Постройка адмиралтейской модели корабля Royal Caroline
Теги: Royal Caroline, Яхта, адмиралтейская модель
В какой-то момент, зимой, закончил первоочередные дела по приведению в порядок новой квартиры. И снова зачесались руки по поводу новой модели. Посмотрел по сайту. Прослезился… Понял, что отстал от 'передовиков производства' навсегда. Поднял руку, махнул и сказал себе: 'Наплевать, я для собственного удовольствия этим занимаюсь'. И вкладывать 'годы кропотливого труда, чтобы стать Мастером', не планирую. Я - Любитель, деньги зарабатываю другим, за славой не гонюсь.
Давно заглядывался на Royal Caroline, которая королевская яхта. Хотелось попробовать адмиралтейскую модель. А по ходу работы еще и вышел обзор Чингиса Баязитова, который во многом помог (спасибо, Чингиз, навел меня на много дельных мыслей). Вот с ним и попробую сравнить свои решения. Оговорюсь сразу же: мой метод оказался не самым экономичным по трудозатратам. Но для меня оказался крайне удобным. Минимум инструмента и оборудования. Минимум пыли и отходов.
Распечатал на домашнем принтере шпангоуты. Решил, что их количества на чертеже мне достаточно. Масштаб перевел в 1:50. Проверил на искажения печати. Провел от руки карандашом линии параллельно изгибу шпангоута на расстоянии 5 мм внутрь корпуса, постоянно замеряя линейкой. Сразу же приношу извинения за неэффективность тем, кто умеет это делать в Рино, Автокаде, Компасе одним мизинцем левой руки. Но я однажды уже говорил по поводу лопаты и экскаватора.
Наклеил эти плазы (не побоюсь этого слова) на обычную фанеру 5 мм. И выпилил шаблоны, которые на 5 мм меньше внешнего сечения со всех сторон. Склеил пакеты из шпона сечением 5х5 мм. Обогнул вокруг шаблонов. Закрепил биндерами и дал высохнуть/остыть. Попробовал огибать разными вариантами.
1 вариант. Склеил пакет, сразу же прогрел его утюгом, пока ПВА еще не высох. Гнется все изумительно: еще бы – сырое и горячее. Только сохнет дольше второго варианта.
2 вариант. Склеил под грузом пакет. Нагрел и обогнул по шаблону. Конечно, не так гибко и мягко гнется, жать надо намного сильнее, зато через 2-3 минуты все остывает и становиться жестким. Потом остается плоские стороны шпангоутов зачистить.
Делать решил из ореха. Так как после нескольких лет чтения на форуме дискуссий об историчности, решил, что светлые породы как-то не отражают то, что шпангоуты, киль и штевни уж наверняка были из дуба, а не из сосны. 'Полные' шпангоуты обогнул целиком из одного пакета.
'Пакет' – склеенные из нескольких слоев тонкого шпона (0,6 мм) листы или полосы. Типа фанеры, только волокна у всех слоев идут в одном направлении. Клеить обязательно ПВА, т.к. в дальнейшем при нагревании утюгом клей размягчается, что и позволяет такому 'пакету' легко гнуться.
Модель корабля Royal Caroline. Полные шпангоуты.
'Острые' шпангоуты состоят из двух ветвей, склеенных внизу. В середине вклеена вставка.
Модель корабля Royal Caroline. Острые шпангоуты.
Соединение ветвей внизу доведено до сечения шпангоута снаружи наждачкой. Пробовал сначала делать флор и тимберсы. Потом решил, что проще ветви и вставку. Там, где получилось 'некрасиво', после зачистки заклеил плоские стороны шпоном.
Надо было сразу же вклеивать бимсы. А то со временем обнаружились отклонения от формы шпангоутов. Но исправляется легко. Снова подогрел шпангоуты и обогнул вокруг шаблонов. Потом из таких же пакетов выгнул бимсы. Вклеил вместе с кницами. Все стало жестким и крепким.
Модель корабля Royal Caroline. Шпангоут с бимсами.
Один шпангоут оказался просто заколдованным. Сделал весь набор и обнаружил, что есть два практически одинаковых шпангоута, хотя номера проставлены разные. Пока между другими делами неспешно перегибал – оказалось, что переделал два. Потом переделал один, но через день опять обнаружил, что сделал не то. В общем, пока жена не сказала: 'А чего ты хочешь, это же 13…'. До того момента я как-то не задумывался об этом, а тут в голове все встало на свои места и наконец-то получилось.
Что сильно упрощает дело, так это то, что очень легко наносить разметку высоты палуб на шпангоут. Прямо после высыхания/остывания делаешь отметки палуб и нужных сечений на ветвях шпангоута. Благо бумажная распечатка здесь же, на шаблоне. А поскольку она отпечатана с единого теоретического чертежа, то все должно совпадать достаточно точно.
Модель корабля Royal Caroline. Возможность разметки палубы.
Киль и штевни это просто. Так все делают. Только выбрать шпунтовый паз фрезой при помощи дрели, закрепленной в вертикальной стойке, не получилось. Слишком все гуляет, и волокно вполне подталкивает тонкую фрезу не туда, куда надо. Тут, наверное, действительно нужен сверлильный станок – он сильно жестче. Теперь думаю, пока набор не склеен, не переделать ли все заново?
Модель корабля Royal Caroline. Шпунт в киле.
Гасписы делал примерно так же, как Чингис. Только сначала склеил и высушил клинья из шпона. А потом нагрел и изогнул. Выпилил шаблон шпангоута 1 и шаблон форштевня. На них уже подгонял гасписы один к другому, как и Чингиз. И выводил округлый изгиб наждачкой. Поскольку чертежей гасписов не было, то делал их количество и ширину по собственному разумению. Поскольку на шаблоны тоже был наклеен чертеж, то потом гасписы отодрались легко, по бумаге. Осталось только сошкурить бумагу. И приклеить к штевню и шпангоуту. (И вообще: все, что склеено на ПВА, легко отрывается после нагрева над газовой плитой.)
Модель корабля Royal Caroline. Гаспицы.
Корму потом сделаю по такой же технологии. Думаю, что вырежу профиль изогнутых деталей в одной плоскости, а в другой плоскости обогну вокруг шаблона. И надеюсь, что не будет заморочек, как у Чингиса, с изготовлением трехмерной детали. И собирать буду, наверное, на шаблоне – удобнее крутить.
Сделал стапель. Одноразовый. Второй раз мне стапель понадобиться через несколько лет и для другой модели. Так что проще его в определенный момент выкинуть, чтобы не загромождать место на годы. Рассудив, что чем больше делается переносов линий, тем больше накапливается ошибок, решил просто наклеить на фанеру распечатку соответствующего сечения, по ней и выпиливал. Верхнюю плоскость сделал на высоте ватерлинии VIII. Гнуть по форме седловатости палубы не стал (этого прикола я чего-то не понимаю). На шпангоутах есть отметки ватерлинии VIII и осевая линия внизу шпангоута. А трех точек достаточно для ориентации тела даже в пространстве, а не то, что в плоскости. Пропилы под шпангоуты в верхней полке позволяют не мучиться с выставлением расстояний между соседними шпангоутами, нарезки и вклеивания вставок между шпангоутами. И угольник для вертикали не нужен. Ведь на нижней и верхней полке одна и та же распечатка. Нужно было только, чтобы они были правильно наклеены. Тогда пазы в киле и пазы в верхней полке совпадают по вертикали все одновременно.
Модель корабля Royal Caroline. Стапель. Извините, ничего еще не закреплено.
Посмотрел на все это: шаблоны-то уже сделаны, стапель есть. И решил сразу же заложить вторую модель. Одну сделаю как адмиралтейскую (ну или почти адмиралтейскую) с частичной обшивкой и внутренностями. А вторую полностью обшитую. Соответственно и шпон решил взять подешевле. Все равно внутри будет не видно. Оказалось, что клен после высыхания хуже удерживает форму. Со временем приходиться снова обязательно греть и подгибать, пока не поставишь бимсы для обеспечения жесткой связи ветвей. А вот склеенная липа ведет себя отлично.
Для меня самым большим плюсом в такой технологии оказалось, что мне нужны: электролобзик, ножницы, наждачка, канцелярский нож, утюг (или газовая плита) и моя многолезвийная приспособа для резки шпона. Без нее долго резать и больше шкурить.
Электролобзик самый обычный, поскольку выпилить шаблон из фанеры 5мм, это далеко не тоже самое, что выпиливать тонкие ветви шпангоута из массива. Ну и иногда еще была нужна бормашинка для различных зачисток, подрезаний и пазов. Не то чтобы без нее не обойтись, но сильно ускоряет дело. И никаких ленточных пил, циркулярок, копировально-фрезерных станков, лазерных аппаратов и т.д. для нарезки материалов и сложных обводов не потребовалось. Отходов минимум. Понимаю, что впереди еще малковка. Но тут уже по любой технологии – пыль.
А потом все дело встало. Пришла весна и начал обустраивать балкон под рабочее место. Выполнять различные заказы жены на квартирные дела. Потом рождение сына. В общем, когда будет продолжение – не знаю. Потому решил все-таки поделиться только начатой работой. Вдруг кого-то на какую идею наведет. Коллеги-то на месте не стоят.
© Фатиев Андрей, 2008
© www.shipmodeling.ru, 2008
Статьи на тему: