7 909 962-27-56

+7 495 120-75-76

8 800 500-54-29

пн-сб с 10 до 18, время московское

Изготовление рангоута для модели HMAV "Bounty"

Изготовление рангоута для модели HMAV "Bounty"

Часть 1  Часть 2  Часть 3

Рангоут, такелаж, паруса – все это, пожалуй, одни из самых зрелищных элементов в модели парусника и самые трудоемкие. К сожалению, европейские производители китов далеки от точности в воспроизведении данных элементов. Поэтому рангоут на своем Баунти я уже давно решил делать самостоятельно по чертежам из анатомии и в дальнейшем также делать самодельный такелаж. На основе анатомии я сделал в масштабе модели (1/60) чертежи рангоута, которые выкладывал ранее. По ним из материала, предлагаемого Amati (ореховые круглые заготовки), а также из “подножного материала " я и делал рангоут. Работы над рангоутом, как и описание этих работ, состояли из двух частей: вертикальный рангоут (мачты, стеньги, бушприт) и горизонтальный рангоут (реи).
При работе ставилась задача воспроизвести рангоут, представленный в анатомии Маккея. Рангоут имеет довольно сложную форму: тело мачты имеет круглое сечение, топ мачты – квадратное, шпоры стеньг – восьмиугольное (правильный восьмиугольник), тело стеньги – круглое, топ стеньг – квадратное, кроме того, стеньги под салингами имеют выступ восьмиугольной формы, так называемые "ахтканты", то есть восьмигранные ахканты, брам-стеньги – аналогично, только шпор у них попроще, имеет квадратное сечение. Станков у меня нет, поэтому приходится выкручиваться. Благодаря тому, что топы мачт и стеньг – черные, шпоры стеньг также черные, можно позволить сделать конструкции составными и использовать элементы из неестественных материалов (немного пластика), краска потом все скроет. Также пришлось докупить 4 комплекта решеток с размером ячейки 1 мм на марсовые площадки.
Итак, часть первая: вертикальный рангоут.
Повествование начну в порядке изготовления: сначала я делал бушприт, утлегарь, а потом мачты и стеньги.
Бушприт изготовлен из 8-мм круглой ореховой заготовки, необходимые сужения были приданы наждачной бумагой, вручную. Сужений два: самая широкая часть бушприта приходится примерно на 2/3 длины от эзельгофта, а от нее к носу и корме бушприт сужается. Длину заготовки я брал с запасом, рассчитывая сделать шип под эзельгофт. Чтобы придать носовой части бушприта квадратное сечение (из чертежа видно, что носовая часть бушприта довольно сложной формы и длина выступов различна сверху и снизу), я использовал деревянные накладки. Их форма и способ установки показаны на рисунке:
Накладки для придания носовой части бушприта квадратного сечения

Накладки для придания носовой части бушприта квадратного сечения


Накладки клеил на суперклей, если где-то образовывались зазоры, то заделывал их смесью суперклея и опилок. В дальнейшем накладки обрабатываются, чтобы получить необходимую по чертежу форму. Также при обработке необходимо сделать шип под крепление эзельгофта. Виолины на Баунти имееют простую форму и изготавливаются из двух параллепипедообразных заготовок (орех), в которых необходимо прорезать углубления под виолин-шкивы и отверстия под лось-штаги. В-общем на бушприте остается выполнить только стоп-клампы. Отмечу лишь, что виолины я позже переделал, изменив расположение шкивов на то, как они показаны в книге Марквардта “Рангоут и такелаж судов XVII – XVIII вв”.
Эзельгофт лучше сделать уже после того, как будет готов утлегарь. При изготовлении утлегаря нужно в носовой части сделать прорезь для шкив-гата. Все прорези под шкив-гаты, а их в рангоуте немало, я делал одним способом: намечал прорезь карандашом и по всей ее длине просверливал 3-4 отверстия (каждое отверстие лучше сверлить в два приема – сначала с одной стороны, затем с другой, я это называю “встречным сверлением”), затем ножом с лезвием №11 прорезал перемычки между отверстиями. Чтобы окончательно придать прорези требуемую прямоугольную форму, использовал пилку. Инструмент этот для прорезки отверстий под шкивы просто незаменим. Далее в эту прорезь я вставлял покупной металлический шкив, или, в зависимости от размеров, использовал шкивы, шедшие в комплекте набора. В качестве оси использовал отрезок медной проволоки.
Шпор утлегаря имеет восьмигранную форму. Подобное восьмиугольное сечение в рангоуте нужно было воспроизводить почти на каждом элементе. К счастью, элементы рангоута имеют восьмиугольное сечение только в окрашенных частях, поэтому воспроизводил я это с помощью пластиковых накладок из полосок, вырезанных от крышки упаковки лапши быстрого приготовления. На фото ниже я показал процесс изготовления такого восьмиугольного сечения:
Первый этап изготовления восьмиугольного сечения в рангоуте

Первый этап изготовления восьмиугольного сечения в рангоуте: тамиевским модельным скотчем обозначаем границы участка рангоута с восьмиугольным сечением, делаем разметку карандашом и слегка обрабатываем грани будущего восьмиугольника, чтобы пластиковые накладки имели большую площадь склейки


Второй этап изготовления восьмиугольного сечения рангоута

Приступаем ко второму этапу: нарезаем полоски пластиковой "лапши" от крышки упаковки лапши быстрого приготовления, слегка закругляем кончик приклееваемого кусочка и наклеиваем посредством суперклея на заготовку рангоута.


Второй этап закончен

Второй этап изготовления восьмиугольного сечения рангоута завершен, наклеены все полоски пластиковой "лапши". Если есть небольшие неровности и зазоры - не беда, все скроет дальнейшая обработка и окраска.


Третий и завершающий этап изготовления восьмиугольного сечения рангоута

Третий и завершающий этап изготовления восьмиугольного сечения рангоута: обработка и предварительная окраска. обработка производится посредством наклеенной на линейку наждачной бумаги (с помощью двустороннего скотча), зазоры, которые не скрываются при обработке заливаются суперклеем (аккуратно, английской булавкой) и по еще невысохшему клею обработка продолжается. Швы и зазоры забиваются намертво опилками и конструкция приобретает монолитный вид. Обрабатываются накладки так, чтобы ничего не выступало, то есть. фактически, нарищиваются на круглой заготовке рангоута только ребра восьмиугольной призмы, да и те состоят из смеси клея и пластиковых опилок. До предварительной окраски перманентным маркером все это выглядит не очень эстетично, но после того. как прошли маркером - другой вид. Заодно маркер вскроет огрехи и неровности, при необходимости продолжаем обработку, подравнивая грани и скрывая швы и зазоры, пока все не станет выглядеть приемлемо аккуратно.


Затем в шпоре утлегаря прорезаем щель под шкив-гат и окрашиваем утлегарь до эзельгофта черным акрилом и переходим к изготовлению эзельгофта. Все эзельгофты я изготавливал из 6-мм орехового шпона. При изготовлении этого, в общем-то несложного элемента, необходимо учесть один нюанс, о котором потом нужно все время помнить при изготовлении всех остальных эзельгофтов: вырезать материал на эзельгофт нужно с большим запасом по длине и ширине, так как в первую очередь необходимо подогнать расположение отверстий, коих на любом эзельгофте два: круглое и квадратное. Квадратное отверстие сначала высверливается, затем ножом с все тем же лезвием №11 ему придается квадратная форма. На эзельгофте бушприта подогнать эти отверстия чуть сложнее, так как они идут под наклоном, именно для того, чтобы правильно расположить эти отверстия, нам и нужно было сначала изготовить утлегарь. И только после подгонки этих отверстий можно обрезать эзельгофт в размер по чертежу. На фото ниже показан процесс подгонки расположения отверстий на примере одного из эзельгофтов.
Подгонка расположения отверстий в эзелгофте

Процесс изготовления одного из эзельгофтов. Если при примерке оказывается, что отверстия неверно расположены друг относительно друга, то исправляется этот недостаток смещением круглого отверстия: сначала придаем надфилем отверстию эллиптическую форму, затем, убедившись, что элементы рангоута правильно расположены относительно друг друга, убираем возникший зазор посредством нанесния суперклея и нобильного насыпания опилок в месте зазора. Для ускорения процесса хорошо использовать сверло подходящего диаметра, вставив его несверлящей частью в отверстие, залив в зазор суперклей, засыпаем туда древесные опилки, затем обрабатываем. место, где был зазор на фото хорошо видно - оно темнее. покраска скроет все изъяны.


Все рымы в эзельгофтах изготовлены по технологии уже описанной мной ранее, в статье про изготовление орудий Баунти. В эзельгофте бушприта я проделал углубление под флагшток. Флагшток просто вклеил в это углубление, возможно позже сделаю скобы, но пока оставил так.
Соединение бушприта с утлегарем

Виолина и эзельгофт на бушприте Баунти.


Теперь можно приступать к мачтам. Но до этого я изготовил марсовые площадки. Как отмечено в анатомии, Уильям Блай  просил при переоснащении судна заменить марсовые площадки на более легкие решетчатые. Именно такие марсовые площадки показаны в анатомии. Начинал изготовление всех марсовых площадок я с окладных брусьев марса. Их я изготовил из деревянных угольников, материал, если не ошибаюсь – береза, толщина 4 мм. Составные части окладных брусьев показаны на схеме:
Составные части окладных брусьев марсовой площадки

Техническое дробление на составные части окладных брусьев марсовой площадки


Такое членение выбрано из-за того, что размеры угольника не позволяют изготовить части обозначенные белым и серым одной деталью. В процессе работы толщина детали уменьшается с 4 мм до примерно 3 мм. Составная часть, обозначенная желтым, изготавливается чуть толще, именно так показано в анатомии:
Аксонометрическая проекция марсовой площадки из анатомии

Аксонометрическая проекция марсовой площадки (грот-марс) из анатомии Маккея


Все элементы окантовочных брусьев перед обработкой я пропитывал суперклеем. Это делает дерево при обработке более надежным: оно не крошится и не колется, те, кто является моим постоянным читателем, помнят, что я постоянно использую этот прием в работе с хрупким деревом, например, таким как орех.

Теперь собираем решетку. На бизань-марсе достаточно одной решетки, а вот для фор-марса и грот-марса ширины “гребенки” недостаточно. Приходится наращивать. Наращивание я выполнял для прочности по следующей схеме:
Схема наращивания "гребенки" решеток на марсовых площадках

Схема наращивания "гребенки" решеток на марсовых площадках


Если делать стыки подобным образом, то части решетки не смещаются и нарощенная часть “гребенки” оказывается точно на одной линии с основной частью. Все клеевые соединения – суперклей. Полученную заготовку решетки нужно обработать, уменьшив толщину решетки, в моем масштабе примерно до 2 мм, причем стачивать нужно равномерно, с двух сторон, иначе решетка может рассыпаться. Далее по чертежу прорезаем “собачью дыру” и, приложив окантовочные брусья, остро заточенным карандашом намечаем линию обреза решетки. Не спеша, постоянно примеряя, обрезаем острым ножом с лезвием №11 или бритвенным лезвием. Не забудьте обрезать маленькую часть решетки под борг рея. Когда решетка обрезана, аккуратно, на суперклее вклеиваем ее на ровной поверхности в окантовочные брусья, нижняя часть решетки должна быть заподлицо с брусьями, а в верхней части окантовочные брусья должны выступать над решеткой примерно на полмиллиметра. Теперь в окантовочных брусьях необходимо прорезать пазы под вант-путенсы юферсов стень-вант и наклеить тонкую рейку по периметру марса, я использовал тонкую ореховую рейку. Она клеится без проблем на суперклей, ничего даже не пришлось отпаривать или отмачивать. Также в окантовочных брусьях, в передней части марсовой площадки, необходимо просверлить отверстие под анапуть на штаге. Окрашивал марсовую площадку я в два этапа: сначала задувал “аэрографом” (в кавычках, так как нормальный аэрограф у меня давно неисправен и валяется Бог знает где, для деревянных моделей он мне без особой надобности, потому использую “зубодув”, изготовленный из коробка из-под спичек, части шариковой ручки и стержня с выбитым шариком) черной тушью, затем им же задувал черным акрилом.

Далее изготавливаем ограждение марсовой площадки. Я его выполнил целиком как в анатомии, там не показано никаких сеточек, нет их и на модели Гарольда Хана, и на музейной модели в Гринвиче, я их тоже не стал делать. Стойки ограждения выполнены из медной проволоки. В анатомии явно показано, что они имеют квадратное сечение. Я решил проблему следующим образом: взял проволоку по толщине равную диагонали квадрата, являющегося сечением стойки ограждения. И просто обработал проволоку с четырех сторон надфилем, придав ей квадратное сечение. Не стоит пытаться сделать сразу длинный кусок заготовки стойки.  Подобным образом не получится сделать квадратные прутки длиной более 3 – 4 см. Затем из листа латуни вырезаем полоску по ширине чуть больше, чем толщина прутка – заготовки стойки и выгибаем из нее скобу, к которой в дальнейшем будет крепиться горизонтальная планка ограждения. Скобу нужно зафиксировать на ровной поверхности, приставить к ней пруток и спаять. Рекомендую изготовить несложную приспособу, показанную на рисунке, которая очень здорово облегчит жизнь при пайке:
Приспособление для фиксации элементов стойки ограждения марсовой площадки при пайке

Приспособление для фиксации элементов ограждения марсовой площадки при пайке


Пятку стойки я делал так: по линейке в листе латуни шилом намечал отверстия (отверстия должны лежать на одной прямой), далее просверливал намеченные отверстия так, чтобы квадратный брусок проходил в эти отверстия внатяг. Далее брал планку по толщине равной уже имеющемуся пазу в скобе стойки и надевал стойки на эту планку. Стоек нужно взять столько же, сколько отверстий просверлено в листе латуни. Располагать заготовки стоек друг от друга следует на том же расстоянии что и отверстия в листе латуни. Затем продеваем заготовки стоек в эти отверстия и выравниваем все, чтобы стойки располагались под прямым углом к листу латуни и планке и были параллельны между собой. Осталось припаять пятки. И снять стойки чтобы разрезать полоску латуни и обработать пятки стоек, придав им квадратную форму. Черним стойки Brass black и вклеиваем стойки в глухие отверстия в задней части окантовочного бруса марсовой площадки. Планку ограждения вырезаем из подходящей по толщине рейки и, окрасив черным акрилом, вклеиваем в пазы. Марсовая площадка готова.
Готовая марсовая площадка

Готовая марсовая площадка. На фото - фок-марс.



Часть 1  Часть 2  Часть 3

© www.shipmodeling.ru, 2014
© Роганов Роман, консультант - Андрей Баитов,  2014