совершенно вытесанными частями для четырех малых галер, которые царь намерен построить в Копенгагене» [5]. Долго не могли найти корабельных плотников, знающих галерное дело; только 12 января 1717 г. князь П. П. Голицын известил Ф. М. Апраксина - все четыре галеры прибыли из Копенгагена в Росток и затем направлены в Россию. Следует отметить, что в их сборке принимали участие прибывшие из С.-Петербурга подмастерья Мокей Черкасов и Петр Колуенов, а также корабельный мастер Питер Выбе, после чего всех троих направили в Росток для ремонта и строительства галер [2, 5].
О больших трудностях с ремонтом русских судов в Дании свидетельствует и письмо капитана 2 ранга Корнелиса Фандергорна Петру I с корабля «Ягудиил» из Копенгагена, датированное 16 октября 1716 г.; в нем сообщалось, что нечем платить за корабельный лес, железо и другие материалы, а также плотникам - за работу. Мало того, прибывшие деньги и материалы пустили не по назначению, чем вызвали справедливый гнев царя. В письме послу в Дании В. Л. Долгорукову от 14 декабря того же года Петр повелевал привлечь к работам капитан-поручика Ипата Муханова, вызвав того из Ростока [4, 5]. И все же ремонт «Ягудиила» удалось закончить лишь в феврале 1717 г. [5]. Через четыре месяца начался ремонт корабля «Арондель», корпус которого дал течь в нескольких местах; требовалась и частичная замена парусного вооружения. На этот раз с работой справились всего за месяц [5]. Вторично «Ягудиил» ремонтировался там же с 28 февраля по 15 апреля 1721 г. - пришлось менять бортовую обшивку, прорезанную льдом во многих местах. Примечательно, что на этот раз датский король выделил материалы и плотников, так как политическая атмосфера на Балтике складывалась в пользу России - наступал конец изнурительной Северной войне. Русский корабль быстро вошел в строй [5]. В общей сложности на датских стапелях в петровское время было построено пять судов двух классов, а также отремонтировано четыре линейных корабля и яхта.
Строительство русских судов в Пруссии Петр I хотел начать еще в 1712 г. Известно, например, что гамбургский купец Франц Попп предлагал за небольшую цену и в короткий срок (всего за пять месяцев) сдавать по одному линейному кораблю или фрегату [2, 5]. Однако сложная международная обстановка, неудачи в дипломатии и другие причины не позволили заказать германским корабелам крупные суда; производство же мелких удалось наладить. В мае 1716 г. в Колберге (Кольберге) производился большой ремонт русских галер, а постройка их (первых двенадцати) развернулась позднее - с осени того же года, причем корабельный лес и другие материалы доставлялись на английских и голландских судах из России. Отправкой «галерных дерев» в Росток руководил по указанию Петра посол в Дании В. Л. Долгоруков. Фактически строительство первых трех галер началось лишь в январе 1717 г., так как после закладки их осенью предыдущего года работы застопорились. Но и затем дело продвигалось медленно из-за того, что много средств и рабочей силы отнимали конопатка и другие ремонтные работы на судах галерного флота, стоявших в Ростоке и готовившихся к очередной кампании [5]. Лишь с 8 марта 1717 г. судостроение активизировалось: за 15 дней построили 24 шлюпки (12-, 16-, 20- и 24-весельные) - по две на каждую большую галеру и по одной - на малую [2, 5]. Дальнейшему успеху способствовало прибытие в конце марта из Ревеля на фрегате «Самсон» 60 мастеровых во главе с уполномоченным адмиралтейским комиссаром (чин в петровском адмиралтействе) Щепотьевым (имя и отчество пока неизвестны). В документах встречаются фамилии и других русских людей разных званий, принимавших активное участие в постройке галер в Ростоке: генерал-поручика Бутурлина, капитана флота Луки Демьянова, подполковника Шепенева и т. д. [2, 5].
Много хлопот доставила «золоченая» яхта «Декрона» (длина около 20 м, команда 20 чел.), подаренная прусским королем Петру I в 1717 г. Исправление огрехов ее постройки возложили на поручика Эдуарда Малтиаса, нанятого в Гамбурге; пришлось переделать заново парусное вооружение, переконопатить корпус снаружи и внутри, а «пространство между резной и позолоченной работой покрыть свинцом» во избежание гниения. Кроме того, Малтиас построил для этой яхты бот (длина 16,8 м), рассчитанный на 7 - 10 чел. По разным причинам оба судна долгое время не могли уйти в Россию [2, 5]. В феврале 1719 г. яхту пришлось ремонтировать вторично (в доке), теперь уже под руководством капитана Наума Синявина, причем корабельному мастеру за работу заплатили 320 ефимков - большие по тем временам деньги. Лишь в конце апреля 1719 г. «Декрона» и бот благополучно прибыли в Ревель [2].
Сохранились материалы о ремонте близ Глюкштата попавшего в шторм в марте 1719 г. корабля «Рандольф». Всего в Пруссии для нужд петровского флота было построено 14 больших и малых галер, 24 шлюпки и бот, а также отремонтировано большое количество судов галерного типа, яхта и линейный корабль [2, 5].

Модель английского линейного корабля XVII в

 Модель английского линейного корабля XVII в.
(из собрания ЦВММ)

Первое упоминание о ремонте русских судов в Польше относится к 8 августа 1718 г., когда капитан корабля «Св. Михаил» Ян (Яган) Стихман доносил из Гданьска графу Ф. М. Апраксину, что ему пришлось организовать ремонт одного из двух захваченных у шведов судов. Через три месяца там же начался ремонт шнявы «Наталья» и бригантины [2, 5]. Обычный способ, когда судно вытаскивали на берег с помощью бревен, для этой шнявы не подходил (мастера боялись ее перелома из-за «остроты» корпуса), и капитан-командору Вильбоа пришлось приложить немало усилий, чтобы ее ремонт на мелководье завершился к 20 марта 1719 г.; об этом он доложил затем самому Петру I. Однако «Наталье» снова не повезло - пробушевавшими 23 и 28 августа того же года штормами весьма сильно повредило парусное вооружение. В этот раз ее ремонтировали на берегу [2, 5]. Следует отметить, что были построены также новые шлюпки взамен тех, которые пропали во время бури [2, 5].
В сентябре 1719 г. гданьские корабелы спешно отремонтировали грот-мачту пинка «Св. Александр», которым командовал А. П. Апраксин [5], и шняву «Элеонора» капитана 3 ранга Н. П. Вильбоа, а позднее один из гукоров. Строились и ремонтировались в 1722 - 1724 гг. суда Российского флота и в Щецине, о чем свидетельствуют переговоры князя Юрия Гагарина с ... королем Пруссии (город находился во временном германском правлении), но сколько там было построено и отремонтировано судов, пока неизвестно [2].
Таким образом, Балтийский флот пополнялся судами, построенными в Англии, Дании, Пруссии и Польше. Там же производились сложные и значительные по объему судоремонтные работы. Все это, безусловно, сыграло свою роль в укреплении могущества русского флота, успешном завершении справедливой для России Северной войны со Швецией.

 

СУДА ПЕТРОВСКОГО ФЛОТА, ПОСТРОЕННЫЕ ЗА РУБЕЖОМ В 1693 -1721 гг. [2, 5, 7]

 

Линейные корабли

«Св. Петр и Павел» - 60-пуш., длина 30,5 м; построен на Ост-Индской верфи в Амстердаме с помощью русских волонтеров во главе с Петром I (1697); подарен России и отплыл в Архангельск в том же году, в конце XVII в. переоборудован в торговое судно;
«Антоний» - 50-пуш., длина по палубе 34,6, ширина с обшивкой 13,4, высота борта 4 м; куплен в Гамбурге (1711), затонул в Ревеле (1716);
«Рандольф» - 50-пуш., длина 38 9, ширина 9,8, высота 4 м; приобретен в Англии (1712), разобран в Кронштадте (1725);
«Булинбрук» (бывший «Сассекс»), количество пушек неизвестно, длина 36,6, ширина 10,7, высота 4,1 м; приобретен в Англии (1712), по пути из Англии в Россию захвачен шведами (1713);
«Виктория» («Венчер») - 50-пуш., длина 38,9, ширина 10,9, высота 4,3 м; куплен в Англии (1712); переоборудован сначала в транспорт (1716), затем в прам (1719), после этого прослужил еще примерно 13 лет;
«Оксфорд» («Танкервиль») - 50-пуш., длина 34,8, ширина 9,2, высота 4,3 м; приобретен в Англии (1712), продан в Лондоне (1717);
«Страфорд» («Винфорд») - 50-пуш., длина 31,7, ширина 8,5, высота 3,7 м; разобран после 1732 г.;
«Фортуна» - 50 (48)-пуш., длина 38,4, ширина 9,5, высота 4,1 м; куплен в Англии (1713), затонул в Ревеле (1716);
«Армонт» - 50-пуш., длина 34,3, ширина 9,3, высота 4,1 м; приобретен в Англии (1713), разобран после 1732 г.;
«Арондель» - 50(48)-пуш., длина 34,6, ширина 9,2, высота 4,1 м; куплен в Англии (1713), разобран в Кронштадте после 1732 г.;
«Перл» - 50(48)-пуш., длина 36,6, ширина 10,1, высота 4,2 м; приобретен в Голландии (1713), разобран после 1732 г.;
«Леферм» (двухпалубный) - 70-пуш., длина 47,2, ширина 13,4, высота 5,5 м; куплен в Англии (1713); ремонтировался в С.-Петербурге на Кронверкской верфи (1723);
«Лондон» - 54-пуш., (размерения не установлены); куплен в Англии (1714); выброшен у Толбухина маяка (Кроншлот) на мель, которая впоследствии получила название Лондонской;
«Британия» - 50 (44)-пуш., длина 36, ширина 9,5, высота 4,1 м; приобретен в Англии (1714); разобран после 1725 г.;
«Портсмут» - 54-пуш., (размерения не установлены); заложен в июне 1714 г., спущен на воду 11 ноября того же года в Амстердаме, строитель Осип Соловьев; разбился на Лондонской мели (1719);
«Марльбург» (двухпалубный) - 60-пуш., длина 44,5, ширина 13, высота 4,9 м; заложен в июне 1714 г., спущен на воду в конце ноября того же года в Амстердаме, разобран в Кронштадте после 1732 г.;
«Девоншир» - 52-пуш., длина 39, ширина 11,5, высота 4,4 м; строился О. Соловьевым, заложен в июне 1714 г., спущен на воду 6 декабря того же года в Амстердаме, разобран в Кронштадте после 1732 г.;
«Валтеноу» (вооружение и размерения неизвестны) строился О. Соловьевым в Амстердаме (1714 - 1715);
«Принц Евгений» - 50-пуш., длина 40,6, ширина 11,4, высота 4,7 м; заложен в марте 1720 г., спущен на воду летом 1721 г., строился под руководством Девенпорта в Амстердаме, разобран после 1732 г. в Кронштадте;
«Ништадт» - 56-пуш., длина 40,6, ширина 11, высота 4,7 м; заложен весной 1720 г., опущен на воду летом 1721 г. в Роттердаме, затонул у о. Эзель на Балтике (1721).

 

Фрегаты

«Св. Пророчество» - 44-пуш. (размерения не установлены); строился с 1693 по 1694 г., плавал по Белому морю под руководством Петра I, впоследствии - торговое судно;
«Самсон» - 32-пуш., длина 32,8, ширина 9,7, высота 4,1 м; заложен 1 ноября 1710 г., спущен на воду 10 января 1711 г. в Сардаме;
«Св. Яков» - 32(22)-пуш., длина 24,7, ширина 7,8, высота 3,2 м; куплен в Голландии (1711), разобран в Кронштадте после 1732 г.;
«Эсперанс» («Гарденбрук») - 44-пуш., длина 34,8, ширина 10,1, высота 3,6 м; приобретен в Пруссии (1712), разобран после 1734 г. в Кронштадте;
«Св. Николай» - 42(50)-пуш., длина 31,1, ширина 8,5, высота 3,4 м; куплен в Голландии (1712), переоборудован в транспорт (1716);
«Лансдоу» («Норис») - 32-пуш., длина 32,6, ширина 9,1, высота 3,8 м; приобретен в Англии (1713), разобран в Кронштадте после 1725 г.;
«Ричмонд» («Свивстен») - 44-пуш. (размерения неизвестны); куплен в Англии (1714), разобран после 1721 г. в Кронштадте;
«Амстердам-Галей» - 32-пуш., длина 32,9, ширина 10,5, высота 4 м; строился в Амстердаме (1719 - 1720), затонул на Балтике (1740);
«Декронделивде» - 32-пуш., длина 32,2, ширина 9,7, высота 4,2 м; строился в Амстердаме (1719 - 1720), разобран в Кронштадте после 1734 г.;
«Эндрахт» - 32-пуш. (размерения неизвестны); строился в Амстердаме (1719 по 1720), по пути из Голландии в Россию захвачен шведами;
36-пуш фрегат (без названия) строился в Голландии (1712 - 1714).

 

Суда других классов и типов

26-пуш. прам строился в Голландии (1712 - 1714);
18-пуш. шнява (Голландия, 1712 - 1714);
8-пуш. бомбардирский галиот (Голландия, 1712 - 1714);


Яхты:

«Транспорт-Роял» («Транспорт-Ройл») подарен Англией (1697);
«Св. Екатерина» строился в Англии (1702);
«Наталья» (Голландия, 1715);
«Декрона» подарена Пруссией (1717);
19 галер , одна из которых построена в Голландии (1694 - 1695), четыре достроены в Дании и 14 - в Пруссии;
«Вызолоченный» транспорт (Голландия, 1710);
Ластовое судно (Голландия, 1712 - 1714);
Четыре буера (Голландия, 1697 - 1716);
29 шлюпок , одна из которых построена в Дании (1711), другая - в Англии (1716), 24 - в Пруссии (1716 - 1717), три - в Польше (1719);
18 барж , 11 из которых построены в Англии (1715 - 1718), семь - в Голландии (1715 - 1717);
Торншхоут «Амстердам» (Голландия, 1717 - 1718);
Девять шпигель-яхт (Голландия, 1717 - 1718);
Пять шлюпботов (Голландия, 1717 - 1718);
29 вереек , 25 из которых построены в Англии (1715 - 1718) и четыре - в Голландии (1715 - 1717);
Шесть гекботов , три из которых построены в Англии (1719), три - в Голландии (1720);
Галет «Танаем» (Голландия, 1720);
Четыре девершипа (Англия, 1715 - 1718);
Гукор «Новый Кроншлот» - куплен в Голландии (1717);
Бот для яхты «Декрона» (Пруссия, 1718).

 

ЛИТЕРАТУРА

Судостроение, 1979, № 10, с. 53 - 55; 1985, № 6, с. 61 - 63; 1975, № 8, с. 61 - 63.

ЦГАВМФ, ф. 315, 233, 176, 234, 212.

Елагин С. История русского флота. Период Азовский. СПб., 1864, с. 94, 95.

Общий морской описок, ч. I. СПб, 1885, с. 3, 264.

Материалы для истории русского флота. Составитель С. Елагин, т. 1, 2. СПб, 1865, 28 документов.

Описание дел архива Морского министерства, т. 1. СПб., 1877, с. 520.

Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. СПб., 1872, с. 12, 13, 76, 77, 280, 281.

И. В. Богатырев
'Судостроение', 1986, №3


Статьи на тему:
14.05.2011Уникальный рисунок первого русского линейного корабля «Гото Предестинация»
21.04.0005Ингермандланд
18.11.0004Табель Петра I о корабельных пропорциях
07.10.0004Статья о вкладе Голландии в становление российского флота Петра I
26.08.0004Первый отечественный кораблестроительный Регламент
Мы работаем по субботам