Фрегат Фальстер и конструкция датских фрегатов до 1746 года
Исторические чертежи многих из ниже перечисленных фрегатов можно увидеть здесь (Верфь на столе -> Чертежи -> Датские фрегаты)
Гибель от пожара в 1753 году у побережья Марокко датского фрегата «Фальстер» (Falster) явилась одним из наиболее ярких событий для военно-морской истории Дании во второй половине 18 века1. Потеря «Фальстера» также примечательна тем, что она произошла в период с 1720 по 1800 годы - относительно не богатый на события, который сами датчане называют «длинный период мира», последовавший за Великой Северной Войной 1709 – 1720 годов.
Потеря фрегата небезынтересна тем, что отнесение «Фальстера» самими датчанами к классу фрегатов вводит в заблуждение. Касательно вооружения и конструкции корпуса «Фальстер» имел больше общих черт со своими современниками – линейными кораблями, нежели с датскими фрегатами. Таким образом, гибель «Фальстера» примечательна не только экзотичностью места происшествия, но также и тем что, значительно превышая по своим размерам своих современников по классу фрегатов, он являлся относительно важной военной единицей датского флота, с потерей которого последний не мог не считаться.
Разнообразие типов датских фрегатов до 1746 года.
Датские фрегаты с 1650 по 1746 годы (т.е. до конца правления короля Кристиана VI) несли полное парусное вооружение, однако на однообразии в оснастке и заканчивается сходство «Фальстера» с другими фрегатами.
Фактором, осложняющим анализ сходства датских фрегатов, является тот факт, что в это раннее время создания фрегатов как класс, большинство датских фрегатов представляли собой «смесь одиночек» либо же были построены по индивидуальным проектам, иными словами во флоте не было кораблей, которые бы были построены по одному и тому же чертежу. Таким образом, дабы произвести должную классификацию фрегатов в датской военно-морской истории, необходимо провести ретроспективное рассмотрение датских военных кораблей того времени, которые попадали под классификацию фрегатов.
В отличие от строительства фрегатов до 1746 года во времена правления Кристиана VI датский флот приступил к строительству линейных кораблей на регулярной основе по одинаковым чертежам, а это означает то, что существовало, как минимум, два «систер-шипа», сооруженных по одним и тем же чертежам.
«Фальстер» - «фрегат» с 18 фунтовыми орудиями.
Вооруженный 40 орудиями калибром 18 фунтов «Фальстер» был построен в 1742 году и первоначально носил имя «Кронягтен» (Cronjagten). Вооружение пяти других датских фрегатов, построенных во времена правления Кристиана VI (1730 – 1746) варьировалось от 16 до 30 орудий калибром от 4 до 8 фунтов, что было значительно меньше 18 фунтовых орудий, составлявших основной калибр «Фальстера». По иронии судьбы 8 фунтовые пушки, установленные на второй орудийной палубе «Фальстера», являлись основным калибром трех остальных фрегатов.
Три легких фрегата, более или менее однотипных, построенных между 1730 и 1746 годами, а именно: «Кристиансборг» (Christiansborg) (30), «Докуэн» (Doquen) (30), «Блаа Хэйерн» (Blaa Heyren) (18) – составляли часть той эскадры в Марокко, флагманом которой был «Фальстер».
18 фунтовые орудия как отличительная черта вооружения датских линейных кораблей до 1746г.
В отличие от основного легкого калибра большинства датских фрегатов, построенных во времена правления Кристиана IV (и ранее), на шести – все 50-ти пушечные – из двадцати линейных кораблей основным калибром, как и на «Фальстере», были 18 фунтовые орудия, установленные на главной орудийной палубе. Все остальные 14 линейных кораблей, построенные в тот период, были вооружены орудиями калибром 24 фунта. Следовательно, калибр орудий на главной батарейной палубе «Фальстера» роднит его больше с линейными кораблями, пусть и с самыми меньшими из них, нежели с фрегатами. Но со своими 40 орудиями «Фальстер» не дотягивал до штатного вооружения линейных кораблей и, скорее всего, именно этот факт побудил датчан классифицировать «Фальстер» как фрегат.
Датские 18 фунтовые фрегаты до 1746 года.
Классификация «Фальстера» как фрегата также неоднозначна с исторической точки зрения. До «Фальстера» в датском флоте было только три корабля, вооруженных 18 фунтовыми орудиями и классифицированных как фрегаты, причем два из них были захвачены у Швеции в качестве призов. Сроки службы этих фрегатов в датском флоте: «Штормарн» (Stormarn) (1703-1722), «Штральзунд» (Stralsund) (Шведский приз, 1715-1761) и «Поммерн» (Pommern) (Шведский приз, 1717-1756). Единственным датским фрегатом, имевшим на вооружении 12 фунтовые орудия, предшествовавшим «Фальстеру», был «Хвиде Эрн» (Hvide Ern) (1715-1751)2 тоже шведский приз (захвачен знаменитым Торденшельдом3 (Tordenskjold). Крупнейший датский фрегат в период 1650 по 1700 годы также был захвачен у шведов. Таким образом, если не считать призовые корабли, можно с уверенностью утверждать, что у датчан не вошло в традицию строить для своего флота крупные корабли в качестве фрегатов.
Принимая во внимание все вышесказанное и после исключения всех захваченных у Швеции кораблей, только «Штормарн» и «Фальстер» остаются 18 фунтовыми датскими «фрегатами». Данный факт указывает на то, что в течение периода длинною в век, с 1650-1746 гг., судостроительная политика Дании была сконцентрирована на строительстве легко вооруженных – 30 и меньше орудий – кораблей, использовавшихся в качестве фрегатов. Только во времена правления короля Фредерика V наблюдается введение в строй фрегатов, вооруженных 12 фунтовыми орудиями. Еще один фрегат датской постройки, но с 18 фунтовыми пушками, был спущен на воду за год до того, как «Фальстер» сгорел у берегов Марокко. Таким образом, царствование Фредерика V обозначило начало «современной» эры в конструкции датских фрегатов.
Две полные батарейные палубы как нетипичная черта датских фрегатов 18 века.
В отличие от подавляющего большинства фрегатов датской постройки, спущенных на воду с 1650 до 1746 года и даже в более поздний период, «Фальстер» имел две полные батарейные палубы с двумя рядами орудий, или как во время Наполеоновских войн они стали называться «двухдечные» фрегаты. Напротив, большинство из датских фрегатов тех времен имели лишь одну батарейную палубу либо, имея одну орудийную палубу, несли дополнительные орудия меньшего калибра на квартердеке и полубаке. Соответственно, в дополнение к характерному главному калибру орудий «Фальстера» в 18 фунтов, расположение вооружения и конструкция корпуса ставили его в один ряд с линейными кораблями.
Общая концепция военно-морской мысли 1650-1750 годов предполагала фрегат как корабль с низким силуэтом либо корабль с относительно низкой осадкой и соответственно с плавными обводами подводной части корпуса, обеспечивающими высокую скорость. Высокий надводный же борт и внутренний объем двухдечного корпуса «Фальстера» не отвечала основным параметрам концепции фрегатов того времени.
«Фальстер» - гибридный тип.
Несомненно, что в отношении основного калибра «Фальстера» количества орудий, установленных на его двух полных батарейных палубах и относительно вместительного корпуса для того, чтобы разместить данное количество орудий, «Фальстер» был единственным кораблем в своем классе, который нельзя было отнести ни к фрегатам, ни к линейным кораблям – нечто вроде гибрида. Однако данный гибридный тип больше приближался к линейным кораблям, благодаря своим 40 орудиям.
В связи со всем вышесказанным возникает законный вопрос, почему датчанами вообще были потрачены деньги на постройку такого необычного корабля, было ли это связано с желанием получить в лице «Фальстера» корабль, равный по эффективности с линейным?
Роль «Фальстера» в военной доктрине.
Кроме аномальной природы своего вооружения (калибр, общее число) и конструкции корпуса (две полные батарейные палубы), также трудно провести классификацию «Фальстера» как фрегата с точки зрения специфической боевой роли, в которой предполагалось его использование. Необходимо также определить, насколько эта роль отличалась от присущей другим боевым кораблям.
Первое требование к фрегату - его скорость, следовательно фрегаты были полезны в тех операциях, где могли пригодится их скоростные качества, а именно: разведка, передача донесений, сопровождение конвоев, преследование, в котором они могли преуспеть и нанести значительный урон кораблям противника. Ни к одной из перечисленных задач «Фальстер» был непригоден из-за отсутствия плавных обводов подводной части корпуса, обеспечивающих высокую скорость – по всей видимости «Фальстер» был плохим «ходоком». Таким образом, истинное предназначение «Фальстера», для которого бы он идеально подходил, остается неясным.
Но «Фальстер» обладал чертой, говорившей в его пользу: неся относительно тяжелое вооружение, представленное 18 фунтовыми орудиями, «Фальстер» был экономичен в отношении личного состава – его полный экипаж состоял из 307 человек, что было меньше примерно на 1/3 от экипажа 50 пушечного линейного корабля, также вооруженного 18 фунтовыми орудиями, чей штатный личный состав равнялся 424 человекам. Таким образом, в мирное время «Фальстер» обходился короне дешевле , нежели 50 пушечный линейный корабль и поэтому становиться ясно, почему «Фальстер» был выбран адмиралтейством в качестве флагмана отряда военных кораблей, направленных в Марокко против пиратов.
Значение гибели «Фальстера».
Принимая во внимание все вышесказанное, «Фальстер» видится как анахронизм и нечто выходящее за рамки. Однако размеры, оснастка, вооружение и количество личного состава делали «Фальстер» значительным – хотя с точки зрения качества, посредственным - финансовым вложением со стороны датского адмиралтейства. Таким образом, пожар погубивший «Фальстер» у берегов Марокко, причинил значительный материальный ущерб для датского бюджета, значительно более существенный, если бы на месте «Фальстера» оказался один из типичных для того времени фрегатов, стоявших на вооружении королевского флота Дании.
Постскриптум: Второй этап в развитии датских фрегатов.
После гибели «Фальстера» датская история в проектировании и строительстве фрегатов вступила в новый период, который в истории других флотов характеризовался как «современный» этап в конструкции фрегатов. Новые тенденции и изменения становятся наиболее очевидными во времена пребывания на посту главного кораблестроителя датского адмиралтейства Краббе – фрегаты начинают строиться по одинаковым проектам, т.е. как минимум два однотипных корабля, сконструированных по одному набору строительных чертежей, сходили со стапеля. Значительным достижением Краббе стало то, что датские фрегаты вступили в новую «эру», когда основной калибр орудий стал равен 12 фунтам, что соответствовало той тенденции, которой были подвержены флоты основных морских держав того периода.
Полную противоположность всему тому разнообразию, которое предоставляли датские фрегаты постройки до 1746 года - одного из наиболее многочисленного класса датского парусного флота - представляли восемь однотипных фрегатов, чей главный калибр составляли 12 фунтовые орудия. Эти корабли были построены по одним чертежам под руководством главного кораблестроителя Хенрика Гернера, головным кораблем этой серии стал «Борнхольм» (Bornholm) спущенный на воду в 1778 году – т.е. через 25 лет после гибели «Фальстера»
Появление «истинных» 18 фунтовых фрегатов в датском королевском флоте задержалось до 1789 года, когда по проекту корабела Стиболта были сооружены четыре однотипных корабля. Однако, в отличии от «Фальстера», современные 18 фунтовые фрегаты разработанного Стиболтом проекта не имели двух полных орудийных палуб. После дебюта этой четверки данный тип фрегатов стал основным для датского флота начала 19 века.
Сравнительные характеристики некоторых датских фрегатов первой половины 18 века.
Название | Кораблестроитель, верфь | Размеры4 | Постройка | Экипаж | Вооружение | Окончание службы | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Длина | Ширина | Осадка | ||||||
«Раа» (Raa) | Олаус Юдихаер Холмен | 110’ | 29’ | 11’3” (нос) | 1709 –закладка киля 11.12.1709 – спуск на воду | 140 | 30 – 8 фнт. | 1751 - исключен |
«Вита Эрн» (Швеция) | У.Смит Карлскрона | 33 | 9,42 | 3,90 | 15.10.1711 - вступление в строй | ? | 30 | 1715 |
«Хвиде Эрн» | ? | ? | ? | ? | 1715 | ? | 30 – 12 фнт. | 1751 |
«Блаа Хэйерн»5 | Кнуд Бенструп Гаммельхольм | 86’ | 22’2” | 9’4” (нос) | 12.03.1734 –закладка киля 29.06.1734 – спуск на воду | 81 | 18 – 4 фнт. | 1765 – продан |
«Кристиансё» (Christiansǿe) | Лорен Барбе Холмен | 86’ | 23’ | 8’5” (нос) | 05.09.1740 –закладка киля 08.04.1741 – спуск на воду | 81 | 18 – 4 фнт. | 1761 – исключен |
«Фальстер» | Дидерих Тура Холмен | 125’ | 34’ | 15’ (нос) | 22.06.1741 –закладка киля 29.03.1742 – спуск на воду | 307 | 20 – 18 фнт. | 03.06.1753 - сгорел |
«Кристиансборг» | А. Туресен | 115’ | 30’6” | 15’ 6”(корма) | 1745 | ? | 30 | 1756 |
«Борнхольм» | Хенрик Гернер Нихольм | 130’9” | 35’ | 14’9” | 1778 | ? | 36 (основн. калибр 12ф.) | 1797 |
Примечания:
1. «Фальстер» погиб от случайно возникшего пожара, в результате неосторожного обращения с жидкой смолой. Это произошло во время стоянки в Марокканском порту Саффа 3 июня 1753, где «Фальстер» возглавлял эскадру датских военных кораблей, направленных в Морокко с дипломатической миссией для урегулирования вопросов касающихся нападения пиратов на датские торговые суда.
2. Британский историк Роберт Гардинер утверждает, что первым «современным» фрегатом был шведский «Вита Эрн» (Vita Ern), это он обосновывает тем, что «Вита Эрн» скорее всего, был первым фрегатом, на котором имелось две палубы, причем батарейной была верхняя, а нижняя, не имевшая орудий, соответствовала той, которая впоследствии в американском флоте получила название «коечной». Однако сам Гардинер отмечает, что в то время данное нововведение шведского флота не получило развития во флотах других стран, в том числе и в Дании.
См. Бодрио, «История французских фрегатов, 1650-1850гг.», стр. 69, примечание 2.
3. Торденшельд (Tordenskjold) Петер [настоящая фамилия - Вессель (Wessel)] (28.10.1691, Тронхейм, Норвегия, - 20.11.1720, Ганновер, Германия), датский флотоводец, вице-адмирал (1719). По национальности норвежец. Сын купца, выходца из Голландии. Подростком (в 1706) поступил в датский военный флот. С 1712 командовал фрегатом, затем эскадрой и отличился в Северной войне 1700-21 против шведов. За победу при Дюнекилене (1716), когда Торденшельд захватил шведскую эскадру в 40 вымпелов, возведён в дворянское достоинство и получил фамилию Торденшельд. В 1718 вынудил Карла XII снять осаду Фредериксхалля, в 1719 овладел Марстрандом и крепостью Карлстейн. Убит на дуэли.
4. Размеры датских фрегатов даны в датских футах и дюймах, которые в тот период времени немного отличались от английских. Для шведского «Вита Эрн» размеры даны в метрах.
5. Примечательной особенностью конструкции данного фрегата была значительная разница между углублениями носа и кормы. Также, принимая во внимание относительно небольшую ширину, можно сделать вывод, что данная конструкция корпуса обеспечивала высокую скорость, но отнюдь не придавала остойчивости.