7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

HMS Victory. Модель фирмы COREL

HMS Victory. Модель фирмы COREL

Теги: Corel, SM23, Линейный корабль

Заранее хочу предупредить, что я действительно не профессионал, то есть некоторые вещи делал и буду делать предпочитая скорость качеству ( в разумных пределах). Это все-таки хобби, а есть еще работа и семья. Не обижайте меня пожалуйста, когда будете находить на фотографиях явные огрехи. Я сам знаю, что они есть и не собираюсь это скрывать. Тем более что это всего вторая моя модель.

'Локомотив' опять проиграл... А между тем модель HMS Victory
итальянской фирмы Corel я купил, когда ездил на футбол
'Андерлехт' -'Локомотив' в Брюссель, и тогда наши их сделали 1:5!

Корпус

 

Каркас

В наборе были уже вырезаны все детали, включая шпангоуты, киль, палубы, марсы и руслени. Не вырезаны были только детали из прессованного дерева (о них ниже), которые можно грубо вырезать прямо ножницами.
Качество вырезанных шпангоутов ниже, чем у моей первой модели фирмы Amati. Где-то пришлось доработать напильником, где-то подклеить полоски. Такое впечатление, что станок который использует Corel - ручной. (это связано с тем, что Corel применяет механическую резку, а Amati и Mantua - лазерную)
В наборе Amati шпангоуты были на листе фанеры 'почти вырезаны', с обугленными краями, а шпангоуты Corel были отдельно, не обугленные, причем на некоторых из них была видна разметка, а на некоторых ее вообще не было, из чего я заключаю, что они вырезались как бы скопом, пирогом.
В итоге каркас был собран без особых проблем.

 

Весь набор

Фото 11. Это весь набор. Обратите внимание, с левой стороны бормашина в штативе. К ней прилагается куча насадок и гибкий шланг. Незаменимая вещь в нашем нелегком деле.

 

Помощник

Фото 5. А это мой помощник.

 

Первая обшивка

Как я понимаю, существуют различные методы укладки первого слоя, основные: 1) уложить планки по всей длине, обрабатывая и изгибая их концы; 2) в носовой и кормовой части устанавливаются деревянные бобышки, как на фото на корме, и планки укладываются только до них.
Бобышки входят в набор, но четко и точно обработать их так, чтобы был плавный переход от планки к бобышке достаточно трудно. В носовой части планки уложены поверх бобышки, которую в процессе укладки приходилось все равно постоянно подтачивать до соответствующей формы.
На корме же дела обстоят хуже. В связи с тем, что те планки, которые распложены в верхней части кормы, пришлось бы изгибать почти под 90 градусов, я принял решение делать обшивку до бобышки. Кстати, внутреннюю обшивку делал от главной палубы вниз к килю. Наружную буду делать наоборот. А у киля уже никакой бобышки нет, планки доходят прямо до ахтерштевня. Вот и появилось это переходное место. В связи с этим, я все же решил дообшить планками всю кормовую часть, в зазоры вставить мелкие кусочки, оставшиеся после обработки планок, и затем все это скруглить напильником. См. фото 96.

 

Планки обшивки

Фото 96. Планки обшивки в районе кормы.

 

Без гвоздиков

Фото 94. Такой вид у днища после того, как я вытащил гвоздики

 

Форштевень обшивал планками 0,6 х 5 мм. Конечно, лучше было бы использовать планки пошире, скажем, 0,6х10мм. Очень помогла 'Схема нагруженного 80-пушечного корабля в разрезе по длине его' (это из альбома и книги Глотова 'Изъяснения к вооружению корабля', которая есть на нашем сайте). Хотя пришлось и пофантазировать. В процессе почему-то все время вспоминалось слово 'эвольвента'. Фото сделал только что и форштевень, конечно, еще нуждается в ошкуривании.

 

Форштевень

Фото 9. Форштевень. Первая обшивка уже ошкурена.

Корпус после ошкуривания

Фото 50. Корпус после ошкуривания первого слоя.

 

На фото с близкого расстояния и при существующем освещении кажется, что здесь очень много изъянов. На самом деле смотрится лучше. Первый слой, на мой взгляд, уже достаточно ошкурен и гладок для приклеивания второго. Еще одна немаловажная деталь: конечно я сортировал планки по цвету, у меня получилось 4 основных группы: 1 -светлая, качественная, 2 светлая- с небольшим уходом в темное, 4 - темная, а 3- так себе, непонятная. Ввиду того, что на форштевне будет много украшений, т.е. явно изменения цвета здесь видно не будет, я использовал здесь лучшие три планки группы 3 приблизительно одного оттенка. Пусть лучше борта будут более однотонными. Кроме того, было замечено, что при ошкуривании планки могут слегка изменить оттенок.

 

Пушечные порты

Квадратные отверстия под пушечные порты я проделал в первом слое заранее. Точнее не заранее, а в процессе укладки. Мне кажется, так их расположение будет точнее, и проделывать отверстия во втором слое будет гораздо легче. Дело в том, что у Corel нет никаких металлических кубиков (как у Mamoli), а предлагается разрезать планки, 20 ммх5 мм, на расстояния, равные расстоянию между шпангоутами и вклеить их туда (между шпангоутами). Держатся они сейчас на честном слове, который называется 'Супер-момент гель'. Я не знаю, на сколько это долговечно, ведь еще придется сверлить в них отверстия по центру пушечных портов. Если отвалится, то упадет во внутрь корабля, и до свидания. Как выглядит ствол пушки можно посмотреть на фото 23 слева.
Если бы оба слоя были полностью уложены, то пришлось бы проделывать отверстия в слоеном пироге толщиной 2,5 мм (первая обшивка 1,5 мм и вторая 1 мм), причем могло оказаться, что расположение этих отверстий не совпадет с расположением распорок, а при чистовой обработке был бы затруднен ход надфиля из-за распорки, которую в этом случае можно повредить.
В центральной части корабля просто оставлял пустые места под порты, как раз 2 планки 1,5 мм x 5 мм = 10 мм - высота порта. В носовой и кормовой частях расположение портов по вертикали не соответствует расположению планок, поэтому делал так: если планка проходила через верх или низ порта, то приклеивал ее целиком, если по центру, то оставлял пустое место. А после того, как клей высыхал обрабатывал верх и низ порта.
На приложенных фото это видно: например на фото 92, второй ряд снизу: справа расположение порта по вертикали соответствует расположению планок, а слева уже нет, то есть пришлось дорабатывать верх и низ.
Тем не менее, несколько портов в кормовой части вырезал полностью после сплошной укладки.
При этом использовал бормашину, показанную на фото 11 (см. выше) слева и различные насадки - тоненькое сверло, абразивную и круглую фрезу маленького диаметра. Там есть еще дисковая металлическая пилка, казалось бы, с ее помощью было бы это сделать удобнее, но из-за очень маленькой толщины она сильно изгибалась в процессе обработки, и линия выреза получалась кривой. Кроме того, если бы она лопнула, то можно было серьезно поранится осколками, несмотря на то, что я пользуюсь защитными очками.
Ну а в завершение, конечно надфилем.
Мне кажется, что достигать большой точности при обработке квадратных отверстий первого слоя не стоит. Реально при укладке чистового слоя все равно скорее всего окажется, что какой либо порт должен быть на 1 мм выше или ниже, и это придется доработать. Так как в пушечные порты затем вставляются 'рамы', поэтому как обработан первый и даже чистовой слой видно не будет.
Исключение составляют те порты, которые находятся на верхних палубах, и выполняются без крышек и, следовательно, рам. Здесь надо быть точнее, но и обрабатывать их удобнее.

Пушка в сборе

Фото 23. Пушка в сборе и пушечные порты.

Пушечные порты

Фото 92. Пушечные порты в первой обшивке.

 

Палуба

Палуба сделана из танганики 0,6*4 мм (Танганика - это какой-то хитрый африканский орех, который ни я, ни Вы, видимо, никогда не пробовали. Из него даже делают двери, может быть и на вкус он никакой, но сама порода древесины ценная. А перевода нет даже в словаре Мюллера). Мне кажется, что в реале доски должны быть уже. Длину досок взял 60 мм, приблизительно в том же масштабе, что и на: старом полураздолбаном моим ребенком картонном Victory из Малого Моделярша. Был бы в Англии, обязательно бы их замерил. В инструкции на этот счет нет никаких инструкций.
Фото 101. Здесь не очень видно, но обратить внимание нужно на палубу у входной 'двери' в центральной части судна. Дело в том, что в наборе эта нижняя палуба ( соответствует второму снизу поясу пушечных портов ) отсутствует. На чертежах даже две широкие центральные лестницы (фото 28 )показаны уходящими вниз в никуда. Так как люди очень любят заглядывать во всякие открытые люки и двери, пришлось исправить эту недоработку конструкции набора, правда не по всей длине, а только в этих трех местах. На фото 28 четко виден 'пол' перед входной дверью и около пушечных портов напротив лестниц. Да и держатся лестницы надежно, на 4 точках, а не висят на 2, как предлагает инструкция.
Фото 98. Эти рымы, к которым привязываются всякие снасти, я сделал в процессе укладки настила палубы, согнув эту 'булавку' в форме буквы Г и проделав соответствующее углубление в 'черновой' палубе. Надежно закрепить их, когда настил уже готов, довольно затруднительно. Если просто проткнуть насквозь, то есть вероятность, что она выскочит в самый неподходящий момент натяжки такелажа.

 

Палуба покрыта лаком. 'Лак бесцветный, быстросохнущий для наружных и внутренних работ ХВ-784 ЗАО Петрохим'. Первый попавшийся, купленный мной на рынке. Сохнет действительно за несколько минут. Конечно, я заранее вырезал отверстия под решетки. При укладке палубы попробовал чернить торцы реек грифелем, однако при покрытии лаком получались разводы, поэтому отказался от этой идеи.
Кстати, палуба на марсах выполняется не из танганики, как на корпусе, а из ореха, но тоже 0,6х 4 мм.
Досок осталось достаточно много, и от внутреннего слоя, и от палубы.

 

Рымы

Фото 98. Рымы.

Входная дверь

Фото 101. 'Входная дверь'

Нижние палубы

Фото 28. 'Дополнительные' нижние палубы.

Декоративные элементы

Многие декоративные элементы даны как в металле, так и в прессованном дереве. По поводу прессованного дерева, вы можете сравнить фото 42 и 34 и выбрать, какое украшение приклеить, металлическое, или деревянное. У Amati все украшения были металлическими, в том числе сборная металлическая корма, металлические узоры на бортах вдоль планширя. Я считаю, что здесь надо комбинировать и выбирать, тем более Corel дает такую возможность. В реале ведь, естественно , в основном было дерево, а не металл. Я даже до сих пор не решил, какое украшение приклеить, 42 или 34.
Теперь о качестве декоративных элементов. В целом хорошее, хотя кое-где вышло кривовато, видимо из-за неосторожного обращения с еще не засохшими элементами. По-моему, дублируются только те украшения, которые я сравнивал ранее. И у тех и у других качество хорошее. Сложность может возникнуть при вырезании и обработке длинных тонких полосок с завитушками, которые будут крепиться вдоль планширя, или в тех элементах, в которых придется делать отверстия, или сильно гнуть. Мне кажется, они могут треснуть. Все же эта древесная масса достаточно хрупкая.

Металлические украшения

Фото 42. Металлические украшения.

Картонные украшения

Фото 34. 'Картонные' украшения.

Фонари

Фото 43. Фонари. Металл. В дереве аналога нет.

Декоративные элементы

Фото 31. Декоративные элементы.

Решетки

Здесь предлагается альтернатива: выполнить решетки из элементов как на фото 23, (как во всех других наборах), или же из древесной 'массы'. Из стандартных элементов я сделал только две большие центральные решетки. Для остальных же использую 'картонную' альтернативу, так как мне показалось, что прилагаемые стандартные элементы ( на фото 23 ) слишком велики для небольших решеток.
На фото 48 и 31 видно, что 'масса' прикреплена к картону, но даже после аккуратного отделения от него, отверстий в решетке нет, а есть просто углубления. Я шкурил нижнюю часть до тех пор, пока не 'вышкурил' дно этих углублений, получились очень четкие квадратные отверстия, а для контраста я обклеил их снаружи планками. Этого в инструкции нет.

Классические заготовки для решеток

Фото 23. Классические заготовки для решеток.

Бумажные решетки

Фото 48. 'Бумажные' решетки.

Шлюпки

Шлюпка деревянная, к ней прилагается несколько фанерных деталей, которые, наверное единственные во всем наборе, надо вырезать лобзиком. Есть четкая инструкция по устройству шлюпок. В наборе их две. Я видел описания к некоторым наборам, в которые входит большее количество шлюпок с расположением в углублении в центральной части корабля.

Шлюпка

Фото 25. Шлюпка.

Марс и флаги

Фото 35. Марс и флаги (двухсторонние)

Паруса и флаги

Паруса к модели не приложены, и даже нет схемы их установки. Почему? Лучше меня может сказать только Corel:
'The model is without sails and relative fittings which would probably present a difficulty not repaid by the final effect as well as resulting in hiding of the rigging. It must also be remembered that it is extremely difficult to ensure a realistic result when placing the sails. In consideration of this, the yards are shown in the position lower than that required for hosting the sails and the characteristics of ship when at anchor at the port.
В вольном переводе это звучит так: 'Овчинка выделки не стоит'

 

Дополнительные фотографии

Инструмент для сгибания планок

Фото 65. Инструмент, которым я гнул планки.

Инструкция

Фото 73. Инструкция. Здесь все детали пронумерованы, указано название, материал, размеры. Кроме того, приложено 14 больших чертежей.

Комовые балконы

Фото 30. Кормовые балконы.

Пушечные ядра

Фото 24. Пушечные ядра.

 

Сейчас потихоньку делаю наружный слой обшивки. Надеюсь сделать продолжение своего обзора.

 

<Продолжение>

 

Кавторов Сергей, Апрель. 2003 год.

 


Статьи на тему:
09.02.2014Обзор европейских производителей деревянных моделей кораблей
24.11.2010Обзор постройки модели MIRAGE из набора COREL
19.09.2008Обзор модели корабля Santa Ana фирмы Artesania Latina
18.12.2007Обзор модели HMS Victory фирмы Mantua в масштабе 1/78
25.02.2005Изготовление голландского пинаса 1665 года на основе набора Berlin фирмы COREL
16.05.2004Линейный корабль первого ранга Royal Willem. Модель фирмы Euromodel
25.03.2004Корабль Prins Willem. Модель фирмы COREL
29.01.200474-х пушечный корабль HMS Bellona фирмы COREL
08.01.2004HMS Victory Сечение. Модель фирмы COREL.Постройка модели мидель-шпангоута
01.01.1970Montanes