Музей Wasa. Циничный взгляд на привычные вещи.
Музей Wasa. Циничный взгляд на привычные вещи.
Теги: Стокгольм, Wasa
Как известно, ваш покорный слуга испытывает ничем не контролируемую слабость к парусникам. Завидев на горизонте нечто напоминающее мачты и паруса, сердце начинает биться чаще, в глазах появляется нездоровый блеск, трясущиеся руки тянутся к фотоаппарату, а ноги на автопилоте несут мозг к источнику раздражения за ни с чем не сравнимыми впечатлениями… В далеком-предалеком детстве, сидя у отца на коленях я, затаив дыхание, с открытым ртом слушал истории про парусники, отважных мореплавателей и храбрых путешественников, про морские сражения и пиратов… Одна из таких историй навсегда врезалась мне в память. Повествовала она о крупнейшем и красивейшем корабле своего времени, с которым целая страна связывала великие надежды, которые в одно мгновение превратились в великое разочарование… Вот она:
Было время, когда Швеция являлась великой морской державой. Правила в те времена страной династия Васа. Это фамилие такое, да. Ну и, значит, в 17 веке, король Густав Васа, задумал показать всем врагам своим, как оно на самом деле бывает. Надо, говорит, навалять им по самые помидоры, ибо дерзкие такие, а не с нашего раёна. Не, ну а че они, правильно? И кулаком такой по столу – хрясь! Однако при раздаче люлей, форсмажоры мне на фик никакие не сдались, поэтому надо, грит, сначала запугать их как следует. Показать им всю нашу крутизну, могущество, культуру и богатство. Хочу корабль, сказал тогда Густав. Да не просто корабль, а офигенский корабль, шоп ну прям ващееее. Ну а чтобы все оценили всю мою нечеловеческую скромность, давайте так и назовем его – “VASA”… Руководил постройкой какой-то самый уважаемый на тот момент голландский кораблестроитель. В постройке принимали участие не только рабочие-корабелы, но и скульпторы, художники, стекольщики, кузнецы и многие другие. Все они делали не просто корабль, а плавучий дворец… Однажды на верфь заглянул Густав, дабы проверить, как там поживает его амбициозный проект. Побродил, значит, вокруг, поглядел, что да как, критически заценил чертежи и воскликнул – «Херня! Как сказал Станиславский - не верю! Враги наши средневековые ржать будут яки кони с такой посудины, а не бояться! Надо еще пушек, больше, еще больше! Шоп ну прям ващеее!!!». «Говно вопрос!» - дрожащим голосом опрометчиво ляпнул голландец. А как тут откажешь такому очаровательному королю, правильно? Ну и забубенил вопреки здравому смыслу, на уже в половину отстроенный корабль, дополнительных палуб с пушками, весом с тонну каждая… 10 августа 1628 года «Васа» был впервые спущен на воду. На момент спуска он являлся самым большим кораблем в мире. Королевский оркестр привычно слабал «Прощание Славянки», после чего могучий гигант, пафосно жахнув всеми своими пушками, двинул из гавани Стокгольма … Не, ну а как на море без ветра, правильно? Не пройдя и мили, сильный порыв оного накренил корабль, в открытые пушечные порты хлынула вода и амбициозный проект скромного короля затонул к херам, унеся с собой полсотни человек…
Статьи на тему:
14.03.2013 | О судостроении в Голландии |
01.01.1970 | Чертеж корабля Wasa |
01.01.1970 | Чертеж корабля Wasa, масштаб 1:75 |