7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Линейный корабль первого ранга Royal Willem. Модель фирмы Euromodel

Линейный корабль первого ранга Royal Willem. Модель фирмы Euromodel

Теги: Euromodel, EU99006, линейный корабль

Модель

 

Royal William был спущен на воду в Портсмуте (Portsmouth), Англия, в 1719 году. Это было уже третье судно, носящее такое имя. При этом для строительства корабля было использовано много деталей и частей от его предшественника - тезки. К тому же примененный способ постройки корпуса, предусматривающий предварительный обжиг досок обшивки, отлично зарекомендовал себя в будущем.
Жизнь и история корабля Royal William весьма насыщена разнообразными событиями. Так, судно входило в эскадру вице-адмирала Сэра Чарльза Саундерса (Sir Charles Saunders) под Квебеком в 1759 году и принимало участие в операции на Гибралтаре в 1782 году. После успешного штурма высот Эйбрахама, забальзамированное тело генерала Вольфа (Wolfe) было отправлено в Англию на борту Royal William, где по представлению Сэра Саундерса генерал должен был быть похоронен со всеми соответствующими почестями.
В конце своей жизни судно простояло в качестве стационарной охраны на мертвом якоре в бухте Портсмута и было разобрано на части в 1813 году. Девяносто четыре года достаточно активной службы - это великое достижение, навечно записанное в историю под именем Royal William.
Общая длина корабля составляла 310 футов (примерно 100 метров). Вооружено судно было 104 орудиями и управлялось экипажем 730 человек.

 

Набор

На настоящее время это один из самых огромных наборов, неизменно предлагаемых фирмой EuroModel. Набор предполагает сборку модели длиной 1140 мм и соответствующего веса, так что если у вас проблемы со спиной, то лучше призвать помощь, чтобы дотащить эту коробку до мастерской. Большой вес набора обусловлен, кроме всего прочего, и значительным количеством литых деталей для носовой части, а также для выполнения соответствующего орнамента по всей модели. Все отливки поставляются в оригинальном состоянии, т.е. они потребуют как предварительно зачистки (откровенно говоря - незначительной), так и золочения.
Качество всех элементов, деталей и материалов набора превосходно. Фальшкиль и шпангоутные рамки, как и многие другие базовые детали уже готовы к установке (Рис. 1). Зоготовкам мачт и стеньг уже придана требуемая конусность. Все рейки и полоски ровные и выглядят весьма натурально. К набору прилагается обычный набор фитингов, латунные орудийные стволы, заготовки орудийных лафетов и т.п. Все это такого высокого, соответствующего уровню набора качества, что просто руки чешутся взяться за работу (Рис 2 и 3). В тоже время удивительно, но в наборе нет ни одного гвоздика или булавки, которые, безусловно, нужны, прежде всего при выполнении первой обшивки корпуса.

 

Главные шпангоуты и фальшкиль набора

Рис. 1. Главные 'шпангоуты' и фальшкиль набора.

 

Дельные вещи

Рис. 2. Дельные вещи, орудийные стволы, якоря и т.д.

 

Литые орнаментальные детали

Рис. 3. Литые орнаментальные детали.

 

С целью сохранности все детали и элементы набора поставляются либо в пакетиках, либо в коробочках.
Чертежи - все 17 листов - просто исключительны. Деталировка, пропорции, общие виды и сечения - все это выполнено чуть ли не на самом лучшем уровне среди себе подобных. Как обычно, прежде всего моделисту рекомендуется внимательно изучить всю прилагаемую документацию и чертежи, потому что для этого проекта придется достаточно серьезно поднапрячься, использую все свои знания и умения в оценке и выборе методов и последовательности сборки модели: если не считать листочка с короткой исторической справкой, к набору прилагается только два листа формата А4 с рекомендуемой процедурой строительства. Все остальное дано на откуп моделисту.
Во всех случаях, рассматриваемый набор весьма импозантен.

 

Постройка корпуса

Безусловно, предварительное планирование своей работы для каждого этапа выполнения модели просто насущная и ежедневная необходимость. Хотя все подписи на чертежах - на итальянском языке, большинство из них будут понятны опытному моделисту. При этом достаточно быстро становится понятным, что все чертежи представляют две различные вещи: деталировку оригинального корабля и конструктивные чертежи модели. А в связи с тем, что в некоторых местах на чертежах даются как размеры, так и вид используемых материалов и заготовок, следует внимательно просматривать все чертежи, увязывая их все вместе.
Степень возможной деталировки зависит от желания и возможностей самого моделиста, при этом на чертежах дается максимально детализованный, полный вариант. Так некоторые детали, дающиеся полуфабрикатами, выполнены в такой манере (заготовки палуб, например), которая оставляет моделисту право выбора.
Как обычно, каркас модели состоит из шпангоутных рамок и фальшкиля (Рис. 4). Все эти детали уже даются вырезанными и готовыми к сборке. При этом качество соответствующих друг другу прорезей достаточно высокое: только некоторые из них чуть свободны и требуют дополнительных прокладок в соединения.

 

Базовый набор корпуса

Рис. 4. Базовый набор корпуса.

 

Выполнение, как и обычно, предварительной, 'сухой' сборки каркаса приводит, кроме всего прочего, к ошеломляющему выводу: модель просто огромна. Размер коробки набора хотя и впечатляющий, не может дать правильного представления о размере модели и только имея на руках объемный каркас модели, приходит понимание размера купленных проблем. Прежде всего, необходима правильная организация (или реорганизация) своего рабочего места. Обычно моделист работает на одном месте, т.е. убирает модель, подготавливает очередную деталь или элемент, пододвигает модель в рабочую зону, устанавливает деталь, опять убирает модель и т.д. Но для этой проекта идея 'переставить модель' и, прежде всего, на более поздних этапах строительства, видится совсем нереальной. Рекомендуется сделать сдвижной по направляющим для ящиков офисных столов фальшверх своего рабочего стола, на котором закрепляется модель, буквально отодвигаемая в сторону.
Одни размышления вызывают другие и становится совершенно очевидным, что уже на этом этапе следует подготовить подставку под модель (Рис. 5). Потребуется некоторое старание и внимание при сборке подставки из предварительно вырезанных деталей, дающихся в наборе, т.к. следует обеспечить плотное и прочное совпадение этих деталей насухо - в будущем подставка должна быть разобрана для финишной отделки.

 

Подставка модели

Рис. 5. Подставка модели.

 

И опять о сухой сборке каркаса. Фальшпалубы набора - предварительно вырезанные - даются с прорезями под шпангоутные рамки (Рис. 6) поэтому, при подкладывании дополнительных уплотнений в недостаточно жестких местах соединения этих рамок с фальшкилем, следует помнить о возможном смещении при этом шпангоутных рамок. Поэтому сборку и окончательное склеивание шпангоутных рамок и фальшкиля следует производить с использованием фальшпалуб как 'сборочных кондукторов'. Нижние палубы следует распилить на две половинки по осевой линии, которые следует задвинуть в соответствующие пазы, начиная с кормы. Фактически, в связи с достаточно высокой линией фальшкиля в верхней его части, самая нижняя палуба - для обеспечения и облегчения ее последующей установки - должна быть дополнительно разрезана поперек по оси соответствующей шпангоутной рамки.

 

Фальшпалубы

Рис. 6. Фальшпалубы. Одна из фальшпалуб поставляется разрезанной пополам по центру; то же следует сделать со всеми остальными для облегчения их установки.

 

После окончательной проверки и маркировки расположения требуемых дополнительных уплотнений каркас можно считать готовым для окончательного склеивания, которое выполняется клеем ПВА.
Необходимо выдержать достаточно времени для высыхания склеенного каркаса, т.к. последующий этап работы по установке на каждый борт трех продольных стрингеров с их соответствующим изгибом (Рис. 7) потребует от склеенного каркаса достаточно высокой жесткости. Видится логичным оставить на каркасе фальпалубы, которые, хоть пока и не приклеенные, помогут каркасу выдержать нагрузки, возникающие при установке стрингеров.

 

Стрингера

Рис. 7. 'Стрингера'.

 

Для облегчения изгиба стрингеров по месту, видится полезным использовать заготовки для них чуть большей длинны, выступающие за пределы каркаса. Окончательная подрезка стрингеров заподлицо с первой и последней шпангоутной рамкой производится только после полного высыхания клея.

 

Вкладыши

На этом этапе в корпус устанавливаются деревянные вкладыши, помогающие каркасу выдержать монтажные нагрузки, возникающие в период установки обшивки корпуса. В корме устанавливается два вкладыша, задача которых чуть шире, чем просто 'увеличение толщины последнего шпангоута'. Поэтому их позиционирование на каркасе по вертикали весьма важно, т.к. их верхняя кромка должна и очерчивает границу обшивки под транцем. Кроме того, эта линия 'контролирует' местоположение устанавливаемого позже одного из двух, нижнего блока кормовой галереи. В связи с этим установка всех вкладышей должна производится в точном соответствии с чертежами.
Контрольная установка всех фальшпалуб 'насухо' может выявить еще одну проблему: любая из верхних фальшпалуб может потребовать дополнительной обрезки по передней выступающей кромке для обеспечения плотного прилегания носовых вкладышей к главной фальшпалубе. В свою очередь, носовые вкладыши следует аккуратно разметить на прилагаемом к набору брусочке с перекрытием друг друга по схеме на рис. 8, иначе длинны брусочка просто не хватит. Опять же, весьма полезно произвести максимальную предварительную обработку вкладышей до их установки на место для снижения нагрузок на корпус. После окончательного и полного высыхания клея вкладыши доводятся до нужной формы в соответствии с формой ранее установленных элементов каркаса.

 

Разметка носовых блоков-вкладышей

Рис. 8. Разметка носовых блоков-вкладышей.

 

Поддерживающая опора

Поддержка корпуса во время его обработки (например, при окончательной доводке вкладышей, обшивке) - еще один вопрос, который следует решить при работе с данным проектом. Не следует даже думать о придерживании его руками на столе или коленях. Рекомендуется самостоятельно изготовить поддерживающую опору. Для этого используется три деревяшки размером 75х50 мм, соединенные П-образно. Вертикальные части этой опоры обработаны в сечении с приданием им L-образной формы (вырез глубиной 10мм и высотой 50мм), а по ширине так, чтобы поместиться между шпангоутными рамками B-C и 4-5. При этом подгонка 'ножек' опоры как можно плотнее между соответствующими шпангоутами позволит снять с элементов и передать на поддерживающую опору возникающие в каркасе нагрузки.

 

Каркас

Рис. 9. Каркас в положении 'килем вверх', установленный для обшивки днища на поддерживающей опоре.

 

Малковка каркаса

Излишки материала на наружных поверхностях каркаса (шпангоутных рамках, стрингерах, вкладышах) должны быть удалены любым доступным и удобным моделисту способом с постоянным контролем процесса малковки при помощи длинной гибкой планки. Конечной целью этого этапа является полное - по всей длинне - прилегание контрольной планки, приложенной к каркасу в любом месте и под любым углом.
Кроме того, следует плавно уменьшить толщину фальшкиля в кормовой его части так, чтобы суммарная толщина его задней кромки в сумме с обшивкой точно равнялась толщине монтируемого в дальнейшем ахтерпика.

 

Первая обшивка

Чертежи, представляющие процесс обшивки каркаса корпуса, отображают установленные на соответствующие места фальшпалубы. Такое решение неудобно по двум причинам: во-первых, это перекрывает доступ к низлежащим палубам для установки нужных элементов и деталей, а во-вторых, практически исключает использование вышеописанной опоры. Однако на этом этапе - до начала первой обшивки - следует безусловно определиться со списком элементов, которые будут установлены на этих палубах в последующем. Следует также иметь ввиду, что никакие 'транцевые' работы не могут производится до установки всех палуб, потому что это будет единственным открытым местом с доступом до всех трех главных орудийных палуб.
Рекомендуется опять произвести 'сухую' установку всех фальшпалуб для того, чтобы проверить, не мешает ли легкой и правильной их установке на свои места какой либо из установленных стрингеров, либо какие-нибудь другие причины. Перед выполнением обшивки следует извлечь палубы из каркаса.
Первая обшивка выполняется из липовых полос 6х1,5 мм. Хотя обшиваемая поверхность достаточно велика, кривые обшивки не слишком круто изогнуты, а сама обшивка требует минимума подгонки планок сужением на концах (Рис. 10). Как обычно, кривизна изгиба планок в носовой части корпуса потребует дополнительно определенного предварительного изгиба устанавливаемых планок. Рекомендуется при этом использовать механическую подготовку планок: насечку поперечных бороздок на внутренней стороне планок, например, при помощи известного инструмента от Amati.

 

Установка первой обшивки

Рис. 10. Каркас в положении 'килем вниз'. Установка первой обшивки. Используемый инструмент: 'кусачки' для планок от Amati и приспособление для запрессовки гвоздиков.

 

Прежде всего, по каждому борту устанавливается базовая, абсолютно ровная и без сужений на концах, планка, используя линию главной палубы как базовую и следуя кривой естественного изгиба самой планки. После этого производится измерение ширины обшивки по мидель-шпангоуту с целью определения необходимого количества планок. Последующая разбивка всех шпангоутных рамок на найденное количество планок обшивки как в нос, так и в корму, позволит моделисту по месту определить необходимую форму каждой устанавливаемой планки и степень ее сужения (Рис. 11).

 

Подгонка планок

Рис. 11. Подгонка планок: сужение на концах.

 

В инструкции к набору подчеркивается, что при этом внимание моделиста должно быть обращено прежде всего на беззазорную установку планок и прежде всего в носовой и кормовой оконечностях. Во всех случаях следует стараться укладывать планки по линиям их собственного минимального сопротивления и естественного изгиба, что, кроме получения требуемой качественной обшивки, позволяет еще повысить прочность корпуса модели. При этом возникает необходимость установки дополнительных, треугольной формы вставок в обшивке, что не является чем-то необычным или сверхтрудным (Рис 12 и 13). И снова клей ПВА является идеальным для приклеивания прихваченных гвоздиками планок и шпангоутных рамок. Рекомендуется использовать 10 мм латунные гвоздики, лучше всего устанавливаемые безударным способом при помощи специального инструмента (гвоздаря). При этом при правильной малковке набора и подгонке вкладышей, придется вгонять гвоздики на полную их длину только в некоторых местах (в корме, например). Во всех остальных случаях гвоздики просто придерживают планки на своих местах до полного высыхания клея. Это значительно облегчает процесс их последующего извлечения перед шлифовкой обшивки.

 

Вставки обшивки

Рис. 12. Вставки обшивки.

 

Первая обшивка

Рис. 13. Первая обшивка в районе кормы до шлифовки. Вставки.

 

Клей следует наносить на обе соединяемые поверхности. После окончания обшивки следует очень внимательно осмотреть всю поверхность корпуса на предмет непроклея и отремонтировать такие места до шлифовки. Если этого не сделать, то качественную шлифовку невозможно будет выполнить: планки в непроклеенных местах будут просто проседать под нажимом шлифинструмента и возвращаться в прежнее положение, образуя явно различимый 'горб'.

 

Пушечные порты

После того, как произведена шлифовка корпуса на поверхности ниже главной палубы, наступает время прорезки пушечных портов. Эту процедуру желательно выполнить именно сейчас, до продолжения обшивки корпуса выше главной палубы, т.к. значительный завал бортов и уменьшение рабочего пространства после полной обшивки сделает эту, достаточно непростую и ответственную работу весьма сложной. Для начала на свое место аккуратно устанавливается самая нижняя палуба и ее плоскость аккуратно переносится на внешнюю сторону обшивки. Теперь будет достаточно просто, сняв схему взаимного расположения пушечных портов этой палубы с чертежа, привязать его к реальной модели. Сами проемы в обшивке прорезаются при помощи острого скальпеля (Рис. 14). При этом некоторые проемы накладываются на шпангоутные рамки, так что последние следует также прорезать.

 

Разметка и прорезка пушечных портов

Рис. 14. Разметка и прорезка пушечных портов. Бруски для установки имитаторов орудийных стволов на нижних, закрытых палубах.

 

Рекомендуется постоянно проверять свою работу и самым простым и удобным способом при этом является взгляд вдоль линии пушечных портов.

 

Имитация орудий

Деревянные бруски, требуемые для установки на нижних палубах для имитаторов судовых орудий, нарезаются из соответствующей рейки из набора. В идеале, каждому 'орудию' следует ставить отдельный брусок, что позволит выполнить правильную корректировку вылета орудийных стволов. Все размерения снимаются с чертежей и после высверливания в бруске на нужную глубину отверстия под задний установочный штифт ствола имитатора сам брусок приклеивается на свое место. При этом для проверки и установки всех брусков на одном расстоянии от наружной поверхности обшивки следует применить самодельный Т-образный кондуктор (Рис. 15).

 

Установка брусков для имитаторов орудийных стволов

Рис. 15. Установка брусков для имитаторов орудийных стволов при помощи Т-образного кондуктора.

 

Теперь следует установить на свое место степс бизань-мачты, после чего можно устанавливать вторую орудийную палубу со всеми на ней вышеописанными для первой палубы действиями.

 

продолжение

По материалам книги The Period Ship Handbook


Статьи на тему:
19.09.2008Обзор модели корабля Santa Ana фирмы Artesania Latina
18.12.2007Обзор модели HMS Victory фирмы Mantua в масштабе 1/78
26.08.2004HMS Victory. Модель фирмы COREL
01.01.1970Santa Ana
01.01.1970HMS Victory
01.01.1970Le Soleil Royal
01.01.1970HMS Victory (Виктори)
01.01.1970Montanes
01.01.1970HMS Victory (Mantua)
01.01.1970Santisima Trinidad