Обзор сборки модели Nina из набора Mini Mamoli
Теги: Nina, Mamoli, MM16
Личный опыт
Получив этот набор в подарок на день рождения, я сразу решил, что максимально реализую свое представление об этом корабле: запасся шпоном разных сортов,паруса делал из своей ткани,докупил юферсы и блоки.
Какого-либо судомодельного опыта у меня не было – так, детские модельки из шпона и картона по выкройкам "Приложения к ЮТ". Правда, я бывший кораблестроитель, к тому же 20 лет назад серьезно увлекался историей мореплавания, флота и кораблестроения, так что предметная область мне знакома и любима. Собственно, поэтому я этот подарок и получил :-)
Два дня до начала работ сидел в Интернете – собирал все фотографии моделей и графические изображения кораблей эскадры Колумба. Чего и всем советую – очень пригодится. Разбирайтесь насколько это окажется вам по силам – старайтесь представить конструкцию корпуса, всех узлов и соединений. Это само по себе увлекательно. Из детского опыта мне еще помогли попытки рисовать модели: когда рисуешь сам – максимально стараешься понять предмет.
Из альтернативных чертежей мне с детства очень нравился вариант, опубликованный в "Моделист-Конструктор" лет 25-30 назад. Собирая модель, я не старался следовать схеме Mamoli. Более того, не надо даже делать конкретно по какому-то чертежу. Ведь все известные чертежи кораблей Колумба – это всего лишь реконструкции, основанные на целом ряде предположений. Поэтому внимательно смотрите на чертежи Пинты и Санта-Марии – можно и нужно заимствовать конструктивные решения из них.
Я кратко привожу последовательность сборки только потому, что многим, все же, недостаточно схемы Mamoli. А еще потому, что сборка по схеме не избавляет от неожиданностей.
До начала работ внимательно изучите состав набора. Вы должны понимать куда какие детали пойдут. Для упрощения этой задачи на схеме в натуральную величину приводятся все детали – можно просто прикладывать их к рисунку и искать по схеме – куда они устанавливаются.
Корпус
Осмотрите и обработайте корпус, если он того требует. Зашкурьте неровные места. Особенно тщательно проверьте плотность прилегания обшивки борта к корпусу. Ниже ватерлинии корпус лучше не трогать, он сделан так, что есть намек на имитацию обшивки и этот намек лучше оставить.
Если вы решитесь имитировать обшивку транца (рис. 4), то его тоже нужно обработать так, чтобы доски обшивки прилегали к нему без зазоров.
В первую очередь установите настил палубы. Настилайте палубу от диаметральной плоскости к бортам. Когда закрепите первую "доску", четко наметьте на ней карандашом отверстие для мачты, чтобы потом наугад не сверлить палубу. Дайте хорошо присохнуть первой "доске", прежде чем перейдете к следующим – это позволит вам при приклеивании следующих "досок" плотно прижимать их к соседним. Так же настилайте палубы бака и юта.
При настиле палубы и юта, я решил сделать свес над переборкой юта так, как это показано на чертежах "Моделист-Конструктор". Результат видно на рис. 1.
Рис. 1
После настила палуб, установите фальшкиль и штевни. Сначала приклейте фальшкиль и только после его присыхания устанавливайте фор- и ахтерштевень. Их надо прирезать так, чтобы они без зазоров соединялись с килем и плотно прилегали к корпусу. Наружный контур штевней лучше обработать уже после того как штевни будут установлены и прочно закреплены на корпусе, т.е. после полного высыхания клея (рис. 2).
Рис. 2
Далее установите обшивку борта. В наборе Mamoli она устанавливается выше ватерлинии так, чтобы нижний край обшивки упирался в паз на корпусе. Как я уже говорил, до установки обшивки рекомендую приложить поясья к корпусу и проверить – везде ли они хорошо прилегают.
Мне, при установке обшивки, не удалось установить ее так, чтобы она следовала точно по линии паза. Прирезать поясья не хотелось, т.к. для них я использовал шпон из набора, а кусочки там не такие уж и широкие – фальшборт над палубой не получился бы адекватным. Реализовать потеряй в данном случае мне кажется нереальным. В результате у меня образовались щели, в которые я вставил клинья – жалкое подобие потеряя :-) Эти места потом все равно были закрыты бархоутами, так что решение оказалось приемлемым.
Зашлифуйте кромки и места стыков.
Установите бархоуты (поясья усиленной обшивки). Как раз тут я взял уже свой шпон, т.к. хотелось сделать бархоуты толще и темнее, чем в наборе (рис. 3, 4).
Рис. 3
Рис. 4
Установите планширь на фальшборт. Здесь я тоже использовал свой шпон. Более того, кажется допустил масштабное искажение – планширь получился шире (рис. 5), чем в реальности, но мне так больше нравится :-)
Рис. 5
Кроме того, у Mamoli, кажется, этого нет, но я вывел фальшконцы шпангоутов – без этого, на мой взгляд, модель вообще сильно теряет (рис. 6).
Рис. 6
Еще я прорезал шпигаты (рис. 7).
Рис. 7
Фендерсы тоже делал свои (рис. 8), то что нарисовано у Mamoli – это же ужас, не понимаю для чего такие упрощения. Обратите внимание, что фендерсы помогут вам скрыть места стыков обшивки.
Рис. 8
Оборудование на палубе
На этом этапе можно без жесткого порядка сделать то, что надо по чертежу – установить люк, трап, брашпиль, пушки, дельные вещи для такелажа. Кроме дельных вещей (которые тоже ужасны, но я решил для этой модели их не менять), я установил также кофель-нагельные планки у каждой мачты и по бортам (рис. 9).
Рис. 9
Усилия на дополнительные конструкции небольшие, но они того стоят – модель получится намного лучше, чем оригинал. Еще раз подчеркну – смотрите фотографии других моделей и чертежи.
Рангоут, такелаж и паруса
К набору приложен только один вид ниток. Рекомендую ее использовать для бегучего такелажа, а для стоячего приобрести черную капроновую нитку большего диаметра. Не поскупитесь, а также – докупите по несколько десятков юферсов и блоков. Это недорого, но модель сразу смотрится классом выше, чем просто завязанные нитки (рис. 10).
Рис. 10
Лично мне не удалось красиво сделать юферсы на вантах, но только оттого, что я поспешил и не продумал обвязку. Поэтому рекомендую тщательно изучить по иллюстрациям и фотографиям эти элементы и потренироваться, прежде чем установить ванты с юферсами.
Для фок мачты я изготовил также "воронье гнездо", применив простой кондуктор (рис. 11).
Рис. 11
Паруса делал из собственной ткани. Имитация швов выполнена на швейной машинке. Парус пропитан в растворе клея ПВА, высушен и разглажен через слой ткани. Рисунок нанесен с обеих сторон (рис. 12).
Рис. 12
Результат
Не бойтесь отступить от правил и что-то испортить. Ясное дело, что без этого не обойдется, но ведь для этого Вы и делаете свою первую модель, чтобы приобрести опыт. Шедевра, может быть, и не будет, но Вы будете радоваться тому, что получится (рис. 13). А это главное :-)
Рис. 13
Статьи на тему: