7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Краткий обзор модели Scotland фирмы Corel

Краткий обзор модели Scotland фирмы Corel

Scotland – моя первая деревянная модель корабля. До этого я немного баловался с пластиковыми моделями, но с деревом опыта у меня не было. Поэтому я искал что-то простенькое, но чтоб выглядело относительно впечатляюще. На мой взгляд Scotland фирмы Corel выглядит эффектно и в нем есть многое из того, что я встречу в других моделях – двойная обшивка, полный такелаж (пусть и на одну мачту), паруса и немного деталей на палубе.

Общее впечатление от этой модели корабля: вполне сносно. На качество материала особо не жалуюсь. Обе пушки, с металлическими лафетами решил вообще не ставить – мне они показались неправдоподобными и неуместными. Инструкции довольно подробные, и только с бегучим такелажем некоторые чертежи показывают явный бред: полистав соответствующую литературу, я сделал так, как надо. Самый большой минус – материала дано в обрез. С огромной осторожностью я штудировал все инструкции с начала и до конца, чтобы не использовать лишнего сантиметра чего-нибудь не того. После постройки модели остались считанные обрезки в пару сантиметров. Если бы я случайно сломал пару реек для обшивки, мне пришлось бы их доставать неизвестно откуда.

 

Модель корабля Scotland. Настил палубы.

Фото 1. Настил палубы.

 

Итак, в начале был киль со шпангоутами. Как и ожидалось, шпангоуты пришлось подравнивать и с помощью бумажных трафаретов делать симметричными. Первую обшивку, хоть потом и скрытую чистовой обшивкой, ради тренировки я решил делать как надо – с сужением планок к носу и корме. Для этого мне пришлось гнуть планки также и «на ребро». Я помещал планку над кипящей водой буквально на несколько десятков секунд и потом гнул в руках. В общем, не сложно.

Для настила палубы я использовал в качестве эталона брусок длиной семь сантиметров, по нему отрезал планки и клеил на фанерную палубу модели. Вообще-то это неверно, так как между надстройками и решетками на палубе, по возможности (если расстояние позволяло) укладывали целые доски, а у меня, так как решетки еще не поставлены, наверняка будут стыки между планками там, где их можно было избежать. Но об этом я узнал слишком поздно. На стыках между планками я прокалывал булавкой дырки, чтобы позднее, залитые маслом и лаком, они потемнели и казались штырями крепежа. Честно говоря, это не очень-то получилось, то ли из-за масштаба, то ли из-за моих экспериментов с покрытием палубы, включавшим в себя воск, тунговое масло и прозрачный лак.

 

Модель корабля Scotland. Первая обшивка.

Фото 2. Первая обшивка.

 

Модель корабля Scotland. Первая обшивка и палуба.

Фото 3. Первая обшивка и палуба.

 

Со второй обшивкой пришлось сложнее – более тонкие планки хуже гнулись на ребро. В одном месте, где планки никак не хотели лежать как надо пока сохнет столярный клей, я попробовал использовать «моментальный» SuperGlue. Не делайте этого – планки, конечно, были схвачены на месте, но белесый налет остатков клея, которые совсем удалить не удалось, доставили мне много хлопот. Лучше и быстрее бы было, если бы я подержал руками планки пока ПВА не засохнет – минут 15.

 

Модель корабля Scotland. Чистовая обшивка.

Фото 4. Чистовая обшивка.

 

Согнуть бархоуты оказалось намного труднее. Пришлось после выпаривания одевать их на специально вырезаную форму:

 

Модель корабля Scotland. Сгибание рейки для бархоута.

Фото 5. Сгибание рейки для бархоута.

 

Делать это надо очень осторожно, не сразу, в несколько заходов. И хотя они неплохо согнулись, мне пришлось придумывать вот такие захваты из толстого твердого провода, чтобы удержать их на месте, пока высыхает клей:

 

Модель корабля Scotland. Приклеивание бархоутов.

Фото 6. Приклеивание бархоутов.

 

Итак, корпус модели моего корабля в основном готов. Вопреки инструкциям, я решил не закрашивать часть корпуса. Также я выкинул обе пушки и помпу, которая не вписывалась в масштаб, так как была выше надстройки и была вся отлита из металла, так что как ни раскрашивай, все равно не будет быглядеть правдоподобно. Также я решил пока не устанавливать боковые окошки на корме – всегда успеется.

 

Модель корабля Scotland. Корпус модели почти готов.

Фото 7. Корпус модели почти готов.

 

Вместо этого всего я сделал несколько добавлений. Во-первых, лестницы на бак – мне казалось странным, что их нет, хотя и разница в высоте невелика:

 

Модель корабля Scotland. Трапы на бак.

Фото 8. Трапы на бак.

 

Во-втрых, я подготовил бочки – я нашел их случайно в одном магазинчике во время поездки в Висбаден, просто деревянные балванки в виде бочек. Я прорезал ножом вертикальные линии, и налил немного темного лака на крышку – лак просочился по прорезям и получилась имитация отдельных досок. Обручи я потом покрасил в металл. Там же я нашел маленькие столбики и сделал поручни на кромке бака.

 

Модель корабля Scotland. Дополнительные бочки.

Фото 9. Дополнительные бочки.

 

Вант-путенсы в наборе сделаны из мягкого металла, и их надо разогнуть, чтобы вставить юферс, а потом сомкнуть обратно. Как я ни старался, а один из них таки порвался при этом. Запаса, как и во всем остальном, нет. Спаять не получилось – олово на этом металле не держится, а если чуть подержать паяльник, сам металл моментально плавится и падает каплей вниз. Правда, я лет 10 не держал в руках паяльник. Пришлось брать оловянную проволоку и делать пару штук самому.

Вместо того чтобы делать специальный станок для обвязки вант, я решил имитировать ее простым способом – тонкую нить завязываешь узлом вокруг того, что надо обвязать, и продолжаешь завязывать узлы, оборачивая нить каждый раз вокруг – снизу, сверху, снизу и так далее:

 

Модель корабля Scotland. Обвязка вант.

Фото 10. Обвязка вант.

 

Каждая пара вант это одна толстая нить, один конец которой я оборачивал воркуг юферса и обматывал «на столе», затем одевал на мачту, и, чтобы получилось правильная длина, второй конец оборачивал следующим образом: Чтобы гарантировать ровную горизонтальную линию верхних юферсов пока я обвязываю ванты, я использовал обычные скрепки в качестве скоб, державших пару юферсов на определенном расстоянии. Если бы у меня было больше вант и они отстояли бы дальше от мачты, мне пришлось бы делать скобы разной длинны, чтобы верхние юферсы были выровнены горизонтально. Но тут все ванты достаточно близки к вертикали, так что было достаточно одинаковых скрепок:

 

Модель корабля Scotland. Установка вант.

Фото 11. Установка вант.

 

С бушпритом вышла смешная история – как только я натянул штаг, бушпит втянуло назад в корпус, так как он никак не закреплен в своей петле. Видимо, надо было сделать больший угол, чтоб он уперся в палубу. Пришлось просверлить позади бушприта отверстие в палубе, покрасить кусок зубочистки в охру и воткнуть в качестве упора:

 

Модель корабля Scotland. Костыль для бушприта.

Фото 12. Костыль для бушприта.

 

Темные нити для стоячего такелажа модели получал путем покраски имеющихся в наборе светлых нитей. В магазине всякого рукоделия нашел краску для тканей - для рисунков на одежде. На тюбике написано было, что она застывает при нагревании - мол, после высыхания прогладить утюгом. Я развел ее водой и окунул туда нити на некоторое время. Затем выжал пальцами и прогладил утюгом между кусками материи. Надо сказать, что нити в наборе сносные, хотя, конечно, их надо вощить. Они трех диаметров - крупный для якорей, средний для вант и маленький для всего остального. Мне этого показалось недостаточным - ведь одно дело канат, держащий грота-рею, а другое - веревка для флага или кливера. В магазинчике в Висбадене, куда меня как-то занесло, я купил нить еще меньшего диаметра, и бегущий такелаж у меня двух разных диаметров.

Паруса были приключением – я впервые в жизни сел за швейную машинку. Самый частый стежок все равно не соответствует масштабу, но, на мой взгляд, выглядит лучше нарисованых швов. Укрепленный на реи и со всеми необходимыми снастями, я устанавил первый парус на мачту, укрепил снасти с необходимой для «надутости» слабиной, кисточкой намочил парус раствором канцелярского клея с водой, поставил вентилятор сзади и пошел ужинать. Вернувшись, я понял, что мне стоило посоветоваться с женой. Дело в том, что вместо того, чтобы затвердеть в надутом состоянии, парус сел, став меньше процентов на 10, опасно натянув все, что можно. Так что остальные паруса я предвалительно вымачивал и сушил, что позволило мне сделать их надутыми, но они все-таки меньше на 10 процентов чем должны были быть. Еще одна проблема – несмотря на вентилятор, парус высыхал не равномерно и искривлялся в некоторых местах. Приходилось вновь мочить эти места и соображать что-то, что бы держало правильную форму, пока все сохнет:

 

Модель корабля Scotland. Проволочный шаблон для паруса.

Фото 13. Проволочный шаблон для паруса.

 

Авария – мягкий металл вант-путенсов порвался на почти готовой модели. Снимать и менять, вместе со всем такелажем очень не хочется. Пришлось залить эпоксидной сомолой – она будет держать, но если присмотреться, ее видно. На этой фотографии видно также один из сделаных мной вант-путенсов – он толще остальных. Для симметрии я сделал такой же на другой стороне моей модели корабля.

 

Модель корабля Scotland. Ремонт вант-путенса.

Фото 14. Ремонт вант-путенса.

 

Вообщем, получено много удовольствия и результат не разочаровал. Смотрите в галерее фотографии законченой модели.

 

© Пётр Лифшиц, 2007

© www.shipmodeling.ru, 2007