+7 495 120-75-76 пн-пт с 9 до 18, сб с 10 до 18, время московское

8 800 500-54-29 междугородний, звонок бесплатный

Осуществляем доставку по всей стране

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Черчение погиби корабельных бимсов

Погибь бимсов, метод гиперболической кривой

Палубные бимсы обычно имеют погибь кверху, то есть они выгнуты. Центр бимса выше, чем его концы, чтобы с палубы стекала вода, и чтобы увеличить конструктивную прочность палубы. Есть несколько способов получения этой кривой. В описанном тут методе получается гиперболическая кривая, а не дуга окружности.

В одном варианте используется простая дуга окружности, проходящей через концы и требуемую высоту на середине бимса. Недостатком этого метода является необходимость в достаточно большом пространстве для работы и крупном циркуле или эллипсографе, чтобы разметить такую невысокую дугу (тем не менее смотрите далее). По этой причине появилась традиция использовать гиперболическую кривую, которую можно полностью разметить, оставаясь в пределах самого бимса при помощи быстрого и простого геометрического метода.



Вам понадобятся линейка, циркуль, циркуль-балеринка и гибкая рейка или лекало. При чтении инструкций смотрите на приведённый ниже рисунок.
1. Определите ширину бимса и высоту его верхней точки для самого длинного палубного бимса. Нарисуйте базовую линию и отметьте концы. Определите середину (D) и поднимите перпендикуляр на ней, чтобы отметить высоту на центре (D’).
2. Нарисуйте дугу окружности с центром в точке D и радиусом, равным высоте верхней точки бимса (DD’). Дуга должна идти до базовой линии.
3. Возьмите отрезок базовой линии от точки D до точки пересечения базовой линии с дугой (радиус дуги) и поделите его на 4 равные части, отметив точки a, b и c.
4. Возьмите часть дуги, располагающейся между точкой D’ и базовой линией, и поделите её на 4 равные части, отметив точки a’, b’, c’. (Это будут отрезки по 22,5 градусов).
5. Нарисуйте три короткие линии, соединяющие точки aa’, bb’ и cc’.
6. Возьмите половину базовой линии (от концевой точки Е до центральной точки D) и поделите на 4 равные части, отметив точки A, B и C.
7. Поднимите перпендикуляр в точке А на высоту, равную отрезку aa’. Отметьте на конце этого отрезка точку A’. (Используйте циркуль-балеринку для переноса отрезка aa’ на перпендикуляр с точки A).
8. Поднимите перпендикуляр в точке В на высоту, равную отрезку bb’. Отметьте на конце этого отрезка точку B’.
9. Поднимите перпендикуляр в точке С на высоту, равную отрезку сс’. Отметьте на конце этого отрезка точку С’.
10. Повторите шаги 6-9 для второй стороны вашей базовой линии.
11. При помощи гибкой рейки или лекала нарисуйте кривую между концевыми точками и точками, отмеченными на перпендикулярах (E, A’, B’, C’, D’ и т.д.).
Гиперболическая кривая слегка площе, чем дуга окружности, по большей части на наружных частях. На рисунке для сравнения серой линией показана дуга окружности.

Эту кривую следует построить для самого длинного палубного бимса, после чего сделать по ней деревянный или металлический шаблон. (Для модельных целей вы можете нарисовать эту кривую в большом масштабе, а затем уменьшить полученный результат при помощи копира или сканера). Один и тот же шаблон используется для всех бимсов данной палубы, их нужно тщательно центрировать относительно шаблона и переносить линию. Более короткие бимсы будут иметь меньшую погибь кверху, причём сам профиль погиби одинаков для всех бимсов одной палубы.


Погибь бимсов, альтернативный метод дуги

Есть другой, более старый вариант построения погиби, приведённый Стилом в его «Naval Architecture». В этом способе строится дуга окружности, для чего требуется гораздо больше места, чем в предыдущем методе. Описание и схема приведены на следующей странице. Я подправил текст для современного читателя и упростил иллюстрации и инструкции.

Начните с построения базовой линии AB, равной самому длинному бимсу. Поделите эту линию пополам при помощи перпендикуляра CD, равного требуемой погиби. Нарисуйте линии AD и BD. Теперь нарисуйте окружность с радиусом CD и центром в точке D, как показано на рисунке. Затем начертите линию De, длина которой равна CD, а угол ADe равен углу ADC.



Проще всего это сделать, раскрыв циркуль на радиус aC, поставить его в точку a и начертить дугу, пересекающую окружность в точке e (рисунок слева). Затем просто нарисуйте линию De. Аналогичным образом нарисуйте линию Df относительно BD. Теперь вы можете поделить отрезки CD, De и Df на приемлемое количество равных частей. (На рисунке выше показано четыре части, но их количество может быть любым. Чем больше частей, тем больше у вас получится реперных точек для построения дуги). Вы можете быстро наметить части при помощи циркуля, установленного в точке D, после того как была поделена одна из трёх линий.
Нарисуйте линию построения Bk. Теперь нарисуйте ещё одну линию построения Al, пока та не пересечёт линию Bk в точке Р. Повторите работу, построив линии Bh и Am, Bg и An и т.д., чтобы получить ряд точек пересечения. Теперь повторите это на другой половине бимса аналогичным образом. Соедините все точки пересечения при помощи гибкой рейки или лекала, чтобы получить требуемую форму погиби.

Стил упоминает, что последнюю часть построения делали на плазе при помощи двух покрытых мелом шнуров, закреплённых в точках А и В.

Я надеюсь, что оба этих метода, старый и современный, будут интересны вам не только с теоретической точки зрения, но и помогут вам построить правильную погибь ваших бимсов.

Перевод книги D.Antscherl 'HMN SWAN CLASS SLOOPS 1767-1780'.

Информация по полному переводу приведена тут.

© www.shipmodeling.ru, 2014

©  Андрей Баитов


Мы работаем по субботам