7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

HMS Victory Сечение. Модель фирмы COREL.Постройка модели мидель-шпангоута

HMS Victory Сечение. Модель фирмы COREL.Постройка модели мидель-шпангоута

Теги: Corel, SM24, сечение

Мидель-шпангоут

 

1. Благодарности

В начале всего того, что я хочу написать, очень хотелось поблагодарить создателей данного сайта. Впервые наткнувшись на него в сети, был не просто удивлен, а поражен всем тем, что на нем увидел. Наконец-то нашлись единомышленники, наконец-то можно почитать, как другие люди работают со своими моделями. А состав магазина вызвал бурное слюноотделение и желание купить все и немедленно. Но, как всегда, денег на все не хватило, и пришлось довольствоваться, для начала малым. Для разминки была выбрана модель мидель-шпангоута HMS Victory от фирмы Corel.

 

2. Для чего статья

Для чего я пишу эту статью? Данная статья никак не претендует на какую-либо академичность, как, впрочем, и мой опыт. Пишу из соображения, что кому-нибудь мои мысли и опыт будут полезны. Прочитывая то, что написал, ловлю себя на том, что в статье очень много слов о всяческих сложностях. Однако прошу ни в коем случае не считать ее ругательной. Просто, я думаю, описание восторга не принесет никому никакой пользы. А восторга было - хоть отбавляй!

 

3. Опыт

Кстати, о моем опыте. До сего момента сделал две модели. Одну купил (вернее подарила мне на Новый год жена) в магазине 'Техника молодежи' (тот, что сейчас переехал в Олимпийский) - San Juan Nepomuceno от Artesania Latina. Это и была моя первая модель. Делал ее на голом энтузиазме - на тот момент никакого толкового инструмента у меня не было и в помине. Следующую модель мне привез знакомый из Испании. Цены там, несмотря на то что, на этом сайте они более чем человеческие, все равно ниже. Но такой способ покупки модели достаточно сложен. Это была модель San Francisco от той же Artesania Latina. Тут уже начал обживаться кое-каким инструментом, обрастать хозяйством, хотя выделенного места в квартире до сих пор так и нет, что, несомненно, сказывается на неимоверном увеличении количества пыли на кухне (тут надо отвесить глубокий поклон моей супруге за долготерпение). Ну и, наконец, была приобретена данная модель. Путь довольно странный, если учесть, что San Juan Nepomuceno считается моделью достаточно высокой сложности, а San Francisco - низкой. Но так уж распорядилась судьба. Так что 30-летнего опыта, как у некоторых авторов статей в журналах, как видите, нет. Но зато нет и гонора - мы круче всех, а есть желание поделиться своими впечатлениями.

 

4. Первое впечатление

Так вот, о впечатлениях. Как вы поняли, жизнь столкнула меня с двумя производителями, и, естественно, каждый раз напрашиваются сравнения. Самые первые впечатления, когда открываешь коробку, наверное, у всех схожи - предвкушение продолжительного счастья по вечерам. Горящие глаза, дрожащие руки. Интересно, какой диагноз поставят медики? Открыл. Ну, надо сказать, у Corel все упаковано поаккуратнее. Подают товар лицом. Помню, у Artesania Latina поразило то, что даже фанеру, уплотняющую коробку (ребра жесткости), умудрились задействовать под детали. Инструкция не произвела впечатление - чуть ли не ксерокс на 3-х языках по 3 страницы на каждый, и все. Вспоминаются инструкции от Помню, у Artesania Latina - обязательно фотографии всех важных этапов сборки, у San Francisco - даже цветные, что, наверное, небольшой перебор. Но при этом не надо думать, что это комиксы, по которым, не думая, можно собрать все за день. Качество деталей у Помню, у Artesania Latina такое, что голову поломать все равно придется. Однако очень приятно в перечне деталей иметь точные размеры каждой из них, а не так как у Corel - деталь такая-то из материала такого-то изготовить из планки 4х2 мм.

 

5. Чертежи

Ну, видимо, на чертежах все грамотно разложено - бери измерительный инструмент и вперед. Ан нет! Тут Corel тоже подкачал. Некоторые моменты просто никак не освещены и приходится фантазировать. Что, наверное, не очень плохо - мозгами раскинуть. Однако все-таки чертеж должен быть чертежом. Я, по какой-то странной прихоти, предпочитаю увидеть на чертеже то, что должно быть в жизни. Ну а если мне захочется пофантазировать - пусть это будет осознанное желание. Но и это не все. Учитывая предыдущее замечание по поводу отсутствия точных размеров деталей, натыкаемся на то, что даже толщина линий на чертежах - различна. Причем эта толщина может доходить до 1 мм - как на плакатах. И с какой стороны эту линию прихватить? Заранее заготовленные детали, такие как эзельгофт, расходятся с чертежом очень значительно. И начинаются мучения и сомнения - ну как же это все приладить?! Но, где наша не пропадала! Справимся и с этим.

 

6. Сборка корпуса

Технология постройки данной модели предусматривает сборку корпуса из двух заготовок, имеющихся в наборе. Это, наверное, менее интересно, чем сборка аналогичной модели от USS Constitution от Mamoli, которая предусматривает сборку шпангоутов, их обшивку, и т.д. - все из этого вытекающее. Но выбора у меня на тот момент не было. В наличии была только HMS Victory. Держатели половинок корпуса уже есть в наборе, как и чертеж, предназначенный для выставления этих половинок и определения положения палуб. Вам остается только найти подходящую поверхность, и стапель готов (Фото 1).

 

Стапель

 

Инструкцией предлагается с помощью угольника, выставленного вертикально, прочертить линии соединения корпуса и палуб. Не знаю, какой нужен инструмент, но задача явно не выполнима. Прочерченные таким образом линии оказались косее косого. Что и было исправлено очень быстро и безболезненно, когда корпус был снят со стапеля и были отмерены одинаковые расстояния. Надо сказать, что склеивал я половинки корпуса между собой только в самый последний момент, о чем в инструкции тоже не говорится. Как только были прочерчены линии, определяющие положение палуб, началась обшивка заготовок рейками, сначала изнутри, а затем снаружи. При этом я целенаправленно не отмерял окончательную длину реек, а приклеивал их с некоторым запасом. После того, как весь корпус был обклеен, выступающие концы были просто сточены. По мере обшивки внутренней части корпуса изготавливались рамы будущих палуб. Получающееся сооружение легко разбиралось и собиралось обратно, что давало мне доступ к самым потаенным участкам (Фото 2).

 

Рамы будущих палуб

 

На данном этапе я совершил серьезную ошибку - решил покрасить корпус, не прорезав в нем отверстий под пушечные порты. О впечатлениях по покраске будет рассказано дальше. Но сколько нервов было потрачено, когда предательский инструмент соскальзывал и царапал уже, казалось, готовую поверхность! Но вот пришло время прорезать порты. Сразу сложилось впечатление, что толщина заготовок вместе с двусторонней обшивкой явно великовата. Соотношение 'высота между палубами - длина орудий - глубина портов' явно между собой не сходится. Для того, чтобы уменьшить возможные ошибки, перед тем как прорезать отверстия, я решил собрать орудия, и, примеряя их, определить высоту расположения и углы наклона портов. Грубых ошибок, конечно, избежать удалось, однако недочеты все равно остались. Видимо отмерял не семь раз. Здесь надо сказать, что технология сборки предполагает оставить прорезанные отверстия как есть, т.е. ничем не обшивать и не накладывать рам. Честно говоря, я не знаю такого инструмента, который позволит подготовить внутреннюю часть прямоугольного отверстия при такой толщине до идеального состояния. За исключением, разве что лазера, но мне он, к сожалению, не доступен. Пришлось изобретать рамы. После того, как отверстия были готовы, началась сборка палуб по уже готовым 'рамам'. При этом немного раньше я подготовил нижнюю часть грот-мачты и при сборке палуб использовал ее как центрирующий штырь (Фото 3).

 

Центрирующий штырь

 

7. Обстановка

Итак, палубы были готовы и началась сборка всех деталей корпуса вместе. Используя верхнюю палубу как направляющую, я, наконец, склеил заготовки корпуса. И начал вклеивать, начиная с нижней, все палубы, лестницы, колонны и устанавливать орудия. Здесь надо отметить, что орудия в наборе представлены тремя размерами: крупные, средние и мелкие. Что не может не радовать (по сравнению с Artesania Latina). Однако, собирая орудия, я наткнулся на то, что размеры блоков к ним далеко не соответствуют. Попытка сточить блоки и тем самым уменьшить их размер, помогла на второй палубе, т.е. для крупных орудий. Но, вот для мелких и средних орудий, сточить блоки до нужных размеров мне уже не удалось. Выглядело это просто удручающе. Поэтому я решил для этих орудий обойтись без блоков.
Всю остальные внутренности я делал уже в самом конце, когда была установлена мачта. Надо сказать, что наличие ведер и бочек разного размера замечательно сказывается на внешнем виде внутренней части модели. В качестве балласта я задействовал мелкий гравий, позаимствованный у жены и используемый ею в цветоводстве. Склейка этой гальки была отдельной историей. Пришлось засыпать ее неглубокими слоями и заливать клеем, закрепив по краям модели картон, чтобы добиться ровного среза. Более-менее эта затея удалась. Края полученной насыпи получились относительно ровными, хотя на фото это четко не прослеживается. Единственный минус - клея было слишком много и когда он высох, стал заметен между гравием (Фото 4).

 

Обстановка

 

8. Рангоут.

Сравнение Corel с Artesania Latina здесь такое же, как и во всей модели. Детализация - выигрывает Corel, чертежи и цветовая гамма используемых материалов - Artesania Latina. По чертежам: если у Artesania Latina даны чертежи каждой детали рангоута в двух плоскостях, то Corel дает чертеж только мачты, и то только на одном из этапов сборки. Про реи вообще как-то забылось и всю информацию по реям можно почерпнуть только с общего чертежа всей модели. Что касается цвета материала - основа мачты дается из светлого дерева, а накладки из темного, тоже касается и марса. Все вместе дает очень странное впечатление. Так что, по моему мнению, без покраски здесь никак не обойтись (Фото 5).

 

Покраска

 

Теперь о детализации. Если у Artesania Latina мачта представляет собой просто заготовку, сточенную на конус, то у Corel есть где развернуться, поломать мозги и применить руки. То, что я позже видел в книгах, говорит о том, что ребята постарались. Однако и здесь не обошлось без замечаний. Так на фото настоящего HMS Victory видно, что на реях присутствуют крепительные планки, а Corel про них, похоже, совсем забыл - пришлось выдумывать самому.

 

9. Такелаж

Первое, что удивило при работе с такелажем - в наборе присутствуют нити только светлого цвета. Уже позже я выяснил, что так делают очень многие поставщики. В инструкции не нашел ни слова о том, где надо использовать светлые нити, а где темные. Понятно, что есть общеизвестные сведения о том, что стоячий такелаж - темный, а бегучий - светлый, однако нюансы при этом остаются за кадром. Следующий момент: проводка такелажа и его укладка. Четкой схемы проводки у Corel нет, а схема укладки отсутствует вообще, так что здесь приходится полагаться на ранее приобретенный опыт и интуицию. Что касается сравнения, то Artesania Latina кладет в свои наборы нити как светлого, так и темного (но почему-то коричневого?) цвета. Кроме того, они пронумерованы (в зависимости от толщины и цвета) в перечне деталей. Далее каждая нить четко обозначена на чертеже, показан принцип ее проводки и указан ее номер. Таким образом вопросов, что, каким цветом и как делать, не возникает.
При сборке данной модели я решил попробовать только что приобретенное устройство для подготовки вант под кодовым названием 'гусли' (Фото 6).

 

Устройство для подготовки вант

 

На форуме прочитал чье-то несколько пренебрежительное мнение о 'гуслях' и стало обидно. Считаю, что данное устройство очень сильно облегчает жизнь. Плетение вант из мучительного процесса превращается в нечто успокаивающее нервы. И такого качества ванты на предыдущих моделях у меня не получались. Есть, конечно и нюансы, связанные с тем, что расстояние между штырьками далеко не всегда соответствует требуемому. Но тут можно приложить некоторую фантазию и проблема решается. Я обходил эти трудности либо регулируя положение узловой точки по высоте, либо сначала провязывая нижнюю выбленку как направляющую, проводя ее в случае необходимости не по горизонтали, а под углом. Эта направляющая позволяет в случае необходимости сужать расстояние между вантами.

 

10. Покраска и цветовые гаммы

Как я уже писал выше, цветовой подбор материалов рангоута в данной модели мне не понравился. И я решил провести эксперимент с покраской. Это был мой первый опыт покраски модели. Аэрографа у меня нет, и я решил красить кисточкой.
Первое, на что я наткнулся, это проблемы с описанием цвета деталей. Конечно, жаловаться на Corel нельзя. Очень многое расписано вплоть до гвоздика. Однако при этом отсутствует нормальное описание покраски мачты и реев. Понятно, что мачта где-то желтая, а где-то в районе марса и салингов - черная. Но вот где заканчивается один цвет и начинается другой - ни слова. В книгах описаний тоже не нашел. /возможно объяснение кроется в том, что в разное время мачты в английском флоте красились по-разному. Даже перед самым Трафальгамским сражением Нельсон приказал перекрасить мачты, чтоб лучше различать свои и чужие корабли. Поэтому при указании цветовой схемы надо давать ссылку на конкретный исторический период. Прим. - Дёмин Валентин/. В конце концов выручили фотографии настоящего HMS Victory.
Следующая проблема - качество покраски с помощью кисти. Это ужасно. Может у меня руки не из того места растут? Но больше красить кистью я не буду. Качество просто отвратительное. Приходилось прокрашивать одни и те же места снова и снова, чтобы добиться более-менее качественного результата. К следующим моделям буду или покупать аэрограф или придется придумывать что-либо другое.

 

11. Выводы

Итак, после постройки моделей от Artesania Latina и Corel вывод можно сделать однозначный. Человеку, не имеющему опыта постройки моделей, подходит только Artesania Latina. Corel - для более продвинутых пользователей. Кроме того, думаю что за модель сечения я взялся рановато. Казалось бы, модель меньше, сложностей меньше, однако оказывается, что на небольшой модели недочеты гораздо виднее. Так что теперь я бы взялся за такую модель имея побольше опыта. Но, конечно, от всего выше сказанного удовольствия не убывало (Фото 7).

 

Модель в сборе

 

P.S. Пока писал эту статью, наступил Новый год и у меня появилась новая модель. Теперь от Mantua. Посмотрим, чем хороша эта фирма. Приключения продолжаются!

Олег Арефьев
05.01.2004, Москва


Статьи на тему:
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
24.11.2010Обзор постройки модели MIRAGE из набора COREL
25.02.2005Изготовление голландского пинаса 1665 года на основе набора Berlin фирмы COREL
26.08.2004HMS Victory. Модель фирмы COREL
25.03.2004Корабль Prins Willem. Модель фирмы COREL
29.01.200474-х пушечный корабль HMS Bellona фирмы COREL
01.01.1970Yacht D'Oro
01.01.1970Corel Каталог
01.01.1970HMS Greyhound
01.01.1970Mystique