Выбор чертежей шлюпа и как по простому их истолковать
Задача чертежа заключалась в том, чтобы дать кораблестроителю информацию, требуемую ему для точного перевода замыслов проектировщика в полноразмерный корабль. Обводы на чертеже масштабировались и «разбивались» на полу большой чертежной мастерской, а лекала были полноразмерными моделями, которые использовались в качестве шаблонов для придачи формы тимберсам. Поэтому имеется множество маленьких матриц, особенно тех, что располагаются внутри чертежа проекции «Корпус» (см. ниже), предназначенных для помощи кораблестроителю в этом процессе «разбивки». Эти линии и кривые, хотя и представляют значительный интерес, не имеют никакого практического значения для моделиста, который может перенести информацию непосредственно при помощи шаблона, если будет строить в том же самом масштабе, что и чертеж, а если и не в таком же масштабе, то при помощи копировальных способов, как механических, так и электронных, он воспроизведет этот чертеж в требуемом масштабе. Для исходного понимания, и вероятно самого важного, необходимо уметь представить себе форму судна, исходя из линий, составленных с четырех ракурсов, обычно сгруппированных в то, что известно как боковой чертеж или теоретический чертеж судна (рис. А3-1).Теоретический чертеж судна содержит в себе корпус с четырех ракурсов, начиная с вида сбоку на правый борт судна (чертеж проекции «Бок»). Под ним располагается чертеж проекции «Полуширота», который представляет собой вид сверху на половину корпуса (обычно левую). Другая половина не показана, поскольку считается зеркальной. Третий и четвертый чертежи скомбинированы в один чертеж проекции «Корпус», на которых показан вид на корпус: слева со стороны кормы, а справа со стороны носа. Как и в случае чертежа проекции «Полуширота», этот ракурс обычно подразумевает симметричность корпуса, а следовательно в обоих случаях изображается левая половина корпуса. С этого ракурса киль считается перпендикулярным чертежу. На рисунке А3-1 изображен чертеж шлюпа «Spy», который был спроектирован и построен в 1732 году Бенджамином Роузвелом, главным кораблестроителем в Чатеме. Это простой чертеж, но на нем показаны важные составляющие, которые позволяют построить этот корабль.
Взгляните сперва на вид сбоку, ключевыми размерениями здесь являются длина по самой нижней полноценной палубе или ее теоретическая протяженность, показанная стрелками. «Spy» имел лишь одну палубу, а у других шлюпов, таких как «Wolf» (1741 г.) было две палубы, и нижняя палуба была полноценной. Этот размер можно называть в случае шлюпов, как длина по гон-деку (LGD). Она измеряется от шпунта форштевня (вертикально над точкой В) до шпунта ахтерштевня (прямо над А). Тогда альтернативным описанием длины стала «длина между перпендикулярами». Длина по килю измеряется по верхней стороне киля от шпунта ахтерштевня в точке С до точки, где его верхняя кромка отклоняется от горизонтали в точке D. Третьим ключевым размерением является глубина интрюма, которая измеряется от верхней стороны палубного бимса в самой нижней точке палубы около Е до верхней стороны флортимберса, непосредственно под точкой F.
Еще на чертеже проекции «Бок» имеется ряд продольных линий. Сверху вниз располагаются - линия борта «sheer line» (1), линия палубы (2) и линия наибольшей ширины или бретлейн (3), которая так же показана на чертеже проекции «Корпус» пунктиром. Ватерлинии (4) представляют собой ряд параллельных линий, которые также показаны на чертеже проекции «Полуширота», а иногда и на чертеже проекции «Корпус», где они могут, но не всегда, немного изгибаться. Здесь понадобится небольшое объяснение, чтобы прояснить все неверные представления о взаимосвязи этих линий с килем и грузовой ватерлинией. Ватерлинии располагаются параллельно грузовой ватерлинии и находятся ниже нее. Они не параллельны килю, если только киль не планировали располагать параллельно грузовой ватерлинии, что было обычно для этого времени. Если киль не располагается параллельно грузовой ватерлинии, то грузовая ватерлиния и другие ватерлинии выглядят на чертеже проекции «Корпус» изогнутыми кривыми. Когда на чертеже проекции «Корпус» эти линии сделаны прямыми, это означает, что судно было спроектировано так, чтобы его грузовая ватерлиния располагалась параллельно килю. Составитель этого теоретического чертежа нарисовал ватерлинии параллельно килю, но затем он нарисовал грузовую ватерлинию, которая не параллельна килю. Так как на исходном чертеже на проекции «Корпус» ватерлинии не отмечены, то это не имеет никакого значения. Те, кто следовал этому подправленному чертежу, те раскладывали этот вид сбоку параллельно килю. Следовательно при воссоздании их на чертеже проекции «Корпус» они выглядят как прямые линии. Линия «подъема» она же линия по оголовкам флортимберсов (5) соединяет наружные концы флортимберсов, которые представляют собой самые нижние части составных шпангоутов.
На чертеже проекции «Бок» располагаются теоретические шпангоуты, которые перенесены вниз на чертеж проекции «Полуширота». Эти теоретические шпангоуты также показаны на чертеже проекции «Корпус». Обычно их маркируют цифрами в сторону кормы от точки Х, которая представляет собой мидель-шпангоут, как его называют традиционно, а в сторону носа отмечают буквами. Мидель-шпангоут может быть показан на обоих чертежах проекции «Корпус», а иногда его отмечают на чертеже проекции «Бок» при помощи сдвоенной линии. На этом чертеже такого сделано не было. Сдвоенные линии, залитые серым цветом, представляют собой вид сбоку на шпангоут, располагающийся рядом с мидель-шпангоутом, это было сделано, чтобы помочь понять как измеряют глубину интрюма.
Рисунок А3-1. Теоретический чертеж «Spy» (1732 г.) с важными проектными деталями, прокомментированными автором. Основано на чертеже из Государственного Морского Музея J0138.
Обратимся к чертежу проекции «Полуширота». На нем показан вид сверху и некоторая информация с проекции «Бок», а именно ватерлинии и теоретические шпангоуты. Также имеются пунктирные линии, которые не связаны с пунктирной линией на чертеже проекции «Бок», но соотносятся с пунктирными диагональными линиями на чертеже проекции «Корпус». Это так называемые «выравниватели» или рыбины, которые использовались для доказательства того, что корпус «ровный» (то есть имеет гладкую форму без выступов или впадин). Также они могут использоваться для определения формы промежуточных шпангоутов, располагающихся между нарисованными теоретическими. Этот способ лучше всего описать, используя теоретический чертеж на рисунке А3-1. Предположим, что нам требуется участок чуть позади третьего шпангоута, считая от форштевня. Определяют его расположение на линии диаметральной плоскости на чертеже проекции «Полуширота» и измеряют расстояние J-K от этой линии до рыбины. Затем это расстояние переносят на чертеж проекции «Корпус», откладывая его на линии рыбины от линии диаметральной плоскости. Так получают точку на промежуточном шпангоуте. Аналогичную систему можно использовать и по ватерлиниям. Промежуточный шпангоут находят на чертеже проекции «Полуширота». Затем измеряют отрезок L-M до подходящей ватерлинии. Затем этот отрезок откладывают на чертеже проекции «Корпус», а затем поднимают перпендикуляр от его внешнего конца, пока он не пересечет ватерлинию. Это даст другую точку на промежуточном шпангоуте. То же самое можно повторить с другими рыбинами и ватерлиниями, получив таким образом набор точек, которые можно соединить, чтобы получить обводы шпангоута. Затем это можно было нарисовать на полу чертежной мастерской, как это делалось для главных/теоретических шпангоутов. Это дополнялось и ныне существующей практикой в виде прикладывания реек (длинных тонких деревянных полосок) к главным шпангоутам, в качестве физического вспоможения для отделки промежуточных шпангоутов до требуемой формы.
И напоследок взглянем на чертеж проекции «Корпус», большая часть информации на котором уже была рассмотрена. По сути это пачка карт, на которые смотрят со стороны «кормы» или «носа», где форма каждой карты заархивирована посредством данных, требуемых для создания этой формы. Эти данные мудрено составлены в виде группы матриц. В случае рисунка А3-1 на чертеже проекции «Корпус» есть лишь одна матрица, которая содержит данные, требуемые для того, чтобы кораблестроитель мог перенести часть обводов шпангоутов на полноразмерный шаблон. Эта матрица вместе с другими показана на рисунке А3-2. Форма шпангоута создается рядом дуг и для каждой из них требуется центр и радиус. Проектировщик расположил их на этом примере тремя рядами. Верхний ряд радиусов и центров, по одному для каждого шпангоута, предназначен для верхнего бретлейна F, радиусы Х используются вместе с линией центров А. В случае мидель-шпангоута описываемая дуга – это F-F1. Следующий ряд предназначен для нижнего бретлейна, тут применяется группа радиусов Y и соответствующий центр с линии В. Дуга, описывая таким образом, – это G-G1. Самый нижний ряд предназначен для днищевой дуги, тут используются радиусы группы Z и соответствующий центр с линии С. Таким образом получается дуга на миделе H-H1. Остается дуга, которая определяет форму верхней части корпуса, которая иногда называется как «топтимберсовая дуга». Ее центр располагается вне чертежа проекции «Корпус» и мог быть определен, если продлить радиус верхнего бретлейна А-F1 до точки J, где он пересекся бы с горизонтальной линией, проведенной от точки чуть ниже линии борта. Преимущество составления линии центров заключается в том, что промежуточные шпангоуты можно нарисовать при помощи любой подходящей точки на этой линии. Единственной другой линией является та, что соединяет концы флортимберсов у D. Ее обычно называют линией по оголовкам флоров (или линией «подъема») и показывают на чертежах проекции «Бок».
В этот чертеж Роузвел включил кормовую и носовую платформы вместе с расположением кают. Часто они располагались на отдельном листе и могли дополняться палубами и палубными наборами, на которые они опираются. Есть и другие типы конструкционных чертежей, имевшихся в наличии, и они неоценимы при изучении бомбического судна или переделки его в исследовательское судно или для применения в качестве брандера. Подробная информация на этих чертежах в основном очевидна и не требует какой-либо интерпретации.
Тем из вас, кто хочет еще тщательнее изучить эту тему, лучше всего прочитать серию статей Дэвида Уайта (сейчас хранителя коллекции корабельных чертежей в Государственном Морском Музее) из журнала Model Shipwright, том 46 (1983), с. 3-8, том 48 (1984), с. 38-44, том 50 (1984) с. 120-127 и том 51 (1985) с. 261-267.
Рисунок А3-2. Чертеж проекции «Корпус» (задняя часть корпуса), на котором показаны три матрицы для разбивки теоретических шпангоутов. Автор.
Перевод книги Ian Mclaughlan 'The Sloop of War 1650-1763'.
Специально по заказу Сергея Артюшенко
© Чуланчик На Верфи, 2020
© www.shipmodeling.ru, 2020
© Андрей Баитов